Понятие, основные виды конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, основные виды конкуренции



Варвара Ильина

Шпаргалка по конкуренции

 

Варвара Николаевна Ильина

Шпаргалка по конкуренции

 

Понятие, основные виды конкуренции

 

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

 

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

 

 

Формы и методы конкуренции

 

Различают три формы конкуренции:

1) функциональную;

2) видовую (личностную);

3) предметную.

Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

 

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

1) промышленный шпионаж;

2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

3) выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

 

 

Типология монополий

 

Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.

По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т. е. имеется единственный продавец и много покупателей).

Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т. е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).

В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства.

Технологические – сознательно поддерживаемые монополии.

Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта.

Искусственные монополии имели несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХХ века. Появление избыточного капитала в одной отрасли и неспособного приносить высокую прибыль привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии, которые образуются на законном основании

 

 

Рынок чистой монополии.

На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, т. к. альтернативного изготовителя (продавца) не существует. Огромная доля продукции выпускается одним предприятием – абсолютным монополистом. Единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя – не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.

 

 

Теория конкуренции Кейнса

 

Кейнс – идеолог государственно-монополистического капитализма. Для методологии Кейнса характерен идеализм.

Общая теория занятости: Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и следовательно увеличивается потребление. Потребление растет медленнее чем доходы, т. к. по мере роста доходов у людей увеличивается и стремление к сбережениям. Общий объем занятости определяется тремя факторами: склонностью к потреблению; предельной эффективностью капиталовложений; нормой процента.

Под капиталом Кейнс понимал вещи, приносящие доход, прибыль. Капитал приносит прибыль в силу его редкости, т. е. ограниченности.

Теория процента: процент – плата за заем денег.

Кейнсианцы считают современные рынки неконкурентными и неспособными автоматически регулировать спрос и предложение, в особенности соотношение между ценами и заработной платой. Монополии и олигополии, занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотря на понижающийся спрос. Профсоюзы выступают за гарантированный уровень заработной платы при заключении трудовых соглашений и коллективных договоров с предпринимателями. Всё это приводит к тому, что рыночное регулирование является негибким, и снижение спроса на продукцию хотя и приведёт к падению цен, но вряд ли одновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы.

Рынок не может служить в качестве саморегулятора экономики и не может обеспечить полную занятность, стабильность производства и цен. Следовательно, кейнсианцы считают, что государство должно играть активную роль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства в регулирование экономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая бы смягчила бы периодически возникающие спады и резкие подъёмы производства, получившие в литературе название экономических циклов.

Теоретические предпосылки теории Кейнса сформировались в период глубокого спада и разрушительного кризиса капиталистического общества. В этих условиях именно активные действия государства по регулированию экономики посредством фискальной политики способны вывести производство из глубокого кризиса. Игнорирование правильной денежно-кредитной политики последователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги не имеют значения», вызвало критическое отношение к его концепции. Не оправдавшиеся прогнозы на период после Второй мировой войны подорвали доверие к значимости данной теории и отвернули интересующихся в сторону монетаризма.

 

 

Конкуренция на рынке труда

 

Основополагающие принципы рыночной экономики – состязательность, соперничество, конкуренция. В условиях стихийного развития рыночной экономики здоровая конкуренция – явление не частое. Поэтому и на рынке трудовых ресурсов можно выделить два наиболее часто встречающихся вида конкуренции: монопсонию и совершенную конкуренцию.

Монопсония на рынке труда. Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим.

К основным признакам монопсонии следует отнести:

1) сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере определенного вида труда на одной фирме;

2) полное отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;

3) установление монопсонистом контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли.

Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы.

Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов. Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие четырех главных признаков:

1) предъявление спроса на определенный вид труда (т. е. на работников конкретной квалификации и профессии) достаточно большим количеством конкурирующих между собой фирм;

2) предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии (т. е. входящими в состав некоторой неконкурирующей группы) независимо друг от друга;

3) отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсония), так и их продавцов (монополия);

4) объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т. е. принудительно диктовать уровень заработной платы.

Совершенная конкуренция на рынке труда России. На российском рынке труда, претерпевающем пока процесс сложного становления, есть некоторые сегменты, в рамках которых преобладают черты совершенной конкуренции. С известной долей условности к ним сегодня можно отнести рынки продавцов, строителей, шоферов, уборщиков, рабочих-ремонтников разного профиля, специализирующихся на ремонте жилья, офисов, бытовой техники, мебели и обуви, подсобных рабочих. Спрос здесь представлен множеством мелких и мельчайших фирм, а предложение – неорганизованной массой рабочих, владеющих этими сравнительно простыми профессиями.

 

 

Роль инноваций

 

Только сами компании могут достигать конкурентных преимуществ и сохранять их. В частности, они должны осознать ведущую роль инноваций и истину, что инновации могут возникать только на основе давления и ведения поиска. Это заставляет руководство создавать динамичную среду, способствующую ведению поиска, замечать все пути, обещающие легкое и быстрое создание конкурентных преимуществ, которые на самом деле ведут к провалу.

Создание давления для обеспечения инноваций. Компания должна искать испытания и деятельность под давлением, а не избегать их. Частично стратегия состоит в том, чтобы воспользоваться преимуществами страны, в которой находится сама компания, и создать на этой базе предпосылки для возникновения инноваций. Для этого компании могут осуществлять продажи самым требовательным покупателям и распространителям.

Преимущества кластеров в инновациях. Преимущества кластеров в нововведениях и росте производительности по сравнению с изолированным местоположением могут быть более важными, чем выгоды в текущей производительности, хотя здесь существуют также определенные риски. Участие в кластере предоставляет также преимущества в доступе к новым технологиям, методам работы или возможностям поставок. Входящие в кластер фирмы быстро узнают о прогрессе в технологии, о доступности новых компонентов и оборудования, о новых концепциях в обслуживании и маркетинге и постоянно следят за этими вещами, поскольку эти задачи облегчаются постоянными взаимоотношениями с другими членами кластера, визитами и личными контактами.

Наука – главный компонент инновационной деятельности, условие обеспечения ее эффективности Основные направления развития инновационной деятельности, приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации определяются потребностями промышленных и других производств в технологическом перевооружении и наличием инвестиционных ресурсов. Создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и кардинально поднять конкурентоспособность отечественной продукции.

Государственное участие выражается в прямом финансировании науки и инноваций и применении косвенных мер регулирования научно-технологической деятельности. В настоящее время в России объем бюджетного финансирования гражданской науки соизмерим с объемом финансовых ресурсов крупного западного исследовательского университета.

Бюджетные средства, выделяемые на развитие инновационной сферы, столь незначительны, что они достаточны для «запуска» только отдельных проектов.

 

 

Отраслевые барьеры

 

Барьеры входа на рынок – любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Барьеры входа на рынок подразделяются на структурные (отраслевые) и поведенческие. Структурные (отраслевые) обусловлены особенностями данной отрасли и рынка.

Отраслевая конкуренция

 

Состояние конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами:

1) угрозой вторжения новых участников;

2) угрозой появления продуктов-заменителей или услуг-заменителей;

3) рыночной властью потребителей;

4) рыночной властью продавца;

5) всеми средствами добиться выгодного положения среди конкурентов.

В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли.

Угроза вторжения новых конкурентов. Угроза вторжения новых конкурентов зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов, если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием в отрасли конкурентов, что не представляет серьезной опасности в плане вторжения новичков.

Существует шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа в отрасль.

1. Экономия, обусловленная ростом и масштабом производства.

2. Дифференциация продукта.

3. Потребность в капитале.

4. Более высокие издержки.

5. Доступ к каналам распределения.

6. Политика правительства.

Основой политики конкурентоспособности является призыв к увеличению степени кооперации исследований и созданию отраслевых консорциумов, сильное ограничение прямой кооперации между соперниками в отрасли.

Конкурентные преимущества того или иного местоположения являются средством идентификации отраслей, в которых фирма может добиться уникального конкурентного преимущества по сравнению с конкурентами, базирующимися в других местах, а также тех сегментов отраслей, в которых среда домашней базы обеспечивает наибольшие выгоды. Развитие нового бизнеса должно концентрироваться именно в этих областях.

Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.

Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:

– высокий уровень конкурентоспособности страны;

– активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса;

– качественное правовое регулирование функционирования экономики страны и т. д.

К внутренним конкурентным преимуществам отрасли мы относим:

– высокую потребность в товаре отрасли;

– оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;

– оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли и т. д.

Мощная локальная конкуренция способствует формированию уникальных совокупностей специализированных профессий и технологий, развитию отраслей местных поставщиков (в распоряжении которых оказывается готовый локальный рынок), адаптации и поддержки потребностей соответствующей отрасли.

 

 

Кластеры

 

Кластер или промышленная группа – группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Кластеры могут возникать в результате необычного, сложного или повышенного местного спроса. Для зарождения кластера оказываются важными случайные события. Первоначальный этап формирования компаний в регионе часто отражает действия предпринимателей, которые невозможно полностью объяснить только наличием благоприятных местных условий.

В жизнеспособном кластере первоначальная критическая масса фирм усиливает процесс само усиления, при котором кластер становиться более заметным и возрастает его престиж. В ходе этого:

1) проявляются специализированные поставщики,

2) накапливается информация,

3) в местных институтах налаживается специальная подготовка,

4) ведутся исследования,

5) развивается инфраструктура и разрабатываются соответствующие законодательные нормы.

Кластеры обычно выражены сильнее в условиях развитой экономики, где глубина и ширина кластеров оказывается больше. В развивающейся экономике образование кластеров ослабляется низким уровнем образования, низкой квалификацией, слабым развитием общественных институтов. Совершенствование кластеров облегчается частными инвестициями.

Кластеры предлагают правительствам новые пути сбора и организации информации, т. к. внутри кластера накапливаются широкие знания по маркетингу, технологиям и другим специализированным видам информации. Важным частным случаем создаваемых кластером информационных преимуществ оказывается доступность информации о текущих потребностях покупателя.

Отдельные компании могут влиять на развитие кластера независимо друг от друга, эту роль часто выполняют основатели кластера или лидирующие в нем фирмы. Деятельность многих торговых ассоциаций часто сводиться к лоббированию правительства, сбору некоторых статистических данных, при этом сами организации берут на себя распределение социальных функций. Существующие у объединений возможности по усилению конкурентоспособности кластера оказываются значительно больше. Инициативы кластера могут сфокусировать внимание на обсуждении определенных вопросов политики правительства, способствуют выявлению проблем внутри частного сектора.

Для проверки усилий по развитию кластера необходимо, чтобы определенные зародыши кластера прошли проверку рынком. Усилия по развитию кластера должны идти через достижение конкурентных преимуществ и специализацию, а не через попытки повторения существующего в других регионах.

 

 

Варвара Ильина

Шпаргалка по конкуренции

 

Варвара Николаевна Ильина

Шпаргалка по конкуренции

 

Понятие, основные виды конкуренции

 

Рыночная система создает свободу экономического выбора, каждый в праве производить и продавать свой товар. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое конкуренцией.

Конкуренция – борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Положительные стороны конкуренции:

1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2) конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3) конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5) конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6) конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8) конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику, многочисленность “жертв” в виде банкротств и безработицы.

На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:

1) при его производстве:

а) производительность труда;

б) уровень налогообложения;

в) внедрение научно-технических разработок;

г) размеры прибыли предприятия;

д) величина оплаты труда.

2) при его потреблении:

а) продажная цена товара;

б) качество;

в) новизна;

г) послепродажное обслуживание;

д) уровень предпродажной подготовки.

 

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4) ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:

а) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные методы:

а) антиреклама товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

 

 

Формы и методы конкуренции

 

Различают три формы конкуренции:

1) функциональную;

2) видовую (личностную);

3) предметную.

Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая(личностная) конкуренция – т. е. имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром (легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями).

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной.

 

Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;

5) на основе повышения качества управления;

6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

1) промышленный шпионаж;

2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

3) выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.127 с.)