Структура педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура педагогического процесса



Из сказанного выше следует, что подготовка кадров в Русском университете должна иметь трехслойный характер, осуществляться на трех уровнях:

  • методологическом (деятельностно-ориентированном)
  • идеологическом (ценностно-ориентированном)
  • теоретическом (предметно-ориентированном).

Иными словами, процесс подготовки включает три существенно различных компоненты:

  • обучение (овладение универсальными формами деятельности по решению проблем)
  • воспитание (приобщение к системе ценностей русской культуры, порождающей цели и критерии этой деятельности)
  • образование (получение знаний о предмете решения проблем российского развития).

 

«Гуманитарный физтех»: основные принципы деятельности

Формирование целостного, универсального типа личности, способной принимать решения и осуществлять практическую деятельность исходя из ценностей и идеалов отечественной культуры и на основе всесторонних знаний о предмете деятельности.

Элитарный характер университета, общероссийский многоступенчатый конкурсный отбор учащихся по жестким критериям и на строго индивидуальной основе с использованием системы олимпиад, открытых конкурсов работ, заочных школ и подготовительных курсов.

Систематическое отслеживание, изучение, отбор и творческое применение традиционных и новых форм, методов и подходов в сфере педагогики, развиваемых в России, равно как и целенаправленное заимствование, перенос, творческое использование и развитие форм и существенных элементов западной педагогики.

Приоритетное привлечение к педагогической работе наиболее ярких представителей отечественной культуры, авторов выдающихся работ в области гуманитарных дисциплин, отбираемых в рамках специального проекта на конкурсной основе.

Привлечение к педагогической деятельности в университете видных иностранных ученых и специалистов, систематическое использование целевых зарубежных стажировок.

Придание гуманитарному знанию, — наряду с фундаментальностью, — конструктивного, проектного, практически-ориентированного характера. Сочетание общеуниверситетского образования широкого профиля с поэтапным все более глубоким вовлечением учащихся в практическую исследовательскую и проектную деятельность под индивидуальным руководством ведущих специалистов.

Постоянный опережающий учет, — в структуре преподавательской и исследовательской работы, в перечне и специализации отделений, факультетов и школ, — современных представлений о структуре общества как предмета сознательной человеческой деятельности. Использование для предметной специализации принципа “базовых кафедр”: закрепление за каждой группой обучающихся конкретных государственных, коммерческих, политических, общественных, научных и иных организаций, где они проходят стажировку не менее половины срока пребывания в университете и куда, как правило, направляются на работу по распределению.

Равномерно высокий уровень нагрузки на всем протяжении пребывания в университете с упором на самостоятельную работу и неукоснительным отсевом неуспевающих.

Предоставление студентам широкого спектра академических прав и свобод: свободное посещение, право выбора из нескольких параллельно читаемых лекционных курсов по каждой дисциплине, право выбора тьютора, широкие возможности изменения специализации с соответствующими переходами внутри университета, — в сочетании с жесткой ответственностью за результаты использования этих свобод[2].

 

Административная структура

При формировании Русского университета наиболее естественным представляется путь добровольного объединения на базе сформулированных принципов нескольких уже сложившихся сильных коллективов педагогов и исследователей, которые не захотят поступаться достигнутым уровнем независимости. Поэтому за основу внутренней структуры можно было бы взять британскую двухуровневую схему “университет-колледжи”, с предоставлением его подразделениям ("школам"?) полной академической независимости в вопросах постановки учебного и исследовательского процесса, а также разумной административной автономии вплоть до статуса юридических лиц. Университетский уровень должен обеспечивать весь комплекс общих интересов в отношениях со внешним миром, а также организовать совместную выработку общеуниверситетского стандарта фундаментального образования с целью облегчить внутренние переходы между школами-колледжами в процессе предметной специализации.

В своем развитии университет должен постепенно охватить всю вертикаль — от дошкольной подготовки, через среднюю и высшую школу, аспирантуру и докторантуру и до института повышения квалификации высшего управленческого персонала.

 

Подход к расширению и развитию университета

Принцип "собрать все лучшее любой ценой" имеет приоритет (по отношению к принципу "пусть плохонькое, но свое").

Набор увеличивается только при наличии стопроцентной возможности обеспечить контингент обучающихся и преподавателей-исследователей на принятом качественном уровне.

Новые отделения (школы), даже при наличии социального запроса, конъюнктуры и спонсоров, образуются только по мере обнаружения извне — либо созревания внутри — коллектива преподавателей-исследователей, а также готовности научных и методологических основ.

Учреждение университета

Русский университет учреждается по инициативе Русского института[3] с непосредственным участием государственных органов, а также других заинтересованных юридических и физических лиц на основе соответствующего учредительного договора. В рамках договора Русский институт возьмет на себя разработку концепции, структуры, программы развертывания деятельности университета в соответствии с указанными выше принципами, обеспечение его кадрами преподавателей-исследователей, разработку и систематическое обновление базовых учебных курсов, организацию содержательной стороны педагогического процесса. Государство предоставит университету права и льготы государственного высшего учебного заведения (в сочетании с особым статусом по ряду вопросов) и обеспечит скорейшее развертывание деятельности Русского университета за счет перераспределения имеющихся ресурсов.

В частности, при достижении приемлемого уровня понимания между инициативной группой и государственными органами возможно ускоренное развертывание деятельности университета по максимально прагматичной схеме “сверху вниз”:

  • I уровень – курс повышения квалификации для высшего управленческого персонала (без отрыва либо с частичным отрывом от основной работы). Численность обучающихся – 100 человек. Начало занятий – через полгода после учреждения университета. Срок обучения – один семестр (для последующих наборов – два семестра).
  • II уровень — институт повышения квалификации для управленческого персонала. Численность обучающихся — 200 человек. Начало занятий — через полгода после учреждения университета. Срок обучения — два семестра. (Для последующих наборов — четыре семестра).
  • III уровень — аспирантура. Численность обучающихся — 300 человек. Начало занятий — через год после учреждения университета. Срок обучения — четыре семестра. (Для последующих наборов — шесть семестров).
  • IV уровень — собственно университет. Численность обучающихся — 500 человек. Начало занятий — через год-полтора после учреждения университета. Срок обучения — шесть семестров. (Для последующих наборов — двенадцать семестров).

Задача ускоренной схемы — за время нынешнего четырехлетнего президентского цикла сформировать управленческий потенциал, минимально необходимый для запуска реальных работ по синтезу новой формы деятельности властного аппарата в России.

Русская корпорация [4]

Русская корпорация поначалу может складываться как объединение представителей высшего управленческого звена государственных, коммерческих, политических и иных организаций, заинтересованных в распространении современных форм организационно-управленческой деятельности, и прежде всего — в реформе российского властного аппарата по указанным выше принципам.

Задача ее на начальном этапе — содействие максимально эффективному использованию потенциала выпускников Русского университета, организация в рамках действующих управленческих структур отдельных подразделений и подсистем, целиком укомплектованных ими и реализующих современные схемы и методы принятия решений, снятие или амортизирование неизбежной реакции отторжения со стороны традиционного аппарата.

По мере укрепления Русской корпорации, достижения первых ощутимых результатов и пополнения ее выпускниками университета она может стать по отношению к нему основным заказчиком и все в большей мере брать на себя подбор кандидатов на обучение в Русском университете и финансирование его деятельности.

В дальнейшем Русская корпорация может стать важным субъектом российских реформ.


Инициативная группа
по созданию Русского университета

Бессмертных Александр Александрович — Президент Всемирного совета экс-министров иностранных дел, президент Внешнеполитической ассоциации. Академик Международной академии творчества, кандидат юридических наук.

Генисаретский Олег Игоревич — Заместитель директора Института человека РАН, вице-президент Международного фонда "Культура и будущее России", сопредседатель Религиозно-культурного диалога “Лицом к лицу”. Доктор искусствознания. Член коллегии Русского института.

Глазычев Вячеслав Леонидович — Президент Академии городской среды. Доктор искусствознания, профессор Московского архитектурного института. Член коллегии Русского института.

Караганов Сергей Александрович — Председатель Совета по внешней и оборонной политике, зам. директора Института Европы РАН, член Президентского совета. Доктор исторических наук.

Кара-Мурза Алексей Алексеевич — Директор Центра философских проблем российского реформаторства Института философии РАН. Доктор философских наук, профессор Высшей школы социологии и политологии Международного университета, академик Российской академии гуманитарных наук.

Карлов Николай Васильевич — Председатель Высшей аттестационной комиссии. Член-корреспондент РАН, профессор.

Кортунов Андрей Вадимович — Президент Московского научного фонда, советник Фонда Макартуров и Фонда Евразия. Кандидат исторических наук.

Кузьминов Ярослав Иванович — Ректор Высшей школы экономики. Кандидат экономических наук. Соучредитель Русского института.

Кураев Андрей Вячеславович — Заведующий кафедрой основного богословия и апологетики Св.-Тихоновского Богословского института. Профессор богословия, кандидат философских наук.

Лазуткин Валентин Валентинович — Руководитель Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию. Кандидат философских наук, академик Международной академии информатизации.

Милюков Юрий Александрович — Учредитель и председатель попечительского совета Московской экономической школы. Президент Российского биржевого союза, член президиума Круглого стола бизнеса России, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

Мухаметшин Фарит Мубаракшевич — Полномочный представитель Республики Татарстан при Президенте РФ. Президент фонда “Фатиха”. Кандидат политических наук.

Никонов Вячеслав Алексеевич — Президент фонда “Политика”. Доктор исторических наук.

Павловский Глеб Олегович — Главный редактор журнала "Век XX и мир", президент Фонда эффективной политики, учредитель информационного агентства "Постфактум". Соучредитель Русского института.

Пастухов Владимир Борисович — Зам. председателя Конфедерации союзов кинематографистов. Ведущий научный сотрудник Института сравнительной политологии и Института Латинской Америки. Доктор политических наук, кандидат юридических наук. Член коллегии Русского института.

Пивоваров Юрий Сергеевич — Зав. отделом Института научной информации по общественным наукам РАН. Доктор исторических наук, профессор.

Попов Сергей Валентинович — Президент Межрегиональной методологической ассоциации. Член Экспертного совета при Совете Федерации РФ. Член коллегии Русского института.

Чернышев Сергей Борисович — Директор Русского института. Главный советник Внешнеполитической ассоциации. Профессор Высшей школы экономики. Координатор инициативной группы.

Шанин Теодор — Ректор российско-британской Московской высшей школы социальных и экономических наук. Профессор Манчестерского университета, академик Российской академии сельского хозяйства. Член коллегии Русского института.

Щедровицкий Петр Георгиевич — Председатель совета попечителей Школы культурной политики, вице-президент Ассоциации инновационных школ, зав. лабораторией Института культурологии РАН. Кандидат философских наук. Член коллегии Русского института.


Русский университет
Вступительное слово к сайту

Между педагогической теорией и практикой десятилетиями нарастал разрыв, который в конце концов привел к острому кризису.

В теории педагогический процесс создает единство трех начал: образования (передачи упорядоченного знания о предмете деятельности), обучения (процесса, направленного на овладение формой деятельности с данным предметом) и воспитания (формирующего причастность ученика к системе ценностей, которые порождают цели деятельности).

На практике образование подмяло и вытеснило все прочее. Сложившаяся «система образования» плодит «специалистов», которые тонут в море информации о своем предмете, не обладая ни навыками профессионального принятия решений, ни способностью формулировать собственные цели. Особенно болезненно это проявляется в современной экономике.

Появление Интернета и сетевых технологий привело сразу к трем результатам: крайнему обострению указанной проблемы, осознанию ее сути и созданию практических условий и средств решения.

Ближайшая задача проекта «Русский университет» – создание целостного, работоспособного модуля дистантного обучения корпоративному принятию решений. Поскольку общественный ресурс компетентности в этой сфере является покуда крайне скудным и разрозненным, едва ли не еднственное место, где можно сконцентрировать его, сделать доступным для обозрения, отладки, практического использования и тиражирования – виртуальное пространство.

Это – хлеб. Будет и песня.

 


Название проекта:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.021 с.)