Модуль дистантного обучения в Интернете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль дистантного обучения в Интернете



Организация-заявитель:

Автономная некоммерческая организация “Русский институт”.

Руководитель проекта:

Чернышев Сергей Борисович

Директор АНО “Русский институт”, профессор Высшей школы экономики.

E-mail: ri@russ.ru

Бухгалтер проекта:

Пчелкина Наталья Вадимовна

Коммерческий директор АНО “Русский институт”

E-mail: pchela@russ.ru

География проекта:

Город Москва, РФ

Срок выполнения проекта (продолжительность, начало и окончание):

1 год (с 15 сентября 1998 года по 14 сентября 1999 года).

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Смысл проекта – создание в русскоязычном Интернете целостного, работоспособного модуля дистантного обучения корпоративному принятию решений.

Проект выполняется авторской группой специалистов – педагогов, методологов и культурологов под эгидой “Русского института” при концептуальной, редакторской, программной и технической поддержке сотрудников ряда проектов “Русского института” и с использованием труда добровольных помощников.

Решаемая проблема:

Сложившаяся система образования (из которой оказались вытеснены обучение и воспитание как неотъемлемые моменты единого педагогического процесса) производит специалистов-предметников, тонущих в море информации о предмете и не обладающих ни профессиональными навыками решения проблем, ни способностью самостоятельно формулировать цели и задачи этой деятельности. Особенно болезненно это проявляется в сферах современного российского предпринимательства, а также регионального и муниципального управления. Кроме того, в отсутствие развитой системы дистантного обучения нет почвы для реального многообразия, педагоги-новаторы закрепощены корпоративной зависимостью от учебных заведений, свобода учащихся скована устаревшим государственным образовательным стандартом.

Цели и задачи:

Целью проекта является объединение в его рамках представителей ведущих методологических школ, занимающихся процессами принятия решений, согласование между собой соответствующих учебных курсов и педагогических практик, формирование целостной виртуальной “кафедры” корпоративного управления и культурологии и переход к практической отработке проблемно-ориентированной модели учебного процесса. Для этого будет предпринято размещение на специально спроектированном web-сайте полного текста ряда методологических и культурологических учебных курсов, поэтапное формирование на их основе объемлющей гипертекстовой структуры, формирование сквозного учебного плана, создание интерактивной системы педагогической работы, он-лайновых семинаров и сдачи экзаменов.

Планы и ресурсы:

Группа авторов предоставляет для размещения в сети полные тексты читаемых ими курсов по проблематике корпоративного принятия решений. Тексты будут вводиться в компьютер, проходить корректуру, техническое, научное и, наконец, авторское редактирование при поддержке журнала “Век XX и мир”. Работа по web-дизайну страницы проекта, web-программированию и администрированию гипертекста будет осуществляться под руководством соответствующих специалистов сетевого “Русского журнала” (www.russ.ru). Стыковка учебных курсов и формирование на их основе целостной “виртуальной кафедры” будет проходить в соответствии с планом, согласованным участниками проекта на семинарах в 1995-97 г. Разработка интерактивной системы работы преподавателей со студентами будет осуществлена на основе технологий Интернет-форумов и IRC-конференций.

Ожидаемые результаты:

Помимо основного качественного результата – создания в Интернете работающего модуля дистантного обучения – в проекте предполагается достижение следующих количественных показателей: общий объем текста, размещаемого на web-странице проекта – свыше 5.000 страниц; планируемый траффик – несколько тысяч посещений в сутки; плотность гипертекста – порядка 25 ссылок на авторский лист; первый прием студентов на основе открытого конкурса – 100 человек.

Продолжительность проекта – один год.

ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

“Русский институт” – автономная некоммерческая организация, учрежденная в марте 1996 года группой частных лиц и редакцией журнала “Век XX и мир”. Ее уставная цель - содействовать становлению русского культурного самосознания и формированию институтов новой общественной идентичности. Первый из завершенных проектов Русского института - издание четырехтомника "ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания". Наиболее важный из осуществляемых в настоящее время проектов – журнал в Интернете (www.russ.ru) и его печатная версия – журнал “Пушкин”. В Русском институте нет ни одного работника аппарата, получающего “бюджетную” зарплату. Каждый из его сотрудников работает в рамках конкретного самофинансируемого проекта.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА

Почему этот проект необходим?

Между педагогической теорией и практикой десятилетиями нарастал разрыв, который в конце концов привел к острому кризису.

В теории целостный педагогический процесс создает единство трех начал: образования (передачи упорядоченного знания о предмете деятельности), обучения (процесса, направленного на овладение формой деятельности с данным предметом) и воспитания (формирующего причастность ученика к системе ценностей, которые порождают цели деятельности).

На практике образование подмяло и вытеснило два других начала. Сложившаяся “система образования” плодит “специалистов”, которые тонут в море информации о предмете, не обладая ни навыками профессиональной деятельности по решению проблем конкретного предмета, ни способностью самостоятельно формулировать цели и задачи этой деятельности. Особенно болезненно это проявляется в сфере современного российского предпринимательства.

Появление Интернета и сетевых технологий привело сразу к трем результатам: крайнему обострению указанной проблемы, осознанию ее сути и созданию практических условий и средств ее решения.

Смысл проекта – создание целостного, работоспособного модуля дистантного обучения корпоративному принятию решений. Поскольку общественный ресурс компетентности в этой сфере является пока крайне скудным и разрозненным, единственное место, где можно сконцентрировать его, сделать доступным для обозрения, отладки, практического использования и тиражирования – виртуальное пространство.

Какие проблемы будет решать проект?

А. Проблема реформ в системе образования не решается уже много лет. Дискуссия на этот счет, идущая в форме публикации концепций и манифестов в центральной печати, зашла в тупик. Проект намечает другой путь (и сам является практическим шагом по этому пути) – предъявление и сопоставление в общедоступном пространстве Интернета работающих модулей дистантного обучения, реализующих ту или иную концепцию.

В. Проблема “информационного взрыва”, обсуждаемая в научно-педагогическом сообществе свыше четверти века, по мере развития компьютерных сетей приобретает законченную форму: любая информация о любом предмете легко доступна, но в целом абсолютно необозрима и лавинообразно разрастается. Поскольку педагогическая модель, реализуемая в проекте, фокусируется не на приобретении всевозможных знаний о предмете, а на профессиональном овладении формой деятельности по корпоративному принятию решений, эта проблема становится разрешимой: тип решаемой задачи и структура процесса выработки решений в каждом конкретном случае предопределяют характер, объем и способ получения необходимой информации о предмете.

С. Вовлеченные в проект ведущие методологи и до этого были знакомы друг с другом и один-два раза в год встречались на семинарах и конференциях, но проблема нахождения формы конструктивного взаимодействия педагогических концепций этим не решалась. Проект не только предоставляет им общее виртуальное пространство и структуру такого взаимодействия, но и вполне материальную (в традиционном смысле слова) основу для него: общую студенческую аудиторию. Каждый из участников проекта в настоящее время имеет постоянную группу студентов и учеников (от нескольких десятков и до нескольких сотен), порядка 20% которых уже активно используют Интернет. Их объединение и образует первоначальное ядро студентов-участников проекта.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Конкретные цели, которые ставит перед собой проект для решения выбранной проблемы:

1. Объединение в рамках проекта представителей ведущих методологических школ, занимающихся процессами принятия решений, в контексте современной прикладной культурологии и культурной политики.

2. Согласование тематики, сопоставление понятийных схем и представлений различных учебных курсов и педагогических практик.

3. Формирование минимально необходимого целостного набора учебных курсов и педагогических практик – виртуальной “кафедры” корпоративного управления и культурологии.

4. Переход к практической отработке проблемно-ориентированной модели учебного процесса.

Задачи, которые будут решаться для достижения поставленных целей:

A. Размещение на специально спроектированном web-сайте полного текста четырех методологических и четырех культурологических курсов лекций и семинаров.

B. Поэтапное формирование на их основе объемлющей гипертекстовой структуры с помощью установления перекрестных ссылок, семантических связей, выделения параллелей и аналогий.

C. Переработка на этой основе лекционных и семинарских курсов и формирование сквозного учебного плана с возможным учетом требований, предъявляемых государственным образовательным стандартом к специальностям “Менеджмент” и “Культурология”.

D. Создание интерактивной системы тестирования поступающих, ответов на присылаемые вопросы, дискуссий (форумов), он-лайновых семинаров и сдачи экзаменов.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Кто будет осуществлять реализацию целей и задач

В 1993-97 гг. группой авторов настоящего проекта был проделан большой объем подготовительной работы – исследовательской, научно-методической, культурно-политической, издательской и иной. Конкретнее, было сделано почти все, что можно сделать в этом направлении в отсутствие возможности практической работы над web-системой дистантного обучения.

В рамках проекта “ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания” создана сеть неформального сотрудничества тридцати авторов одноименного четырехтомника – видных представителей гуманитарного знания, методологов и идеологов, которые, несмотря на серьезные расхождения во взглядах, подходах и оценках, договорились о том, что важнейшим направлением их сотрудничества станет совместный педагогический проект “Русский университет”. В 1995-97 гг. проведено три выездных семинара, на которых были определены основные подходы, круг наиболее компетентных и заинтересованных участников и целый ряд конкретных идей и технологий, положенных в основу настоящего проекта.

В состав инициативой группы участников проекта – преподавателей виртуальной кафедры вошли восемь человек, которые согласовали между собой первоначальный набор авторских учебных курсов.

Методологи:

Кучкаров Захирджан Анварович – директор аналитического центра “Концепт”, зам. зав. кафедрой Московского физико-технического института. (См. о нем “Кто есть кто в России”, М., “Олимп”, “ЭКСМО-Пресс”, 1998, стр. 352-353; “ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания”, М., “Аргус”, 1995, т. IV, стр. 80-81).

Учебный курс: Организационная инженерия. Методы концептуального анализа и синтеза в проектировании социально-экономических и организационных систем.

Попов Сергей Валентинович – президент Межрегиональной методологической ассоциации, член Экспертного совета при Совете Федерации РФ, вице-президент КБ “Элкомбанк”.

Учебные курсы: I. Введение в современную методологию. II. Методология целенаправленных общественных изменений.

Чернышев Сергей Борисович – директор Русского института, профессор Высшей школы экономики. (См. “Кто есть кто в России”, М., “Олимп”, “ЭКСМО-Пресс”, 1998, стр. 702-703; “ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания”, М., “Аргус”, 1995, т. IV, стр. 64-65).

Учебные курсы: I. Принятие решений в предпринимательских корпорациях. II. Идеология корпоративного управления и предпринимательства.

Щедровицкий Петр Георгиевич – председатель совета попечителей Школы культурной политики, вице-президент Ассоциации инновационных школ, зав. лабораторией Института культурологии РАН. (См. “ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания”, М., “Аргус”, 1995, т. IV, стр. 85-87).

Учебные курсы: I. Введение в методологию и технологии управления. II. Введение в философию хозяйства. III. Человек в организациях.

Культурологи:

Генисаретский Олег Игоревич – зам. директора Института человека РАН, доктор искусствознания. (См. “Кто есть кто в России”, М., “Олимп”, “ЭКСМО-Пресс”, 1998, стр. 158-159; “ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания”, М., “Аргус”, 1995, т. IV, стр. 45-47).

Учебные курсы: I. Культурология и культурная политика. II. Ведение в гуманитарную глобалистику.

Глазычев Вячеслав Леонидович – президент Академии городской среды, доктор искусствознания, профессор Московского архитектурного института. (См. “ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания”, М., “Аргус”, 1995, т. IV, стр. 40-42).

Учебные курсы: I. Методология средового подхода к решению задач проектирования городской среды. II. Критика как форма мышления.

Малявин Владимир Вячеславович – доктор исторических наук, профессор. (См. “ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания”, М., “Аргус”, 1995, т. IV, стр. 55-56).

Учебные курсы: I. Теория и практика администрирования на Востоке. II. Символизм культуры.

Махнач Владимир Леонидович – доцент Православного университета св. Иоанна Богослова и Московского архитектурного института (См. “ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания”, М., “Аргус”, 1995, т. IV, стр. 50-51).

Учебные курсы: I. Историко-культурное введение в политологию. II. Введение в историю мировой культуры.

Каким образом будут достигнуты намеченные цели

1. Практически все курсы указанных авторов в настоящее время читаются ими в реальных аудиториях. Но поскольку все они имеют постановочный, инициативный характер и факультативный статус, то зафиксированы в лучшем случае в виде машинописи или магнитофонной записи. Фиксация полного текста каждого из курсов в виде HTML-файлов является необходимой материальной предпосылкой реализации содержательной части проекта.

2. По мере размещения материала на web-сайте все авторы будут вовлечены в создание на их основе исходного гипертекста, то есть сшивание текстов всех курсов системой сквозных гипертекстовых ссылок нескольких типов (по общему предмету, сходным методологиям, аналогичным понятиям и идеям). Эта работа будет вестись под руководством координатора проекта и с участием системного администратора web-сайта.

3. Одновременно будет запущена работа по согласованию учебных курсов, их стыковке, формированию общих понятийных рамок и взаимной переработке с целью уточнения границ и конкретизации структуры модуля дистантного обучения. Согласованный подход к такой работе авторами уже выработан.

4. Первоначальная “учебная аудитория” проекта будет образована объединением интернет-активных частей аудиторий каждого из преподавателей. Автор проекта читает один из своих курсов студентам первого курса Высшей школы экономики, одновременно размещая текст лекций в Интернете. И если в начале первого (осеннего) семестра в сети постоянно работали только 12 студентов из 100, то уже к концу семестра их число выросло до 25, а из остальных практически каждый пользовался компьютерными текстами, переписанными у однокурсников. В дальнейшем планируется размещать информацию и линк на web-страницу проекта на серверах различных учебных заведений. Имеется предварительная договоренность на этот счет с Московской высшей школой социальных и экономических наук, Московским физико-техническим институтом, Высшей школой экономики. Следует также иметь в виду, что уже несколько месяцев существует пробная web-страница проекта “under construction”, на которой размещены фрагменты двух из названных учебных курсов и отсутствуют интерактивные средства общения с преподавателем; но даже на такой странице за неделю с 12 мая, например, зарегистрировано около тысячи посещений.

Как будут выполняться поставленные задачи и какие ресурсы будут использованы

1. Учебные курсы, записанные на магнитофон, будут вводиться в компьютер с помощью транскрайбера (мемо-скрайбера), а отпечатанные – с помощью сканера, и проходить далее корректуру, техническое, научное и, наконец, авторское редактирование. В рамках издательских проектов, реализуемых Русским институтом, накоплен большой опыт работ такого рода и имеется круг специалистов, которые могут привлекаться на основе временных контрактов.

2. Работа по web-дизайну страницы проекта, web-программированию и администрированию гипертекста будет осуществляться под руководством соответствующих специалистов сетевого “Русского журнала” (www.russ.ru) с привлечением дополнительных web-программистов и дизайнеров на основе временных контрактов.

3. Согласование учебных курсов и формирование на их основе целостной “виртуальной кафедры” будет проходить под методическим руководством проф. В.Глазычева и О.Генисаретского в соответствии с планом, согласованным участниками проекта на семинаре в октябре 1997 г.

4. Разработка интерактивной системы работы преподавателей со студентами будет осуществлена на основе технологий интернет-форумов и IRC-конференций под руководством соответствующих специалистов сетевого “Русского журнала” (www.russ.ru) с привлечением дополнительных web-программистов и дизайнеров на основе временных контрактов.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

1. Разработка web-дизайна и web-программирование страницы проекта.

Сентябрь-октябрь 98 г.

2. Размещение на web-странице проекта html-файлов учебных курсов.

Два курса ежеквартально.

3. Проведение рабочих методических семинаров преподавателей.

Ежеквартально.

4. Введение первой очереди гипертекстовых взаимных ссылок.

Февраль 99 г.

5. Введение на странице интернет-форумов и IRC-конференцийêîíôåðåí

Апрель 99 г.

6. Переработка структуры web-страницы проекта на основе интеграции учебных курсов в “виртуальную кафедру”.

Май 99 г.

7. Разработка и включение в web-страницу анкеты и опросного листа для посетителей.

Июнь 99 г.

8. Расширение круга преподавателей, участвующих в проекте.

Июль 99 г.

9. Первый прием студентов на основе открытого конкурса.

Сентябрь 99 г.

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Помимо основного результата (создание в Интернете работающего модуля дистантного проблемно-ориентированного обучения корпоративному принятию решений) в проекте предполагается достижение следующих количественных показателей:

Общий объем лекционного и учебно-методического текста, размещаемого на web-странице проекта – 16 учебных курсов, свыше 5.000 страниц машинописного текста.

Планируемый траффик к концу годичного периода реализации проекта – несколько тысяч посещений в сутки.

Планируемая плотность гипертекста – порядка 25 ссылок на авторский лист.

Первый прием студентов на основе открытого конкурса – 100 человек.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Предусматривается использование, как минимум, четырех механизмов оценки.

1. С точки зрения целостности и методологической обоснованности педагогической модели – официальное рецензирование проекта учеными советами и специалистами Государственного университета – Высшей школы экономики и Московской высшей школы социальных и экономических наук.

2. С точки зрения степени усвоения материала – практические стажировки нескольких студентов (на первом этапе – москвичей) в проектах и разработках, осуществляемых коллективами методологов, руководители которых участвуют в проекте.

3. С точки зрения качества, теоретического уровня и практической эффективности отдельных учебных курсов – интернет-анкетирование посетителей страницы по форме, которую предполагается разработать в рамках проекта совместно со специалистами-социологами Фонда “Общественное мнение”.

4. С точки зрения популярности проекта – регулярный анализ общего траффика и статистики посещений по разделам web-страницы.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

Реализация данного проекта в течение года позволит создать не только работающую вещь, но и вполне материальное (хотя и виртуальное) ядро для дальнейшего развития проекта, как минимум, в трех направлениях:

1. Расширение круга участников и структуризованный рост с поэтапным преобразованием виртуальной кафедры – в виртуальный факультет, а затем и колледж.

2. “Клонирование” полученной педагогической модели, т.е. ее многократное воспроизведение другими группами преподавателей.

3. Вписывание модели в существующий государственный стандарт сперва заочного, а затем и очного высшего образования.

ПЕРСПЕКТИВЫ НА ФИНАНСОВУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ

Принципиальная позиция “Русского института” состоит в том, что сначала в открытом культурном пространстве предъявляется тот или иной проект, находящийся в стадии практической реализации, и только потом следует обращение за общественной поддержкой и финансовой помощью. Даже само формальное учреждение института состоялось уже после того, как его первый проект (“ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания”) был практически завершен. Большая часть материальных ресурсов и финансирования на реализацию предлагаемого проекта интернет-модуля дистантного обучения может быть постепенно привлечена за счет двух других проектов “Русского института” (оказание информационных услуг в рамках проекта журнала WWW.RUSS.RU и издательская деятельность в рамках проекта журнала “Пушкин”). Однако своевременное получение гранта фонда “Евразия” сыграло бы решающую роль в успешном старте и быстрой практической отдаче проекта.

В случае, если web-страница проекта будет реализована в соответствии с изложенным выше планом и графиком, средств, получаемых от других проектов “Русского института” будет достаточно для поддержания ее функционирования на достигнутом уровне. Финансирование дальнейшего развития и расширения проекта предполагается осуществлять за счет следующих источников:

1. Использования модуля для краткосрочной интенсивной платной переподготовки высшего управленческого персонала бизнес-структур и госслужащих. Опыт подобной работы имеется у большинства участников проекта.

2. Лицензирование модуля по договору с тем или иным учебным заведением в качестве его платного заочного отделения.

3. “Франчайзинг” модели, то есть переподготовка и последующее лицензирование других групп педагогов для использования разработанного модуля дистантного обучения (с передачей соответствующего матобеспечения).

ЭФФЕКТ ПРОЕКТА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

1. В долгосрочной перспективе проект мог бы стать одним из существенных факторов, влияющих на повсеместный переход в ареале русскоязычной культуры от предметно-ориентированной “системы образования” к деятельностно -ориентированной педагогической модели с акцентом именно на обучении структурам и методам корпоративного принятия решений.

2. В свою очередь, это послужило бы мощным толчком к развитию систем дистантного обучения, поскольку попытки втащить традиционную “образовательную модель” в Интернет в ситуации перманентного информационного взрыва бессмысленны.

3. Важным следствием реализации подобных сетевых проектов станет также высвобождение педагогов из корпоративной зависимости от традиционных учебных заведений, самоопределение их в качестве лиц свободной профессии и становление сетевых педагогических объединений нового типа, а также значительное расширение пространства индивидуальной свободы каждого, кто стремится к самообучению и личностному росту.


Материал к обсуждению проекта

Институт политической
и экономической культурологии (ИПЭК)

Высшей школы экономики

1. Введение

Реальные тенденции в педагогической практике конца века отчетливо направлены в сторону реализации ее классической модели, служившей до того дидактическим либо идеологическим подспорьем. Речь идет о тройном расслоении целостного педагогического процесса на образование (передачу упорядоченного знания о том или ином предмете деятельности), обучение (процесс, направленный на овладение обучающимся формой деятельности с данным предметом) и воспитание (формирующее причастность ученика к системе идеалов, ценностей и интересов, которые порождают цели, критерии и ограничения его формы деятельности).

В XX веке “образование” практически стало синонимом педагогики в целом, отодвинув остальные две части триады на задворки. Информационный взрыв нанес непоправимый удар по этой монополии. Предпринимались разнообразные попытки ее сохранить в виде различных концепций и систем перманентного самообразования и переподготовки кадров. Тщетность этих попыток становится очевидной по мере развития глобальных информационных сетей типа Интернет. Любые знания о любом предмете либо в ближайшей перспективе станут, либо уже стали общедоступными. Подлинная проблема – в их самовозрастающей необозримости, уже неустранимой никакими априорными классификациями и систематизациями.

“Изучение современной экономики” в начале XXI века имеет для отдельного лица не больше смысла, чем “изучение Галактики”. Факторами, конструктивно ограничивающими поиск в безграничном море знаний о предмете, становятся рамки конкретной формы деятельности с данным предметом и идеальные инварианты культуры, стоящие за целеобразованием.

Это, конечно, не означает конца системы образования, но означает необходимость его самосознания и профессиональной специализации в рамках указанной триады единого педагогического процесса.

2. Структура педагогического процесса

Концепция новой университетской организации педагогического процесса была изложена в аналитической записке1 Русского института.

“Задача университета — кадровое обеспечение процесса решения проблем российского развития в современных условиях.

Выражение процесс решения проблем здесь означает сознательно реализуемую в деятельности субъекта общественного развития методологию, технологию и индустрию принятия организационно-управленческих решений.

Выражение российское развитие означает один из полюсов мирового развития, субъект которого в процессе решения проблем ставит цели и использует критерии их достижения, основанные на системе ценностей, идеалов и интересов русской культуры, традиции и цивилизации, и при этом учитывает, что прочие субъекты-полюса строят свою деятельность, исходя из собственных систем ценностей, идеалов и интересов.

Выражение современные условия означает предметную привязку указанного процесса решения проблем российского развития к конкретным объектам, обстоятельствам времени и места, а также конкретной логике взаимодействия с другими субъектами мирового развития.

Из сказанного выше следует, что подготовка кадров в институте должна иметь трехслойный характер, осуществляться на трех уровнях:

— методологическом (деятельностно-ориентированном)

— идеологическом (ценностно-ориентированном)

— теоретическом (предметно-ориентированном).

Иными словами, процесс подготовки включает три существенно различных компоненты:

— обучение (овладение универсальными формами деятельности по решению проблем)

— воспитание (приобщение к системе ценностей русской культуры, порождающей цели и критерии этой деятельности)

— образование (получение знаний о предмете решения проблем российского развития)”.

3. Учет государственного образовательного стандарта и потенциальный контингент слушателей

Из сказанного следует, что специальность, приобретаемая в рамках описанной педагогической модели – корпоративное принятие решений, а специалист, овладевший данной дисциплиной – специалист по корпоративному решению проблем. Однако эта дисциплина не вписывается в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, построенный по традиционному предметному принципу. Есть серьезные основания предполагать, что появление такой специальности – вопрос самого ближайшего будущего, и Высшая школа экономики имогла бы сыграть здесь ведущую роль. Но на первое время целесообразно найти разумный компромисс с уже существующим государственным образовательным стандартом.

Компромисс может состоять в выборе предметной специализации максимально междисциплинарного, комплексного характера, играющей наиболее важную и конструктивную роль в практике принятия решений. И здесь речь в первую очередь должна идти о культурологии. Не случайно культурология как направление высшего профессионального образования стоит на первом месте в государственном классификаторе.

Реальные процессы принятия решений редко ограничиваются рамками одной или нескольких предметных специализаций, экономические аспекты проблем лишь в абстракции отделимы от политических, социальных, правовых, психологических и иных. В последние годы у теоретиков и практиков корпоративного управления углубляется понимание культуры как общей рамки, “конфигуратора”, пространства взаимодействия указанных аспектов принятия решений, – понимание, которое очень грубо может быть выражено в формуле: культура как общее сознание определяет экономическое, политическое, правовое, социальное бытие3.

Потенциально наиболее заинтересованный контингент слушателей – руководители и лица, принимающие решения (ЛПР) всех уровней государственного и муниципального управления, а также руководители предпринимательских и общественных объединений. Для них культурология корпоративного управления могла бы выступать в качестве второго высшего образования. Среди студентов новая специальность представляет интерес прежде всего для тех, кто ориентирован не на работу в качестве специалиста-предметника или эксперта, а на карьерный рост в роли лица, принимающего решения – руководителя в государственных или коммерческих организациях. Для студентов всех прочих специальностей целесообразно введение культурологии корпоративного управления в качестве одного из обязательных курсов.

4. Особенности работы на каждом из уровней и их кадровое обеспечение

4.1.

Наряду с владением классическими понятийными схемами и культурой концептуального мышления современный специалист для свободной ориентации в своей предметной области нуждается в целом ряде новых представлений и навыков.

В частности, это способность эффективно использовать в аналитической работе современные информационно-поисковые средства, основанные на развернутых понятийных системах-классификациях фактического материала и использующие концептуальные базы данных (здесь важную роль играют работы Симона Кордонского, известного в прошлом в качестве одного из создателей модели “административного рынка”).

В течение ряда лет в работах Андрея Белоусова и его коллектива решается уникальная задача восстановления системы экономических данных из больших массивов неполной, противоречивой и во многом недостоверной статистической информации.

Окончательно перекочевала из теории в практику проблема синтеза целостного предметного знания об объектах, поаспектно изучаемых в целом ряде различных предметных дисциплин (см. работы Вячеслава Глазычева по исследованию и проектированию городской среды).

Ряд важнейших предметных областей, числившихся ранее “междисциплинарными”, уже обзавелись собственными понятийными системами, но последние покуда остаются достоянием их создателей и узкого круга учеников (работы Вадима Радаева по экономической социологии, Владимира Каганского – по теоретической географии, Эдуарда Кульпина – по социоестественной истории и ряд других).

Для экономистов, политологов и культурологов с каждым днем возрастает ценность работ в области сравнительного страноведения. Здесь весьма интересны Теодора Шанина по мировому крестьяноведению, латиноамериканиста Татьяны Ворожейкиной и других.

 

4.2.

Педагогический процесс на деятельностно-ориентированном уровне должен иметь совершенно иной характер. Вместо передачи знаний о предмете речь здесь идет об усвоении практических навыков, овладении формой деятельности, осуществляемом в паре “мастер – подмастерье”.

Конечно, существует место для образовательной компоненты и внутри процессов обучения и воспитания. Например, можно и нужно “изучать” системный анализ как понятийную схему из семи понятий, описывающую универсальную функциональную схему “решения проблем”. (Тем более, что в этом качестве он у нас мало кем был понят.) Но вся соль в том, чтобы практически обучиться превращению этой схемы в форму собственной деятельности. При этом могут использоваться организационно-деятельностные игры, практические занятия, стажировки, тренажеры, мультимедийные средства и т.д., но суть всех этих методов одна – передача формы деятельности “из рук в руки”.

Сегодня в области обучения “решению проблем” сложился целый ряд отечественных течений и школ, развивающихся практически независимо. Весьма плодотворным было бы совмещение наиболее продвинутых в рамках института в качестве параллельных потоков, открытых для взаимных переходов слушателей и для обмена идеями. На первом этапе предпочтение может быть отдано двум направлениям, сформировавшимся в русле работ Московского методологического кружка, и одному коллективу, реализующему идеологию концептуального проектирования организаций по С.П.Никанорову. Речь идет, соответственно, о Петре Щедровицком (Школа культурной политики), Сергее Попове (Межрегиональная методологическая ассоциация) и Захирджане Кучкарове (Аналитический центр “Концепт”).

Важно понимать, что проблемно-ориентированное обучение – сердцевина педагогического процесса, а не факультативная надбавка и не дань новациям. Без нее предметная образованность и ценностная ориентация остаются невостребованными и оторванными друг от друга.

4.3.

Воспитание как некое таинство трансляции ценностей в паре “учитель-ученик” всегда имело место в классической высшей школе. Естественно, оно осуществлялось не везде и от случая к случаю. Один из профессоров кафедры мог быть личностью (в высоком смысле) и педагогом по призванию, а его коллега – “всего лишь” добротным профессионалом-предметником. Существенно, однако, что воспитание как специальная функция не отделялось от образования, а если и делалась такая попытка, то чаще все сводилось к дидактике и чтению морали.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.79.169 (0.118 с.)