Средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства в сфере оплаты труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства в сфере оплаты труда



 

В практическом аспекте понятие, задачи и принципы планирования работы в органах прокуратуры рассмотрены в методических пособиях НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ[16]. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов эта работа проводится в соответствии с действующим полугодового планирования.

При этом следует различать полномочие прокурора на проведение проверки и саму проверку как средство получения информации о нарушениях законов. Очевидно, что сама по себе проверка не является полномочием, поскольку полномочия реализуются через соответствующие средства.

Сущность полномочия прокурора проводить проверку заключается в праве и обязанности прибегать к средству — проверке[17].

С учетом социальной значимости вопросы исполнения требований федерального законодательства в сфере здравоохранения находятся под пристальным вниманием органов прокуратуры.

Акты прокурорского реагирования можно классифицировать по цели их применения:

1. Акты, направленные на устранение нарушений закона. В их число входят: протест; представление об устранении нарушений; заявление в суд о признании противоречащего акта незаконным.

2. Акты, направленные на привлечение к ответственности виновных лиц. К ним относится, например, постановление прокурора.

3. Акты, направленные на профилактику правонарушений. В группу этих актов входят: предостережения о недопустимости нарушения закона, предупреждения прокурора.

Еще имеется отдельный специфический вид акта – это письменное требование прокурора по устранению нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам.

Представление прокурора об устранении нарушений закона — это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органами или их должностными лицами.

Сильным антикриминальным эффектом обладает предостережение. Оно объявляется прокурором при осуществлении надзора в случаях, когда есть соответствующие данные. Предостережение реализуется прокурорским актом. Форма всегда соблюдается письменная. Объявление документа проводится под расписку в прокуратуре. Для усиления профилактического воздействия такого акта как предостережение и развития гласности документ объявляется по месту работы виновного лица. Примером может быть озвучивание итогов прокурорской проверки на собрании трудового коллектива, при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования. Неисполнение требований, приведенных в предостережении, может послужить для должностного лица, которому оно объявлялось, основанием для привлечения его к ответственности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором в письменной форме должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Таким образом, в отличие от остальных актов прокурорского реагирования, которые прокурор использует после установления факта нарушения закона в целях его устранения, предостережение прокурора имеет ярко выраженную профилактическую (предупредительную) направленность. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Таким образом, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях на основании ст. 25.1 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

На фоне бездействия органов контроля ежегодно возрастает активность прокуроров по защите нарушенных прав граждан в порядке гражданского судопроизводства по возмещению вреда, причиненного их жизни и здоровью. В борьбе с нарушениями прокурорами использовались меры уголовно- правовой и административно – правовой ответственности[18].

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов представляет собой постоянное улучшение законов на всех этапах надзорного процесса, а особенно это касается совершенствования всех элементов организации работы прокуратуры.

Совершенствование прокурорского надзора начинается с борьбы с правонарушениями и преступлениями, а осуществляется это с помощью комплексного подхода, который включает в себя:

1. использование прокурором различных правовых средств, находящихся в его распоряжении,

2. согласованность надзора в данной сфере с иными отраслями прокурорского надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры;

3. взаимосвязь надзорной работы с профилактической деятельностью;

4. плотное взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными, контролирующими и другими органами, с общественными формированиями по вопросам укрепления законности;

5. переплетение надзорных мероприятий с основными социально-экономическими, экологическими и иными задачами, решаемыми в регионе (районе, городе, области) [19].

Чтобы повысить навыки и опыт прокурорских работников низового звена, правильным решением является с помощью, к примеру, областных прокуратур проведение учебных проверок исполнения законов.

Кроме того, чтобы повысить действенность прокурорского надзора, предлагаем улучшить тактики и методики выявления нарушений законов и установления обстоятельств, которые им способствуют.

Повышение качества прокурорских проверок – залог эффективной работы, поскольку, к сожалению, приходится признать тот факт, что прокуроры не всегда совершают подготовку к проведению проверок, что приводит в итоге к поверхностным результатам, а некоторые нарушения законов и вовсе остаются не выявленными, поскольку не происходит установления обстоятельств, которые способствуют нарушениям.

Если устранить данные недостатки, то это, несомненно, улучшит качество прокурорских проверок.

Общеизвестно, что в настоящее время работа органов контроля, в том числе в сфере труда, вызывает обоснованные замечания. В связи с этим в деятельности органов прокуратуры надзор за соблюдением трудовых прав граждан в части оплаты труда сохраняет значение одного из приоритетных направлений.

Решение о применении той или иной меры прокурорского реагирования принимается с учетом результата проверки, собранных в процессе проверки материалов и их правовой оценки, в рамках полномочий прокурора в соответствии с Законом о прокуратуре (ст. 23-25.1) и ведомственными организационно-распорядительными актами. К числу мер прокурорского реагирования относятся:

- протест на незаконный правовой акт;

- представление в адрес работодателя об устранении нарушений законодательства об оплате труда;

- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (по составам правонарушений, предусмотренных ст. 5.27, 5.31 КоАП РФ);

- в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке;

- заявление в суд в защиту работников в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ);

- постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ).

Отметим, что представление прокурора, в котором ставится вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, не всегда удовлетворяется в полном объеме. Так, руководители организации, органа, которым внесено представление, не всегда реализовывали право привлечения подчиненного сотрудника к дисциплинарной ответственности. В этом случае имеет место усмотрение руководителя виновного лица, которое нельзя назвать объективным.

Для совершенствования качества и эффективности прокурорских проверок также может помочь:

- осуществление прокурорскими работниками различных проверочных действий;

- использование приемов и методов, могут применяться и криминалистические; привлечение к проверкам специалистов разных областей;

- лучше всего проводить проверки вместе с другими правоохранительными органами, контролирующими и иными органами;

- проведение нескольких проверок, то есть проверок исполнения нескольких законов.

Необходимо совершенствовать действующее и разработать новые методы их проведения для повышения качества проверок. Кроме того, еще одним шагом на пути к повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов может стать улучшение практики реагирования прокуроров на нарушения законов.

Развитие практики реагирования может идти по нескольким направлениям:

А. Улучшение порядка внесения актов прокурорского надзора, постоянное использование всех правовых средств и актов реагирования;

Б. Использование письменных и устных форм реагирования;

В. Рост остроты прокурорского реагирования;

Г. Улучшение и повышение структуры и качества актов прокурорского надзора;

Д. Ужесточение контроля со стороны прокуроров за реализацией внесенных актов реагирования;

Е. Регулярное обобщение практики реагирования;

Ж. Улучшение профессиональных навыков прокуроров, а помочь этому могут все формы повышения квалификации прокуроров.

Таким образом, для того чтобы повысить действенность прокурорского надзора, нужно и дальше совершенствовать законодательство, которое регулирует организацию и деятельность прокуратуры. Безусловно, весь массив законодательства нуждается в совершенствовании и устранении всевозможных пробелов в правовом регулировании разных общественных отношений, разночтений, дублирования, это в конечном счете его кодифицирует и позволит повысить эффективность прокурорского надзора за исполнением законов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.009 с.)