ТОП 10:

Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере оплаты труда



 

Как правило, под оплатой труда понимают выраженную в денежной форме долю труда работников в производстве продукта, выполнении работ и оказании услуг, которая поступает в личное потребление. Согласимся с мнением Т. Д. Афиногеновой, Г. М. Набоких, которые считают, что А. Смит внес существенный вклад в определение сущности заработной платы как экономической и социальной категории, рассмотрев ее как «естественную» цену, а К. Маркс охарактеризовал заработную плату как «цена рабочей силы»[5].

Дискуссии о сущности заработной платы не прекращаются учеными и в настоящее время. В основном заработная плата рассматривается в качестве дохода в денежной форме, который получает работник за выполнение работ или оказание услуг. Заработная плата делится на два вида: основная заработная плата (заработная плата за проработанное время) и дополнительная заработная плата (заработная плата за непроработанное время)[6].

Основная заработная плата бывает тарифной и бестарифной. Сущность бестарифной системы есть в определении заработной платы отдельного работника в зависимости от конечного результата работы всего коллектива. А.Д. Ларионов и А.И. Нечитайло отмечают, что наиболее распространенной является тарифная система[7], разновидностями которой являются: повременная и сдельная.

Оплата за труд, согласно ст. 129 Трудовому кодексу Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ зависит от сложности выполняемой работы и может оцениваться по одной из двух систем:

− исходя из стоимости единицы работы, выполняемой за определенную единицу времени (сдельная оплата труда или оплата по тарифу);

- исходя из объема должностных обязанностей, исполняемых в течение календарного месяца (повременная оплата труда или оплата от оклада).

Когда действующая у работодателя система оплаты труда предусматривает наличие системы регулярного стимулирования (премирования) работников, ее правомерно можно назвать в первом случае – сдельно-премиальной; во втором – повременно-премиальной.

Оплата за труд при повременно-премиальной системе оплаты труда – это заработная плата, определяемая за календарный месяц как сумма:

− платы за работу, рассчитанной от установленного оклада за фактически отработанное в соответствующем месяце время;

− доплат за особые условия труда, имевшие место в расчетном периоде;

− премиальных, причитающихся работнику за расчетный месяц при наступлении тех условий, которые делают выплату премии того или иного вида обязательной.

Можно отметить следующие особенности премий, которые устанавливаются при повременно-премиальной системе оплаты: регулярность; разная периодичность (месяц, квартал, год или иной период); применение только для работников, для которых установлен оклад; зависимость не только от результатов работы одного работника, но и всего коллектива или конкретного подразделения; фиксированность суммы выплаты либо процент от установленной базы расчета (оклад либо фактический заработок); обязательность применения районного коэффициента, если таковой установлен в данном регионе; обязательность внесения порядка расчета фактического заработка в случае установления процента от этого заработка за период начисления премии свыше 1 месяца; возможность зависимости от фактически отработанного времени либо от неполного отработанного времени в расчетном периоде при начислении фиксированной суммы премии.

Сдельно-премиальная оплата труда представляет собой сумму начислений за выполненную работу, которые рассчитываются по утвержденным тарифам (расценкам); доплат, которые зависят от особых условий, в которых выполнялась работа; премиальных выплат, в случае соблюдения условий, которые по действующим правилам премирования дают право на их получение.

Сдельно-премиальная система оплаты труда имеет несколько типов, которые учитывают различные особенности процедуры поощрения работников:

− простая сдельно-премиальная: премирование осуществляется за перевыполнение плана работы, а также отсутствия брака в работе в виде дополнительного вознаграждения;

− сдельно-прогрессивная: за работу, выполненную сверх установленных цен работодатель устанавливает повышенные расценки за работу;

− аккордно-премиальная: применяется для оценки стоимости всего комплекса работ, выполненных в сжатые сроки, в основу которой закладывается расчет стоимости данных работ, учитывающая в числе прочего и сумму премиальных.

Характерными чертами премирования данной системы являются:

− наличие возможности применения только к тем лицам, оплата труда которых зависит от выполненного объема работ и установленных тарифов (расценок) на них;

− возможность награждения исключительно работников, которые показали высокие результаты работы, а не всего коллектива в целом;

− отсутствие зависимости обязательного начисления премиальных от обязательного мониторинга выполненных работ;

− преимущественно процентное выражение вознаграждения от величины основной расценки на работу;

− обязательность применения районного коэффициента к вознаграждению, установленному в процентах, если таковой действует в данном регионе.

Таким образом, рассмотрение сущности, функций, видов, форм и систем оплаты труда в современных условиях показало, что существует две основные системы оплаты труда: сдельная оплата труда (исходя из стоимости единицы работы, выполняемой за определенную единицу времени) и повременная оплата труда (исходя из объема должностных обязанностей, исполняемых в течение календарного месяца).

В российских законах не закреплено понятие «официальной», «серой» или «неофициальной» зарплаты, однако в практике эти понятия применяются. По данным Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, примерно каждый девятый россиянин (11,7 %) занят только на теневом рынке труда. В целом доля трудоспособного населения страны, которое использует теневые схемы трудоустройства, составляет 41 %, это около 30 млн. экономически активных граждан РФ. При этом общий объем теневых платежей в 2013 г. составил в России 4,8 трлн. руб. Самые проблемные сферы – торговля (23,2 %), строительство (17,4 %), сельское хозяйство (18,3 %)[8].

Как показал социологический опрос, проведенный Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС в 2017 году, доля периодически занятых в «теневом» рынке труда составила 44,8% трудоспособного населения страны, постоянно включены в «теневой» рынок труда 31,4% или 23 млн. граждан[9]. Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, в 2018 году количество получающих зарплату неофициально составило 15 млн. человек[10].

К выплате «неофициальной» заработной платы прибегают работодатели, скрывающие прибыль от налогообложения, а также стремящиеся сократить отчисления за каждого работника в государственные внебюджетные Фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Особое значение проблематике «неофициальной» зарплаты придает тесная связь оплаты труда граждан с возможностью реализации их прав и обязанностей. Остается значимой проблема расчета размера выплат и пособий, положенных работнику в случае получения им производственной травмы.

Также актуальна проблема определения размера алиментов на детей в случае, когда плательщик алиментов находится на «серой» зарплате[11].

Именно с официальной части зарплаты осуществляются отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, что отрицательно сказывается на страховом стаже и размере будущей пенсии; и именно зарплата является основой при расчёте пособий при увольнении или отпуске по уходу за ребенком.

Отметим, что получение части зарплаты «в конверте» для работника в определенной степени не является проблемным до тех пор, пока имеет место лояльное отношение работодателя и отсутствуют проблемы финансирования работодателя.

Если между работником и работодателем возникает трудовой спор или конфликтная ситуация, а в организации – трудности с финансовым обеспечением, как правило, зарплата уменьшается до официального размера.

В этом случае работник обращается с жалобой в органы контроля, в прокуратуру. В связи с ограниченным объемом публикации, рассмотрим меры, которые предпринимают органы государства для разрешения данной проблемы на примере органов прокуратуры.

С учетом достаточно длительного существования проблемы выплаты «серых» зарплат сформирована определенная научная и прикладная основа прокурорского надзора, наработана практика в области выявления и устранения нарушений прав работников[12]. В сфере реализации ненадзорных полномочий прокурора имеются научные и методические работы по вопросам защиты трудовых прав граждан в судебном порядке[13].

Важнейшее значение в трудовых отношениях для работника занимают вопросы выплаты заработной платы. В условиях рыночной экономики трудно представить себе жизнь без адекватной, своевременной и полной оплаты труда.

Получение вознаграждения за труд – это право каждого гражданина, признанное нормами как российского, так и международного права.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

Аналогичные положения содержатся в ст. 37 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 2 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно которым одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В нашей стране создана система государственных гарантий в сфере оплаты труда, позволяющая каждому гражданину реализовать это конституционное право. Одной из таких гарантий является государственный надзор за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда.

В системе органов, осуществляющих этот вид государственного надзора, центральное место занимает прокуратура Российской Федерации, которая, наряду с другими функциями призвана осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека[14].

В соответствии с п. 7.2 Приказа Генерального прокурора от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам указано на необходимость при проверках исполнения работодателями трудового законодательства анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, при этом особое внимание уделять организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям. Принимать меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан.

Зарплата представляет собой доход работника, регулярный и полный характер которого обеспечивает работодатель. Налоговый кодекс РФ в ст. 210, 226 (далее – НК РФ) требует, чтобы из нее вычиталась сумма налога на доходы физических лиц в бюджет государства, только после этого из заработной платы уплачиваются все остальные обязательные выплаты. Работодатель устанавливает определенный размер оплаты труда, который должен быть отражен в нормативной документации, регулирующей деятельность организации. То, в каком порядке будет выплачиваться заработная плата, а также форма и сроки осуществления выплат на предприятии устанавливаются работодателем в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ). При этом работодатель обязан соблюсти условия ст. 136 ТК РФ: заработная плата должна быть не меньше размера минимального уровня оплаты труда и должны выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца[15].

Особенности организации надзора в указанной сфере правоотношений базируются на общих подходах. Важны правильное распределение обязанностей, взаимозаменяемость прокурорских работников, информационно-аналитическое обеспечение и планирование надзора, учет результатов деятельности и взаимоотношения с иными органами и лицами. Однако имеется определенная специфика организации надзора в связи с особенностями субъектов трудовых правоотношений.

Прокуратурами организуются и проводятся открытые форумы для взаимодействия с общественностью. Так, в 2017 году был проведен Второй открытый форум прокуратуры Ульяновской области, посвященный вопросам защиты трудовых прав граждан. В работе форума приняли участие представители бизнес-сообщества и общественности. Результаты форума используются при взаимодействии прокуратуры с органами власти, контролирующими органами, институтами гражданского общества по пресечению правонарушений в виде оплаты труда не в полном объеме либо ниже минимального размера оплаты труда и др.

Отметим, что прокурор осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений в сфере труда не единолично. Взаимодействие органов прокуратуры с иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями состоит в обмене информацией, проведении совместных проверок, организации обмена опытом, круглых столов для обсуждения способов решения проблем практики правоприменения, семинаров для повышения квалификации и др.

Также в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью правоохранительных органов: созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия.

Так, в органах прокуратуры создаются межведомственные рабочие группы по вопросам противодействия выплате «серых» зарплат, в состав которых входят как руководители подразделений прокуратуры субъекта Российской Федерации, так и представители региональных правоохранительных и контролирующих органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В их числе: территориальные органы Следственного комитета России, МВД, ФСБ, Государственная инспекция труда, Федеральная служба судебных приставов, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд Российской Федерации, комитеты (министерства) финансов, труда и занятости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также в рамках деятельности межведомственных рабочих групп заслушиваются представители организаций-нарушителей закона, организуется проведение проверок по обращениям граждан, поступающим в прокуратуру на «горячую линию». Аналогичные межведомственные рабочие группы по вопросам противодействия преступлениям в сфере труда создаются в нижестоящих прокуратурах городов, районов.

Работа органов прокуратуры по выявлению и пресечению проявлений «серого» рынка труда должна строиться на системной основе.

Представляется, что работа органами прокуратуры по сбору и анализу информации о хозяйствующих субъектах, в отношении которых имеются факты легализации «теневой» заработной платы, уклонения руководством фирм от надлежащего оформления трудовых отношений с гражданами, подмены трудовых договоров гражданско-правовыми должна осуществляться постоянно.

Практика надзорных мероприятий показывает, что наиболее действенной мерой, побуждающей к выплате соответствующих долгов, является возбуждение уголовного дела. При направлении работодателям представлений об устранении нарушений законодательства, вынесении постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях по вопросам выплаты заработной платы в размере ниже установленного МРОТ, уровня прожиточного минимума либо среднеотраслевой заработной платы, установленной трехсторонним соглашением, необходимо решать вопрос о направлении в суд заявлений в порядке ст. 45 ГПК РФ о перерасчете и выплате работникам заработной платы по трудовым договорам в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, а также о перерасчете и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При предъявлении заявлений в суд о взыскании «серой» заработной платы возникает ряд трудностей. Официально оформленный сотрудник по трудовому договору и текущей отчетности получает заработную плату в несколько раз меньше фактической, но доказать в суде это достаточно сложно. «Серые» заработные платы не признаются законными, они не отражены в трудовом договоре, в связи с чем взыскание их в будущем с работодателя при увольнении сотрудника представляется весьма затруднительным.

Наличие «серой» заработной платы работник может подтвердить в суде показаниями свидетелей, справкой, выданной работодателем для получения кредита, электронной перепиской работника с работодателем или бухгалтером.

При проведении прокурорской проверки необходимо руководствоваться положением о том, что начисление «серой» зарплаты - это, прежде всего, нарушение налогового законодательства: п. 4 ст. 226 НК РФ об удержании налоговым агентом НДФЛ из фактических денежных выплат; ст. 122 НК РФ - неуплате либо неполной уплате налоговых сумм по причине занижаемой налоговой базы, неверного исчисления налога и прочих неправомерных действий или бездействий.

В последнем случае, если нарушение было допущено неумышленно, организация обязана будет выплатить в размере 20 % от суммы налога, которая не была уплачена.

Если будет доказана умышленность допущенного нарушения, размер штрафа возрастёт до 40 %.

Должностные лица организации могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.

Указание в трудовом договоре и расчетных листках неполной суммы заработной платы карается административным штрафом в размере от 1 до 5 тыс. рублей для должностных лиц или предпринимателей и от 30 до 50 тыс. рублей для организаций.

В качестве альтернативы в отношении организаций и предпринимателей может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Обнаружение системы зарплат в конвертах чревато для работодателя вызовом на «зарплатную» комиссию, состоящую из представителей налоговых органов и местного самоуправления. Организация подвергается полным выездным проверкам ОВД, прокуратуры, ФСС и пр. при этом будет обязана уплатить все недоплаченные налоги, а также пени и штрафы.

Чаще всего к ответу призываются руководитель организации, главный бухгалтер и работники, оформляющие первичные документы, которых можно признать пособниками.

Также руководитель и главный бухгалтер организации может быть привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в крупных размерах, если сумма неуплаченных налогов за три финансовых года составила от 500 до 2500 тыс. рублей.

Иная ситуация в отношении работника, «зарплатные» комиссии таковым не грозят. В то же время, если работодатель не удерживает с их дохода налог, они сами обязаны заполнить налоговую декларацию и самостоятельно уплатить все налоги.

Необходимо обратить внимание, что юридически от выплаты НДФЛ работника никто не освобождал, так что по п. 1 ст. 228 НК РФ, он обязан его вычислить и уплатить самостоятельно. Иначе он также подлежит ответственности по итогам налоговой проверки.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.013 с.)