Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и пределы прокурорского надзора в сфере оплаты труда
Как правило, под оплатой труда понимают выраженную в денежной форме долю труда работников в производстве продукта, выполнении работ и оказании услуг, которая поступает в личное потребление. Согласимся с мнением Т. Д. Афиногеновой, Г. М. Набоких, которые считают, что А. Смит внес существенный вклад в определение сущности заработной платы как экономической и социальной категории, рассмотрев ее как «естественную» цену, а К. Маркс охарактеризовал заработную плату как «цена рабочей силы»[5]. Дискуссии о сущности заработной платы не прекращаются учеными и в настоящее время. В основном заработная плата рассматривается в качестве дохода в денежной форме, который получает работник за выполнение работ или оказание услуг. Заработная плата делится на два вида: основная заработная плата (заработная плата за проработанное время) и дополнительная заработная плата (заработная плата за непроработанное время)[6]. Основная заработная плата бывает тарифной и бестарифной. Сущность бестарифной системы есть в определении заработной платы отдельного работника в зависимости от конечного результата работы всего коллектива. А.Д. Ларионов и А.И. Нечитайло отмечают, что наиболее распространенной является тарифная система[7], разновидностями которой являются: повременная и сдельная. Оплата за труд, согласно ст. 129 Трудовому кодексу Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ зависит от сложности выполняемой работы и может оцениваться по одной из двух систем: − исходя из стоимости единицы работы, выполняемой за определенную единицу времени (сдельная оплата труда или оплата по тарифу); - исходя из объема должностных обязанностей, исполняемых в течение календарного месяца (повременная оплата труда или оплата от оклада). Когда действующая у работодателя система оплаты труда предусматривает наличие системы регулярного стимулирования (премирования) работников, ее правомерно можно назвать в первом случае – сдельно-премиальной; во втором – повременно-премиальной. Оплата за труд при повременно-премиальной системе оплаты труда – это заработная плата, определяемая за календарный месяц как сумма: − платы за работу, рассчитанной от установленного оклада за фактически отработанное в соответствующем месяце время;
− доплат за особые условия труда, имевшие место в расчетном периоде; − премиальных, причитающихся работнику за расчетный месяц при наступлении тех условий, которые делают выплату премии того или иного вида обязательной. Можно отметить следующие особенности премий, которые устанавливаются при повременно-премиальной системе оплаты: регулярность; разная периодичность (месяц, квартал, год или иной период); применение только для работников, для которых установлен оклад; зависимость не только от результатов работы одного работника, но и всего коллектива или конкретного подразделения; фиксированность суммы выплаты либо процент от установленной базы расчета (оклад либо фактический заработок); обязательность применения районного коэффициента, если таковой установлен в данном регионе; обязательность внесения порядка расчета фактического заработка в случае установления процента от этого заработка за период начисления премии свыше 1 месяца; возможность зависимости от фактически отработанного времени либо от неполного отработанного времени в расчетном периоде при начислении фиксированной суммы премии. Сдельно-премиальная оплата труда представляет собой сумму начислений за выполненную работу, которые рассчитываются по утвержденным тарифам (расценкам); доплат, которые зависят от особых условий, в которых выполнялась работа; премиальных выплат, в случае соблюдения условий, которые по действующим правилам премирования дают право на их получение. Сдельно-премиальная система оплаты труда имеет несколько типов, которые учитывают различные особенности процедуры поощрения работников: − простая сдельно-премиальная: премирование осуществляется за перевыполнение плана работы, а также отсутствия брака в работе в виде дополнительного вознаграждения; − сдельно-прогрессивная: за работу, выполненную сверх установленных цен работодатель устанавливает повышенные расценки за работу; − аккордно-премиальная: применяется для оценки стоимости всего комплекса работ, выполненных в сжатые сроки, в основу которой закладывается расчет стоимости данных работ, учитывающая в числе прочего и сумму премиальных.
Характерными чертами премирования данной системы являются: − наличие возможности применения только к тем лицам, оплата труда которых зависит от выполненного объема работ и установленных тарифов (расценок) на них; − возможность награждения исключительно работников, которые показали высокие результаты работы, а не всего коллектива в целом; − отсутствие зависимости обязательного начисления премиальных от обязательного мониторинга выполненных работ; − преимущественно процентное выражение вознаграждения от величины основной расценки на работу; − обязательность применения районного коэффициента к вознаграждению, установленному в процентах, если таковой действует в данном регионе. Таким образом, рассмотрение сущности, функций, видов, форм и систем оплаты труда в современных условиях показало, что существует две основные системы оплаты труда: сдельная оплата труда (исходя из стоимости единицы работы, выполняемой за определенную единицу времени) и повременная оплата труда (исходя из объема должностных обязанностей, исполняемых в течение календарного месяца). В российских законах не закреплено понятие «официальной», «серой» или «неофициальной» зарплаты, однако в практике эти понятия применяются. По данным Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, примерно каждый девятый россиянин (11,7 %) занят только на теневом рынке труда. В целом доля трудоспособного населения страны, которое использует теневые схемы трудоустройства, составляет 41 %, это около 30 млн. экономически активных граждан РФ. При этом общий объем теневых платежей в 2013 г. составил в России 4,8 трлн. руб. Самые проблемные сферы – торговля (23,2 %), строительство (17,4 %), сельское хозяйство (18,3 %)[8]. Как показал социологический опрос, проведенный Центром социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС в 2017 году, доля периодически занятых в «теневом» рынке труда составила 44,8% трудоспособного населения страны, постоянно включены в «теневой» рынок труда 31,4% или 23 млн. граждан[9]. Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, в 2018 году количество получающих зарплату неофициально составило 15 млн. человек[10]. К выплате «неофициальной» заработной платы прибегают работодатели, скрывающие прибыль от налогообложения, а также стремящиеся сократить отчисления за каждого работника в государственные внебюджетные Фонды – Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Особое значение проблематике «неофициальной» зарплаты придает тесная связь оплаты труда граждан с возможностью реализации их прав и обязанностей. Остается значимой проблема расчета размера выплат и пособий, положенных работнику в случае получения им производственной травмы. Также актуальна проблема определения размера алиментов на детей в случае, когда плательщик алиментов находится на «серой» зарплате[11]. Именно с официальной части зарплаты осуществляются отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, что отрицательно сказывается на страховом стаже и размере будущей пенсии; и именно зарплата является основой при расчёте пособий при увольнении или отпуске по уходу за ребенком.
Отметим, что получение части зарплаты «в конверте» для работника в определенной степени не является проблемным до тех пор, пока имеет место лояльное отношение работодателя и отсутствуют проблемы финансирования работодателя. Если между работником и работодателем возникает трудовой спор или конфликтная ситуация, а в организации – трудности с финансовым обеспечением, как правило, зарплата уменьшается до официального размера. В этом случае работник обращается с жалобой в органы контроля, в прокуратуру. В связи с ограниченным объемом публикации, рассмотрим меры, которые предпринимают органы государства для разрешения данной проблемы на примере органов прокуратуры. С учетом достаточно длительного существования проблемы выплаты «серых» зарплат сформирована определенная научная и прикладная основа прокурорского надзора, наработана практика в области выявления и устранения нарушений прав работников[12]. В сфере реализации ненадзорных полномочий прокурора имеются научные и методические работы по вопросам защиты трудовых прав граждан в судебном порядке[13]. Важнейшее значение в трудовых отношениях для работника занимают вопросы выплаты заработной платы. В условиях рыночной экономики трудно представить себе жизнь без адекватной, своевременной и полной оплаты труда. Получение вознаграждения за труд – это право каждого гражданина, признанное нормами как российского, так и международного права. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Аналогичные положения содержатся в ст. 37 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 2 Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно которым одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В нашей стране создана система государственных гарантий в сфере оплаты труда, позволяющая каждому гражданину реализовать это конституционное право. Одной из таких гарантий является государственный надзор за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда. В системе органов, осуществляющих этот вид государственного надзора, центральное место занимает прокуратура Российской Федерации, которая, наряду с другими функциями призвана осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека[14]. В соответствии с п. 7.2 Приказа Генерального прокурора от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам указано на необходимость при проверках исполнения работодателями трудового законодательства анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, при этом особое внимание уделять организациям-должникам, в отношении которых применены процедуры банкротства, а также градообразующим предприятиям. Принимать меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан. Зарплата представляет собой доход работника, регулярный и полный характер которого обеспечивает работодатель. Налоговый кодекс РФ в ст. 210, 226 (далее – НК РФ) требует, чтобы из нее вычиталась сумма налога на доходы физических лиц в бюджет государства, только после этого из заработной платы уплачиваются все остальные обязательные выплаты. Работодатель устанавливает определенный размер оплаты труда, который должен быть отражен в нормативной документации, регулирующей деятельность организации. То, в каком порядке будет выплачиваться заработная плата, а также форма и сроки осуществления выплат на предприятии устанавливаются работодателем в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ). При этом работодатель обязан соблюсти условия ст. 136 ТК РФ: заработная плата должна быть не меньше размера минимального уровня оплаты труда и должны выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца[15]. Особенности организации надзора в указанной сфере правоотношений базируются на общих подходах. Важны правильное распределение обязанностей, взаимозаменяемость прокурорских работников, информационно-аналитическое обеспечение и планирование надзора, учет результатов деятельности и взаимоотношения с иными органами и лицами. Однако имеется определенная специфика организации надзора в связи с особенностями субъектов трудовых правоотношений. Прокуратурами организуются и проводятся открытые форумы для взаимодействия с общественностью. Так, в 2017 году был проведен Второй открытый форум прокуратуры Ульяновской области, посвященный вопросам защиты трудовых прав граждан. В работе форума приняли участие представители бизнес-сообщества и общественности. Результаты форума используются при взаимодействии прокуратуры с органами власти, контролирующими органами, институтами гражданского общества по пресечению правонарушений в виде оплаты труда не в полном объеме либо ниже минимального размера оплаты труда и др.
Отметим, что прокурор осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений в сфере труда не единолично. Взаимодействие органов прокуратуры с иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями состоит в обмене информацией, проведении совместных проверок, организации обмена опытом, круглых столов для обсуждения способов решения проблем практики правоприменения, семинаров для повышения квалификации и др. Также в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью правоохранительных органов: созывают координационные совещания, организуют рабочие группы, истребуют статистическую и другую необходимую информацию, осуществляют иные полномочия. Так, в органах прокуратуры создаются межведомственные рабочие группы по вопросам противодействия выплате «серых» зарплат, в состав которых входят как руководители подразделений прокуратуры субъекта Российской Федерации, так и представители региональных правоохранительных и контролирующих органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В их числе: территориальные органы Следственного комитета России, МВД, ФСБ, Государственная инспекция труда, Федеральная служба судебных приставов, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд Российской Федерации, комитеты (министерства) финансов, труда и занятости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также в рамках деятельности межведомственных рабочих групп заслушиваются представители организаций-нарушителей закона, организуется проведение проверок по обращениям граждан, поступающим в прокуратуру на «горячую линию». Аналогичные межведомственные рабочие группы по вопросам противодействия преступлениям в сфере труда создаются в нижестоящих прокуратурах городов, районов. Работа органов прокуратуры по выявлению и пресечению проявлений «серого» рынка труда должна строиться на системной основе. Представляется, что работа органами прокуратуры по сбору и анализу информации о хозяйствующих субъектах, в отношении которых имеются факты легализации «теневой» заработной платы, уклонения руководством фирм от надлежащего оформления трудовых отношений с гражданами, подмены трудовых договоров гражданско-правовыми должна осуществляться постоянно. Практика надзорных мероприятий показывает, что наиболее действенной мерой, побуждающей к выплате соответствующих долгов, является возбуждение уголовного дела. При направлении работодателям представлений об устранении нарушений законодательства, вынесении постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях по вопросам выплаты заработной платы в размере ниже установленного МРОТ, уровня прожиточного минимума либо среднеотраслевой заработной платы, установленной трехсторонним соглашением, необходимо решать вопрос о направлении в суд заявлений в порядке ст. 45 ГПК РФ о перерасчете и выплате работникам заработной платы по трудовым договорам в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ, а также о перерасчете и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При предъявлении заявлений в суд о взыскании «серой» заработной платы возникает ряд трудностей. Официально оформленный сотрудник по трудовому договору и текущей отчетности получает заработную плату в несколько раз меньше фактической, но доказать в суде это достаточно сложно. «Серые» заработные платы не признаются законными, они не отражены в трудовом договоре, в связи с чем взыскание их в будущем с работодателя при увольнении сотрудника представляется весьма затруднительным. Наличие «серой» заработной платы работник может подтвердить в суде показаниями свидетелей, справкой, выданной работодателем для получения кредита, электронной перепиской работника с работодателем или бухгалтером. При проведении прокурорской проверки необходимо руководствоваться положением о том, что начисление «серой» зарплаты - это, прежде всего, нарушение налогового законодательства: п. 4 ст. 226 НК РФ об удержании налоговым агентом НДФЛ из фактических денежных выплат; ст. 122 НК РФ - неуплате либо неполной уплате налоговых сумм по причине занижаемой налоговой базы, неверного исчисления налога и прочих неправомерных действий или бездействий. В последнем случае, если нарушение было допущено неумышленно, организация обязана будет выплатить в размере 20 % от суммы налога, которая не была уплачена. Если будет доказана умышленность допущенного нарушения, размер штрафа возрастёт до 40 %. Должностные лица организации могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ. Указание в трудовом договоре и расчетных листках неполной суммы заработной платы карается административным штрафом в размере от 1 до 5 тыс. рублей для должностных лиц или предпринимателей и от 30 до 50 тыс. рублей для организаций. В качестве альтернативы в отношении организаций и предпринимателей может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет. Обнаружение системы зарплат в конвертах чревато для работодателя вызовом на «зарплатную» комиссию, состоящую из представителей налоговых органов и местного самоуправления. Организация подвергается полным выездным проверкам ОВД, прокуратуры, ФСС и пр. при этом будет обязана уплатить все недоплаченные налоги, а также пени и штрафы. Чаще всего к ответу призываются руководитель организации, главный бухгалтер и работники, оформляющие первичные документы, которых можно признать пособниками. Также руководитель и главный бухгалтер организации может быть привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в крупных размерах, если сумма неуплаченных налогов за три финансовых года составила от 500 до 2500 тыс. рублей. Иная ситуация в отношении работника, «зарплатные» комиссии таковым не грозят. В то же время, если работодатель не удерживает с их дохода налог, они сами обязаны заполнить налоговую декларацию и самостоятельно уплатить все налоги. Необходимо обратить внимание, что юридически от выплаты НДФЛ работника никто не освобождал, так что по п. 1 ст. 228 НК РФ, он обязан его вычислить и уплатить самостоятельно. Иначе он также подлежит ответственности по итогам налоговой проверки.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.022 с.) |