Вопрос № 47 Возбуждение уголовного дела: поводы, основания, субъекты, процедура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 47 Возбуждение уголовного дела: поводы, основания, субъекты, процедура.



 

 

Понятие, значение и сущность возбуждения уголовного дела

Как известно, в сфере уголовного судопроизводства соответствующие органы государства обязаны обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК). Важная роль при этом отводится деятельности правоохранительных органов, связанной с принятием решения о начале производства по уголовному делу, поскольку нарушения на данном этапе уголовного судопроизводства могут повлечь сокрытие преступлений, утрату доказательств, несвоевременное принятие мер по розыску лиц, совершивших преступление, и в конечном итоге — привести к ущемлению прав и законных интересов граждан, интересов предприятий, учреждений и организаций. Напротив, выполнение требований закона при возбуждении уголовного дела обеспечивает соблюдение конституционного права граждан на судебную защиту от преступных посягательств (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

В науке уголовного процесса понятие "возбуждение уголовного дела" употребляется в трех значениях: как стадия уголовного процесса; как уголовно-процессуальный институт; как итоговый процессуальный акт, завершающий цикл процессуальных действий и влекущий переход дела на следующую стадию.

Возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией отечественного уголовного процесса. Задача данной стадии заключается в определении возможности начать производство по уголовному делу. Из этого, как следствие, вытекает, что стадия ограждает последующие этапы уголовного судопроизводства от рассмотрения фактов, которых в реальности не было, а также безусловно не являющихся преступными.

Круг участников стадии является весьма специфичным и определяется задачей, сроками стадии и теми процессуальными действиями, производство которых разрешено на данном этапе уголовного судопроизводства. Участников стадии возбуждения уголовного дела можно разделить на участвующих в ней в соответствии с положениями УПК (например, следователь, специалист, участвующий в документальных проверках, понятые, участие которых возможно, в частности, при осмотре места происшествия, заявитель о преступлении и др.) и фактически принимающих участие в данной стадии, но не имеющих соответствующего процессуального статуса (очевидцы происшествия и иные лица, у которых отбираются объяснения; лица, пострадавшие от преступления; лица, заподозренные в совершении преступления).

В соответствии с гл. 19 и 20 УПК уголовно-процессуальная деятельность в стадии возбуждения уголовного дела начинается с появления повода к возбуждению уголовного дела[1] и завершается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. При этом порядок деятельности в данной стадии детально не регламентирован в отличие от всех последующих стадий уголовного судопроизводства.

Как отмечалось в уголовно-процессуальной литературе, значение стадии возбуждения уголовного дела заключается, в частности, в том, что она представляет собой своеобразный "фильтр", позволяющий не допускать в уголовное судопроизводство нарушения, не влекущие за собой уголовную ответственность и уголовное наказание, и сосредоточить усилия государственных органов и должностных лиц на борьбе с преступлениями[2].

Под возбуждением уголовного дела как уголовно-процессуальным институтом понимается совокупность процессуальных норм, регулирующих процессуальные действия следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания, а также иных лиц, участвующих на этой стадии уголовного судопроизводства (по делам публичного, частно-публичного обвинения), или пострадавшего (по делам частного обвинения, за исключением тех случаев, когда в официальном порядке производится проверка сообщения о преступлении) и возникающие уголовно-процессуальные правоотношения, связанные с началом уголовного судопроизводства.

В третьем своем значении — возбуждение уголовного дела как процессуальный акт — это имеющий юридическое значение документ, оформляющий решение государственных органов или волеизъявление пострадавшего (по делам частного обвинения) начать производство по уголовному делу. Данный акт влечет обязанность органов предварительного расследования расследовать дело, раскрыть преступление и установить виновных, а также обязанность мирового судьи принять соответствующее требованиям ст. 318 УПК заявление к производству и рассмотреть дело в судебном заседании.

Субъекты возбуждения уголовного дела

Право на возбуждение уголовного дела имеют: руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель. Прокурор после внесения изменений в УПК Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ лишен права возбуждать уголовные дела, а также давать согласие на их возбуждение (за одним исключением — такое согласие прокурора необходимо, когда речь идет о возбуждении дознавателем уголовного дела частного или частно-публичного обвинения, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы).

Следователь, руководитель следственного органа, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовные дела в пределах своей компетенции исходя из правил о подследственности, содержащихся в ст. 151 УПК.

В тех случаях, когда органом дознания обнаружены признаки преступления, для пресечения или предупреждения которого необходимо безотлагательное производство следственных действий, он обязан возбудить уголовное дело о преступлении, расследование которого отнесено к компетенции следователя (ст. 157 УПК).

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК функции органов дознания по возбуждению уголовного дела могут выполнять:

1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, которые могут возбуждать уголовные дела о любых преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководители удаленных геологоразведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз — они могут возбуждать уголовные дела о любых преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций и баз;

3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — они возбуждают уголовные дела о любых преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Дела частного обвинения, по общему правилу, возбуждаются путем подачи в суд заявления потерпевшим, его законным представителем либо его близкими родственниками. Следовательно, по делам частного обвинения субъектом возбуждения уголовных дел может являться потерпевший, который, в отличие от иных субъектов, вправе, но не обязан возбуждать их.

Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в УПК установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу: 1) наличие повода для возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 140 УПК); 2) наличие основания для возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 140 УПК); 3) отсутствие обстоятельств, влекущих отказ в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК).

Поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о преступлении, извещающее государство в липе его уполномоченных органов о том, что совершено деяние, признаваемое преступным и влекущее необходимость принять данными органами все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры.

Часть 1 ст. 140 УПК относит к поводам: 1) заявление о преступлении; 2) явку с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; 5) материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК.

Заявление о преступлении является самым распространенным поводом для возбуждения уголовного дела. Оно может быть как письменным, так и устным. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем, а устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление (протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя). Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос[1], о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела обусловливает прямую, непосредственную связь между заявителем и лицами (органами), уполномоченными на возбуждение уголовного дела.

В УПК закреплена возможность сделать устное заявление о преступлении без личной явки заявителя. Для этого заявитель может воспользоваться любыми средствами связи. Однако, если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление будет рассматриваться как сообщение, полученное из иных источников, и оформляться рапортом об обнаружении признаков преступления.

Часть 7 ст. 141 УПК указывает, что анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. В этой связи возникает вопрос: какие заявления следует признавать анонимными? УПК не дает ответа на этот вопрос. Ведомственные правовые акты анонимными признают письменные обращения, в которых не указаны фамилия автора и почтовый либо электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление) (п. 41.1 Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию но ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного приказом МВД России от 12.12.2011 № 1221).

В соответствии с Регламентом от 12.12.2011 № 1221 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденным приказом МВД России от 01.03.2012 № 140, анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся сведения о признаках совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (КУСП) передаются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

Анонимные заявления, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, уполномоченным сотрудником подразделения делопроизводства докладываются руководителю и в соответствии с его резолюцией передаются в дежурную часть для регистрации в КУСП.

О принятом решении по анонимному обращению, поступившему из государственных органов и органов местного самоуправления, при необходимости информируется направившее его должностное лицо.

Если анонимные сообщения о преступлении поступили в следственный орган Следственного комитета РФ и указанная в таких сообщениях информация о совершенном или готовящемся преступлении требует незамедлительной проверки, то она по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ либо его заместителя должна быть немедленно передана по принадлежности в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, или иной государственный орган в соответствии с компетенцией[2].

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, но которому должен быть направлен ответ, ставит личную подпись и дату.

Согласно ч. 4 ст. 141 УПК, если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В соответствии же со ст. 155 УПК, если заявление о преступлении было занесено в протокол следственного действия, дознаватель или следователь выносит постановление о выделении протокола из уголовного дела и направлении его (следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору) для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении либо о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения — в суд.

Заявлением о явке с повинной признается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Сущность явки с повинной заключается в том, что лицо, совершившее преступление, заявляет об этом преступлении и своем участии в нем в правоохранительные органы, уполномоченные начать производство по уголовному делу.

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

В отличие от ст. 111 УПК РСФСР 1960 г., согласно которой необходимо было лично явиться и сделать устное заявление, оформляемое протоколом, ст. 142 УПК допускает возможность составления письменного заявления и отправления его дознавателю, в орган дознания или следователю, например, по почте либо через другое лицо.

Следует иметь в виду, что заявить о явке с повинной в смысле ст. 142 УПК можно только по отношению к преступлению, не известному правоохранительным органам из иных источников. Обязательным признаком явки с повинной является ее добровольность. Также явка с повинной предполагает признание вины, т.е. лицо считает себя виновным.

Сообщение о преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, и оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления. Иными сообщениями в смысле ст. 143 УПК следует признавать: сообщения о преступлении, распространенные в средствах массовой информации; сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности; сообщения должностных лиц Госсанэпиднадзора, медицинских учреждений и т.д.; выделенные дознавателем или следователем в отдельное производство и направленные прокурору или руководителю следственного органа материалы уголовного дела; сведения, содержащие указание на наличие признаков преступления, полученные в ходе осуществления органами дознания административной деятельности (обеспечение безопасности дорожного движения, обеспечение паспортного режима, обеспечение охраны общественного порядка и т.д.).

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, по сути, является разновидностью сообщений о преступлении, полученных из иных источников. Однако законодатель придает ему особое значение, поскольку закрепляет в УПК правило, в соответствии с которым отказать в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства можно только с согласия руководителя следственного органа.

Материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, являются единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях (предусмотренных ст. 198-199.2 УК).

Анализируя уголовно-процессуальную норму, согласно которой единственным поводом для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере налогообложения являются материалы проверки налоговых органов, Председатель Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин отмечает в своем блоге: "Тем самым органы внутренних дел, по сути, освобождены от выявления налоговых преступлений, которое было передано узкоспециализированном) ведомству, и данном случае налоговому органу... Конечно, за ними сохранена функция по раскрытию этих преступлений, однако результативность данной деятельности в отсутствие функции по выявлению налоговых преступлений, которая и определяет в конечном счете статистические показатели деятельности органов внутренних дел, вызывает сомнение. Это негативно отражается и на эффективности оперативного сопровождения предварительного расследования по уголовным делам о налоговых преступлениях"[3].

Для возбуждения уголовного дела недостаточно лишь одного повода. Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что наряду с наличием одного из вышеперечисленных поводов необходимо также основание для возбуждения уголовного дела — им является наличие достаточных данных, указывающих па признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

Дознавателю, органу дознания, следователю необходимо установить наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а не на факт преступления. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела нет необходимости устанавливать факт преступления (это осуществляется в ходе предварительного расследования), необходимо лишь, чтобы имеющиеся данные указывали на признаки преступления (в дальнейшем же может быть установлено, например, что общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности).

Вывод о наличии признаков преступления хотя и должен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположительный, вероятностный характер, в отличие от решения об отказе возбудить уголовное дело, когда положенные в его основу данные должны быть установлены достоверно (в значении "истинно").

Порядок проверки сообщений о преступлении

Анализ ч. 1 ст. 144 УПК позволяет выделить три этапа производства по сообщению о преступлении, имеющих своей задачей разрешение вопроса о возможности начать производство по делу: прием сообщений, их проверка и принятие по ним соответствующего решения.

Часть 1 ст. 144 УПК устанавливает обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении. Порядок приема сообщений о преступлении установлен соответствующими ведомственными актами. Так, в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации применяется Инструкция "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации", утвержденная приказом Председателя Следственного комитета РФ от 25.02.2012 № 72.

В соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК заявителю должен выдаваться документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (таковым документом согласно ведомственным инструкциям является талон-уведомление). Не допускается возвращение сообщения по мотиву недостаточности содержащихся в нем сведений или приложенных к нему документов (либо отсутствия таковых документов). Единственным основанием для отказа в принятии сообщения является анонимность заявления о преступлении.

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 8 устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. В соответствии с данным международно-правовым положением в тех случаях, если заявителю будет отказано в принятии сообщения, он имеет право обжаловать отказ прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

С приемом сообщения тесно связана его регистрация — она заключается в присвоении с целью учета и контроля каждому сообщению о преступлении порядкового номера и в фиксировании в регистрационных документах необходимых данных о содержании сообщения, заявителе и т.д. Обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении устанавливается ведомственными нормативными актами.

В уголовно-процессуальной литературе используются различные наименования проверки сообщения о преступлении — доследственная, первичная, проверка первичных материалов, предварительная, специальная, проверочные действия.

Необходимость проверки сообщения о преступлении зависит от характера содержащихся в нем сведений.

Содержанием проверки являются действия дознавателя, органа дознания, следователя, направленные на: устранение сомнений в том, действительно ли заявление подписано тем лицом, от имени которого оно исходит; установление наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки определенного, предусмотренного статьей или частью статьи Особенной части УК, преступления; устранение сомнений в достоверности содержащихся в сообщении данных; установление наличия или отсутствия данных, являющихся обстоятельствами, исключающими возбуждение производства по делу.

При проведении проверки перед дознавателем, органом дознания, следователем не должна стоять цель собирания материалов, содержащих данные, изобличающие определенное лицо в совершении преступления. Собирание подобных материалов является задачей предварительного расследования.

Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" серьезно расширены полномочия лиц, осуществляющих проверку сообщения о преступлении. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе не только получать объяснения, истребовать документы и предметы, в установленном УПК порядке изымать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать орган)' дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, но и производить такие следственные действия, как: 1) назначение судебной экспертизы с возможностью участия в се производстве и получения в разумный срок заключения эксперта; 2) осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов; 3) освидетельствование; 4) получение образцов для сравнительного исследования. Тем самым законодателем сделан шаг в сторону упразднения специфики правового регулирования стадии возбуждения уголовного дела и, возможно, ликвидации этой стадии.

Принятием Федерального закона от 04.03.2013 № 23-ФЗ законодатель сделал серьезный шаг в направлении защиты прав и законных интересов невластных участников стадии возбуждения уголовного дела. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечена возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы. В УПК (ст. 49 и ч. 1.1 ст. 144) закреплены следующие права:

1) право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК;

2) право пользоваться услугами адвоката, в том числе право лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, пользоваться помощью защитника;

3) право приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК;

4) право на применение мер безопасности, в том числе при приеме сообщения о преступлении, в порядке ч. 9 ст. 166 УПК (не приведение в протоколе данных о личности).

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.

Статья 144 УПК устанавливает, что по результатам проверки в срок не позднее 3 суток со дня получения сообщения должно быть принято соответствующее решение. Однако руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить срок проверки до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В соответствии со ст. 145 УПК по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа могут принять одно из трех решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд. В случае принятия последнего решения уголовно-процессуальный закон обязывает орган дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа принять меры по сохранению следов преступления.

О принятом по результатам проверки сообщения о преступлении решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Решения о возбуждении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела оформляются постановлением, которое должно быть одновременно законным и обоснованным. При принятии решения о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинев суд постановление не выносится, но оформляется сопроводительное письмо.

Возбуждение уголовного дела

Порядок возбуждения уголовных дел различен в зависимости от того, являются ли они делами частного, частно-публичного или публичного обвинения. Свои особенности имеются также применительно к процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.

Возбуждение уголовных дел публичного обвинения

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК при наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей: вводной, описательной и мотивировочной. В вводной части указываются дата, время и место вынесения постановления, а также кем оно вынесено. В описательной части постановления указывается повод для возбуждения уголовного дела, а также излагается основание — данные, указывающие на признаки преступления. Заключительная (резолютивная часть) непосредственно, логически вытекает из описательной и содержит: формулировку принятого решения; юридическую квалификацию деяния с указанием на соответствующую статью уголовного закона; указание па дальнейшее направление дела; лицо, которому поручается производство расследования; указание уведомления о принятом решения заявителя и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Постановление о возбуждении уголовного дела должно быть подписано лицом, вынесшим его. Отсутствие в постановлении подписи вынесшего его лица должно расцениваться как нарушение закона, влекущее признание постановления не имеющим юридической силы.

В ряде случаев постановление следователя или дознавателя может объединять в себе два процессуальных акта -постановление о возбуждении уголовного дела (акт стадии возбуждения уголовного дела) и постановление о принятии его к своему производству (акт стадии предварительного расследования), что допускается по практическим соображениям.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Возбуждение уголовных дел частно-публичного и частного обвинения

Уголовные дела частно-публичного обвинения[1] возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.

Уголовные дела частного обвинения (уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 УК "Умышленное причинение легкого вреда здоровью" и ч. 1 ст. 116 УК "Побои", ч. 1 ст. 128.1 УК "Клевета"), по общему правилу, возбуждаются путем подачи потерпевшим или его законным представителем (а также близким родственником потерпевшего в случае смерти последнего) заявления мировому судье. Если заявление подается мировому судье в отношении лица, данные о котором потерпевшему неизвестны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

Уголовные дела частно-публичного и частного обвинения могут быть возбуждены руководителем следственного органа, следователем, а также с согласия прокурора дознавателем и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. При этом к иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны.

Возбуждение уголовных дел по заявлению коммерческой или иной организации

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных гл. 23 УК, если они причинили вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинили вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, возбуждаются по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

Возбуждение уголовного дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК (член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, Генеральный прокурор РФ и др.), осуществляется с соблюдением особых правил, установленных в ст. 448 УПК. В этом порядке в отношении указанных лиц возбуждаются уголовные дела как публичного, так и частного или частно-публичного обвинения.

[1] Напомним, к ним относятся: 1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных УК — ч. 1 ст. 131 "Изнасилование", ч. 1 ст. 132 "Насильственные действия сексуального характера", ч. 1 ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни", ч. 1 ст. 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений", ч. 1 ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища", ст. 145 "Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет", ч. 1 ст. 146 "Нарушение авторских и смежных прав", ч. 1 ст. 147 "Нарушение изобретательских и патентных прав"; 2) уголовные дела о преступлениях против собственности, предусмотренных ст. 159-159.6 (все виды мошенничества), ст. 160 "Присвоение или растрата", ст. 165 УК "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием", если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество

Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела

Согласно ч. 1 ст. 148 УПК при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела являются:

1) отсутствие события преступления — означает отсутствие реально произошедшего виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом под угрозой наказания. При наличии повода и оснований дело подлежит возбуждению, даже если имеются сомнения в наличии события преступления, однако не установлено его отсутствие;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.053 с.)