Вопрос № 43 Судебный порядок рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 43 Судебный порядок рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.



 

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Поскольку итоговые выводы суда в значительной степени зависят от результатов предварительного следствия, то уголовно-процессуальный закон вменяет суду проверить законность и обоснованность решений и действий (бездействия) дознавателей (начальников подразделений дознания), следователей (руководителей следственных органов) и прокуроров (далее, если не оговорено иное, органов предварительного расследования и прокуроров) в ходе судебного следствия.

Так как некоторые решения и действия органов предварительного расследования по целому ряду причин такого отложенного судебного контроля могут избежать, либо обычный (ординарный) судебный контроль в силу именно его отложенности может оказаться запоздалым, а потому и неэффективным средством защиты и восстановления нарушенных конституционных и процессуальных прав участников процесса, то УПК предусматривает возможность их немедленной проверки в рамках оперативного (экстраординарного) судебного контроля.

В соответствии с действующим УПК такой судебный контроль может быть двух видов: 1) превентивный и 2) последующий неотложенный, т.е. в последнем случае по времени максимально приближенный к подлежащему проверке решению и действию (бездействию) органов предварительного расследования.

Превентивный судебный контроль за решениями и действиями органов предварительного расследования осуществляется в тех случаях, когда по делу возникает необходимость ограничения основных конституционных прав личности (ст. 22, 23 и 25 Конституции РФ, ст. 107-110,114-118,165, ч. 3 ст. 178, ч. 3 ст. 217, 448 УПК).

В данном случае оперативное судебно-контрольное производство возбуждается исключительно по инициативе органов предварительного расследования, которые обращаются в суд с ходатайством, в котором обосновывают необходимость проведения того или иного процессуального или следственного действия. Ходатайство об их проведении судом может быть или отклонено, или удовлетворено.

Решения, принимаемые судом в случае удовлетворения ходатайства, могут быть разных видов: 1) постановления, разрешающие органам предварительного расследования осуществить в будущем определенные процессуальные действия; 2) постановления, которыми суд сам ограничивает конституционные права участников процесса, например: заключает под стражу обвиняемых (ст. 108 УПК), на время отстраняет последних от должности (ст. 114 УПК); 3) постановление, которым суд разрешает проведение следственных действий, например: проведение обысков, выемок и т.п. (ст. 165 УПК).

Последующий неотложенный судебный контроль осуществляется в тех случаях, когда решение органов предварительного расследования состоялось, процессуальные и следственные действия (бездействия) ими уже осуществлены (ст. 125 и ч. 5 ст. 165 УПК). В данном случае оперативное судебно-контрольное производство возбуждается по инициативе фактически неограниченно широкого круга лиц.

Сказанное означает, что параллельно расследуемому органом предварительного расследования уголовному делу (наряду с ним) по инициативе уполномоченных на то лиц соответствующими федеральными судами могут вестись оперативные судебно-контрольные производства, число которых зависит от конкретных обстоятельств по делу.

Природа института оперативного судебного контроля предполагает, что судебно-контрольные производства, возбужденные в стадии предварительного расследования, обязательно будут завершены до передачи уголовного дела в суд, где в стадии судебного разбирательства в рамках обычного отложенного судебного контроля решения и действия органов предварительного расследования получат надлежащую оценку.

Основной формой судебного контроля за решениями и действиями органов предварительного расследования является обычный отложенный судебный контроль, поскольку в данном случае возможности сторон и суда в исследовании спорных процессуальных проблем гораздо шире, ибо только на данном этапе уголовного судопроизводства в полном объеме разрешается основной вопрос уголовного процесса - вопрос о доказанности.

Таким образом, оперативный судебный контроль в стадии предварительного расследования по отношению к основному - обычному отложенному судебному контролю носит частный, вспомогательный, правообеспечительный, сервисный характер. Более того, оперативный судебный контроль преследует совершенно иные, чем обычный отложенный судебный контроль, процессуальные цели.

Институту рассмотрения жалоб, осуществляемому в режиме постфактум, в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. была посвящена целая глава. Она состояла из двух отделений: "Порядок принесения жалоб" и "Порядок рассмотрения жалоб", включающих в себя добрый десяток статей. Разработанные тогда процедуры пережили революцию и были включены в УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. в виде специальной гл. XVIII "Обжалование действий следователя". В настоящее время институт рассмотрения жалоб в судебном порядке напрямую регламентируется лишь ст. 125 УПК.

Ключевую роль в воссоздании института рассмотрения жалоб, сыграл Конституционный Суд РФ. Задолго до принятия УПК Высший судебно-контрольный орган в целом ряде своих постановлений и определений совершенно обоснованно указал на то, что положения ст. 46 Конституции РФ - закон прямого действия, следовательно, отсутствие соответствующих регламентации в уголовно-процессуальном законе не является основанием для ограничения доступа граждан к правосудию.

Мощнейший импульс развитию судебного контроля придают решения Европейского Суда по правам человека, который ориентирует российского правоприменителя на непосредственное применение базовых принципов и норм международного права. Опережающее в целом развитие международного права по сравнению с национальным предопределено длительной и стабильной эволюцией последнего. В ее основе своевременное заимствование лучших достижений из национальных правовых систем, которые спустя годы после соответствующей апробации постепенно инкорпорируются в законы большинства государств.

В целях оптимизации процедуры рассмотрения жалоб Пленум Верховного Суда РФ дал подробные разъяснения по вопросам судебной практики. Поскольку процедура рассмотрения жалоб законодательно разделена на несколько видов судопроизводства, два из которых - компетенция судов общей юрисдикции, то и постановлений 10 февраля 2009 г. принято два: № 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"; № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

Данные документы в определенной мере дополняют друг друга, поэтому лишь их компаративное изучение позволит правильно уяснить сущность института рассмотрения жалоб, определить предмет его ведения в каждом конкретном случае, выбрать в сложной правовой ситуации нужный тип процесса.

Правовые коллизии, подлежащие разрешению в рамках рассмотрения жалоб за решениями, действиями (бездействием) органов предварительного расследования и прокуроров, имеют сложную природу. Не случайно законодатель в ч. 1 ст. 125 УПК упоминает о возможности причинения ущерба конституционным правам и свободам участников судопроизводства, появлении у них затруднений в доступе к правосудию. В постановлениях подчеркивается: и граждане, и организации вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, в результате которых нарушены их права и свободы, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, они незаконно привлечены к ответственности.

Эти выводы в очередной раз подчеркивают, что институт рассмотрения жалоб - межотраслевой механизм выявления и исправления правовых нарушений, что рано или поздно мы неизбежно придем к унификации применяемого в данном виде судопроизводства инструментария, а затем и к созданию системы административных судов.

Для того чтобы правильно разрешить жалобу, в первую очередь необходимо установить сущность и отрасль того права, которое нарушается его отрицанием. Оно может быть: конституционным, гражданским, трудовым, процессуальным либо другим. Следующей задачей является устранение неправовой ситуации посредством восстановления прав участника уголовного судопроизводства, если суд придет к выводу, что таковые нарушены. Следовательно, предмет судебного разбирательства, осуществляемого при рассмотрении жалоб, весьма традиционен - это спор о праве.

Рассмотрение жалоб судом - форма правосудия, осуществляемого в открытом судебном заседании по правилам состязательного судопроизводства. Назначение данного вида производства призвано способствовать устранению нарушений, ущемляющих права и свободы участников процесса.

От прочих видов государственной деятельности правосудие, осуществляемое в ходе рассмотрения жалоб, отличается наличием уникальных по своему содержанию судебно-властных правоотношений. Для таких отношений характерны: наличие правовой базы, публичность, предсказуемость, экономичность и высокий уровень исполнимости.

Отличие рассмотрения института рассмотрения жалоб от прочих видов правосудия обусловлено его предметом, целями, задачами и методами осуществления. По отношению к собственно правосудию рассмотрение жалоб в стадии предварительного расследования выполняет правообеспечительную и правовосстановительную функции.

Согласно ст. 125 УПК предмет обжалования - "решения", "действия" и "бездействие" органов предварительного расследования и прокуроров. Согласно ст. 5 УПК: постановление - любое решение (п. 25); процессуальное действие - следственное действие, предусмотренное УПК (п. 32).

В теории уголовного процесса под решениями в данном случае следует понимать акты органов предварительного расследования и прокуроров, содержащие властное волеизъявление и порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций (постановления, представления, требования, согласия, заключения и т.п.). Они могут быть оформлены как в письменной, так и в устной форме (например, устный отказ в принятии ходатайства). Письменное решение может быть составлено как в установленной законом форме, так и в произвольной форме (резолюция, письмо, отношение). Обжалованию подлежат как исполненные, исполняемые, подлежащие исполнению решения, так и неисполненные, не подлежащие исполнению решения.

Действие - властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения (например, задержание, осмотр объекта, обыск, выемка и т.п.). Действие всегда имеет материальное наполнение, его осуществление может сопровождаться оформлением процессуальных документов, может быть осуществлено и без таковых.

Бездействие - неисполнение органом предварительного расследования, прокурором обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, которые определяют полномочия этих лиц (должностные инструкции, положения, регламенты, приказы). В частности, бездействие - нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

За принятие незаконных решений, совершение незаконных действий, незаконное бездействие должностные лица могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности.

Отнесение института рассмотрения жалоб к разновидности состязательного судопроизводства автоматически предполагает уяснение понятия "стороны". Кто в рамках судебно-контрольного производства истец, ответчик, третье лицо на стороне истца, третье лицо на стороне ответчика, третье лицо, пока не заявившее самостоятельных требований? Вышеперечисленные термины мало знакомы теории современного российского уголовного процесса, поскольку он практически не знает частного начала. Вместе с тем инициация судебно-контрольного производства - всегда частная инициатива. Следовательно, инициатор процесса - истец, и не важно, в какой форме этот процесс осуществляется, главное, мы помним, что спор между человеком и государством в сфере управления - ведение административного судопроизводства. В классическом административном судопроизводстве правовые явления принято называть своими именами: инициатор процесса - истец, орган власти, чьи действия он оспаривает, - ответчик.

Очевидно, ответчик - всегда представитель либо представители стороны обвинения (орган предварительного расследования, прокурор, содействующие им органы исполнительной власти и т.п.).

Истец - лицо, обжалующее решение, действия (бездействие) органа предварительного расследования или прокурора. В уголовно-процессуальном законе его нарекли "заявителем". По смыслу ст. 125 УПК лицо делает не заявление, а именно жалуется, обращает внимание на факт ущемления его прав. По общему правилу обжалованию подлежит все то, что: 1) препятствует нормальному движению уголовного дела; 2) не будет предметом традиционных форм судебного контроля; 3) делает этот контроль в последующем неэффективным.

Поскольку решения, действия (бездействие) прокурора - предмет обжалования, то участие последнего в судебно-контрольном производстве в качестве ответчика неизбежно. По смыслу уголовно-процессуального закона прокурор вправе участвовать в судебно-контрольном производстве и в том случае, когда ответчиком является орган предварительного расследования. Генеральный прокурор РФ в своих приказах обязывает подчиненных ему прокуроров принимать активное участие во всех производствах, осуществляемых по правилам ст. 125 УПК. При удовлетворении судом требований участников уголовного судопроизводства прокурорам вменяется в обязанность всеми доступными им средствами добиваться безусловного исполнения решений суда.

В рамках института рассмотрения жалоб прокурор выполняет не только функции обвинения и надзора, но и другие функции, так как прокурор субъект не только процессуальных, но и административных отношений, разграничить которые в рамках судебного контроля крайне трудно.

Согласно ч. 2 ст. 125 УПК жалоба подается: 1) через должностное лицо, орган, действия которого обжалуются; 2) через вышестоящие либо контрольно-надзорные органы; 3) непосредственно в суд.

Более детально действия судебной инстанции в части принятия, регистрации и дальнейшего движения жалобы регламентируются ведомственным судебным актом - Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36.

Прежде чем приступить к осуществлению мероприятий, предшествующих рассмотрению жалобы, судья удостоверяется в ее приемлемости (допустимости), а равно в соблюдении лицом, ее подавшем, правил о подсудности.

Анализируя поступившую жалобу и приобщенные к ней документы, судья, в первую очередь, проверяет: соответствуют ли документы, предъявляемым к ним законом требованиям. Пленум Верховного Суда РФ рекомендует судьям выяснить, подсудна ли жалоба конкретному суду, подана ли она надлежащим лицом, имеется ли предмет обжалования, указанный в ст. 125 УПК, содержит ли жалоба необходимые сведения для ее рассмотрения.

В тех случаях, когда жалоба не содержит необходимых сведений, что препятствует ее рассмотрению (например, отсутствуют сведения о том, какие действия или решения обжалованы, жалоба не подписана заявителем, полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), жалоба возвращается заявителю для устранения недостатков.

Пленум Верховного Суда РФ обязывает суд по данному поводу вынести постановление, в котором должны быть указаны причины принятия такого решения. Постановление должно содержать разъяснение права после устранения препятствий к рассмотрению жалобы в суде вновь обратиться в порядке ст. 125 УПК за судебной защитой.

Срок рассмотрения жалобы - пять суток - исчисляется с момента повторной регистрации жалобы.

Приняв жалобу к производству, судья приступает к подготовке к судебному заседанию. К этому моменту он должен быть твердо уверен в том, что жалоба подана надлежащим лицом, ему подсудна, предмет обжалования конкретен, содержание документа соответствует ст. 125 УПК.

Закон возлагает на судью обязанность организовать состязательный процесс таким образом, чтобы инициатор жалобы имел реальную возможность доказать факт нарушения его прав решениями, действиями (бездействием) органов предварительного расследования и прокуроров.

Для этого необходимо, чтобы:

- в процесс были приглашены все необходимые для участия в нем субъекты (истец - инициатор процесса (заявитель), ответчик - представитель компетентного органа, защитник, законный представитель заявителя, представитель истца, третьи лица, прокурор);

- истребованы все необходимые материалы, при необходимости включая уголовное дело или отказной материал.

При подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, а равно по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы.

По общему правилу жалобы в порядке ст. 125 УПК могут быть поданы исключительно в период предварительного расследования. Исключение из общего правила составляют те решения, действия (бездействие), которые не будут являться предметом судебного контроля в ходе разбирательства по делу, поскольку таковое осуществляется строго в рамках утвержденного прокурором обвинения. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ рекомендует судьям выяснить, а не завершено ли предварительное расследование по уголовному делу. Если будет установлено, что уголовное дело, по которому поступила жалоба, направлено в суд для рассмотрения по существу, тем более по делу постановлен приговор, вынесено иное окончательное решение, судья принимает к производству и рассматривает лишь жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц, затрагивающие права и законные интересы заявителей, не являющихся участниками судебного разбирательства по данному уголовному делу. Подлежат рассмотрению жалобы, где ставится вопрос о признании незаконными и необоснованными решений и действий (бездействия), которые в соответствии с УПК не могут быть предметом проверки их законности и обоснованности на стадии судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом, в том числе в апелляционном или кассационном порядке (ст. 354 УПК).

В остальных случаях судья, в зависимости от того, на какой стадии находится производство по жалобе, выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению или о прекращении производства по жалобе в связи с тем, что уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Одновременно с этим истцу разъясняется, что вопросы, поставленные в жалобе, он вправе поставить перед судом в ходе судебного разбирательства по уголовному делу, а также при рассмотрении дела судом апелляционной или кассационной инстанций. Если судебное решение вступило в законную силу, судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению и разъясняет заявителю его право обратиться в суд в порядке ст. 402 УПК.

Организация состязательного процесса предполагает своевременное:

- вручение копий жалобы ответчику (ответчика), третьим лицам и прокурору;

- ознакомление данных участников процесса с материалами судебно-контрольного производства, разрешение их заявлений, ходатайств;

- извещение участников процесса о месте и времени предстоящего судебного разбирательства;

- решение вопроса об этапировании в суд участников процесса, содержащихся под стражей, или об организации видеоконференцсвязи;

- о вызове в процесс специалиста, переводчика.

В случае подачи жалобы несовершеннолетним участником процесса судья решает вопрос о необходимости вызова в процесс его законных представителей и педагога.

Проведение судебно-контрольного разбирательства без участника процесса - основание для безусловной отмены судебного решения.

Разрешая вопросы, возникающие в процессе подготовки к судебному заседанию, судья делает запросы, при необходимости выносит постановления.

Еще раз убедившись, что в производстве находится приемлемая жалоба, все подготовительные действия выполнены, судья назначает судебное заседание, оформляя свое решение постановлением применительно к требованиям ч. 2 ст. 227 УПК. В постановлении указываются: 1) дата и место вынесения постановления; 2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление; 3) основания принятого решения.

Копия постановления судьи направляется истцу, ответчику (ответчикам), третьим лицам и прокурору.

Судебное заседание ведется в порядке, обычном для состязательного процесса, оно состоит из подготовительной части, исследования оспариваемой истцом правовой ситуации и прений сторон. Регламент судебного заседания соответствует правилам, установленным в ст. 257 УПК. При нарушении порядка в судебном заседании судья использует арсенал средств, указанных в ст. 258 УПК. По всем вопросам, разрешаемым в ходе судебного заседания, судья выносит постановления в порядке, предусмотренном ст. 256 УПК.

В подготовительной части судебного заседания судья делает объявление о сути предстоящего разбирательства, называет участников процесса, после чего проверяет их явку в судебное заседание. При необходимости, выслушав мнение сторон, третьих лиц и прокурора, решает вопрос о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие сторон, прочих вызванных в суд лиц.

Если они были надлежащим образом извещены, их неявка в суд по закону рассмотрению жалобы не препятствует. В то же время, если истец настаивает на рассмотрении жалобы в его отсутствие, не в состоянии прибыть в суд по уважительным причинам, Пленум Верховного Суда РФ рекомендует вынести постановление об отложении разбирательства по жалобе, извещает участников процесса о дате и времени разбирательства.

Суд, рассматривающий жалобу в порядке ст. 125 УПК, при наличии к тому оснований вправе потребовать от ответчика обязательного участия его представителя в судебном заседании. Поскольку постановления Пленума РФ носят обязательный характер, вышеприведенное положение означает, что представитель ответчика не вправе уклониться от явки в судебное заседание. С учетом того, что в судебном заседании процесс приобретает устный характер, личное присутствие сторон приобретает решающее значение.

В случае уклонения представителей ответчика от явки в судебное заседание вопрос об их явке решается через руководителей соответствующих органов.

В силу ч. 4 ст. 125 УПК судья разъясняет явившимся лицам их права и обязанности, в частности, сторонам, третьим лицам их право принимать участие в судебном заседании: заявлять отводы, ходатайства, представлять документы, знакомиться с позицией других лиц, давать по этому поводу объяснения.

Если в судебном заседании будет установлено, что спор о праве исчерпан в досудебном порядке, судья с согласия истца оставляет его жалобу без рассмотрения и прекращает производство.

Вне зависимости от мнения сторон производство подлежит прекращению, если уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу и предмет спора будет в числе предметов судебного разбирательства. В данном случае истцу разъясняется его право заявить спор о праве в суде первой инстанции.

Завершив подготовительную часть судебного заседания, судья переходит к исследованию предмета спора. Если в процессе участвует истец, его защитник или представитель, судья предлагает им разъяснить суть выдвигаемых требований. После чего заслушиваются иные явившиеся в процесс лица, исследуются имеющиеся в материале документы. После завершения исследования доказательств судья выясняет позиции сторон, предлагает им выступить с репликой.

После этого судья удаляется в совещательную комнату, где по результатам рассмотрения жалобы выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения (ч. 5 ст. 125 УПК).

По выходу из совещательной комнаты судья оглашает вынесенное им постановление. Участникам процесса разъясняются порядок его исполнения и обжалования, копии постановления направляются всем заинтересованным лицам, среди них истец, ответчик, прокурор.

Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения жалобы, является классическим документом, подводящим итог состязательному процессу. Сказанное означает, что оно состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части постановления указываются дата и место вынесения постановления, фамилия и инициалы судьи, его постановившего.

Описательно-мотивировочная часть содержит следующие элементы:

- краткое изложение жалобы;

- изложение позиции ее автора в судебном заседании;

- изложение позиции противной стороны;

- изложение позиции третьих лиц;

- изложение позиции прокурора, если он не является ответчиком;

- анализ и оценку позиций сторон, исследованных материалов;

- анализ оспариваемых норм материального и процессуального права;

- основанный на законе вывод суда, разрешающего спор.

В резолютивной части постановления указывается: удовлетворена жалоба полностью или частично либо, что в ее удовлетворении полностью или частично отказано.

В случае удовлетворения жалобы точно указывается: какие решения, действия (бездействие), какого конкретно органа, должностного лица признаны незаконными, какие именно нарушения и кому следует устранить.

Вместе с тем судья не вправе предопределять действия должностного лица, осуществляющего расследование, прокурорский надзор, лично отменять их постановления либо обязывать уполномоченных на то лиц отменить решения, признанные судом незаконными.

Завершается резолютивная часть постановления разъяснением права на его обжалование в вышестоящий суд. Суд, разрешая жалобу, не вправе:

- предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу;

- давать правовую оценку действиям подозреваемого, обвиняемого;

- делать выводы относительно доказанности или недоказанности вины;

- оценивать имеющиеся по делу доказательства относительно их полноты, относимости, допустимости и достоверности.

При рассмотрении жалобы могут быть выявлены нарушения прав и свобод граждан и юридических лиц, не являющиеся предметом обжалования. В данном случае Пленум Верховного Суда РФ предписывает судам в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК занять активную позицию и путем вынесения частного определения или постановления обратить внимание должностных лиц на обнаруженные им нарушения закона и на необходимость их устранения.

При рассмотрении жалобы в порядке ст. 125 УПК по ходу судебного заседания секретарем судебного заседания по правилам ст. 245, 259 УПК ведется протокол, на который в порядке ст. 260 УПК участники процесса могут подать замечания, подлежащие рассмотрению в общем порядке.

Постановление, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, вступает в законную силу спустя 10 суток после его провозглашения. Согласно ст. 127 УПК не вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 43 и 45 УПК, а вступившее в законную силу - в надзорном порядке, установленном гл. 48 УПК.

С 1 января 2013 г. порядок пересмотра судебных решений, принятых в рамках судебно-контрольных производств, будет регламентироваться гл. 45.1 "Производство в суде апелляционной инстанции", 47.1 "Производство в суде кассационной инстанции", 48.1 "Производство в суде надзорной инстанции".

Лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы, вправе непосредственно участвовать в судебном заседании при рассмотрении его жалобы или представления прокурора на решение, принятое в порядке ст. 125 УПК, либо может изложить свою позицию путем использования систем видеоконференцсвязи. Вопрос о форме его участия в судебном заседании решается судом. При этом суду проверочной инстанции надлежит принимать меры для предоставления заявителю возможности довести до суда свою позицию, например, путем подачи дополнительной кассационной жалобы, письменных объяснений, допуска к участию в деле адвоката или иных представителей.

Производство по жалобам в судах проверочных инстанций проблем у практиков, как правило, не вызывает.

На основании п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 1950 г.), провозгласивших право каждого на компетентный, независимый и беспристрастный суд, а также по смыслу ч. 1 ст. 63 УПК судья не может участвовать в повторном рассмотрении жалобы в порядке ст. 125 УПК в случае отмены первоначально состоявшегося решения по жалобе, вынесенного с его участием.

Вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по правилам ст. 125 УПК, подлежит немедленному и безусловному исполнению компетентными на то органами. Если состоявшееся судебное решение не исполняется следственными органами, прокурором, то истец вправе обратиться с жалобой на их бездействие. Данная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК.

В этом случае Пленум Верховного Суда РФ предписывает судам наряду с рассмотрением жалобы в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК выносить частное определение (постановление), в котором обращать внимание должностных лиц на допущенные нарушения закона, потребовать от них принятия соответствующих мер.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.174.225.82 (0.012 с.)