Статья 26. Ликвидация общественного объединения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 26. Ликвидация общественного объединения



Ликвидация ОО осуществляется по решению съезда или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям ФЗ.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации ОО, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом, либо на цели, определяемые решением съезда или общего собрания о ликвидации ОО, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ОО, ликвидированного в порядке и по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", обращается в собственность РФ.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация ОО в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов (остальное аналогично – 5дн. В реестр и т.д).


84. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.

Под правовой охраной Конституции Российской Федерации понимается совокуп­ность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. В этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляю­щих охрану Конституции в различных формах. Контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), а обеспечение соответствия конституций республик федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст. 72 Консти­туции РФ).

Особая роль в охране Конституции принадлежит Президенту Российской Федера­ции. Согласно ст.80 Конституции Президент России как глава государства является гаран­том Конституции, в содержание его присяги входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии со ст. 125 Конституции Конституционный суд по запросам Пре­зидента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой их членов, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федера­ции, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодатель-ной и исполнительной власти субъектов Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов го­сударственной власти, так и её субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

В охране Конституции участвуют также Верховный суд Российской Федерации и Прокуратура Российской Федерации в пределах их компетенции, установленной россий­ским законодательством.


85. Порядок формирования палат Федерального Собрания.


Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. По­скольку в составе России 89 субъектов, всего членов Совета Федерации должно быть 178.

В 1996—2001 гг. членами Совета Федерации являлись по должнос­ти глава законодательного (представительного) и глава исполнитель­ного органов государственной власти российских субъектов. По объ­ективным причинам они не могли работать на постоянной основе.

По Федеральному закону 2000 г. предусматривается избрание чле­на Совета Федерации от законодательной (представительной) власти субъекта на заседании соответствующего представительного органа го­сударственной власти большинством голосов депутатов. Глава испол­нительной власти субъекта Федерации назначает представителя в Со­вет Федерации своим решением, если данная кандидатура не будет от­вергнута 2/з Депутатов представительного органа.

Ныне все члены верхней палаты (включая председателя) работают на профессиональной основе. Срок их пребывания в данной должнос­ти соответствует сроку полномочий тех органов, которые их избрали или назначили. Полномочия всего Совета Федерации не ограничены сроком, ни­кто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ представительных и исполнительных орга­нов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соот с законами субъектов Федера­ции, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными).

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Го­сударственной Думы Федерального Собрания РФ» 1999 г. в Государственной Думе 450 депутатов, из них 225 депута­тов избираются по одномандатным избирательным округам. Это озна­чает, что в каждом таком округе избирается один депутат. Результаты голосования по одномандатным округам определяются по относитель­ной мажоритарной системе, в соот с которой избранным счи­тается депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой дру­гой, отдельно взятый, кандидат.

Другая половина — также 225 депутатов — избираются по общефе­деральному округу на основе системы пропорционального представи­тельства. При такой системе избиратель голосует за список кандида­тов, представленный тем или иным избирательным объединением. В списках указываются фамилии конкретных кандидатов, а депутат­ские мандаты распределяются пропорционально числу полученных избирательными объединениями голосов. В кампаниях по выборам в Государственную Думу в 1993 г. участвовало 14 избирательных объеди­нений; в 1995 г. — 43, в 1999 г. - 26 объединений.

86. Правовой статус религиозных объединений.

Согласно ч. 2 ст. 14 Конституции в России религиозные объединения отделены от государства и не могут вмешиваться в политическую жизнь. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение каких-либо государственных функций.

Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одно религиозное объединение не может финансироваться из государственного бюджета.

В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.

Государство ограничивает деятельность религиозных объединений или отдельных лиц лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.


87. Конституционное закрепление России как федеративного государства.

Федеративному устройству России посвящена гл. 3 Конституции РФ, однако основополагающие принципы федеративного устройства закреплены во всей Конституции, что предопределяет их значимость и неизменность.

Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России.

Государственная целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.

Единство системы гос власти. Это единство проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии органов и т. д.

Равноправие и самоопределение народов в РФ и вытекающее отсюда равноправие субъектов РФ. Т ермин «народы» может трактоваться в двух значениях: во-первых, как представители определенной этнической группы, проживающие в различных составных частях России (чеченский народ); во-вторых, как все население, проживающее на определенной территории без этнической, национальной окраски (народ Дагестана). В любом случае принцип самоопределения народов не может трактоваться как право выхода какой-либо территории из состава РФ: Конституция прямо говорит о самоопределении народов в РФ, следовательно, народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта РФ, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться, но, во-первых, в существующих границах РФ и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России. Все субъекты равны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (между федеральными и региональными органами) – основной признак федеративного устройства.

Когда идет речь о разграничении властных полномочий между федеральным центром и составными частями государства, употребляются термины «разграничение предметов ведения» и «разграничение полномочий (компетенции)». Под предметами ведения понимаются сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы власти осуществляют правовое регулирование, а под полномочиями – права и обязанности соответствующего органа публичной власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам соответствующего ведения. Компетенция – это совокупность всех властных полномочий органа государственной власти.

Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами: нормативным и договорным. При нормативном способе властные полномочия закрепляются за соответствующим субъектом непосредственно в НА (Конституции РФ, ФЗ), а при договорном – в договоре (соглашении).

Конституция РФ, исходит из принципа трех сфер полномочий, закрепляет:

1) предметы исключительного ведения Российской Федерации;

2) предметы совместного ведения;

3) предметы собственного ведения субъектов РФ.

Перечень предметов ведения РФ определен в ст. 71 Конституции РФ как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Перечень предметов совместного ведения, так же как и перечень предметов ведения РФ, является по Конституции РФ закрытым (ст. 72). Перечень предметов ведения РФ и совместного ведения, как правило, воспроизводится в конституциях и уставах субъектов РФ. Предметы ведения субъектов РФ в федеральной Конституции четко не определяются, Конституция РФ закрепляет лишь отдельные сферы правового регулирования субъектов РФ: установление системы органов государственной власти, принятие конституций, уставов, установление государственных языков республик, а это значит, что сфера правового регулирования субъектов РФ достаточно широка.

Конституция РФ закрепляет и иерархию НА РФ и субъектов РФ: по предметам совместного ведения верховенство имеет ФЗ, а по предметам ведения субъектов РФ приоритет перед ФЗ имеют НПА субъектов РФ.

Соотношение федерального и регионального законодательства по предметам совместного ведения в ст. 76 Конституции РФ определено следующим образом: в данных сферах общественных отношений могут приниматься как ФЗ и иные федеральные правовые акты, так и законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Однако последние должны приниматься в соответствии с ФЗ, в случае же противоречия между ФЗ и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует федеральный закон.

Договорный способ разграничения властных полномочий по вертикали в федеративном государстве следует рассматривать как вспомогательный, так как во всех основных сферах общественных отношений предметы ведения и полномочия должны быть разграничены нормативно.

В конце 1990-х гг. в России «парад суверенитетов» перерос в «парад заключения договоров», для субъектов РФ стало «непрестижным» не заключить договор с центром. Договорный процесс в этот период справедливо вызывал неоднозначную оценку и тревогу, так как нормы заключаемых договоров вторгались в сферу федерального конституционного и законодательного регулирования, стала фактически утверждаться договорная модель РФ

Укрепление вертикали государственной власти в России способствовало тому, что к концу 1999 г. заключение новых договоров было приостановлено, а с 2002 г. начался процесс прекращения действия заключенных договоров по соглашению сторон.

Действующее законодательство изменило и порядок реализации договорного способа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», во-первых, закрепляет предметный ограничитель, т. е. предмет договора могут составлять лишь конкретные полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, обусловленные исключительно экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ (предметом соглашений между федеральными и региональными органами исполнительной власти может быть только делегирование (передача) части имеющихся полномочий). Во-вторых, Законом закрепляется временной ограничитель, т. е. договор (соглашение) не может быть бессрочным, предельный срок действия договора составляет десять лет с возможностью досрочного расторжения (прекращения действия) как по соглашению сторон, так и по решению суда. В-третьих, усложнение процедуры заключения и вступления в силу договоров и соглашений – договоры подлежат предварительному (до подписания договора Президентом РФ и главой региона) одобрению в законодательном органе субъекта РФ и утверждению подписанного договора ФЗ. Таким образом, двусторонними такие договоры можно называть с большой долей условности, так как по существу имеет место согласованная (преобладающая) воля десятков субъектов законодательного процесса, включая все субъекты РФ. Именно такими принципами и закреплен федерализм в РФ.


88. Понятие, юридическая природа и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституционные права и свободны человека и гражданина- это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (а в надлежащих случаях в силу его гражданства) защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Понятие право и свобода в основном идентичны, так как и то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения. Но понятие свобода увязано больше с правомочиями личности, которые защищают от вмешательства в ее внутренний мир(свобода вероисповедания, мысли), а понятие право больше предполагает какие-то положительные действия со стороны государства или право участия человека в деятельности государства.

Юр природа: в конституции закрепляются основные права и свободы, которые наиболее значимы. Для государства они наиболее значимы так как их реализация означает претворение в жизнь свойств демократического и правового государства.. они лежат в основе других прав, закрепляемых иными нпа, они адресованы самому широкому кругу людей- закрепляются за каждым человеком либо за каждым гражданином, характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения. Они отличаются особым механизмом реализации: все другие права могут стать достоянием человека в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. А основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения.

Конституционные обязанности – это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Основными признаками их являются: верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер

Конституционные права классифицируются на: личные, политические, экономические, социальные и культурные.

Так же их принято делить на 4 поколения:

1) гражданские личные и политические

2) социально-экономические и культурные

3) комплекс прав, включающие право на мир, на здоровую окружающую среду, право на природные ресурсы своей страны

4) права в сфере технологии

В действующей конституции перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала личные, затем политические, потом соц-экономические. Такая посдеовательность и во всеобщей декларации прав человека.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие обязанности:

· обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15 п.2);

· обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 п. 2);

· обязанность не наносить ущерба окружающей среде (ст. 36 п. 2);

· обязанность заботиться о детях и их воспитании (ст. 38 п. 2);

· обязанность трудоспособных детей с 18 лет заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 п.3);

· обязанность получить основное общее образование (ст. 43 п. 4);

· обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 п. 3);

· обязанность уплаты налогов и сборов (ст. 57);

· обязанность охраны природы и окружающей среды (ст. 58);

· обязанность защиты Отечества (ст. 59);

· обязанность воинской или альтернативной службы (ст. 58 п.2 и п.3).

Из-за небольшого количества обязанностей, непосредственно обозначенных в Конституции РФ, их сложно вставить в какую либо систему и проследить их подчиненность.


89. Принцип разделения властей – конституционная основа осуществления государственной власти в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Характеристики принципа разделения властей:

1) разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют:

во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;

во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;

в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;

3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:

- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу;

- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;

4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.


Отличительной особенностью разделения властей в российской системе государственной власти является его несбалансированность, нарушенность системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми тремя ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнительной власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 Конституции РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили Конституции РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.


90. Правовой статус Общественной палаты Российской Федерации.

Общественная палата РФ была создана по инициативе Президента РФ, который сначала в своем Послании ФС РФ 2004 г., а затем в выступлении на расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 г., по­священном последствиям трагических событий в Беслане, выразил пожелание о целесообразности использования для дальнейшего роста институтов гражданского общества накопленного в ряде регионов России опыта работы общественных палат.
Через полгода эта идея воплотилась в жизнь – был принят ФЗ 2005 г. «Об Общественной палате РФ», который вступил в силу с 1 июля 2005 г. Таким образом, в России появился и с 22 января 2006 г. начал работу новый орган (состоящий из 126 членов), правовой статус которого, однако, до сих пор законодательно не определен.
Правовую основу создания и деятельности Общественной палаты составляют Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ 2005 г. «Об Общественной палате РФ», другие ФЗ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и иные НПА. При осуществлении своих полномочий Общественная палата непосредственно взаимодействует с органами гос. власти и органами МС.

Общественная палата РФ — организация, обеспечивающая взаимодействие граждан, общественных объединений с органами государственной власти и органами МС в целях учёта потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ.

Согласно закону, Общественная палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами МС в целях учёта потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МС, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Распорядок работы палаты, порядок принятия ею решений, проведение Пленарных заседаний регулируются регламентом Общественной палаты.

Функции: деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов гос. власти и МС для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.

Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов ФЗ, проектов законов субъектов РФ, проектов НПА органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

На данный момент выборы в палату происходят с помощью интернет – коммуникаций. Кто-то отождествляет палату с правоохранительными органами, т.к. дея-ть палаты реализуется органом, уполномоченным государством, и по спец. Процедуре, и цели схожи, кто то обособляет данный орган от остальных.

В любом случае, палата реализует, воплощает нормы ст. 32 Конституции РФ - права граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

91. Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации и ее пересмотра.

Главой 9 Конституции России 1993 года предусмотрен специальный порядок внесения в её текст изменений и пересмотр её положений.

Более детально процедурные моменты описаны в Федеральном законе от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Как было разъяснено постановлением Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ», такое изменение осуществляется путём принятия особого правового акта — Закона РФ о поправке к Конституции РФ, который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации.

Согласно ст. 134 Конституции России предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы.

Поправки по основным вопросам

В соответствии со ст. 136 поправки к главам 3-8 Конституции (это главы о федеративном устройстве государства (ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте (ст. 94-109), правительстве (ст. 110—117), судебной власти (ст. 118—129) и местном самоуправлении (ст. 130—133)) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Таким образом они должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. (п.2 ст. 108). После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Поправки по составу Российской Федерации

Согласно ст. 137 Конституции изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

То есть по случаю появления нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либо территории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектов Российской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику) должен быть принят федеральный конституционный закон, предусматривающий соответствующее изменение в ст. 65 Конституции. Например, в случае вступления в силу такого закона о слиянии регионов в ст. 65 надлежало включить наименования новообразованного субъекта и исключить наименования упразднённых субъектов.

Часть вторая ст. 137 предусматривает, что в случае простого изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации. Данное действие (включение нового наименования и исключение прежнего) осуществляется указом Президента России без участия Федерального собрания.


92. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации в Российской Федерации.

Статья 13 Конституции РФ:

1. В РФ признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Идеология — систематизированное, теоретически обоснованное духовное выражение интересов определенных социальных групп.

Идеологическое многообразие означает свободное существование различных политических и иных взглядов, школ, идей; оно является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина как: свобода мысли и слова, свобода совести и т.д.

Наиболее важные гарантии действенности идеологического многообразия: отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия.

Принцип идеологического многообразия, установленный в Конституции — одно из важнейших завоеваний народов России.

Законодательная основа принципов идеологического и политического многообразия:

- Конституция РФ (статья 13),

- ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995,

- ФЗ РФ «О политических партиях» от 11.07.2001,

- ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997.

Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия (плюрализма), который означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в камках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализирует конституционную политическую оппозицию.

Для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры функционировали на четкой правовой, прежде всего, конституционной основе.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политический действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Это гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.


93. Двухпалатная структура Федерального Собрания, ее характерные особенности.

Государственная Дума и Совет Федерации обладают различными полномочиями. Это касается всех их функций. Так, федеральные законы принимает Государственная Дума, а Совет Федерации только участвует в этом процессе путем одобрения или отклонения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.094 с.)