Конституционное право граждан на обращения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право граждан на обращения



Важной формой участия граждан в управлении обществом и государством являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет право петиций (на обращение) в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации с целью наиболее полного удовлетворения интересов граждан, совершенствования работы федеральных и местных органов, обеспечения двусторонней связи между государством и населением.


14. Порядок образования избирательных округов и избирательных участков.


Избирательные округа:

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ - это территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый округ населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и т.д. утверждает соответствующий представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Виды округов, их число и размеры зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся - президентские, парламентские или муниципальные.

Следует различать одномандатные и многомандатные избирательные округа.

Одномандатным (униноминальным) является округ, в котором избирается один депутат, независимо от числа кандидатов, претендующих на это единственное депутатское место. Так, на выборах в Государственную Думу РФ образуется 225 одномандатных избирательных округов (остальные 50% членов Государственной Думы избираются по единому федеральному округу по спискам избирательных объединений, избирательных блоков).

В многомандатном (полиноминальном) избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально.

Избирательные округа в Российской Федерации образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные округа должны быть равными по числу избирателей. Для определения нормы представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число округов, которые необходимо образовать на данных выборах. Однако таким образом определяется лишь исходная средняя норма представительства избирателей на избирательный округ, поскольку, во-первых, образование абсолютно равных избирательных округов практически невозможно; во-вторых, при проведении федеральных выборов бывает целесообразно и даже необходимо отказаться от применения установленной нормы представительства избирательных округов. Поясним это.

При образовании избирательных округов учитываются административно-территориальное деление и территории муниципальных образований. Избирательный округ должен составлять единую территорию (избирательный округ не может состоять из не граничащих между собой территорий, равно как не может быть округов, охватывающих соседние районы двух областей). Следует иметь в виду и различную компактность проживания населения в густо- и слабозаселённых местностях. Учитывая все это, законодатель установил допустимые пределы отклонения в размерах избирательных округов от средней нормы представительства избирателей - не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15%. При образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может быть увеличено до 30%. (Для примера, в ФРГ и Великобритании допускается отклонение от среднестатистического округа в сторону увеличения или уменьшения не более чем на 25%, однако фактически в ФРГ этот порог допустимости может быть поднят до 33 1/3%).

Субъекты Российской Федерации могут значительно различаться между собой по размерам территории, численности населения и, соответственно, по числу избирателей. При проведении федеральных выборов реальна такая ситуация, когда в некоторых субъектах федерации число избирателей окажется меньше установленной нормы представительства от избирательного округа. Для обеспечения равенства прав субъектов Российской Федерации на участие в формировании федеральных органов в отношении вышеуказанных субъектов федерации не применяется требование равенства избирательных округов - независимо от численности избирателей на территории каждого субъекта федерации должно быть образовано не менее одного избирательного округа.

Дополнительное требование российское законодательство предъявляет к многомандатным избирательным округам - число мандатов, подлежащих распределению в округе, не должно превышать пяти.

Избирательные участки:

Для проведения голосования и подсчета голосов на территории избирательного округа образуются избирательные участки. При образовании избирательных участков также строго учитываются границы административного деления, кроме того, недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Для избирательных участков федеральным законодательством установлена предельно допустимая норма численности избирателей - не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке.

Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям и легкодоступность. Поскольку голосование проводится только на избирательных участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность всем категориям избирателей реализовать свои избирательные права. Так, избирательные участки могут также образовываться:

- в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и т.п.); на судах, находящихся в день голосования в плавании; на полярных станциях; в труднодоступных и отдаленных местностях;

- в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах;

- для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания.

Избирательные участки образуются главой муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования) не позднее чем за 25 дней до дня голосования на выборах.

Отменена существовавшая ранее практика образования избирательных участков на вокзалах, аэропортах, речных и морских портах, поскольку избиратель, которому в день голосования предстоит поездка, имеет право проголосовать досрочно по месту своего жительства.

 

15. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению Российской Федерации.

В ст. 129 Конституции определены общие вопросы организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.

Согласно ст. 129, прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Основными функциями прокуратуры являются:

1) надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;

2) надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с преступностью и другими правонарушениями и расследующими деяния, содержащие признаки преступления;

3) расследование деяний, содержащих признаки преступления;

4) поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в судах уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров в арбитражных судах;

5) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного характера, назначаемых судом;

6) надзор за соблюдением законов органов военного управления, воинскими объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, военными учреждениями и военными учебными заведениями и должностными лицами Вооруженных Сил, Пограничных войск, Федеральной Службы Безопасности.

Органы прокуратуры Российской Федерации:

1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

2) осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

3) действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны;

4) информируют органы государственной власти и управления, а также население о состоянии законности.

Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускаются.

Прокуроры не вправе заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности. Органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Прокуратура не обладает никакими административными функциями, поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она осуществляет надзор.

Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного органа. Исключением из этого общего правила является надзор прокуратуры за исполнением закона при расследовании уголовных дел и частично при надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает властными полномочиями и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона.

Предметом надзора является:

1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Российской Федерации и действующим законам;

2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защите их чести и достоинства;

3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии поводов - также по собственной инициативе прокурора.


16. Конституционное закрепление Российской Федерации как государства с республиканской формой правления.


В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская ФП отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Если рассматривать ФП с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский СССР таким государством не был. Тем не менее республиканская ФП больше, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства.

Устанавливая республиканскую ФП в РФ, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской ФП присуща демократия, а демократии – республиканская ФП. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую ФП. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую.

Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства; внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою деятельность. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и РФ.

Сочетание признаков президентской и парламентской республике в РФ выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства РФ постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

В настоящее время РФ имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе, «полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).


17. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации определяется Конституцией РФ, ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

По объему социальных гарантий член Совета Федерации и депутат Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, а председатели палат (их заместители) – к Председателю Правительства РФ (его заместителям).

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе быть депутатом иного законодательного (представительного) органа государственной власти (местного самоуправления), замещать иные государственные (муниципальные) должности, быть государственным (муниципальным) служащим, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой), состоять членом органа управления коммерческой организации.

Формы деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы: участие в заседаниях палат; участие в работе комитетов и комиссий палат, участие в выполнении поручений палат, участие в парламентских слушаниях и внесение законопроектов в Государственную Думу, внесение парламентского запроса, внесение депутатского запроса, обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Формами деятельности депутата Государственной Думы также являются работа с избирателями и участие в работе депутатских объединений (фракций и депутатских групп).

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают правом на прием в первоочередном порядке должностными лицами всех уровней.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы в течение срока своих полномочий обладают неприкосновенностью, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (за исключением такси), а также право внеочередного приобретения проездных документов, право на внеочередное поселение в государственной (муниципальной) гостинице. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, не имеющие жилой площади в Москве, обеспечиваются таковой на период осуществления своих полномочий. Членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы на период их полномочий выдается дипломатический паспорт.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до 5 штатных помощников (работающих по трудовому договору) и до 40 помощников на общественных началах. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда их помощников в размере 1,65 ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы, этот фонд распределяется соответствующим членом Совета Федерации (депутатом Государственной Думы) самостоятельно.


18. Общие правила и принципы конституционного судопроизводства.

ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Раздел второй. Общие правила производства в Конституционном Суде РФ (ст.ст. 29 - 83).  Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства (ст.ст. 29 - 35).
Статья 29. Независимость
Статья 30. Коллегиальность
Статья 31. Гласность
Статья 32. Устность разбирательства
Статья 33. Язык конституционного судопроизводства
Статья 34. Непрерывность судебного заседания
Статья 35. Состязательность и равноправие сторон

Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в РФ, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства, сформулированные в 4 гл. Закона о КС.

Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде.

Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений осуществляется КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. В пленарных заседаниях КС правомочен принимать решения при наличии не менее 2/3 от общего числа судей, а в заседаниях палаты - не менее 3/4 ее состава.

Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о КС. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях КС Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы.

Непрерывность судебного заседания. Заседания КС по каждому делу происходит непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания КС не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же правило действует и в отношении дел, рассматриваемых палатой.

Состязательность и равноправие сторон - стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях КС.

Обращение в КС. В Законе установлены поводы и основания к рассмотрению дел в суде. Поводом к рассмотрению дела является обращение в КС в форме запроса, ходатайства, жалобы, отвечающее требованиям Закона. К числу таких требований относятся: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и др.

«Соответствие законов Конституции, неопределенность в понимании Конституции, выдвижение ГД обвинения президента и т.д.»

Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатом КС. В случаях, если обращение: явно не подведомственно КС; по форме не отвечает требованиям закона; исходит от ненадлежащего органа или лица - секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона. После устранения недостатков заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.

Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем КС, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палат принимается КС в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. КС может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

Судья-докладчик назначается КС для подготовки дела к слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания и др.

Сторонами являются: заявители - органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Стороны равны. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием.

Решения КС. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается КС в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе этого совещания судья вправе излагать свою позицию, просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Лица, присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать инфу.

Решения КС могут быть приняты как в пленарном заседании, так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключения и определения.


19. Ответственность за нарушение избирательных прав.

Установление оснований и мер юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах относится к ведению Российской Федерации. Данные отношения могут регламентироваться нормативными правовыми актами только в форме федерального закона (ст.79 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). За нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности: конституционно-правовая, уголовная, административная.

Конституционно-правовая ответственность


Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах состоит в применении к виновным участникам выборов и референдумов определенных правовых санкций. К ним относятся: предупреждение; отказ от регистрации кандидата (списка кандидатов); отказ в регистрации инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума; отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума; признание итогов голосования и результатов выборов, референдума недействительными и отмена соответствующего решения избирательной комиссии, комиссии референдума по итогам голосования, о результатах выборов, референдума; отмена решения о признании кандидата избранным. Особой мерой конституционно-правовой ответственности является расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума.

Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах предусмотрена ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям при организации и проведении выборов и референдумов.

(Примеры - Фальсификация избирательных документов, документов референдума, фальсификация итогов голосования)

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах предусмотрена КоАП РФ, ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56.

(Примеры - нарушение порядка представления сведений об избирателях и участниках, отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах или референдуме, нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности. и т.д.)


20. Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, лично, т. е. путем участия в выборах, в референдуме, в качестве депутата представительного органа или государственного служащего, так и через своих представителей, т. е. через представительные органы власти.

Составляющими этого конституционного права являются три компонента:

а) избирательные права граждан;

б) равный доступ к государственной службе;

в) право участвовать в отправлении правосудия.

Избирательные права граждан делятся на активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным). Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Гарантии избирательных прав граждан установлены ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» и ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Кроме возрастного ценза (18 лет – активное избирательное право; 21, 30, 35 лет – пассивное), есть и другие конституционные ограничения избирательных прав граждан, соответствующие мировой практике. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, не имеют право избирать и быть избранными две категории граждан:

- лица, признаваемые судом недееспособными;

- лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Основания признания лица недееспособным установлены гражданским законодательством РФ. В соответствии со ст. 29 ГК РФ, недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина судом недееспособным устанавливается гражданским процессуальным законодательством РФ.

Вторая категория граждан, лишенных избирательных прав, — это лица, осужденные судом за совершение преступления к лишению свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) или пожизненно (ст. 57 УК РФ) и содержащиеся в местах лишения свободы.

Данное ограничение избирательных прав не распространяется на лиц:

 

1) задержанных по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством:

2) на подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения — заключение под стражу и содержащихся в условиях изоляции от общества в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах;

3) на лиц, административно задержанных и в отношении которых суд вынес взыскание в виде административного ареста на срок до 15 суток.

Это правило не распространяется на лиц, осужденных судом к лишению свободы и по различным обстоятельствам, предусмотренным УПК РФ и УИК РФ, содержащихся в следственных изоляторах (лица, доставленные в следственный изолятор для проведения следственных действий; осужденные, оставленные в следственном изоляторе для хозяйственной обслуги и др.).

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

Пассивное избирательное право ограничивается в отношении лиц:

1) имеющих на день голосования на соответствующих выборах неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений экстремистской направленности;

2) лиц, подвергнутых административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики;

3) лиц, в отношении которых решением суда установлен факт совершения (но не ранее чем за четыре года до дня голосования на соответствующих выборах) деяний, определяемых законодательством Российской Федерации как экстремистская деятельность.

Следующим компонентом права гражданина на участие в управлении делами государства является равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Вопросы прохождения государственной службы регулируются ФЗ от 27.05.2003 г. с последующими изменениями и дополнениями «О системе государственной службы РФ».

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и государственных органов (федеральных и субъектов Федерации).

Согласно ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе», Государственная гражданская служба РФ - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

ФЗ от 5.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества» регулирует статус казаков в связи с несением государственной службы.

К кандидату на должности государственных служащих (должности федеральных государственных служащих и должности государственных служащих субъектов РФ) предъявляются определенные требования:

- гражданство РФ;

- достижение 18-летнего возраста;

- владение государственным языком (русским и языком субъекта Федерации, если такой язык установлен для государственных служащих субъектов РФ);

- наличие профессионального образования, необходимого для занятия соответствующей должности.

Однако гражданин не может быть принят на государственную службу или находиться на ней в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Основания признания судом лица ограничено дееспособным установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст. 30 ГК РФ, гражданин может быть ограничен судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, когда он ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

2) лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу. В данном случае имеется в виду назначение судом уголовного наказания за совершение преступления в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

3) при наличии подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению им должностных обязанностей.

Имеются и некоторые другие ограничения, установленные ФЗ. В остальном, доступ к государственной службе является равным.

 

21. Гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.

Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, в соответствии с Федеральным Законом от 12 февраля 2001 г. «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.071 с.)