Виды источников конституционного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды источников конституционного права.



Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание1. Удельный вес указанных видов источников права в регулировании общественных отношений различен.

1. Конституционные источники:- Конституция Российской Федерации;

- Региональные конституции и уставы.

2. Законодательные источники:

-Законы о поправках к Конституции РФ; -Федеральные конституционные законы; -Федеральные законы; -Декларации; -Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации; -Региональные законы.

3. Подзаконные и локальные источники:

-Подзаконные источники;

-Локальные источники.

4. Судебные источники:

-Решения федерального Конституционного Суда;

-Решения региональных конституционных (уставных) судов; -Решения судов общей юрисдикции.

5. Договорные источники:

-Федеративный договор;

-Вертикальные соглашения; -Горизонтальные договоры и соглашения.


77. Общий порядок работы палат Федерального Собрания.


Работа палат Федерального Собрания РФ строится на следующих принципах:
- законность (легитимность) деятельности парламента;
- постоянная деятельность палат;
- раздельная работа палат (за исключением случаев, пред. ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);

(3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.)

- открытость работы палат;
- коллегиальность работы палат.

Конституция РФ закрепляет основы порядка деятельности Федерального Собрания. Подробно процедуры работы палат регулируются Регламентами палат.

Согласно Конституции Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий другой палаты не предусматривается. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако, Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Первое заседание Совета Федерации первого созыва открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако, они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат принимает свой Регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных Регламентом, они вправе проводить закрытые заседания.

Государственная Дума проводит, как правило, две сессии: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проходят дважды в неделю (в среду и пятницу); каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час», когда члены Правительства РФ отвечают на вопросы депутатов. Один день в неделю отведен для парламентских слушаний, на которых обсуждаются важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, законопроекты, требующие публичного обсуждения, другие государственные проблемы. В результате слушаний могут приниматься рекомендации по обсуждаемому вопросу. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутатов Государственной Думы с избирателями.

Заседания СФ проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. В первоочередном порядке на них рассматриваются послания и обращения Президента РФ, конституционные поправки, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, принятие Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению, предположения о пересмотре Конституции РФ, вопросы ведения СФ и другие проблемы гос. жизни.


78. Содержание и формы конституционного контроля.

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Основные виды конституционного контроля:

1) по времени осуществления:

а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона); б) последующий (проводится в отношении действующих актов);

2) по месту осуществления:

а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган); б) внешний (проводит другой орган);

3) по правовым последствиям:

а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий); б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

4) по обязательности проведения:

а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле); б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);

5) по форме:

а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом); б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);

6) по объему:

а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией); б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);

79. Экономические, социальные и культурные права и свободы граждан: понятие и содержание.

Социально-экономические права и свободы являются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-экономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

- право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

- право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

- свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

- свобода промышленности и торговли – отсутствие внутренних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

- право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

- право на равное вознаграждения за равный труд,

- право на забастовки,

- право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

- право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

- право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

- право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

- на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

- право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

- право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не только физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

- право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

- право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

- право пользования результатами научного прогресса,

- на защиту авторских прав (ст. 44 Конституции РФ).

80. Конституционное закрепление Российской Федерации как светского государства.

Это положение отражает отноше­ние российского государства к религии, в соответствии с которым ни­какая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государст­ва и равны перед законом (ст. 14 Конституции РФ). Государство обес­печивает свободу законной деятельности церкви, религиозных объеди­нений, но не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в дела церкви, в деятель­ность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение функций гос. органов и органов МС. В свою очередь религиозные объединения не вмешиваются в дея­тельность государства. В РФ как светском государстве государственное образование также носит светский характер, что обеспечивается отделением такой школы от церкви.

Приведенные конституционные установления получили конкрети­зацию в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., согласно которому под религи­озным объединением понимается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного использования и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужения, других ре­лигиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное вос­питание своих последователей. Религиозные объединения могут созда­ваться в двух формах — религиозных групп и религиозных организа­ций. Первые осуществляют свою деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юридического лица, а вторые регистрируются в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Отделение религиозных объединений от государства не означает, что государство не может оказывать им помощь в содержании, рестав­рации и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлять им налоговые и иные льготы и т.д. В свою очередь религиозные органи­зации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослуже­ний, молитвенных и религиозных собраний, религиозных почитаний (паломничества). Они вправе производить, приобретать, эксплуатиро­вать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печат­ные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначе­ния; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования и т.д. В собственнос­ти религиозных организаций могут быть здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, куль­турного назначения, предметы религиозного назначения, имущество за рубежом.

Религиозные объединения не могут создаваться в органах гос. власти, других гос. органах, учреждениях и органах МС, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Вместе с тем рели­гиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечеб­но-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, ис­полняющих уголовные наказания, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные объединения не участвуют в выборах в органы гос. власти и в органы МС, не участвуют в деятельности ПП и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. Но это не означает, что священнослужители лишаются каких-то общегражданских прав. Буду­чи равноправными с другими гражданами своей страны, они могут участвовать в выборах и быть избранными в органы гос. власти и органы МС, хотя и не от религиозных объединений и не как представители соответствующей церкви. Деятельность органов государственной власти и органов МС не может сопровождаться публичными религиозными обря­дами и церемониями. Должностные лица гос. органов и органов МС, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. В то же время командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятство­вать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях.


81. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правовые акты законодательного органа власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц этих органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, ФЗ, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий при реализации упомянутого представления Президента Российской Федерации он использует согласительные процедуры для их разрешения.

В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение суда.

Президент Российской Федерации вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации до решения вопроса соответствующим судом.

Должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в случае:

· издания высшим должностным лицом субъекта РФ нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, ФЗ, установленного судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло мер по его исполнению;

· уклонения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену или внесение изменений в приостановленный нормативный правовой акт субъекта, если высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось в суд для разрешения спора.

Срок, в течение которого Президент Российской Федерации выносит предупреждение не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта.

Если в течение месяца указанное лицо не приняло мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент Российской Федерации отстраняет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности.

Президент Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Решение Президента Российской Федерации о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ или об его отрешении от должности принимается в форме указа, который вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, полномочия которого были прекращены вправе обжаловать этот указ в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования указа.

Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.


82. Порядок выборов и вступления в должность Президента Российской Федерации. Символы президентской власти.


Выборы Президента РФ проводятся на основе Конституции РФ и ФЗ от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента РФ» + ФЗ от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент РФ.

Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов) для кандидата:

1) ценз гражданства. Кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации. Однако способ приобретения гражданства (по рождению, в результате признания и т. д.) по Конституции РФ не имеет юридического значения;

2) ценз оседлости (то есть требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока) составляет не менее 10 лет;

3) возрастной ценз - не менее 35 лет. Верхнего возрастного предела настоящая Конституция не предусматривает.

Президент РФ избирается сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулирует порядок избрания Президента РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.

Право выдвижения кандидатов на должность Президента РФ принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям (блокам).

Выдвижение кандидата избирательным объединением производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Избирательное объединение (избирательный блок) вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента РФ.

Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо образование инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек.

Избирательное объединение (избирательный блок) или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента РФ, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. На один субъект РФ должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидату на должность Президента РФ.

Закон устанавливает правила проведения агитационной кампании, порядок создания избирательных фондов кандидатов. Подсчет голосов избирателей производится участковыми избирательными комиссиями, о чем составляется протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта Федерации, а она, подведя итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации, передает протокол в Центральную избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов Президента РФ.

Избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Выборы Президента РФ признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенные в списки избирателей. Выборы Президента РФ признаются недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей – назначаются повторные выборы.

При повторных выборах сроки избирательных Действий, установленные Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», сокращаются на треть.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий.

Символы президентской власти — предметы, которые являются официальными символами власти Президента. Используются во время инаугурации. Символами президентской власти Президента Российской Федерации сейчас являются:

· Штандарт (флаг) Президента Российской Федерации;

· Знак Президента Российской Федерации.

Штандарт (флаг) Президента Российской Федерации — символ президентской власти в Российской Федерации. Установлен указом Президента Б. Н. Ельцина № 319 от 15 февраля 1994 года «О штандарте (флаге) президента Российской Федерации»[5].

Штандарт Президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. В центре — золотое изображение Государственного герба Российской Федерации.

На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции Президента Российской Федерации в столице РФ.

Знак президента Российской Федерации — символ президентской власти в Российской Федерации. Состоит из знака и цепи знака. Не гос. Награда, а по сути копия ордена за заслуги перед отечеством.

+ Спец. Экземпляр конституции, правда оф. Не признается.


83. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.

Согласно статье 30 Конституции РФ:

1.Каждый имеет право на объединение, включая право создавать проф. союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение.

ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.061 с.)