Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. По форме конституции делятся на 3 группы:
Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные[1].
Конституции составляются и принимаются:
Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:
Кроме того, конституции делятся по срокам их действия на постоянные и временные[2].
Отличие Конституции от других законов Конституция имеет несколько отличий от других законодательных актов:
Содержание Конституций Как правило все конституционные акты сходны по своему содержанию. Они включают в себя следующие положения:
К ним относятся следующие гражданские права и обязанности:
Совокупность данных положений именуется конституционным правом, а их система называется конституционализмом[3]. Функции Конституции В независимости от социальной системы государства каждой конституции присуще некоторые функции:
Согласно этой функции конституция, которая появляется в результате существенных изменений в общественной жизни, становится политической и правовой основой для его дальнейшего развития. Таким образом, Конституция либо закрепляет уже существующие человеческие деяния или создаёт предпосылки для создания новых общественных отношений, созревших в обществе, но не возникнувших из-за отсутствия для них правовой базы, которая и учреждается с принятием Конституции. Также учредительные начала проявляются по отношению к политической (общественной) системе государства в целом к конкретным государственно-правовым институтам, существующим в данной стране.
Сущность юридической функции заключается в том, что она становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране, а также сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия является почвой для их возникновения. Кроме того, она дает импульс для развития законодательства и принятия большого количества новых нормативно-правовых актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения Конституции[4]. Конституционализм в России В России первая попытка создать cословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть посредством представительного органа и дающую дворянству сословные права, была предпринята в 1730 году в движении, возбуждённом верховниками. Ряд конституционных функций должно было выполнять планировавшееся Уложение, для разработки которого Екатерина II созвала Уложенную комиссию. Впоследствии конституционные проекты разрабатывались окружением Александра I и декабристами, известен также проект конституционного характера М. Т. Лорис-Меликова, подписанный Александром II в день его гибели, но так и не вступивший в силу. В 1905—1906 годах были приняты Основные государственные законы Российской империи, фактически ставшие первой конституцией России. Однако развитие конституционного процесса было прервано Февральской революцией 1917 года. После свержения самодержавия предполагалось, что новую конституцию разработает Учредительное собрание, которое однако было разогнано большевиками. В Российской Федерации некоторое время действовала Конституция РСФСР 1978 года с внесёнными в неё Съездом народных депутатов многочисленными поправками.
Конституции в России
Структура Конституции РФ. Преамбула – вступительная часть I Раздел (9 глав, 137 статей) II Раздел (Заключительные и переходные положения).
НАПИШИ СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕМЕ: 1) Свобода не выживет без принципа конституционализма. Томас Вудро Вильсон
Понятие «федерация». Федерация – форма государственного устройства, при которой входящие в состав страны территории имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы. 7.2. Принципы государственного устройства РФ: - Государственная целостность - Единство системы власти - Разграничение полномочий между государственной властью и субъектами РФ - Равноправие и самоопределение народов 7.3. Состав РФ (состав РФ в 1993 г.): Ниже приводятся сведения о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.
У каждой республики – своя конституция и законы. У остальных субъектов – свой устав и законы. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По предметам ведения Российской Федерации, предусмотренным ст. 71 Конституции, издаются только федеральные законы, поэтому собственное правовое регулирование субъектами Федерации исключается. По предметам совместного ведения уточнение пределов собственного регулирования субъектов Федерации практически возможно только при издании отраслевых и иных законов Российской Федерации и комплексных массивов правового регулирования. Любой акт субъекта Федерации, в том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так как, согласно Конституции, действует федеральный закон. Приоритет федерального законодательства относится также и ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации (Правительства, федеральных министерств и иных ведомств).
Законодательно установленные функции субъектов Федерации реализуются через специально создаваемые органы, которые в своей совокупности формируют систему региональных органов власти. К исключительному ведению субъекта Федерации относятся: a. конституция субъекта Федерации, законодательство субъекта Федерации, контроль за их соблюдением; b. система органов государственной власти субъекта Федерации; порядок их организации и деятельности; формирование органов государственной власти субъекта Федерации; c. административно-территориальная структура субъекта Федерации; d. государственное, экономическое, экологическое, социальное, культурное развитие субъекта Федерации; e. бюджет субъекта Федерации, фонды помощи местному самоуправлению; f. налоги и сборы субъекта Федерации; g. регистрация актов гражданского состояния; h. республиканские (губернские) учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта; i. памятники истории и культуры республиканского (губернского) значения; j. республиканские (губернские) энергетические системы, системы транспорта, связи и коммуникации; k. амнистия лиц, осужденных мировыми судьями; l. флаг, герб, награды и почетные звания субъекта Федерации Федеральные округа. Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 Все субъекты РФ делятся на 8 федеральных округов: - Северо - Западный округ - Центральный округ - Приволжский округ - Южный округ - Уральский округ - Сибирский округ - Дальневосточный округ - Северо-Кавказский Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные НАПИШИ СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕМЕ: 1) «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его, как целое». Мишель де Монтень
Полномочия президента. Президент: - Глава государства - Гарант Конституции, прав и свобод человека - имеет право законодательной инициативы - имеет право вето при подписании законов Ве́то (от лат. veto — запрещаю) — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения. Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом), или суспензивным (отлагательным) (например в законодательной системе США, где Палата представителей США и Сенат США двумя третями голосов могут преодолеть вето Президента. Или в системе Польши, где для преодоления вето требуется три пятых голосов).
При слабом вето парламент обязан лишь повторно рассмотреть законопроект. Для его преодоления достаточно такого же большинства, как и для принятия обычного закона. Так президенты Франции и Италии имеют слабое суспензивное вето. Сильное вето может быть преодолено лишь квалифицированным большинством, иногда с соблюдением усложнённой процедуры. Так Президент США обладает сильным вето. Следует отметить, что вето позволяет блокировать принятие решения и останавливать изменения, но никоим образом не может быть использовано для проведения каких-либо реформ. Вето является механизмом поддержания статус-кво, а не формирования политики. В ряде государств (Германия, Великобритания, Япония) право отклонять законы принятые парламентом у главы государства отсутствует, хотя закон должен быть утверждён главой государства.
- имеет право издания указов - представляет РФ на международной арене - участвует в формировании правительства - назначает Председателя Центробанка, Совет Безопасности, Высшее командование, послов - назначает Выборы в Государственную Думу и распускает её - объявляет о проведении референдума - предлагает кандидатуры судей Конституционного, Высшего и Арбитражного суда, Генерального прокурора - подписывает федеральные законы - имеет право вводить военное и чрезвычайное положение - решает вопросы гражданства - имеет право предоставлять политическое убежище - имеет право помилования - обладает неприкосновенностью - назначает выборы Совета Федерации Права членов Федерального Собрания (ФС). - Нельзя быть одновременно членом Государственной Думы (ГД) и Совета Федерации (СФ) - Депутаты не могут находиться на службе или заниматься иной деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой. - Члены ФС неприкосновенны (их нельзя задержать, обыскать, кроме задержания на месте преступления) - СФ и ГД заседают раздельно, кроме заслушивания посланий президента, Конституционного суда, руководителей иностранных государств) Порядок принятия закона. Закон принят, если за него проголосовало: - Простой закон – простое большинство депутатов Государственной Думы - Конституционный закон – две трети депутатов Государственной Думы В течение 5 дней закон передается на рассмотрение в Совет Федерации Закон утвержден, если за него проголосовало: - Простой закон – простое большинство членов Совета Федерации - Конституционный закон – три четверти членов Совета Федерации Если в течении 14 дней закон не рассмотрен членами Совета Федерации, он будет утвержден автоматически В течении 5 дней закон передается на подпись президенту Если Совет Федерации не утвердил закон – повторное рассмотрение закона Государственной Думой. Если закон не утвержден: - Если Совет Федерации не утвердил закон – возможно повторное рассмотрение закона Государственной Думой. - Если за закон вновь проголосовало две трети депутатов Государственной Думы, закон принят автоматически. Закон подписан, если: - Президент подписывает закон - Президент не рассмотрел закон в течении 14 дней Если президент отклонил закон, за него вновь могут проголосовать обе палаты Федерального Собрания. - Если закон одобрен депутатами в количестве две трети, президент обязан подписать его в течении 7 дней.
Обнародование закона или Промульгация (от лат. promulgatio — оглашение, обнародование) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции, и публикование его в официальном органе печати (в Российской Федерации это «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Парламентская газета»). С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти. В строгом конституционно-правовом смысле понятия «обнародование закона» и «промульгация» не тождественны. Например, в России промульгация не рассматривается в качестве обязательного условия обнародования федеральных законов и законов субъектов федерации. Обнародование закона означает его вступление в законную силу. Конституция Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 107) интерпретирует обнародование как опубликование федерального закона. Государственная Дума может быть распущена: - Если депутаты три раза отклонили кандидатуру председателя правительства. - Если президент два раза не согласен с выраженным Государственной Думой недоверием правительству. Государственная Дума не может быть распущена: - Если она выдвинула обвинение в адрес президента - В течении первого года после её избрания - В течении 6 месяцев до окончания её срока Правительство РФ. Правительство – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. Правительство: - Назначается президентом с согласия Государственной Думы - Председатель формирует правительство с согласия президента - Если Государственная Дума не согласна с кандидатурой председателя правительства президент может сместить его или (после 3 –го раза) распустить Государственную Думу. Функции правительства: - Разработка и обеспечение бюджета - Проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики - Управление федеральной собственностью - Оборона страны - Обеспечение законности Отставка правительства: - Президент может распустить правительство - Правительство может подать в отставку - Государственная Дума может выразить недоверие правительству. В этом случае президент может распустить правительство или (после 2-го раза) распустить Государственную Думу. Органы судебной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судьи: - Несменяемы - Неприкосновенны - Независимы Судопроизводство: -гласное -состязательное -равное для сторон -с участием присяжных заседателей (при рассмотрении дел о тяжких преступлениях) Требования к судье: А) Судья общей юрисдикции: -Гражданство РФ -Возраст - не моложе 25 лет -Образование - высшее юридическое -Стаж работы юристом – 5 лет Б) Судья конституционной юрисдикции: -Гражданство РФ -Возраст - не моложе 40 лет -Образование - высшее юридическое -Стаж работы юристом – 15 лет Система судов: А) Суды конституционной юрисдикции: - Конституционный суд РФ (19 судей) - Конституционные суды субъектов РФ Б) Суды общей юрисдикции: - Верховный суд - Суды республик - Краевые суды - Областные суды - Суды автономных областей - Суды автономных округов - Городские суды - Районные суды - Мировые суды Прокуратура. Прокуратура - система государственных органов, специально предназначенных для публичного преследования по уголовным делам. Прокуратура возбуждает уголовные дела, их расследует, а также поддерживает обвинения в суде от имени государства. Прокуратура осуществляет надзор за судебной деятельностью, за исполнением приговоров, соблюдением законности при отбывании наказания и т. п. В Российской Федерации система органов прокуратуры возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации
НАПИШИ СОЧИНЕНИЕ ПО ТЕМАМ: 1) «Парламент может заставить народ подчиниться, но не согласиться». Уинстон Черчилль. 2) «Лучшее правительство то, которое правит как можно меньше». Джон О"Салливан. 3) «Следует помнить, что правительства, какие бы они ни были, установлены народом и для народа». Максимильен Робеспьер. 4) «Опасно быть правым, когда не право правительство». Вольтер. 5) «Ты никому не можешь быть судьей, Пока к добру не обращен душой». Абдуррахман Джами Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. По форме конституции делятся на 3 группы:
Конституции в материальном смысле принято классифицировать, в частности, на писаные и неписаные[1].
Конституции составляются и принимаются:
Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:
Кроме того, конституции делятся по срокам их действия на постоянные и временные[2].
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.015 с.) |