Бизнес-элита и власть: новые роли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бизнес-элита и власть: новые роли



В посткризисный период изменилась не только сама бизнес- элита. Изменилось и ее влияние на политический процесс. "Старые" олигархи ельцинской эпохи уходят в тень, уступая место новой генерации предпринимателей. Эти "новейшие русские" более провинциальны, теснее связаны с отечественной промышленностью, не так наивно амбициозны. Катастрофы "старых" олигархов, пострадавших от своей близости к власти, научили их осторожности. Новые олигархи стараются не эпатировать публику, не бахвалятся своим богатством, а пытаются выстраивать прочные и неброские отношения с истэблишментом на всех уровнях, действуя все чаще не лично, а через своих представителей.

Разрушение медиа-империй Б. Березовского и В. Гусинского привело к осознанию, что нынешний режим не позволит себя шантажировать. Иметь влияние в СМИ теперь могут только те структуры, которые действуют вместе с властью. Лояльность стала новым девизом олигархии. Не вершить судьбы политиков, а помогать власти - вот какая роль теперь отведена крупному бизнесу. Но эти изменения политического контекста отнюдь не означают, что предприниматели тихо уползли в тень. Их влияние изменило формы, но все же осталось значительным. Олигархия в значительной мере деперсонифицировалась. Теперь не конкретные боровые, Тарасовы, брынцаловы, березовские блистают на политической арене, а молчаливые представители могущественных корпораций - Газпрома, Лукойла, Юкоса, Альфы и проч. Высшие достижения бизнес-элиты в структурах власти можно описать так.

В группе "бизнесмены - депутаты" значатся Артем Тарасов - народный депутат РСФСР 1990 г; Владимир Семаго - депутат Госдумы (ГД) 1993; Марис Горячев - ГД 1993; Константин Боровой - ГД 1995; Владимир Гуцериев - ГД 1995, 1999 г.; Владимир Дубов - ГД 1999; Геннадий Семигин - ГД 1999; Сергей Генералов - ГД 1999; Борис Березовский - ГД 1999 (по 2000 г.). В группе "бизнесмены - члены Совета Федерации": Леонид Невзлин - представитель Президента Республики Мордовия в Совете Федерации 2001 г. (группа "ЮКОС"); Сергей Пугачев - представитель Президента Республики Тыва в Совете Федерации 2001 г. (Межпромбанк). "Бизнесмены в исполнительной власти". Владимир Потанин- 1-й вице-премьер правительства РФ 1996-1997 (группа "Интеррос"); Сергей Генералов - Министр топлива и энергетики 1998-1999 гг. (группа "ЮКОС"); Владислав Сурков - заместитель руководителя

Таблица 2 Ставленники крупного бизнеса в элитных группах (в %)

    Высшее руководство Депутаты Госдумы Правительство Региональная элита В целом по когорте
Ельцинская когорта (1993) 2.3 12,8 0,0 2,6 4.4
Путинская когорта (2001) 15,7 17,3 4,2 8,1 9,3

Администрации Президента РФ 1999 - по н.в. (группа "Альфа"); Александр Абрамов - заместитель руководителя Администрации Президента РФ 1999-2000 гг., секретарь Госсовета РФ 2000 - по н.в. (группа "Альфа"); Андрей Попов - начальник Главного территориального управления администрации Президента РФ (группа "Альфа"); Борис Березовский - заместитель секретаря Совета Безопасности РФ 1996-1997, исполнительный секретарь СНК 1999-2000; Александр Гаврин - министр топлива и энергетики РФ 2000 ("Лукойл"), "Бизнесмены-губернаторы": Кирсан Илюмжинов - Республика Калмыкия, 1993, 1995 г.; Юрий Евдокимов - Мурманская область, 1996, 2000; Леонид Горбенко - Калининградская область, 1996-2000; Владимир Бутов - Ненецкий АО, 1996, 2000; Александр Ткачев - Краснодарский край, 2000; Владимир Логинов - Корякский АО, 2000; Роман Абрамович - Чукотский АО, 2000; Александр Хлопонин - Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, 2001; Борис Золотарев - Эвенкийский АО, 2001; Вячеслав Штыров - Республика Якутия (Саха): 2002; Хазрет Совмен - Республика Адыгея, 2002.

Среди "старых" олигархов лишь "Альфа-группа" открыто присутствует на политической арене. Ее представители вошли в Российский истэблишмент: сразу два бывших топ- менеджера заняли посты заместителей руководителя администрации Президента РФ (В. Сурков и С. Абрамов). Альфовцы составляют целую команду на Старой площади, занимая различные посты от консультантов до руководителей ряда управлений.

Несмотря на то, что персональное влияние олигархов первой волны заметно снизилось, роль крупных бизнесменов в обществе в целом имеет тенденцию к возрастанию. В табл. 2 представлены данные биографического анализа властных когорт периода Ельцина и Путина, которые показывают, что удельный вес ставленников бизнеса в различных органах власти заметно возрос. В целом по всем элитным группам рост представительства бизнеса во власти увеличился более чем в 2 раза за последние восемь лет.

Бизнес-элита в регионах

Жестокие удары, которые сыпались на амбициозных предпринимателей в центре в посткризисный период, миновали провинциальных коммерсантов. Разорившиеся в 1998 г. московские бизнесмены закрывали региональные филиалы, принадлежавшие олигархам структуры переходили в руки местных администраций или аффилированных с ними компаний. По сути дела за период 1998-2000 гг. произошел новый передел собственности. При отчуждении собственности у ее "неэффективных" владельцев "за долги" возможны были два сценария развития: возврат акций в лоно государства (национализация) или замена одного частного собственника другим (переприватизация). И тот, и другой путь активно использовался местными властями.

Бархатная национализация посткризисного периода проходила в интересах местных властей. Первый опыт такого рода был проведен губернатором Псковской области Е. Михайловым, который ввел монополию на производство и оптовую торговлю алкогольной продукцией. Было создано первое государственное унитарное предприятие (ГУП) "Пскопалко". Модель оказалась весьма эффективной, и за год было создано еще 8 ГУПов: "Псковобллеспром", "Эколес", "Псковторф", "Псковвторма" и др. В пользу только что созданного ГУПа у местного предприятия отторгались производственные активы - в счет погашения налоговой недоимки. "Злостных должников" банкротили, их собственность отходила ГУПам, то есть местной администрации. Опыт Михайлова соответствовал духу времени и интересам региональных элит. ГУПы стали расти в регионах, как грибы после дождя. Повсеместно начались попытки создания региональных монополистов по типу "Газпрома" или "ЕЭС" России".

Московские олигархи вытеснялись из регионов не только в пользу провинциального истэблишмента. В выигрыше оказались и местные предприниматели, дружественные (или родственные) властям. В Курсе тогдашний губернатор А. Руцкой передает аптечную сеть города своему старшему сыну Дмитрию, ставшему генеральным директором АО "Курскфармация". Младший сын губернатора получил должность менеджера ОАО "Курскнефтехим", 49% которой находятся в собственности Московской фирмы "РуА", генеральным директором которой опять же является Руцкой- младший. Братья губернатора тоже удачливы: старший возглавляет государственно-акционерную компанию "Фактор". Младший стал заместителем начальника УВД области по общественной безопасности. Даже мать губернатора выступила соучредителем некой фирмы "Глат". Руководит культурой в Курске Анатолий Попов - тесть губернатора.

Переприватизация и укрепление местной олигархии лавинообразно проходит по всем регионам России. Но особый размах этот процесс приобретает в национальных республиках, где все отчетливее проступают черты автократии. В Башкирии складывается клан родственников президента: сын президента Урал Рахимов - вице-президент холдинга "Башнефтехим"; племянник жены президента Азат Курманаев - президент "Башкредитбанка"; жена президента Луиза Рахимова занимает ответственный пост в Министерстве внешних связей и торговли республики. Национализация экономики Башкирии также идет полным ходом: созданы государственные монополии в ключевых сферах экономики ("Башлеспром", "Башкирская топливная компания", "Башхлебоптицепром", "Башавтотранс").

К 2000 г. силы региональных олигархов настолько окрепли, что они начали экономическую экспансию в соседние регионы. Появились олигархи-регионалы, влияние которых базируется на межрегиональных горизонтальных связях. Развитие их бизнеса сопровождалось постепенным приобретением предприятий-смежников (поставщиков или потребителей их продукции). В результате диффузии их бизнеса образовались финансово-промышленные группы, которые не имели прямого отношения к Московским олигархам первой волны. Наиболее яркий пример такого типа - Алексей Морда-шов, генеральный директор АО "Северсталь" (Череповец, Вологодская область), который вошел в число наиболее влиятельных бизнесменов страны в последние 2-3 года. Ту же политику интеррегиональной экспансии демонстрируют предприниматели Свердловской и Самарской областей, Башкирии. Новыми холдингами трансрегионального масштаба в последние годы стали Уральская Горнометаллургическая компания, Новолипецкий металлургический комбинат, "Румелко", ФПГ на базе Башкредитбанка, Петербургская ФПГ "Новые программы и концепции", "Евразхолдинг".

Нарастание экономической мощи региональных предпринимателей отразилось и на их политическом положении. В период 1998-2001 гг. стало очевидным, что избиратели предпочитают отдавать свои голоса крупным хозяйственникам, руководителям акционерных обществ, больших по региональным меркам предприятий. По итогам парламентских выборов регионального уровня, представители директорского корпуса, промышленной и финансовой элиты получили 80% депутатских мандатов в Пермской области, около 70 - в Смоленской области, около 60 - в Пензенской, Тамбовской и Томской областях. Возникла опасная тенденция: усиление политической роли местных олигархий пропорционально снижает роль гражданского общества на выборах. Чем больше в местных легислатурах олигархов и чиновников, тем меньше представлены интересы учителей, врачей, рабочих, фермеров.

Данные факты свидетельствуют о том, что после 1998 гг. усиливалась тенденция открытого слияния финансово- промышленного капитала и власти на региональном уровне. Рост влияния финансово-промышленных кругов в российских городах сопровождался ростом влияния директората АПК в сельской местности. В результате во всех региональных законодательных собраниях руководители акционерных обществ, унитарных предприятий, банков и других коммерческих структур стали доминирующей силой. При этом относительно больше становится новых предпринимателей, которые теснят на выборах "традиционный директорат", особенно в тех территориях, где велика доля разорившихся или находящихся в стадии банкротства предприятий. Преобладание руководителей экономических структур в органах законодательной власти отражает рост их могущества (и, в частности, рост их ставок в торге с региональной бюрократией).

Увеличение числа предпринимателей в местных легистратурах происходило за счет уменьшения доли государственных и муниципальных чиновников в депутатском корпусе, а также за счет вытеснения депутатов, не входящих в структуры власти и бизнеса. Столь очевидный дисбаланс социального представительства обусловлен следующими обстоятельствами: материальная и правовая необеспеченность большинства граждан усиливает их зависимость от владельцев и распорядителей материально- финансовых ресурсов, определяет "материалистическую" мотивацию электорального поведения. Руководители хозяйственных и финансовых структур, стремясь попасть в законодательные органы, практикуют в той или иной форме скупку голосов.

Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе. Благодаря этому институту совместительства владельцы и руководители экономических структур получают важнейшие законодательные, контрольные и кадровые прерогативы, ресурсы и к тому же освобождены от профессиональной законотворческой работы. Все это закрывает доступ в законодательные органы для интеллигенции и активистов общественных структур.

Тот же процесс нарастания прямого влияния бизнеса на региональную политику заметен и при формировании органов исполнительной власти. С каждым годом увеличивалось число губернаторов-бизнесменов. Волна выборов 2000-2001 гг. дала новое прибавление - губернаторами "своих" территорий становятся главы крупнейших в регионе промышленных структур: на Чукотке - Р. Абрамович, глава "Сибнефти" (2000 г.); на Таймыре - А. Хлопонин, глава "Норильского никеля" (2001 г.); в Эвенкии - Б. Золотарев, руководитель дирекции по развитию ЗАО "ЮКОС" (2001 г.). В Краснодарском крае, Корякском автономном округе и Приморье побеждают местные олигархи - А. Ткачев, В. Логинов (декабрь 2000) и С. Дарькин (2001). Недавно начавшийся 2002 год принес еще две победы - В. Штыров победил в Республике Якутия (Саха), а X. Совмен - в Республике Адыгея. Таким образом, в настоящее время у власти в 11 регионах стоят крупные бизнесмены, что составляет более 12% губернаторского корпуса России.

В качестве новых тенденций в развитии бизнес- элиты можно выделить следующее.

1) Стали появляться мощные финансово-промышленные группы, базирующиеся не в Москве, а в российских провинциях и ставящие задачу межрегиональной интеграции. В то же время перемещение деловой и политической активности бизнес-элиты из центра в регионы сопровождалось усилением роли государства, которое предпринимало шаги для восстановления контроля над экономикой и политикой.

2) Укрепление государства ставило бизнес-элиту в более жесткие рамки и ограничивало свободу их действий, что в целом привело к снижению ее прямого влияния на некоторые политические процессы. Прежде всего, это коснулось кадровой политики, где государство вернуло себе роль главного decision-maker'a, и публичной политики в СМИ. Оппозиционно настроенные СМИ, как известно, были переданы в руки тех структур, которые доказали свою лояльность. Методы грубого диктата со стороны бизнес-сообщества в политической сфере ушли в прошлое и сменились на различные формы диалога с властью.

3) Начиная с 1998 г. происходило дальнейшее вытеснение московского капитала из регионов и усиление концентрации власти на региональном уровне. В то же время в ряде республик продолжался процесс дальнейшего сращивания бизнеса и власти и образования местных олигархий. Иногда этот процесс приобретал автократичные формы, когда крупный бизнес в регионе перешел под полный контроль не государства, а его высших чиновников, которые образовали финансово-промышленные кланы.

4) Менялись интересы крупного бизнеса. Если сначала они касались лишь привилегий для своих компаний, то с ростом масштаба их деятельности лоббистские устремления предпринимателей стали распространяться на законодательное регулирование экономики в целом. Это привело к возрастанию экономического влияния частного бизнеса, которое в какой-то степени компенсировало утраченное политическое могущество.

5) В посткризисный период крупный бизнес стал пристанищем для многих отставных политиков. В высшем руководстве практически всех крупных коммерческих структур присутствуют бывшие высокопоставленные чиновники, министры, экс-руководители структур исполнительной власти.

6) Если раньше различия между списком владельцев крупных предприятий и рейтингом самых влиятельных олигархов были существенными, то теперь это несоответствие преодолевается. Новые магнаты скупают или уже скупили все крупнейшие предприятия страны и заняты упорядочиванием своих холдингов.

Объявленная В. Путаным политика "равноудаления" для олигархов означает выбор: или поддерживать власть во всех ее начинаниях, или уйти в тень. Новая власть занята восстановлением государственной машины, которая на время была приватизирована чиновниками и бизнесменами. В этом новом общественном устройстве нет места оппозиции, непредсказуемым выборам и непокорным нуворишам, любым необузданным силам. И достигается это с помощью чеболей - огромных экономических конгломератов, деятельность которых в значительной степени контролируется государством. Модель корейского экономического чуда как нельзя лучше подходит для этих целей. В этом интересы государства и крупного бизнеса совпадают: дальнейшая концентрация капитала в руках 20-25 финансово- промышленных групп полностью лояльных государству - вот экономический проект новой власти.

 


Элиты и бюрократии. Бюрократия как главный субъект и акционер РФ

Автор: Тимур Атнашев

Несмотря на видимость авторитаризма, власть в России распылена и ограничена слабостью исполнительного аппарата: способность контролировать денежные потоки - лишь первая характеристика сильной администрации, вторая - способность их использовать для дела. А главным делом администрации нашей большой страны можно считать налаживание и поддержание условий для человеческого, экономического и геополитического роста страны.

Основной тезис статьи: современная высшая бюрократия как группа есть наиболее заинтересованный субъект административных реформ в России. Интерес наиболее активной части бюрократии состоит в превращении своих рентных доходов в личную, наследуемую собственность и максимальной капитализации этой собственности. Капитализация прямо зависит от укрепления профессиональной бюрократии, способной постепенно улучшать инфраструктуру жизни России и гарантировать неприкосновенность собственности нынешней элиты. Поэтому стратегический интерес сегодняшней бюрократии заключается в том, чтобы превратить свои капиталы в собственность и уйти из госаппарата, создав на своем месте эффективную систему управления, гарантирующую собственность от частного произвола и политических кризисов. Ключевыми ориентирами при создании эффективной администрации в России могут стать три классические меры: конкурсный отбор на все должности, адекватная оплата и профессиональное образование.

Администрация

В России уже около 80 лет не было серьезной дискуссии по вопросу об организации отбора, оплаты и структуры эффективной администрации 2 в широком смысле. Этот вопрос представляется ключевым для судьбы Российской Федерации в целом и для успеха административных реформ в частности.

А вот дискуссии по основным вопросам политики продолжаются, порождая живые смыслы и будоражащие проекты: державный, национальный и гражданский патриотизм, воскресающая социал-демократия, не называющий себя по имени национал-социализм (с мягким акцентом итальянского фашизма), молодежный и взрослый, но здоровый карьерный патриотизм, мистическое евразийство, серьезный охранительный и патриотический либерализм самостояния, вечный православный проект Третьего Рима, где несть ни эллина ни иудея, европейский выбор администрации президента, альтернативный ему проект второй Европы. Но что-то не склеивается на заключительном этапе, и проекты редко превращаются в действенные партии, клубы, ложи. Идеи и проекты ищут и не находят своего субъекта, а бюрократия обычно остается в тени.

Как говорили в старину, пар уходит в свисток. Состав иногда ускоряется, но не меняет направления. Но почему свистит, а не сворачивает с "ложного" пути наш паровоз? Правильно оценить этот свист вместо поворота можно, только поняв, что вообще можно, а чего нельзя ожидать от паровоза с составом, скользящим по железной дороге.

При правильном устройстве парового двигателя энергия пара превращается во вращение колес, то есть в скорость. Но у паровоза нет руля, да и будь у него руль, пар все равно не смог бы сдвинуть поезд с рельсов и повести состав по природному ландшафту: поезд ходит только там, где проложена железная дорога. Изменив что-то в паровом котле или в подвеске, можно надеяться на ускорение движения, но никак нельзя двинуться в понравившемся и стратегически перспективном направлении.

Свободная русская дискуссия последних 20 лет в целом проходит в пренебрежении к конструкции и возможностям паровоза: поиск субъекта действия неизменно демонстрирует отсутствие вменяемых организаций и людей, достаточно сильных для воплощения той или иной политической программы. Мыслители и публицисты, предприниматели и журналисты обсуждают вопрос об изменении направления, вынужденно пренебрегая конструктивной невозможностью паровоза делать радикальные повороты. Конкретнее, в Российской Федерации, лишь недавно ставшей новым домом для русской-российской нации, пока нет такой специфически европейской, китайской, американской, японской и даже раннесоветской особенности, как новый бюрократический государственный аппарат. Наличие функционального государственного аппарата является предварительным условием успешного проведения разумной политики, нацеленной в будущее. Телевидение и печатная пресса представляют нынешнюю политическую стратегию условно либеральной (невмешательство политики в экономику при вмешательстве чиновников), условно консервативной (ничего серьезного сделать нельзя, ибо нет способности ни на что, кроме поддержания и косметического ремонта инфраструктуры), условно имперской (конфронтационная риторика по отношению ко многим ближним соседям, легкие угрозы в адрес США при недоверии к ЕС), с недавнего времени - условно левой (точечные повышения зарплат и выплат). По сути же она - вынужденно слабая.

Одним из главных средств сильной и ответственной политики является аппарат управления. Ответственная в нынешних условиях политика оказывается естественно минимальной по объему действий, ввиду слабости главного средства управления в национальном масштабе - слабости профессиональной бюрократии. И потому точнее всего описывается как неолиберальный аргумент, который должен был бы свести всякую публичную полемику к минимуму: когда у нас слабоуправляемый и непрофессиональный государственный аппарат, то ему лучше не доверять никакую распределительную задачу, хоть как-то связанную с освоением бюджета или хоть сколько-нибудь сложную в исполнении. В результате логичным и аргументированным оказывается удержание лишних денег в стабилизационном фонде высшей волей президента и его окружения, а верховное государственное бездействие в любом случае оказывается более предпочтительным и разумным, чем любые разумные действия администрации.

Интересы

Симон Кордонский недавно в своей публичной лекции высказался в том смысле, что российское гражданское общество - это мафия. Однако эта яркая и точная мысль пока не получила широкого хождения, а сам автор оставил ее в качестве bon mot, не сделав из нее дальнейших выводов в рамках лекции. И даже высказался в противоположном смысле, утверждая, что "это гражданское общество с государством соотносится ортогонально". Такое заключение, видимо, верно по отношению к позднему Советскому Союзу, но оно промахивается мимо фундаментальной черты современного устройства России.

Гражданское общество в лице своих наиболее успешных представителей на время поставило под контроль весь государственный аппарат, то есть в целом российскую бюрократию. Такой семейный контроль гражданского общества над государственной администрацией означает разрушение государства и чрезвычайную слабость собственно бюрократии в России. Предпринимаемые риторические и практические усилия по воссозданию государства и администрации важны, но недостаточны. Задачей ближайших 20 лет должно стать укрепление сильной и профессиональной российской бюрократии в интересах и самой бюрократии, и страны в целом.

В.Третьяков более 10 лет указывает на проблему бюрократии как на основную для понимания России и традиционно неразрешимую для российской политической системы. Ключевая роль бюрократии явно требует осмысления и уточнения. Идея М.Соколова о "номенклатурной оппозиции" превращает номенклатуру в возможного субъекта политических преобразований со своей повесткой и специальными интересами. На деле бюрократия объективно может стать самым вменяемым и заинтересованным субъектом реформ в России, чей главный интерес состоит в превращении временной ренты в частную собственность с последующим ростом ее общей капитализации.

Советскому человеку, обремененному левыми ценностями и марксистским образованием, легко понять причину относительно слабой тяги к крупной собственности в постсоветском гражданском обществе, особенно слабой в смутное и неустойчивое время. Эта слабость выразилась во временном предпочтении быстрого обогащения долгосрочному господству и управлению. Задача, которая сегодня стоит перед всеми российскими предпринимателями, бюрократами и профессионалами, - укрепление института собственности и ее капитализация. Элита России уже нацелена на долгосрочное господство и сегодня стоит перед задачей осмыслить его в терминах крупной собственности, а не в терминах "капитала", понимаемого как крупный счет в западном или островном банке. Собственность - это то, что должно быть навсегда, тогда как деньги, даже очень большие, легко превращаются в изумрудный туман уже в следующем поколении. Жан-Жак Руссо в другом контексте напоминал сильным о том, что "сильнейший никогда не будет достаточно сильным, чтобы навсегда оставаться господином" 5. Это предостережение подчеркивает важность утверждения вечной частной собственности как гарантии на завтра: когда вчерашние сильные станут слабее молодых волков. Статусу и интересам сильнейших все больше отвечает не просто смерть в собственном доме "с малайзийской прислугой и садовником" и видом на Средиземное море, но и возможность отвечать за себя, семью и собственность в своей стране. Тем временем средние предприниматели и чиновники в отличие от части высших уже уверенно вкладывают - часто очень большие - деньги в собственность и ее развитие в Российской Федерации. Этот процесс укоренения собственности ставит на повестку дня вопрос об интересах высшей бюрократии.

Стоимость собственности многократно возрастает при наличии эффективной администрации и, напротив, размывается и тает в ее отсутствие. Используя экономическую терминологию, разрабатываемую С.Чернышевым, можно утверждать, что сознательно сформированная и самостоятельная государственная администрация стратегически повышает капитализацию всей частной собственности, находящейся в стране или регионе, которые обслуживает такая администрация. Долгосрочная стоимость поддержания работающей администрации значительно скромнее, чем ее положительный эффект, то есть рост капитализации всех основных фондов у большинства крупных и мелких собственников России.

Укрепление бюрократии будет сопровождаться отделением гражданского общества ("мафии") от государственного аппарата: крупнейшие обладатели капитала и служащие должны будут постепенно выбирать между госслужбой и бизнесом. Такое разделение способствует и росту капитализации собственности, и укреплению административной власти аппарата. Общий интерес гражданского общества и бюрократии - в их разделении.

Наше гражданское общество, взявшее под контроль парализованную государственную администрацию на всех уровнях управления, встает перед осознанием полезности создания эффективной администрации в целях закрепления и умножения уже полученной собственности. Ибо "сильнейший никогда не будет достаточно сильным, чтобы навсегда оставаться господином". Это тем более касается интересов детей сегодняшних предпринимателей и чиновников, то есть следующего поколения, которому будут передаваться права на собственность: ему совсем не обязательны хватка, жадность и жесткость отцов.

Меры

На повестке дня стоит не просто временное укрепление "вертикали", а постепенное создание государственной администрации как особого профессионального, отобранного и обученного корпуса служащих государства на всех территориальных и операциональных уровнях, включая секретарей или милых женщин, общающихся с нами из окошек. Основной особенностью существующей системы является как раз стихийный и явочный механизм комплектования администрации, по советской традиции называемый "кооптацией". При некоторых временных преимуществах кооптация стратегически неприемлема для отбора государственных служащих среднего и среднего высшего звеньев. Ныне существующая стихийная комплектация привела к захвату государственной администрации активными представителями "гражданского общества" по Кордонскому. Но государственная администрация должна взаимодействовать, а не сращиваться с гражданским обществом. Низкая эффективность кооптации сказывалась уже и на успехах Советского Союза в целом, и на организационной слабости Коммунистической партии. Но только после фактического самороспуска КПСС в 1991 году государственная администрация окончательно потеряла организованность и попала под контроль автономных местных субъектов. После краха старых структур и в отсутствие новой организованной силы в стране сложилась ситуация мягкого безвластия. Когда после короткого, но решительного блефа небольшой группы активистов почти сама рухнула старая власть, новая самопровозглашенная верховная власть не претендовала на всю полноту ответственности в силу объективной скудности организационных ресурсов и по причине внешнего давления. Естественным постреволюционным мотивом действий большинства гражданских активистов стало личное обогащение, временно предпочитаемое собственно власти или собственности. Более того, в условиях бедности центральных организационных ресурсов стихийное сращение активной части общества и госадминистрации оказалось наиболее оптимальным способом поддержания и воспроизводства инфраструктуры страны.

Активные усилия администрации президента, направленные на то, чтобы поставить регионы под контроль, еще не дали в руки высшего руководства механизм управления страной, а только предоставили возможность контролировать доступ к финансовым ресурсам. В масштабах страны наличие денег не заменяет власть а, напротив, предполагает эффективно работающий бюрократический аппарат, который не сам "создает" и "кормит" себя, но набирается, обучается, контролируется и адекватно оплачивается государством, потому он способен превращать большие деньги в дело, а не в пыль. Важно не столько снизить "коррупцию" как воровство и распыление ресурсов, но воспитывать корпус действительно лояльных исполнителей управленческих решений.

Явное сегодня повышение уровня образования и компетентности высшей российской бюрократии свидетельствует в пользу понимания политической и бизнес-элитой важности качества администрации для бизнеса и управляемости страны в целом. Следующий шаг состоит в профессионализации всего слоя госуправленцев посредством постепенной, но целенаправленной смены формальных механизмов отбора, оплаты, образования и ротации.

Помимо кооптации, неприемлемой чертой сегодняшней организации бюрократии в России остается низкий уровень оплаты труда государственных служащих 7. Недавнее тихое, но существенное повышение зарплат и премий для высшего эшелона госслужащих, фининспекторов и судей - важный шаг в верном направлении, который необходимо распространить на весь средний уровень бюрократии, а в перспективе и на всех государственных служащих, распоряжающихся ресурсами от лица государства. В долгосрочной перспективе совокупная зарплата (зарплата, премии, натуральные блага) любого государственного служащего должна быть немногим ниже соответствующего уровня вознаграждения на рынке наемного труда. Если адекватно высокая зарплата не решает всех проблем с лояльностью служащего и не снимает опасности его подкупа 8, то низкая зарплата гарантирует принципиальную нелояльность бюрократии правительству, администрации президента и нации в целом.

Для практического осуществления необходимых преобразований должны быть решены следующие системные задачи:

1. Постепенный переход на систематический конкурсный набор служащих, в том числе ориентированный на выпускников вузов (анонимные письменные экзамены по примеру ЕГЭ, жесткие и формальные требования к образованию, опыту работы).

2. Постепенное увеличение совокупной зарплаты государственных служащих до рыночного уровня при большей стабильности, гарантиях занятости и материальных льготах (таких, как приобретение квартиры, кредиты, образование, хорошая пенсия).

3. Постепенное развитие системы специализированных вузов государственного управления, непосредственно готовящих будущую бюрократию для высших и средних эшелонов на контрактной основе (выпускники автоматически становятся служащими и занимают позиции согласно определенным конкурсным правилам).

Речь идет не о разовой всеобъемлющей реформе, а о согласии по общему вектору серии реформ, проводимых при ограниченных организационных и финансовых ресурсах. Эти три составляющие - конкурсный набор, адекватная зарплата, специализированное образование - в сочетании с такими мерами, как регулярная "горизонтальная" мобильность высших и средних государственных служащих по территории страны, решают задачу создания государственной администрации, независимой от опеки гражданского общества и способной взаимодействовать с обществом равноудаленных граждан. Именно на этом пути возможна действительная легализация и серьезная капитализация частной собственности самых состоятельных граждан России. Наиболее заинтересованным субъектом такой эмансипации государственной бюрократии от корыстной опеки гражданского общества оказываются активные представители того класса, который принято называть "бюрократией" сегодня.

Общеизвестно, что результатом приватизации госаппарата постсоветским гражданским обществом стали огромные рентные капиталы, требующие превращения из преходящих удовольствий в долговечную собственность. Отделение бюрократии от гражданского общества в России - это разумный способ гарантировать и умножить собственность нынешней бюрократии, а потому и общее благосостояние страны. Не просто в виде счетов в крупнейших мировых банках, но именно в качестве работающей и подконтрольной собственности в виде заводов, отелей, ресторанов, портов, поездов и банков. Крупные игроки хеджируют риски и не сложат все свои яйца в чужую корзину. Российская собственность и ее капитализация задают главный интерес бюрократии в России. Потому сегодняшняя бюрократия собственников постепенно будет уступать свое нынешнее место новой профессиональной бюрократии и сделает это в собственных корпоративных интересах.

Этот процесс может занять 5 - 10 и более лет, но только профессионализация бюрократии принципиально гарантирует обращение ненаследуемой ренты в собственность.

Примечания.

1 Наиболее значимые вехи в осмыслении функций профессиональной администрации в России XX века: появление ленинской концепции партии профессиональных революционеров, освобожденных от необходимости делать иную работу, кроме партийной, и внутрипартийные дискуссии об организации аппарата управления в первые годы государственного строительства СССР до середины 1920-х.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.049 с.)