Распад и восстановление элит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распад и восстановление элит



Россия 1990-х годов демонстрировала патологии, присущие нестабильному обществу с фрагментированной элитой. Крах большинства институтов, в которые была встроена советская элита, означал разрыв идеологических связей, обеспечивавших ее целостность. Также был аннулирован давний советский "общественный договор" между государством и гражданами - лояльность населения в обмен на экономическую и политическую стабильность. В условиях двукратного падения экономики миллионы простых россиян оказались в тяжелейшем положении и неопределенности.

Распад СССР стал крахом, а не управляемым переходом. Горбачёв стремился реформировать советскую систему, не разрушая ее. И если в прибалтийских и закавказских республиках контрэлита быстро заявила о себе, поставив цель добиться национальной независимости, то в России контрэлита, которая ждала бы своего часа, имея на руках готовую программу построения новой экономической и политической системы, отсутствовала.

Некоторые наблюдатели оспаривают эту точку зрения и утверждают, что в России после 1991г. отмечается высокая степень преемственности элит. По их мнению, ключевые официальные лица коммунистической номенклатуры сознательно ликвидировали советское государство, чтобы перейти к капиталистической системе, которая позволила бы им преумножить свои личные состояния (и предоставила бы свободу в полной мере воспользоваться ими). В более узком смысле, по некоторым предположениям, группировки внутри КГБ и ЦК КПСС использовали советский внешнеторговый аппарат для создания оффшорных компаний при помощи средств союзного бюджета. После снятия торговых барьеров в 1992 г. эти фирмы, через которые проходил ресурсный экспорт, озолотились. И хотя эти оценки не лишены доли правды, участники тех событий составляют лишь небольшую часть нового капиталистического класса. В более широком смысле львиная доля коммунистической номенклатуры, вне всякого сомнения, стремилась сохранить СССР, и ряды набиравшего силу класса капиталистов пополнялись по большей части из других социальных групп.

Степень преемственности элит до и после 1991 г. оценивается по-разному, поскольку многое зависит от того, принимать ли в расчет представителей коммунистического аппарата невысокого уровня. Из советских чиновников первого ранга очень немногие сумели адаптироваться к новым условиям зачаточного капитализма и "обрывочной" демократии. В качестве примера можно привести двух премьер-министров ельцинской эпохи: В. Черномырдина, бывшего министра газовой промышленности, занимавшего пост председателя правительства в 1995- 1998 гг., и Е.Примакова, ведущего советского академика (премьер в 1998-1999гг.). В последние годы стало все больше примеров, когда дети бывших советских лидеров замещают значимые должности в постсоветской России. Многие дети и внуки бывших генсеков уехали за границу.

Подавляющее большинство новых экономических и политических лидеров России представляли более молодое поколение по сравнению со своими предшественниками и занимали довольно незначительные позиции в советской карьерной иерархии. Некоторые из них были комсомольскими руководителями на предприятиях и в городах, например, Михаил Ходорковский (основатель нефтяной компании ЮКОС). Несомненно, в начале переходного периода связи на местах, сохранившиеся с советской эпохи, помогли им сделать первые шаги в бизнесе, однако большая часть их богатства и политического влияния стала результатом их личных предпринимательских усилий.

К началу нынешнего века хаос трансформировался в некое подобие порядка. На смену революционным 1990-м годам пришли контрреволюционные 2000-е годы, а россияне сплотились вокруг сильного лидера в лице Владимира Путина (возрождению России способствовал взлет мировой цены на нефть после 1998 г., когда она опустилась до 13 долл. за баррель, а затем начала расти и достигла рекордных 148 долл. в 2008 г.). Путин однозначно сыграл ключевую роль в восстановлении страны, хотя нет единого мнения о том, считать ли его политическим гением или же просто "фронтменом" с заурядными способностями к политике, т.е. фасадом, прикрывающим борьбу за власть между мощными группировками. Последняя точка зрения представлена в работах Лилии Шевцовой и Маши Гессен.

На первый взгляд с позиции теорий элит объяснить появление стабильности в путинской России также непросто. Дж. Хигли определяет три формы объединения элит - идеологически объединенную, консенсусно объединенную и фрагментированную.

Объединение на основе консенсуса элит. В России не было своей Славной революции 1688 г. или Конституционного конвента 1787 г. Главными вехами стали разрывы и поражения - провал августовского путча 1991 г., роспуск СССР в декабре 1991 г., подавление парламентского восстания в октябре 1993 г., финансовый кризис в августе 1998 г. Эти события ослабили российские элиты и обусловили их разобщенность в таких вопросах, как возможность быстрого проведения рыночных реформ, надежность США как партнера и наделение Ельцина чрезвычайными исполнительными полномочиями. Объединялись элиты лишь ненадолго и из тактических соображений. Один из примеров - так наз. семибанкирщина, договоренность крупнейших бизнесменов страны о медийной поддержке Ельцина, чтобы помочь ему переизбраться на пост президента в июне 1996 г. Также консенсуса удалось достигнуть при голосовании в Госдуме по назначению экс-ветерана разведки Евгения Примакова на пост премьер-министра в сентябре 1998 г. после наступления финансового кризиса.

Наиболее близкой точкой к "коллективному развороту над Атлантикой" стало избрание Владимира Путина президентом в марте 2000 г. Назначение Борисом Ельциным Путина исполняющим обязанности президента в декабре 1999 г. застало всех врасплох. Хотя это решение не являлось продуктом договоренности элит, оно обеспечило достижение такого консенсуса в течение следующих месяцев и лет. На момент своего назначения премьер-министром в августе 1999 г. Путин представлял собой ничем не примечательную личность из ряда кремлевских чиновников, выбранную Ельциным, согласно некоторым источникам, по наводке олигарха Бориса Березовского (который был тогда дружен с дочерью Ельцина). Путин выглядел загадочной фигурой, устраивающей все стороны политического спектра - от либералов до консерваторов, от олигархов до силовиков. Впоследствии он превратился в самостоятельный политический институт, ставший стержнем политической системы России.

Что касается объединения на идеологической основе, то в 1990-е годы администрация Ельцина предпринимала попытки сформировать новую элиту на идейной платформе насаждения западных ценностей и институтов в России. Это выглядело привлекательно в глазах молодежи, но не старших поколений: падение уровня жизни вызвало у них ностальгию по стабильности советской эпохи. Планы новых правителей не находили отклика и у подавляющего большинства советского чиновничества, по-прежнему находившегося при должностях: в силовых структурах, промышленности и сельском хозяйстве. Придя к власти в 2000 г., Путин подчеркивал необходимость интеграции с Западом и в то же время апеллировал к патриотическим чувствам россиян на фоне второй чеченской войны (1999 - 2003 гг.) и их недовольству действиями США в Косово (1999 г.) и Ираке (2003г.). Более энергично и последовательно патриотическое мировоззрение стало культивироваться Путиным лишь в ответ на активизацию протестного движения в 2011 г. Повысив градус антизападной пропаганды, Путин обвинил Европу в продвижении "нетрадиционных" ценностей и поддержал стремление Русской Православной Церкви играть более активную роль в жизни общества. Он запустил также программу "национализации элит", заставляя чиновников расставаться с зарубежными активами и банковскими счетами.

На полную мощность пропагандистская машина заработала в ходе кризиса на Украине в конце 2013 г. После присоединения Крыма в марте 2014г. рейтинг Путина подскочил с 69% до 81% и достиг 88% в октябре 2014г. Последовавшие западные санкции в отношении отдельных лиц и компаний привели к усилению зависимости элит от Путина. Нефтяные компании и банки потеряли возможность заимствовать за рубежом и обратились за помощью к государству. В ответ на западные санкции в августе 2014 г. Путин ввел эмбарго на весь продовольственный импорт из присоединившихся к санкциям государств. Россия под лозунгом "Крым наш!" вошла в затяжную полосу инфляции и резкого экономического спада.

Фрагментированные элиты не объединяет практически ничего - они представляют собой сообщество, разделенное как глубинными, так и тактическими разногласиями. Эта модель в наибольшей степени характеризует российские элиты после 1991 г.

Рассматривая Россию с позиций теорий элит, необходимо сосредоточить внимание жизненной траектории и особенностях ментальное В. Путина. Впрочем, в этом отношении теории элит не отличаются от либеральной демократии или какой-либо иной парадигмы политического анализа. Проблема в том, чтобы определить более глубокие структурные характеристики, благодаря которым Путин сумел превратиться в лидера, способного артикулировать и жестко реализовывать коллективные интересы российской элиты.

В 1990-е годы элиты, ставшие доминировать в постсоветских государствах, в большинстве своем быстро научились контролировать политическое пространство и обеспечивать такие результаты выборов, при которых поддерживалась видимость демократии с точки зрения процедур при извращении ее сути. В процессе, который Эндрю Уилсон называет "виртуальной политикой", постсоветские элиты прибегают к различным "политтехнологиям", в том числе к контролю над СМИ, сбору компромата с целью шантажирования потенциальных соперников, использованию покладистой судебной системы для сдерживания участия оппонентов в выборах. Яркими примерами в этом отношении являются Ельцин и Путин в России, Леонид Кучма на Украине и Александр Лукашенко в Беларуси. Во-вторых, даже в тех случаях, когда проводились "полусвободные" выборы (как в России до декабря 1999 г.), коррумпированным элитам удавалось использовать госслужбу для извлечения личной выгоды, тогда как качество управления снижалось.

НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ ЭЛИТЫ

При обсуждении российских элит в западных медиа внимание сосредоточено на трех выделяющихся группах: олигархах, силовиках и ближнем круге Путина. К ним мы добавляем четвертую, менее заметную, но не менее важную - чиновников.

Подъем олигархов

В течение 1990-х годов несколько десятков ловких и агрессивных российских предпринимателей создали успешные корпорации, которые стали заметными игроками в мировой экономике. Из страны, где капиталисты отсутствовали как класс, а предпринимательство считалось преступлением, Россия превратилась в родину десятков миллиардеров. По данным журнала "Форбс", число миллиардеров в России выросло с нуля в 2000 г. до 17 в 2003 г. и 95 в 2011 г., что вывело ее на второе место в мире после США. Максимальная цифра, 117, была зафиксирована в 2013 г., а в 2014 г. в результате санкций и падения мировых цен на нефть значение показателя снизилось до 89 (Россия откатилась на четвертое место после США, Китая и Германии).

Происхождение олигархов чрезвычайно разнообразно. Некоторые из них занимались научными исследованиями в сфере ВПК, другие провели некоторое время в местах лишения свободы за "спекуляции", у одних имелся соответствующий производственный опыт, у других его не было. Среди них есть представители самых разных национальностей. Когда журнал "Форбс" впервые опубликовал свой рейтинг в 2002 г., 38% его участников сделали состояния в нефтяной и промышленной сферах, а 12% - в области финансов и технологий. К 2006 г. доля финансов и технологий (в основном представленных телекоммуникационным бизнесом) достигла 36%, а промышленности и нефти - сократилась до 17%. Следующая волна миллиардеров разбогатела на строительстве, розничной торговле и интернет-маркетинге.

В 2001 г. всего 37 человек контролировали 23 крупнейших компании, на долю которых приходилось 30% российского ВВП6- поразительная концентрация собственности в столь огромной стране. Отчасти это можно рассматривать как примитивный и оперативный способ решения проблемы защиты прав собственности в отсутствие верховенства закона: в таких условиях было невозможно или неразумно пытаться привлечь сторонних инвесторов и разделить контроль с более широким кругом собственников.

Первым примером масштабного объединения усилий новых российских капиталистов стало финансирование кампании по переизбранию Ельцина на пост президента в 1996 г. Именно тогда термин "олигархи" получил широкое распространение. В 1997 г. некоторые бизнесмены превратились в чиновников - металлургический магнат Владимир Потанин стал вице-премьером, а Борис Березовский занял пост заместителя председателя Совета безопасности. За этим последовала череда изнурительных войн между различными группировками. Как отмечает Джоэл Хеллман, в 1998 г. инсайдерские элиты захватили государство, на полпути затормозив процессы перехода к рыночной экономике, что позволило олигархии максимизировать извлечение ренты. В отличие от исхода конфронтации американской нации с баронами-разбойниками в конце XLX в., в России государство оказалось слишком слабым, чтобы обуздать олигархов.

В результате кризиса 1998 г. баланс сил был нарушен, что заставило олигархов обратиться за помощью к государству. Но их влияние на процесс выбора Ельциным Путина в качестве своего преемника было ограниченным, а интересы - не консолидированными. Многие олигархи поддержали партию "Отечество - Вся Россия" во главе с региональными лидерами, прежде всего мэром Москвы Ю.Лужковым и президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Однако эта партия потерпела поражение на выборах в Думу в декабре 1999 г., уступив пропутинскому "Единству". Вскоре после вступления в должность президента в мае 2000 г. Путин отобрал у олигархов принадлежавшие им телеканалы (НТВ у В. Гусинского и ОРТ у Березовского), послав деловым кругам сигнал, что бизнесмены сохранят возможность обогащаться до тех пор, пока не будут вмешиваться в политику.

Михаил Ходорковский, глава нефтяной компании ЮКОС и самый богатый человек России (обладавший состоянием в размере 16 млрд. долл.), отказался прекратить политические махинации (такие как подкуп депутатов Госдумы). Кроме того, Ходорковский готовился продать ЮКОС нефтяному гиганту из США. На частные нефтяные активы положили глаз союзники Путина в госкомпаниях – И.Сечин в Роснефти и А.Миллер в Газпроме. Р.Абрамович согласился продать Сибнефть Газпрому за 13 млрд. долл. и переехал в Лондон, Ходорковский же отказался расставаться со своими акциями. В 2003 г. он был арестован за уклонение от уплаты налогов и отправлен в тюрьму, где он провел последующие десять лет.

Силовики

Восхождение Путина на политический Олимп естественным образом заставило говорить о роли органов безопасности в постсоветской России. Складывается впечатление, что Путин в значительной степени полагается на узкий круг советников-выходцев из ФСБ, таких как С.Иванов (бывший вице-премьер, министр обороны, а затем глава Администрации президента) или С.Нарышкин (спикер Госдумы с 2011 г.).

В 2001г. Путин приступил к масштабной реформе "вертикали власти" с целью восстановить контроль Кремля над региональными лидерами, получившими высокую степень автономии в 1990-е годы. Для осуществления надзора за 85 регионами Путин создал семь новых федеральных округов и назначил в каждый из них своего "полпреда", подотчетного непосредственно Администрации президента. Большинство глав федеральных округов и полпредов обладали опытом работы в органах госбезопасности.

После распада СССР КГБ был разделен на несколько органов, в том числе ФСБ и СВР. Штат ФСБ насчитывает порядка 300 тыс. сотрудников (включая 200 тыс. пограничников, переподчиненных ФСБ в 2003 г.). Паралелльно с этими службами работает около дюжины других институтов безопасности, в том числе Вооруженные силы, МВД и МЧС.

В начале 2000-х годов российские журналисты стали использовать термин "силовики", который невозможно перевести на английский язык, обозначающий представителей силовых структур. Удельный вес силовиков в составе различных сегментов российских элит при Путине существенно вырос, однако оценки О. Крыштановской и С.Уайта, согласно которым доля силовиков в элите колеблется от 20 до 60% в различных ее сегментах, большинством российских и западных аналитиков считаются сильно завышенными.

В СМИ и академических кругах начал фигурировать тезис, что Россией управляет клика силовиков. Это согласуется со здоровым национализмом Путина и возвращением некоторых элементов советской символики (гимн, культ Великой Отечественной войны): своего рода движение "назад в СССР", но без коммунистов, только с армией и КГБ.

Выводы Крыштановской и Уайта расходятся с результатами исследования Дэвида и Шэрон Ривера, по оценке которых из 2 539 представителей элиты лишь 8,9% в 2002 г. имели военное образование и 10,7% обладали каким-либо опытом военной карьеры. Оксана Гаман-Голутвина была первой, кто еще в 2004 г.] и позже на материале ряда масштабных эмпирических исследований убедительно доказала, что приток предпринимателей во всех сегментах элиты существенно превышает приток силовиков. Ривера и Ривера вскоре также пришли к выводу, что путинская элита "скорее буржуазная, чем милитократическая". Разные выводы исследований отчасти обусловлены выборкой и различиями в определениях (какой срок службы считать военной карьерой). Кроме того, Крыштановская и Уайт используют средневзвешенное значение для пяти выделяемых ими элитных групп. Невзвешенные показатели дают для 2002 г. лишь 13,9% официальных лиц, обладающих опытом военной карьеры. По оценке Юджина Хаски, автора еще одного исследования чиновников правительства и президентской администрации (в том числе заместителей министров и руководителей департаментов), число выходцев из деловых кругов преобладает над силовиками.

Данные о представительстве силовиков среди высших должностных лиц представляют интерес, но не являются определяющими. Главный вопрос не в том, составляют они 10% или 30% чиновничества на этом уровне, а в том, какое влияние они оказывают на принятие стратегических решений. Оценить это намного сложнее, и ответ может быть получен лишь путем изучения кейсов на примере конкретных политических решений. По всей видимости, силовики обладают высокой степенью автономии, когда дело касается военной политики, однако и в этой сфере оценку затрудняет повсеместная секретность. Путин увеличил военный бюджет с 10 млрд. долл. в 2005 г. до 53 млрд. в 2015 г., вместе с тем в 2007 г. он назначил гражданское лицо министром обороны - Анатолия Сердюкова, много лет проработавшего в сфере розничной торговли мебелью, а затем возглавлявшего налоговую службу. Сердюков протолкнул ряд болезненных реформ по реструктуризации вооруженных сил, сократив треть центрального аппарата, но был вынужден покинуть свой пост в 2012 г. в связи с коррупционным скандалом, хотя ему удалось избежать тюремного заключения.

Следует также помнить о том, что группа силовиков далеко не монолитна. Интересы и взгляды военных и, к примеру, ФСБ совершенно различны. Существует институциональная конкуренция между ФСБ и военной разведкой (ГРУ), а также между прокуратурой и созданным в 2011г. Следственным комитетом. Порой это соперничество становится достоянием общественности, а в прессу "утекают" компрометирующие материалы. Например, в 2006 г. прокурор не побоялся арестовать некоторых бывших сотрудников ФСБ, обвиняемых в отмывании денег.

Ближний круг Путина

Консолидировав власть в Кремле, Путин окружил себя командой доверенных соратников по работе в мэрии Санкт-Петербурга в начале 1990-х годов. Некоторые из них были выходцами из КГБ, другие, включая Г.Грефа (бывший министр экономики), А.Кудрина (экс-министр финансов) и Д.Медведева, которого Путин выбрал своим преемником на посту президента в 2008- 2012 гг. (а сам занял кресло премьер-министра), представляли либеральных юристов и экономистов. Силами этих людей в начале 2000-х годов в России была проведена вторая волна рыночных реформ (например, введена плоская шкала подоходного налога) и сохранился курс на здравую финансовую и денежно-кредитную политику. При этом данная группа часто конфликтовала с силовиками по бюджетным вопросам и не пользовалась широкой популярностью в Госдуме, обвинявшей ее в капитуляции перед неолиберализмом.

В то же время в СМИ просочилась информация о существовании более скрытой группы давних соратников Путина, которые неожиданно быстро сколотили состояния, а подконтрольные им корпорации приобретали все больше активов. Здесь мы видим ядро сплоченной элиты, сформированное на основе тесной личной преданности и личного интереса, облаченных в риторику патриотизма и православия. Но группа из нескольких десятков человек не может самостоятельно управлять многоликой страной с населением 145 млн. чел., охватывающей 11 часовых поясов. Им приходится вступать в альянсы с другими элитными группами.

Бюрократы

При Пугине российская государственная бюрократия стала более многочисленной: численность госслужащих или чиновников в России в 2013 г. составила 1 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует из оценок РБК на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных - 246 тыс., в органах местного самоуправления - 498 тыс., финансовых и налоговых органах - 217 тыс., судах - 151 тыс., прочих органах - 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек. Однако анализ соотношения численности населения и численности управленческого аппарата демонстрирует, что эти показатели ниже даже чем в развитых странах (Германии, Скандинавии, США). Рост зарплат (плюс привилегии и возможность получения взяток) сделал карьеру чиновника привлекательной для молодежи. Чем престижнее вуз, который окончил соискатель, тем выше его шансы пройти отбор на государственную должность. На практике отбор кандидатов на каждом этапе, несомненно, зачастую зависит от связей или взяток.

Исследование высших чиновников исполнительной власти, проведенное Ю.Хаски, напоминает нам, что колосс российской бюрократии здравствует и поныне. Воспроизводятся модели поведения, напоминающие о советских и даже царских временах - бесконечные бюрократические согласования, разрастание аппарата, дублирование полномочий, неоднократная возможность наложить вето, неспособность действовать независимо от инструкций из центра и т.д. Например, в 2004 г. Путин предпринял попытку уменьшить правительство, сократив число вице-премьеров до 3, а замминистров (в среднем) до 2 - 4. Но к 2010 г. число зампредов правительства достигло 9, а замминистров - от 7 до 9. Ротация кадров между различными ведомствами - важный способ борьбы с ведомственными интересами - в 1990-х годах практически прекратилась, но возродилась с 2004 г.

Схожее исследование провел А. Огуши, составивший базу данных из 618 заместителей министров в 1999-2013гг. и обнаруживший, что на эти должности назначаются как инсайдеры, так и люди со стороны. Министерства иностранных дел, безопасности и путей сообщения характеризовались относительной закрытостью, энергетики и экономики - были открытыми, а другие, такие как Минфин - смешанными. Лишь 13% назначенцев получили повышение переводом из других министерств (35% из них составляли силовики). Хаски также обнаружил, что на высшие должности чаще, чем в советские времена, назначаются лица, ранее не работавшие в том же министерстве. Безусловно, отмечается ряд важных отличий от советского периода: советские руководители пытались мобилизовать общество, в то время как постсоветские стремятся сделать его более инертным. В современном российском государстве не только отсутствует мобилизационная идеология, но и актуальна необходимость управления полусвободными выборами, что плохо сочетается с мобилизацией, чреватой потерей контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.036 с.)