Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преемственность и изменения политических институтовСтр 1 из 6Следующая ⇒
Джордж Лоуэлл Филд и Джон Хигли определяют элиты как "лиц, занимающих стратегические позиции в государственных и частных бюрократических организациях". Таким образом, прежде чем приступать к анализу составляющих элиту лиц, необходимо дать определение "стратегическим позициям" и критически важным организациям, через которые элита реализует свою власть. Сделать это в современной России непросто, так как институциональный ландшафт кардинально изменился в 1989 - 1991 гг., а следующее десятилетие прошло под знаком хаоса и конфронтации. За годы правления Путина (с 2000 г. по настоящее время, включая период 2008 - 2012 гг., когда он занимал пост премьер-министра) контуры новой российской политической системы стали более отчетливыми. Вместе с тем в этой системе по-прежнему много взаимосвязей, остающихся непрозрачными и нуждающимися в обсуждении. СССР представлял собой зарегулированное общество со множеством сильных политических и социальных институтов. Заняв должность генерального секретаря в 1985 г., Михаил Горбачев запустил ряд реформ "сверху": гласность (свобода СМИ), перестройка (бюрократические реформы) и демократизация (частично свободные выборы). Эти реформы привели к подрыву центрального планирования и руководящей роли КПСС, спровоцировав экономический хаос и социальные волнения. Элиты некоторых из национальных республик сделали ставку на независимость, что повлекло за собой неудачную попытку государственного переворота в августе 1991 г. со стороны приверженцев жесткой линии, полных решимости сохранить Советский Союз. В декабре 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии договорились о роспуске СССР. Бурная история оставила России в наследие замысловатую институциональную мозаику, гибрид старого и нового, сочетание советских и постсоветских элементов. Ниже коротко перечислены институты, пережившие 1991г. в той или иной форме, а также институты, прекратившие существование, и вновь образованные институты. Институты, прекратившие существование 1) Государственная собственность на все экономические активы уступила место рыночной экономике, в которой доминировали олигархи, зачастую тесно связанные с государством. Государство сохранило контроль над оборонной, газовой, электроэнергетической и железнодорожной отраслями, а в первой половине 2000-х годов восстановило большую часть утраченных позиций в нефтяном секторе.
2) Органы центрального планирования были упразднены или, в крайнем случае, заменены слабыми регуляторами, такими как Федеральная антимонопольная служба. 3) КПСС была запрещена, при этом на виду не было партии, которая могла бы претендовать на ее место. Новая КПРФ представляла собой остаточную левую оппозицию, оказавшуюся в меньшинстве в Госдуме и имевшую всего несколько представителей среди губернаторов. 4) Коммунистическая номенклатура, советская версия "служилого класса", исчезла, а вместо нее появились гораздо менее взаимосвязанные сети элит. Сохранившиеся институты 1) Центральная власть по-прежнему находилась в Кремле, перейдя от Горбачева Ельцину, а затем Путину. 2) Концентрация благосостояния и власти в Москве. В 1990-е годы отмечалась некоторая децентрализация в пользу 85 российских регионов, но этот процесс приобрел обратный характер после 1998 г. 3) Ключевые министерские бюрократии, от Минфина до МИДа, остались нетронутыми, хотя и лишились своих партийных кураторов. 4) Советский этнический федерализм. Путин уменьшил автономию этнических республик, но не стал демонтировать их структуру. 5) Прокуратура и судебная система не подверглись реформам. Сохранилась советская практика "телефонного права" (судьи получают указания от своих политических хозяев), хотя теперь судьи могли получать более одного звонка по одному делу, что отражало отсутствие единой иерархии власти. 6) Политика безопасности по-прежнему базировалась на военном потенциале советских времен, в том числе ядерном сдерживании. Военные расходы России в 2015 г. составили 4.2% ВВП - вдвое выше, чем в среднем по Европе. (Однако они существенно ниже, - и в абсолютных, и в относительных величинах, - чем в США, которые несут основную финансовую нагрузку в НАТО. ) 7) Внешняя политика оставалась ориентирована на конфронтацию с Западом. 8) Энергетическая инфраструктура, заложенная в советские времена, подверглась незначительным изменениям.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.004 с.) |