Глава 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы



Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы

§ 1 Свобода совести как правовая категория

§ 2 Конституционные основы свободы совести

ГЛАВА 2 Государственно-церковные отношения

§ 1 Принцип светскости государства

§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести

§ 3 Защита прав граждан на свободу совести

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


Введение

 

Религиозные проблемы относятся к категории «тонкой материи». На них сходятся или пересекаются интересы большинства и меньшинства, государства и религиозных организаций, амбиции энергичных людей, убежденных только в своей правоте и чувства верующих. Эти проблемы всегда будут актуальны в многоконфессиональной России, и они требуют к себе постоянного внимания и законодательного регулирования.

Всплеск религиозной активности, появление в России многих ранее неизвестных конфессий, политизация деятельности многих религиозных объединений обострили интерес к таким понятиям как «свобода совести», «светское государство», «светский характер образования», «альтернативная гражданская служба» и т.д.

Наблюдается рост судебной практики по делам, связанным с религией и с деятельностью конфессиональных объединений. Речь идет, прежде всего, об уголовных преступлениях по религиозным мотивам, о спорах по поводу оскорбления религиозных чувств, о взаимных претензиях религиозных объединений. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, — провозглашает статья 2 Конституции РФ. — Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В свете этого конституционного установления проблема реализации свободы совести не только научно актуальна, но и является государственнозначимой.  С учетом актуальности темы и изученности отдельных аспектов проблемы в данной курсовой работе поставлены следующие основные задачи: 1) Установить современные принципы государственно-церковных отношений в России, выявив при этом сущность свободы совести. 2) Выявить, опираясь на действующие нормативные акты, правовой статус религиозных организаций и основные аспекты правового регулирования их деятельности. 3) Раскрыть механизм юридической защиты прав граждан на свободу совести;  Объектом исследования является изучение свободы совести как универсального, многогранного явления; анализ государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации (РФ).  Предметом исследования выделяется правовое регулирование механизма реализации свободы совести и вероисповедания, выраженного как в нормативно-правовой сфере, так и в сфере практического применения данных норм.

Методологической основой данной курсовой работы является комплекс таких специальных методов исследования как формально-юридический, сравнительно-правовой. В работе использовались также и общенаучные исследовательские методы: логический, синхронный, актуализации. Применительно к теме в основу методологического подхода были положены принципы объективности, рационалистического подхода к деятельности религиозных организаций, оценки фактов и другие. Применяя данные методы, опираясь на максимально полную совокупность источников, считается возможным решить поставленные выше задачи.

Базу для данной курсовой работы составили, прежде всего, различные нормативные акты как федерального уровня, так и законодательство субъектов Российской Федерации. Ценным источником являются методические материалы, проекты нормативных актов и комментарии к законам, многие из которых опубликованы в периодических изданиях. В особую группу источников можно выделить документы, исходящие из религиозных организаций, - уставы, обращения во властные структуры, учредительные документы.


Светскость государства

Несмотря на историческую молодость[14] светского государства, можно выделить как минимум два его типа. Первый тип - внеконфессиональное государство, второй - атеистическое государство.

Внеконфессиональное государствопредставляет собой государство, которое сознательно отстраняет себя от всего, что происходит в лоне религии, позволяя решать эти вопросы гражданскому обществу.

Главное в атеистическом государстве- идеологическое противостояние религиозным организациям. «Наше современное государство дает основание говорить еще об одном типе светского государства - государство, поддерживающее культурное сотрудничество со всеми религиозными объединениями». [15]

Светское государство в отличие от клерикального взаимодействует, прежде всего, не с религиозно-административными структурами, а с гражданами, которые исповедуют те или иные религиозные идеи.

Согласно Конституции РФ «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п.1 ст. 14). Различны мнения ученых по выяснению правового содержания этого принципа. М.Н. Кузнецов и И.В. Понкин считают, что в настоящее время его толкование в Российской Федерации зачастую является односторонним и даже дискриминационным, когда светский характер ошибочно отождествляется с антирелигиозным или атеистическим. Правовые нормы части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации ошибочно трактуются как закрепляющие такое положение религиозных объединений в Российской Федерации, когда государство "равноудалено от всех религиозных объединений», а сами религиозные объединения действуют обособленно, изолированно от всех остальных институтов гражданского общества. Однако, по мнению М.И. Одинцова, в Части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации отсутствуют положения, устанавливающие атеистический или антирелигиозный характер государства, а также отсутствуют какие-либо положения о принудительной и категоричной изоляции религиозных объединений от государства и остальных институтов гражданского общества.

Также М.И. Одинцов подчеркивает, что отождествление светскости государства с его антирелигиозной направленностью, неверно как с точки зрения конституционно-правовой науки, так и с точки зрения смыслового содержания слова «светский»[16].

Светское государство в типологии государств по принципу соотношения государственной власти и религиозной идеологии отличается от теократического государства, в котором религиозный лидер или группа религиозных лидеров, находясь во главе государства, возглавляют органы государственной власти, при этом религиозные объединения не отделены от государства, отсутствует разделение полномочий органов государственной власти и руководства религиозной организации, происходит смешение органов государственной власти и органов управления религиозной организации, религиозные организации обладают правом участвовать в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.

Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно такими же полноправными гражданами Российской Федерации, как неверующие (часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 19 Конституции РФ), поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов.

На основании вышесказанного принцип светского характера государства означает следующее:

- гарантируется свобода вероисповедания, никакая религия либо нерелигиозная, включая атеистическую, идеология не устанавливается в качестве обязательной, государство не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений, никакая религия не устанавливается в качестве основы государственной власти;

- члены общества обладают равным объемом прав и свобод независимо от отношения к религии и принадлежности или непринадлежности к какой-либо религии;

- религиозные объединения отделены от государства; они не включены в систему органов государственной власти и местного самоуправления; не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не выполняют их функций; никакие действия или решения органов государственной власти и местного самоуправления, реализующие их функции, не согласовываются с религиозными объединениями и не утверждаются ими;

- государство не делегирует религиозным объединениям и их руководителям (должностным лицам, священнослужителям) какие-либо государственно-властные либо муниципальные правомочия и не возлагает на них выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- в органах государственной власти, других государственных органах и органах местного самоуправления, государственных учреждениях и государственных и муниципальных организациях, воинских частях не могут образовываться структуры религиозных объединений (п. 6 ст. 3) (что не исключает совместного учредительства или участия в каких-либо социально значимых проектах);

- Органам государственной власти и местного самоуправления запрещено использовать публичные религиозные обряды и церемонии.

- государство, его органы и должностные лица, органы местного самоуправления не осуществляют вмешательства во внутренние дела религиозных объединений, не участвуют в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений;

- в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные, религиозные или конфессионольные суды;

- нормы религиозных законов (каноническое право) не являются источниками права в государстве (за исключением специально оговоренных в законодательстве); решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых или частноправных норм и актов; государство не участвует в их реализации для верующих;

- в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплен светский характер образования: не может быть установлено в качестве обязательного какое-либо религиозное вероучение или нерелигиозная (включая антирелигиозную или атеистическую) идеология; государственные и муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения не организуются и не контролируются религиозными объединениями (за исключением участия в общественном контроле системы образования на равных с остальными институтами гражданского общества основаниях);

- государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений;

- государство не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует развитию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности религиозных объединений, создает условия для осуществления благотворительной деятельности, осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Предоставление помощи не нарушает провозглашенного принципа отделения религиозных объединений от государства, поскольку такая помощь предоставляется независимо от конфессиональной принадлежности и выходит за собственно религиозные рамки, имея общественную и государственную значимость

В рамках реализации принципа отделения государство определило и обязанности религиозных объединений:

- Они создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической структурой.

- В Российской Федерации они не могут выполнять функции органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.

- Особо оговаривается их непосредственное неучастие в политике. Они не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь (п. 5 СТ. 4).

Названные ограничения относятся только к религиозным объединениям и не распространяются на их членов как граждан страны. Они наравне с другими могут участвовать «в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений» (п. 6 СТ. 4).

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993г. -М.: Изд-во «ИНФРА-М»,2006.

2. Федеральный Закон от 26 сент. 1997г. № 104-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред.от 06.07.2006)

3. Федеральный Закон от 26 сент. 1997г. №112-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред.25.07.2002)

4. Федеральный Закон «Об альтернативной гражданской службе» (в ред.Федеральных законов от 22.08.2004 №122-ФЗ,от 31.12.2005 №211-ФЗ,от 06.07.2006 №104-ФЗ)

5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. N 63-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24.05.1996) (ред.от 24.07.2007) (с изм. и доп.вступившими в силу с 07.09.2007)

6. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (с изм.и доп.вступившими в силу с 01.10.2007)

7. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (в ред.Федерального Закона от 27.01.95 №10-ФЗ)

 

Литература и периодические издания

1. Адвокат-№12-дек.2004.ЗАО «Законодательство и экономика». С.59-67

2. Государство и право-№10-окт.2002.Изд-во «Наука»

3. Закон и право-№9-2003. Изд-во «Юнити-Дана»

4. Конституционное и муниципальное право-№8-2006.

ИГ «Юрист». С.20-23.

5. Конституционное и муниципальное право-№6-2004.

ИГ «Юрист». С.8-12.

6. Конституционное и муниципальное право №2 -2004.

ИГ «Юрист». С.15-17,с.17-20.

7. Конституционное и муниципальное право-№4-2002.

Изд-во «Юрист»

8. Лавинюков А.С. Свобода совести (анализ,практика,выводы) //Государство и право. 1995. № 1.

9. Право и политика-№7-2004г. Изд-ль «NOTA BENE».с.34-38.

10. Правозащитник-№4-2003.Изд-во «Права человека». С.62-63.

11. Религия и право-№3(24)-2001.ООО ИД «Медиа-Пресса»

12. Современное право-№11-2004.Москва. Изд-во

«Новый индекс». С.32-36.

13. Современное право-№3-2007.Москва. Изд-во

«Новый индекс». С.6-12.

 


[1] Эксперт по вопросам свободы совести, сопредседатель Ин­ститута свободы совести.

[2] Конфессия - форма вероисповедания в рамках определенной религии.

[3] С.А. Бурьянов Правовые основания, сущно­стное содержание и гарантии свободы совести// Адвокат-№12-дек.с.61,62.

[4] Право и политика-№7-2004г.Изд-ль «NOTA BENE»

[5] Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (Толковый словарь Ожегова)

[6] «Право и политика»-№7-2004г.Изд-ль «NOTA BENE».с.35

[7] Лавинюков А.С. Свобода совести (анализ,практика,выводы) //Государство и право. 1995. № 1.

[8] Гусаева К.Г. Свобода совести как правовая категория // Право и политика. - М.: Nota Bene, 2004, № 7. С. 4-37

[9] Семинюта Н.Н. Право - социально-необходимый ограничитель свободы// Право и политика.2003.№ 2.с.12

[10] Ваххабизм (араб. аль-ваххабий) - религиозно-политическое движение, возникшее в рамках суннитского ислама в середине 18 в. в Аравии.

[11] Л. Сюкияйнен  «Правовые средства борьбы с исламским экстремизмом и основные направления государственной политики в отношении ислама»// «Адвокат»-№12-дек.с.63.

[12] См. Гл. 2 § 1

[13] В.С. Слобожникова// Правовая политика и правовая жизнь//-2006-№4-С.81,82

[14] Светское государство оформилось в правовом отношении примерно на рубеже XVII -- XIX вв., хотя его философско-историческое обоснование появилось уже в начале ХVII в

[15] М.И.Одинцов «Дискриминация и на­рушения принципа свободы совести»//«Адвокат»-№11дек.2004..с.60-61.

[16] Светский - не церковный, мирской, гражданский

[17] //Религия и право//-2001-№3(24).ООО ИД Медиа-Пресса

[18] //Религия и право//-2001-№3(24).ООО ИД Медиа-Пресса

[19] Клерикализм - идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилениювлиянияцеркви в политической и общественной жизни. (Толковый словарь Ожегова)

[20]  www.rusoir. ru. Общероссийская общественная организация. Из доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2006 году

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы

§ 1 Свобода совести как правовая категория

§ 2 Конституционные основы свободы совести

ГЛАВА 2 Государственно-церковные отношения

§ 1 Принцип светскости государства

§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести

§ 3 Защита прав граждан на свободу совести

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


Введение

 

Религиозные проблемы относятся к категории «тонкой материи». На них сходятся или пересекаются интересы большинства и меньшинства, государства и религиозных организаций, амбиции энергичных людей, убежденных только в своей правоте и чувства верующих. Эти проблемы всегда будут актуальны в многоконфессиональной России, и они требуют к себе постоянного внимания и законодательного регулирования.

Всплеск религиозной активности, появление в России многих ранее неизвестных конфессий, политизация деятельности многих религиозных объединений обострили интерес к таким понятиям как «свобода совести», «светское государство», «светский характер образования», «альтернативная гражданская служба» и т.д.

Наблюдается рост судебной практики по делам, связанным с религией и с деятельностью конфессиональных объединений. Речь идет, прежде всего, об уголовных преступлениях по религиозным мотивам, о спорах по поводу оскорбления религиозных чувств, о взаимных претензиях религиозных объединений. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, — провозглашает статья 2 Конституции РФ. — Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В свете этого конституционного установления проблема реализации свободы совести не только научно актуальна, но и является государственнозначимой.  С учетом актуальности темы и изученности отдельных аспектов проблемы в данной курсовой работе поставлены следующие основные задачи: 1) Установить современные принципы государственно-церковных отношений в России, выявив при этом сущность свободы совести. 2) Выявить, опираясь на действующие нормативные акты, правовой статус религиозных организаций и основные аспекты правового регулирования их деятельности. 3) Раскрыть механизм юридической защиты прав граждан на свободу совести;  Объектом исследования является изучение свободы совести как универсального, многогранного явления; анализ государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации (РФ).  Предметом исследования выделяется правовое регулирование механизма реализации свободы совести и вероисповедания, выраженного как в нормативно-правовой сфере, так и в сфере практического применения данных норм.

Методологической основой данной курсовой работы является комплекс таких специальных методов исследования как формально-юридический, сравнительно-правовой. В работе использовались также и общенаучные исследовательские методы: логический, синхронный, актуализации. Применительно к теме в основу методологического подхода были положены принципы объективности, рационалистического подхода к деятельности религиозных организаций, оценки фактов и другие. Применяя данные методы, опираясь на максимально полную совокупность источников, считается возможным решить поставленные выше задачи.

Базу для данной курсовой работы составили, прежде всего, различные нормативные акты как федерального уровня, так и законодательство субъектов Российской Федерации. Ценным источником являются методические материалы, проекты нормативных актов и комментарии к законам, многие из которых опубликованы в периодических изданиях. В особую группу источников можно выделить документы, исходящие из религиозных организаций, - уставы, обращения во властные структуры, учредительные документы.


Глава 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.19 с.)