Свобода совести как правовая категория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода совести как правовая категория



 

Современное определение и сущностное содержание свободы совести как правовой категории, по мнению С.А. Бурьянова[1], фактически искажено. Оно определяется через другое довольно не определенное понятие «свобода религии». Термин «религия» сегодня используется очень широко во многих науках и публицистике, но в очень узком смысле, заимствованном из теологии, конфессиональном, который не всегда однозначен даже для верующих одной конфессии[2].

В юриспруденции не приемлемо применение некорректных терминов, не имеющих четких правовых критериев. Это провоцирует появление ситуаций, заведомо создающих непреодолимые препятствия на пути реализации декларируемых принципов. Религиоведение сегодня не представляет собой точной науки и изобилует различными школами, многие из которых трактуют одни и те же феномены противоположным образом. С учетом этих факторов применение религиоведческих познаний (не говоря уже о теологических) в юриспруденции изначально создает предпосылки для нарушения декларируемых принципов свободы совести. [3]

Проблема свободы совести в течение уже нескольких столетий занимает умы мыслителей, ученых, философов, правоведов. Проблема эта комплексная и рассматривается в нескольких аспектах: социологическом, философском и правовом. И.Н. Поздеев, Е.В. Огневая трактуют свободу совести в социологическом смысле как внешнюю свободу человека, его право мыслить и действовать так, как он хочет.[4] В философско-этическом плане свобода совести рассматривается как категория этики, выражающая способность человека сознательно формировать и реализовывать в своем поведении собственное восприятие нравственной необходимости. В онтологическом плане свобода совести понимается как философская категория, выражающая общие закономерности возникновения, функционирования и развития отношений терпимости, толерантности[5] между обществом и его институтами, с одной стороны и личностью как суверенным субъектом и носителем мировоззренческих установок, с другой. Наибольший интерес в рамках рассматриваемой проблемы представляет правовой аспект свободы совести.

В современном обществе свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни социума. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, и к другим сферам общественной жизни. Подобное разнообразие основывается на субъективных предпочтениях правоведов и законодателей, особенностях конкретных культурно-исторических моментов, а так же связано со сложностью предмета регулирования. Прежде всего, наличием множества мировоззренческих доктрин, спецификой их внутреннего строения и существенным своеобразием отдельных их типов.

Как правовое понятие, свобода совести означает разрешенное и гарантированное законами государства право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка. Сущность свободы совести сводится к наличию для человека узаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так, как он считает необходимым в соответствии с его убеждениями при условии соблюдения установленного правопорядка.

Свобода совести и вероисповедания закреплена в ст.28 Конституции РФ. В нашем государстве правом на свободу совести может пользоваться любой человек независимо от его государственной принадлежности. Субъектом данного права выступает и иностранец, и лицо без гражданства (апатрид) или имеющее два гражданства и более (бипатрид) и гражданин данного государства.

На протяжении длительного исторического периода многие мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религиозным миропониманием, и поэтому свобода совести, прежде всего, сводится к праву каждого человека самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих мыслей и поступков поучениями религии или отказываться от них. Таким образом, если трактовать свободу совести в узком смысле, то данное право сводится всего лишь к отсутствию ограничений в вопросах вероисповедания и отношения человека к религии. Если рассматривать свободу совести в широком смысле, то получается, что это понятие включает в себя помимо свободы вероисповедания еще и право иметь и иные (нерелигиозного характера) убеждения: философские, пацифистские и подобные им. Именно так законодатель трактует свободу совести, в содержание которой входит свобода выбора убеждений и свобода вероисповеданий, включающая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.[6]

Под термином "вероисповедание" понимается принадлежность к какой-либо религии, и, соответственно, "иные убеждения" должны быть допускаемы какой-либо религиозной кофессией. Но "иные убеждения" могут быть не только религиозного характера. По смыслу ст. 28 Конституции РФ это понятие включает также и убеждения философские, пацифистские и им подобные, причем действовать в соответствии с ними можно лишь при условии соблюдения закона. Конституция РФ, провозглашая свободу совести и вероисповедания, определяет принципы осуществления этого права, а сам механизм реализации установлен Законом РФ от 25 октября 1990года «О свободе вероисповедания. В последствии принятый в 1997 году Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» заложил основы новой модели реализации свободы совести в Российской Федерации на правовом уровне.

Как отмечает правовед А.С.Лавинюков, анализируя свободу совести, данное право трактуется только с позиции государственно-церковных отношений, а рационально - интеллектуальная сфера (мысли и убеждения) остаются за рамками законодательства. Он предлагает рассматривать свободу совести как совокупность структурных взаимосвязанных элементов, характеризующих религиозную и атеистическую деятельность. В качестве одного из элементов предлагается равенство перед законом независимо от отношения к религии. Интересна и предложенная градация отношения государства к верующим. Веротерпимость означает допустимость существования помимо официальной государственной и других религий. Следующей ступенью является свобода вероисповедания, подразумевающая отсутствие в государстве официальной религии. Подлинная свобода совести гарантирует равенство перед законом верующих и неверующих. К числу верующих можно отнести не только стойких последователей какого - либо религиозного учения, но и также сочувствующих определенному религиозному течению или приверженцев конфессиональных взглядов при условии легитимности учения, конфессии. [7]

Но, исходя из законодательной конструкции ст.28 Конституции РФ, не следует соглашаться с предложенным мнением, так как свобода выбора убеждений и возможность действовать в соответствии с ними также предусматривается статьей Конституции РФ, регулирующей право на свободу совести, утверждает Гусаева К.Г.[8]

Развитие демократии, свободной конкуренции, институтов гражданского общества существенно изменило представления о свободе вообще и свободе совести в частности, считает А.С. Лавинюков. Следствием этого является то, что современная личность обладает значительной степенью негативной свободы, которая проявляется в экстремистских действиях. Экстремизм представляет собой одну из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма зачастую имеют и исторические корни.

Проявления экстремизма в том или ином виде видны практически повсеместно. В России экстремизм многолик, носит массовый характер. Особенно это справедливо для терроризма как одной из наиболее опасных форм экстремизма. Таким образом, свобода как демократическое завоевание общества не всегда конструктивна. Н.Н. Семенюта, считает, что наиболее значимым проявлением свободы является «наличие возможности для каждого члена общества строить свою жизнь по собственному усмотрению, руководствуясь исключительно личными мотивами, интересами, желаниями. Очевидно, что такая свобода не может быть беспредельной. Наряду с религией, моралью необходимым ограничителем свободы выступает право». [9]

На сегодняшний день не существует действенной системы противодействия экстремизму, и прежде всего нормативно-правовой системы. Конкретные принципы государственной политики по отношению к рассматриваемому явлению не сформулированы, что создает трудности в выработке региональных стратегий, а также затрудняет объективную оценку контртеррористической деятельности Российского государства в целом.

Отсутствие на федеральном уровне соответствующих законов, которые являлись бы правовой основой для эффективного противодействия экстремизму, не позволяет на практике осуществлять полноценное обеспечение государством защиты своих граждан и российского общества от воздействия его проявлений. Субъекты Российской Федерации вынуждены самостоятельно решать данные проблемы путем установления соответствующих ограничений и запретов. Так на пример, приняты законы «О запрете ваххабитской[10] и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», «0 противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республик», в Ивановской области «Об ответственности за разжигание расовой и национальной розни, иные проявления фашизма и политического экстремизма» и другие аналогичные акты некоторых субъектов Российской Федерации. [11]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.007 с.)