Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Бухгалтерский учет является важнейшим показателем экономической политики организации и отражает полную картину ее имущественного и финансового состояния. С помощью бухгалтерского учета с наибольшей полнотой и точностью отражаются все стороны деятельности организации [34, с. 21]. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является существенным элементом в системе бухгалтерского учета, а также трудоемкой и сложной областью учетной работы бухгалтерии любого экономического субъекта. Поставщики – это юридические или физические лица, которые осуществляют поставку товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, топлива, запасных частей, МБП), предоставляют услуги (подачу газа, воды, пара, электроэнергии и т. п.), выполняют работы (текущий и капитальный ремонт основных средств) Подрядчики – это специализированные предприятия или физические лица, которые выполняют строительно-монтажные работы при сооружении объектов на основании договора подряда на капитальное строительство. Обязательство – это правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности [37, с. 116]. Разделяют два подхода к определению понятия расчетов. Первый подход: под расчетами подразумевает не только собственно платежи, но и все операции по передаче денег от одного лица другому лицу. Все, что связано с движением денег – безвозвратное финансирование, авансирование, кредитование, конвертация – так или иначе осуществляется посредством расчетов. Второй подход: расчетные обязательства являются условием осуществления платежей – за переданное имущество, выполненные работы, оказанные услуги. Их цель – надлежащее оформление передачи денег из рук должника в руки У данных подходов есть два общих момента: 1) расчеты существуют исключительно в рамках гражданско-правового обязательства; 2) расчетные обязательства являются денежными операциями. Различие между данными подходами состоит в том, что в первом понятии расчетов не сводится к собственно платежам (к числу расчетов будет относиться и заем, и кредит), в то время как второй подход указывает на исключительно платежный характер расчетов.
Экономическая сущность расчетов состоит в перераспределении денежных ресурсов между участниками предпринимательских и иных отношений. В расчетах реализуется основная полезная социальная функция денег – они выступают как средство платежа [35]. В зависимости от видов заключенных договоров возникают и различные виды, и формы расчетных отношений. Расчетные отношения включают следующие элементы: – участники расчетов – поставщик и грузополучатель, плательщик и получатель средств; – объект расчетной сделки (операции) – это товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, ценные бумаги, финансовые требования и обязательства, а также денежные средства; – органы, осуществляющие платежи, – банковская система (коммерческие банки и расчетно-кассовые центры, а также клиринговые учреждения); – посредники в расчетах – факторинговые компании и фирмы, а также гаранты. В зависимости от содержания операций расчеты делятся на два вида [37]: – по товарным операциям, если организация выступает поставщиком своей готовой продукции, товара или по заготовляющим товарно-материальные ценности; – по нетоварным операциям, связанным с движением денежных средств, т.е. с погашением задолженности бюджету, банку, внебюджетным фондам, работникам и т.д. Расчеты с поставщиками и подрядчиками, как правило, строятся на основании заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия поставки продукции, порядок оплаты и т.п. Документами по возникновению расчетных взаимоотношений являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, товарные накладные [35, с. 111]. В отношениях с поставщиками и подрядчиками возможен наличный и безналичный расчет. Организация обязана предоставить покупателю право выбора формы оплаты – наличными или безналичным. Организация имеет право принимать платежи только в удобной форме, если выручка без НДС или балансовая стоимость активов компании за прошлый год составила не больше 60 млн руб. Во всех остальных случаях нужно предусмотреть возможности приема платежей в разных формах.
Для обеспечения непрерывного производственного процесса хозяйствующие субъекты приобретают необходимые ресурсы (материалы, основные средства, товары, нематериальные активы и т.д.). Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производятся на основании заключенных между хозяйствующими субъектами и поставщиками, подрядчиками договоров поставки. В договорах указываются вид поставляемых материальных ценностей, выполняемых работ, услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей (выполняемых работ, услуг), порядок расчетов.
Имущество при поступлении в организацию должно сопровождаться соответствующим документом, в котором должны содержаться наименование поставщика и покупателя, их адреса, наименование поставляемого товара или материала, единицы измерения, его количество, цена и стоимость, а также подписи ответственных представителей поставщика и покупателя, заверенные печатями. Как правило, первичные документы, подтверждающие поступление активов, предусматриваются условиями поставки. К ним можно отнести такие документы, как товарная накладная, товарно-транспортная накладная, счет, счет-фактура, железнодорожная накладная. Одна и та же товарная накладная выступает и как приходный, и как расходный документ. Для поставщика накладная служит документом, обосновывающим выбытие товаров, материалов, а для покупателя - основанием для их оприходования. Накладная выписывается материально ответственным лицом организации-поставщика при отгрузке имущества со склада (склада поставщика). Обязательными реквизитами накладной являются номер и дата составления документа, наименование поставщика и покупателя, наименование (краткое описание) товара, материала, основного средства, количество в единицах измерения, цена за единицу, общая сумма отпущенного товара, материала с учетом налога на добавленную стоимость. Накладная подписывается со стороны поставщика материально ответственным лицом, сдавшим материалы, товары, а при приеме - материально ответственным лицом со стороны покупателя, принявшим материалы. Подпись представителя организации и ее печать на накладной являются подтверждением того, что материалы приняты в количестве, ассортименте и по ценам, которые указаны в накладной. Предъявить претензии к поставщику по поводу каких-либо расхождений между фактически полученными материалами и данными накладной после того, как документ подписан, практически невозможно [29, с. 165]. Счет-фактура выписывается при наличии большого перечня материалов и товаров. В некоторых случаях организации выписывают счет, который по содержанию должен быть аналогичен счету-фактуре. Счет является основанием для оплаты материалов, товаров. В случае приема имущества доверенным лицом необходимо обеспечить наличие документа, удостоверяющего личность, и доверенности на получение имущества. При этом реквизиты доверенности заносятся в накладную, а сама доверенность прикладывается к экземпляру накладной поставщика и хранится вместе с ней. При невыполнении этих требований операция отгрузки и приемки материалов не считается должным образом оформленной и может быть опротестована.
Проверка соответствия количества, номенклатуры и качества имущества при поступлении осуществляется путем внешнего осмотра и подсчета. Если при приемке обнаруживаются расхождения, они должны быть внесены в сопроводительный документ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к внесению исправлений в первичные документы.
Исправления подтверждаются подписями материально ответственных лиц поставщика и покупателя, причем ответственным лицом от организации выступает сотрудник, непосредственно принимающий материалы, а от продавца - экспедитор или другое лицо, сопровождающее активы покупателя. В случае если обнаружена недостача товара, «покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы» (ст. 466 ГК РФ) [2]. Как правило, расчеты с поставщиками осуществляются после поставки товара или оказания услуги. Товар доставляется, а ее оплата производится позже с расчетного счета или из кассы (в зависимости от условий и суммы договора). В момент поступления товара у покупателя возникает долг перед поставщиком - кредиторская задолженность. В том случае, когда оплата поставщику производится авансовым методом, у покупателя возникает дебиторская задолженность. Данный метод расчетов популярен среди провайдеров услуг связи и интернета. С компанией-провайдером заключается договор о предоставлении услуг на условиях полной предоплаты услуг, например, за месяц вперед. Таким образом, получатель услуг должен произвести полную предоплату данных услуг самостоятельно и лишь по факту зачисления средств на счет провайдера предоставляются услуги. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками». Все операции, связанные с оприходованием материальных ценностей, ведутся независимо от того, какая форма оплаты выбрана договором. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками [43]: - за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки); - излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; - полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетами учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п. Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад товарно-материальных ценностей обнаружилось несоответствие их количества либо несоответствие договору цен или арифметические ошибки, то счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям») [29, с. 166]. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам, по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно [42]. В случае, если организация получила от поставщика материальные ценности, в учете делается запись по кредиту счета 60. Эту проводку бухгалтер делает, когда право собственности па эти ценности перешло к организации. Если организация приняла выполненную работу (оказанную услугу), задолженность перед подрядчиком в бухгалтерском учете отражается проводкой: Дебет счета 20 «Основное производство» (26 «Общехозяйственные расходы», 23 «Вспомогательные производства» и др.) Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму задолженности перед подрядчиком по выполненным работам, оказанным услугам. Если поставщик (подрядчик) является плательщиком НДС, то следует отразить в учете и сумму налога: Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму НДС по выполненным работам, оказанным услугам.
Погашение задолженности перед поставщиком (подрядчиком) отражается по дебету счета 60: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 50 «Касса» (51 «Расчетный счет», 55 «Специальные счета в банках» и др.) - на сумму задолженности, подлежащей оплате. По общему правилу перед составлением итоговой бухгалтерской отчетности за год организация обязана провести инвентаризацию совокупных активов и обязательств (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н), в частности расчетов с поставщиками и подрядчиками [10]. Инвентаризация расчетов необходима как при составлении годовой бухгалтерской отчетности, так и для того, чтобы принять верное управленческое решение либо убедить инвестора вложиться в развитие бизнеса. Крайне важно соблюсти установленный порядок проведения инвентаризации расчетов и не забыть некоторые нюансы документального оформления ее результатов [44]. Инвентаризация – метод бухгалтерского учета, а при проведении документальных ревизий – прием фактического контроля, осуществляемый путем непосредственной проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов, объема выполненных работ и реальности статей баланса. Инвентаризация - один из элементов метода бухгалтерского учета, обеспечивающий достоверность учетных данных путем сверки фактических остатков ценностей и расчетов с данными учета и осуществления контроля за сохранностью собственности. Инвентаризация имеет очень важное контрольное значение и выступает в качестве необходимого дополнения к документации хозяйственных операций. Она служит средством не только вскрытия и выявления недостач и злоупотреблений, но и предупреждения их в дальнейшем. Подходы к инвентаризации в нашей стране и за рубежом различны. В России главный бухгалтер, хотя на него и не могут быть возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за денежные и материальные ценности, должен тщательно контролировать и активно участвовать в проведении инвентаризаций, в подготовке мероприятий по предупреждению недостач и хищений. Инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения. Инвентаризация была одним из первых приемов хозяйственного учета, позволяющим установить фактическое наличие имущества на определенный момент. Инвентаризация выполняет три основные функции [32]: - экономическую (как элемент учета и контроля); - социальную (как форма участия трудящихся в организации учета и контроля); - воспитательную (как средство воспитания бережного отношения к имуществу). При инвентаризации выявляются такие факты, которые не поддаются документальному оформлению. Ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации имущества и обязательств несет руководитель организации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Инвентаризация расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами подразумевает проверку обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей. Достоверно оценить правильность отражения сумм задолженности помогает сверка расчетов с названными лицами. При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами и кредиторами организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.026 с.) |