Методика аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками



 

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, в ходе которого будет показана правомерность, правильность и чистота отражения расчетов организации с поставщиками. Именно поэтому для реализации эффективного качественного и грамотного аудита необходимо четко спланировать перечень действий на каждом этапе проверки [28, с. 54].

Цель аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками - оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, установка соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерском учете и отчетности [36, с. 168].

На рисунке 1 представлены основные задачи, стоящие при проведении аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

проверка правильности перечисления сумм за материальные ценности, товары, работы и услуги и полноты, наличия оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления
Задачи, стоящие перед аудиторами при проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
проверка действительности и законности исчисленных сумм задолженности перед поставщиками и подрядчиками по данным бухгалтерского учета
проверка соблюдения правил расчетной и финансовой дисциплины  
проверка своевременности и правильности оформления и представления претензий поставщикам и подрядчикам, организации контроля за движением их дел, а также правовой оценки договоров с поставщиками, составленных в процессе расчетных взаимоотношений
разработка рекомендаций по упорядочению расчетов, снижению задолженности перед поставщиками и подрядчиками

 

Рисунок 1 – Основные задачи, стоящие при проведении аудита учета расчетов с
поставщиками и подрядчиками

 

 

Наглядно источники информации для проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены на рисунке 2.

 

Источники информации при аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Учетная политика организации
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.200 г. № 94н
Договоры выполнения работ и оказания услуг, которые являются одним из основных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя
Аналитические карточки, оборотные ведомости, журналы ордера по счету 60 (при автоматизированном учете), в которых отражается полная информация по каждому поставщику и подрядчику, по каждой произведенной операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов по счету 60
Акты инвентаризации расчетов, составляемые при проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками с целью выявления неточностей в учете расчетов
Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Положение по ведению бухгалтерско-го учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н
Счета-фактуры, акты выполненных работ, на основании которых производится реализация товаров (работ, услуг)
Книга продаж, где регистрируются счета-фактуры для учета НДС по начисленной реализации
Журналы ордера, другие документы где все произведенные операции по предъявлению или оплате счетов-фактур поставщиков накапливаются в регистре бухгалтерского учета, который является основанием для заполнения Главной книги и составления оборотного баланса
Претензионная работа, проводимая в случае просрочки оплаты предоставляемых услуг
бухгалтерская финансовая отчетность

 

Рисунок 2 – Источники информации при проведении аудита расчетов с
поставщиками и подрядчиками

 

Методика проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется по алгоритму, представленному на рисунке 3.

1. Аудит учетной политики в области учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2. Проверка проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками
4. Правовая оценка договоров с поставщиками
5. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов приобретения работ и услуг
6. Проверка реальности задолженности перед поставщиками и подрядчиками
7. Правильность отражения в учете расчетов с поставщиками и подрядчиками
8. Аудит правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками
3. Проверка наличия первичных документов, их соответствия унифицированным формам и правильности их оформления

 

Рисунок 3 – Алгоритм проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Планирование – это начальный этап проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, включающий разработку общего плана аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудиторской проверки, а также разработку программы, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур [38].

Прежде чем приступить к планированию аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, необходимо рассмотреть ее методику, то есть своеобразный механизм, алгоритм для проведения нацеленных целей.

Аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками можно разделить на три этапа:

1. ознакомительный;

2. основной;

3. заключительный.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В таблице 1 представлен пример вопросника для проверки состояния системы внутреннего контроля операций по учету расчетов с поставщиками и
подрядчиками.

 

Таблица 1 – Тест оценки системы внутреннего контроля учета расчетов с
поставщиками и подрядчиками на предприятии

№ п/п Содержание вопроса Содержание ответа
1 Наличие учетной политики  
2 Имеется ли служба внутреннего аудита или ревизионная комиссия  
3 Отражается ли в учетной политике порядок учета расчетов с поставщиками и подрядчиками  
4 Наличие рабочего плана счетов  
5 Наличие графика документооборота по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками  
6 Наличие унифицированных формы первичной учетной документации по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками  
7 Документы составляются в день совершения операции? Заполняются все обязательные реквизиты?  
8 Фиксируются ли первичные документы в журналах регистрации  
9 Обеспечен ли бухгалтер, ведущий учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, необходимыми нормативными документами  
10 Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками  

 

В таблице 2 представлен пример вопросника для проверки состояния системы бухгалтерского учета по учету расчетов с поставщиками и
подрядчиками.

 

Таблица 2 – Тест оценки системы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии

№ п/п Содержание вопроса Содержание ответа
1 2 3
1 Много ли у предприятия поставщиков и подрядчиков  
2 В наличии имеются все договоры, подписанные с двух сторон  
3 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на основе нормативных документов  
4 Осуществляется ли контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документы по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, за правильностью оформления документов  
5 Разработана ли на предприятии должностная инструкция бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками  
6 Имеется ли подпись бухгалтера по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, подтверждающая ознакомление с должностной инструкцией  

Окончание таблицы 2

1 2 3
7 Осуществляется ли сверка между поставщиками  
8 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 с соответствующими субсчетами  
9 Правильность, своевременность и полнота отражения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками на счетах бухгалтерского учета  
10 Автоматизирован ли учет расчетов с поставщиками и подрядчиками  

 

На основании проведенного исследования проводят оценку рисков, свойственных контрольной среде применительно к рассматриваемым операциям, определяют объемы выборки и состав аудиторских процедур [27].

После завершения анализа рисков производится расчет уровня существенности (рисунок 4).

 

Рекомендуемый уровень (доля) отклонений, признаваемых существенными, % исходя из базовых показателей
Балансовая прибыль предприятия
Валовой объем реализации без НДС
Валюта баланса
Собственный капитал
Общие затраты предприятия
5
2
2
10
2

 

Рисунок 4 - Рекомендуемые показатели для расчета уровня существенности
[26, с. 48]

 

Порядок определения существенности в аудите регулируется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите».

Далее на стадии планирования аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации: составляют общий план аудита; составляют рабочую программу аудита.

План проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии составляется на основе достигнутого аудиторами понимания деятельности аудируемого лица (таблица 3).

 

Таблица 3 – Общий план аудита учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками на предприятии

Проверяемая организация

 

Период аудита

 

Количество человеко-часов

 

Руководитель аудиторской группы

 

Состав аудиторской группы

 

Планируемый аудиторский риск

 

Планируемый уровень существенности

Качественно

Количественно

1 2 3 4
№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
1 Аудит учетной политики в области учета расчетов с поставщиками и подрядчиками    
2 Проверка проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками    
3 Аудит учета расчетов с поставщиками    
4 Аудит учета расчетов с подрядчиками    
5 Аудит правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками    

 

В зависимости от сущности сделок и предмета заключаемых соглашений группу расчетов с поставщиками отделяют от группы расчетов с подрядчиками. Это происходит из-за особенностей договоров в каждой группе, что предполагает и разные подходы к аудиту.

Программа аудита учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками на предприятии представлена в таблице 4.

 

Таблица 4 – Программа аудита учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками на предприятии

Проверяемая организация

 

Период аудита

 

Количество человеко-часов

 

Руководитель аудиторской группы

 

Состав аудиторской группы

 

Планируемый аудиторский риск

 

Планируемый уровень существенности

Качественно

Количественно

1 2 3 4
№ п/п Перечень аудиторских процедур Исполнитель Проверяемые документы

1. Аудит учетной политики в области учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

1.1 Анализ положений учетной политики    

2. Проверка проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками

2.1 Проверка наличия установленных сроков проведения инвентаризации    
2.2 Проверка правильности проведения инвен-    

Окончание таблицы 4

1 2 3 4
  таризации расчетов с поставщиками и подрядчиками    

3. Аудит учета расчетов с поставщиками

3.1 Проверка наличия первичных документов, их соответствия унифицированным формам и правильности их оформления    
3.2 Правовая оценка договоров с поставщиками    
3.3 Проверка достоверности (полноты и точности) фактов приобретения материальных запасов, товаров    
3.4 Проверка реальности задолженности перед поставщиками    
3.5 Правильность отражения в учете    

4. Аудит учета расчетов с подрядчиками

4.1 Проверка наличия первичных документов, их соответствия унифицированным формам и правильности их оформления    
4.2 Правовая оценка договоров с поставщиками    
4.3 Проверка достоверности (полноты и точности) фактов приобретения работ и услуг    
4.4 Проверка реальности задолженности перед подрядчиками    
4.5 Правильность отражения в учете    

5. Аудит правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками

  Проверка правильности отражения собственного капитала в бухгалтерской отчетности    

 

Аудит учета расчетов с поставщиками и подрядчиками включает проверку наличия и правильности оформления соглашений (договоров, контрактов). Одновременно с этим рассматривают их содержание на предмет соответствия экономическому смыслу сделок. В зависимости от сущности сделок и предмета заключаемых соглашений группу расчетов с поставщиками отделяют от группы расчетов с подрядчиками. Это происходит из-за особенностей договоров в каждой группе, что предполагает и разные подходы к аудиту. Выражается разность в подходах, например, в приемах сбора доказательств аудиторского характера, а также в порядке построения выборки [39, с. 191].

Предметом соглашения в расчетах с поставщиками является процесс приобретения имущественных прав и товаров. К основным формам соглашения здесь относятся: договор поставки, договор купли-продажи, договор мены и договор электроснабжения.

Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться, кроме заключенных договоров, наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской и дебиторской задолженности по счету 60.

Точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены, в том числе, и путем контрольного обмера выполненных работ (по заключениям эксперта).

Аудитор проверяет расчеты по претензиям. Согласно ГК РФ претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке этих операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Претензия должна была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать как минимум претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ, претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика [42].

По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска кредиторская задолженность подлежит зачислению на счет 91. Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности предприятия.

После проведения всех необходимых процедур проверки аудиторам предстоит оценить полноту и качество выполнения всех пунктов программы аудита. Аудитор оценивает влияние обнаруженных искажений на достоверность показателей дебиторской и кредиторской задолженности и выражает мнение о достоверности отчетности, проводит анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Аудитор формирует предложения по устранению выявленных существенных искажений.

Таким образом, аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками устанавливает соответствие законодательству операций, совершенных по расчетам с подрядчиками и поставщиками, а также соответствие бухгалтерской отчетности фактическому процессу.

Типичной ошибкой является нарушение правил оформления соглашений с поставщиками, отсутствие сроков выполнения работ для подрядной организации по каждому этапу. Проблемы могут создавать такие ситуации:

- оригиналы документов были уничтожены до окончания срока хранения, указанного в нормативных актах;

- низкое качество ведения учета, что становится причиной недостоверного отражения деятельности предприятия в аналитике;

- халатное отношение персонала к процедуре инвентаризации ценностей и расчетов с поставщиками;

- отсутствие навыков и знаний по вопросам претензионной работы;

- учетные данные по суммам задолженностей не соответствуют действительности;

- акты сверок имеют расхождения;

- неправомерные операции по выделению НДС;

- сформированные в учете корреспонденции счетов являются неправильными, это влечет за собой ошибки в итоговой отчетности;

- наличие неучтенных операций по оприходованию ценностей от поставщиков;

- арифметические ошибки;

- пересортица;

- использование в документообороте бланков произвольной формы при законодательном требовании применять унифицированные формы (такие операции не могут быть признаны в учете);

- оформляемая организацией документация не содержит полного перечня обязательных реквизитов, на основании этого она не может быть наделена юридической силой.

На предприятии могут быть выявлены факты умышленной подделки документации, принятия к учету фиктивных сумм обязательств. Нарушением признается отсутствие утвержденного графика документооборота. При действующем графике приема и отправки документации бывают недочеты в форме:

- отсутствия на поступающих в адрес учреждения письмах, документах, справках регистрационных номеров;

- запоздалой регистрации;

- несоответствия дат регистрации в журналах и на бланках.

Система документооборота должна регламентировать правила хронологического отражения хозяйственных операций и первичных документов в учетных регистрах и журналах. Ответственные лица обязаны строго придерживаться оговоренных законодательством сроков хранения учетных форм и порядка их передачи в архив. Для уничтожения оригиналов документов необходимо оформлять специальный акт.

При проверке состояния расчетов с контрагентами могут быть обнаружены факты закрытия задолженностей с нарушением отведенных для этого сроков. При работе с валютными расчетами один из контрагентов может допустить счетную ошибку при выведении размера курсовой разницы.

Аудиторское заключение о проделанной работе представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмы о соответствии во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Выявляемые нарушения в бухгалтерском учете очень часто зависят и от специфики деятельности проверяемой организации.

ХАРАКТЕРИСТИКА АО «КРАСМАШ»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.06 с.)