Комплекс игровых релаксационных упражнений 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс игровых релаксационных упражнений



« Волшебный коврик»

Релаксационные упражнения являются очень важным звеном психофизической гимнастики. Они направлены на произвольное расслабление мышц, которое достигается при помощи сочетания двигательной активности и мышечного расслабления. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание и расслабиться. К примеру, дети с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители нуждаются в релаксации больше других, а детям с медленной и слабой реакцией после расслабления мышц необходимо обязательно сделать несколько двигательных упражнений.

Приемы психофизической гимнастики, помогающие освоению релаксационных упражнений, следующие:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхании;

в) мышечное и эмоциональное расслабление по представлению.

Эффективное взаимодействие специалистов, проводящих этот игровой релаксационный комплекс упражнений складывается благодаря интеграции методов психофизической гимнастики[6] и музыкально-терапевтических методов.[7] Длительность проведения игрового релаксационного комплекса – 7-10 минут.

Технология выполнения

Цели: помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.

Комплекс игровых релаксационных упражнений "Волшебный коврик" проводится в заключительной части занятия и включает различные виды упражнений основной части комплекса (в зависимости от поставленных педагогом целей), неизменны лишь подготовительный этап и формула выхода. Этапы проведения игрового релаксационного комплекса «Волшебный коврик»:

– подготовительный.

– основная часть комплекса

– формула «выхода».

Подготовительный этап.

 

«Волшебные движения»

Для достижения состояния релаксации необходима определённая двигательная нагрузка. Поэтому подготовительный этап включает подвижные игры, игры-хороводы, подвижные упражнения.

К примеру, детям очень полюбилась хороводная игра "Яблонька".

Описание. Дети стоят в кругу. В центре круга ребёнок-Яблонька (которого выбрали при помощи считалки).

Мы посадим яблоньку на горе, на горе. Наша яблонька вырастет по весне, по весне. Дети идут хороводом вокруг яблоньки.
Ты расти-расти, наша яблонька, В добрый час, в добрый час. Подходят к яблоньке и гладят её.
Потанцуй-ка, яблонька, Ты для нас, ты для нас. Ставят руки на пояс, поворачивают корпус вправо-влево.
А мы нашу яблоньку Все трясти будем, «Трясём» яблоньку.
А мы наши яблочки собирать будем! Имитация сбора яблок.
А мы нашу яблоньку все пощиплем, Все пощиплем! Слегка пощипывают яблоньку.
И от нашей яблоньки Убежим вихрем! Дети разбегаются, «яблонька» старается догнать кого-либо и осалить. «Осаленный» ребёнок становится «яблонькой».

Упражнение проводится с музыкальным сопровождением.

После проведения игры «Яблонька» следует отдых детей на Волшебном коврике (изготовлен из ситцевой разноцветной ткани размером 3,5х4,5м).

Описание.

1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика (фото 1.). Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз, на выдохе протяжно произносят звук «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Сам процесс вызывает у детей массу положительных эмоций. К тому же интересным приёмом является визуальный опыт, полученный от наблюдения за поднимающейся тканью. Это как бы их диафрагма, наполняющаяся воздухом. Этот визуальный опыт пригодится детям в дальнейшем при выполнении дыхательных упражнений.

2-Затем дети садятся на пол, под ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением (фото 2).

3-Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят "волшебные" слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!» (фото 3) Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) (фото 4) и ложатся (головами в центр круга). [8]

Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

 

Основная часть комплекса

Основная часть комплекса включает различные виды упражнений, которые логопед выполняет с детьми в зависимости от целей занятия. Это могут быть: упражнения на дыхание, мышечная релаксация по контрасту с напряжением,  упражнения по коррекции позвоночника в сочетании с дыханием, мышечная релаксация в сочетании с артикуляционной гимнастикой, закрепление состояний мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

Приведу описание некоторых из них.

 

«Волшебный воздух во мне» (дыхательные упражнения)

Психологический путь к релаксации лежит через ритмичное дыхание. Дыханиепомогает ребенку справиться с нервным возбуждением, укрепляет его организм.

Цели игровых упражнений на развитие диафрагмального (брюшного) дыхания«Волшебный воздух во мне»:

-укрепление мышц диафрагмы, брюшного пресса и межрёберных мышц; 

-развитие способности направленного управления дыхательными движениями посредством специальных упражнений.

Упражнения можно проделать также лежа на спине, положив ладошки на грудь и согнув ноги в коленях. [9]

Описание:

Упражнение начинается с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые перед полетом в космос научились правильно дышать. Во время показа упражнения внимание детей обращается на следующее: «Когда вы нюхаете цветочки, надо сделать вдох, в это время выпячивается живот, т.е. надувается мячик, а когда сдуваете пух с одуванчика (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть живот и сделать ямочку. Это упражнение повторяется 3 раза.

Последующее закрепление происходит с использованием специального методического приема. Дети разучивают слова:

Воздух набираю, мячик надуваю,

Воздух выдуваю, ямку получаю.[10]

Затем эти слова вместо команды произносит логопед. Дети достаточно быстро усваивают, что во время вдоха надо «надуть» мячик: поднять грудь и животик; во время же выдоха – получить «ямку», т.е. одновременно опустить грудь и животик. Дети самостоятельно проверяют степень толщины своего «мячика». Контроль – осязательный.

Первоначально продолжительность каждого вдоха и выдоха равняется 2–3 секундам. По мере развития и совершенствования навыков диафрагмального дыхания впоследствии выдох делается продолжительнее вдоха (например, вдох – 3 секунды, выдох – 4 секунды).

Музыкальное сопровождение помогает выработке навыка спокойного дыхания.

…Когда начнется музыка, представь себе, что ты «вдыхаешь» звуки музыки ушами, носом, и ртом и всеми порами твоей кожи… (звучит музыка). Дыши глубоко через нос..и через уши..через кожу…Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и в твое сердце…Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту…»





Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.008 с.)