Комплекс игровых релаксационных упражнений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс игровых релаксационных упражнений



«Волшебный коврик»

Релаксационные упражнения являются очень важным звеном психофизической гимнастики. Они направлены на произвольное расслабление мышц, которое достигается при помощи сочетания двигательной активности и мышечного расслабления. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание и расслабиться. К примеру, дети с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители нуждаются в релаксации больше других, а детям с медленной и слабой реакцией после расслабления мышц необходимо обязательно сделать несколько двигательных упражнений.

Приемы психофизической гимнастики, помогающие освоению релаксационных упражнений, следующие:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхании;

в) мышечное и эмоциональное расслабление по представлению.

Эффективное взаимодействие специалистов, проводящих этот игровой релаксационный комплекс упражнений складывается благодаря интеграции методов психофизической гимнастики [6] и музыкально-терапевтических методов.[7] Длительность проведения игрового релаксационного комплекса – 7-10 минут.

Технология выполнения

Цели: помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.

Комплекс игровых релаксационных упражнений "Волшебный коврик" проводится в заключительной части занятия и включает различные виды упражнений основной части комплекса (в зависимости от поставленных педагогом целей), неизменны лишь подготовительный этап и формула выхода. Этапы проведения игрового релаксационного комплекса «Волшебный коврик»:

– подготовительный.

– основная часть комплекса

– формула «выхода».

Подготовительный этап.

 

«Волшебные движения»

Для достижения состояния релаксации необходима определённая двигательная нагрузка. Поэтому подготовительный этап включает подвижные игры, игры-хороводы, подвижные упражнения.

К примеру, детям очень полюбилась хороводная игра "Яблонька".

Описание. Дети стоят в кругу. В центре круга ребёнок-Яблонька (которого выбрали при помощи считалки).

Мы посадим яблоньку на горе, на горе. Наша яблонька вырастет по весне, по весне. Дети идут хороводом вокруг яблоньки.
Ты расти-расти, наша яблонька, В добрый час, в добрый час. Подходят к яблоньке и гладят её.
Потанцуй-ка, яблонька, Ты для нас, ты для нас. Ставят руки на пояс, поворачивают корпус вправо-влево.
А мы нашу яблоньку Все трясти будем, «Трясём» яблоньку.
А мы наши яблочки собирать будем! Имитация сбора яблок.
А мы нашу яблоньку все пощиплем, Все пощиплем! Слегка пощипывают яблоньку.
И от нашей яблоньки Убежим вихрем! Дети разбегаются, «яблонька» старается догнать кого-либо и осалить. «Осаленный» ребёнок становится «яблонькой».

Упражнение проводится с музыкальным сопровождением.

После проведения игры «Яблонька» следует отдых детей на Волшебном коврике (изготовлен из ситцевой разноцветной ткани размером 3,5х4,5м).

Описание.

1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика (фото 1.). Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз, на выдохе протяжно произносят звук «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Сам процесс вызывает у детей массу положительных эмоций. К тому же интересным приёмом является визуальный опыт, полученный от наблюдения за поднимающейся тканью. Это как бы их диафрагма, наполняющаяся воздухом. Этот визуальный опыт пригодится детям в дальнейшем при выполнении дыхательных упражнений.

2-Затем дети садятся на пол, под ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением (фото 2).

3-Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят "волшебные" слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!» (фото 3) Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) (фото 4) и ложатся (головами в центр круга). [8]

Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

 

Основная часть комплекса

Основная часть комплекса включает различные виды упражнений, которые логопед выполняет с детьми в зависимости от целей занятия. Это могут быть: упражнения на дыхание, мышечная релаксация по контрасту с напряжением,  упражнения по коррекции позвоночника в сочетании с дыханием, мышечная релаксация в сочетании с артикуляционной гимнастикой, закрепление состояний мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

Приведу описание некоторых из них.

 

«Волшебный воздух во мне» (дыхательные упражнения)

Психологический путь к релаксации лежит через ритмичное дыхание. Дыханиепомогает ребенку справиться с нервным возбуждением, укрепляет его организм.

Цели игровых упражнений на развитие диафрагмального (брюшного) дыхания«Волшебный воздух во мне»:

-укрепление мышц диафрагмы, брюшного пресса и межрёберных мышц; 

-развитие способности направленного управления дыхательными движениями посредством специальных упражнений.

Упражнения можно проделать также лежа на спине, положив ладошки на грудь и согнув ноги в коленях. [9]

Описание:

Упражнение начинается с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые перед полетом в космос научились правильно дышать. Во время показа упражнения внимание детей обращается на следующее: «Когда вы нюхаете цветочки, надо сделать вдох, в это время выпячивается живот, т.е. надувается мячик, а когда сдуваете пух с одуванчика (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть живот и сделать ямочку. Это упражнение повторяется 3 раза.

Последующее закрепление происходит с использованием специального методического приема. Дети разучивают слова:

Воздух набираю, мячик надуваю,

Воздух выдуваю, ямку получаю. [10]

Затем эти слова вместо команды произносит логопед. Дети достаточно быстро усваивают, что во время вдоха надо «надуть» мячик: поднять грудь и животик; во время же выдоха – получить «ямку», т.е. одновременно опустить грудь и животик. Дети самостоятельно проверяют степень толщины своего «мячика». Контроль – осязательный.

Первоначально продолжительность каждого вдоха и выдоха равняется 2–3 секундам. По мере развития и совершенствования навыков диафрагмального дыхания впоследствии выдох делается продолжительнее вдоха (например, вдох – 3 секунды, выдох – 4 секунды).

Музыкальное сопровождение помогает выработке навыка спокойного дыхания.

…Когда начнется музыка, представь себе, что ты «вдыхаешь» звуки музыки ушами, носом, и ртом и всеми порами твоей кожи… (звучит музыка). Дыши глубоко через нос..и через уши..через кожу…Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и в твое сердце…Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту…»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.009 с.)