Зав.отделением психолого-педагогической помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зав.отделением психолого-педагогической помощи



Юматова Д.Б.,

Зав.отделением психолого-педагогической помощи

ГБУСО МО «Железнодорожный СРЦН «Горизонт»

«Волшебный коврик» –

Комплекс игровых  релаксационных  упражнений

Комплекс игровых релаксационных упражнений

«Волшебный коврик»

Релаксационные упражнения являются очень важным звеном психофизической гимнастики. Они направлены на произвольное расслабление мышц, которое достигается при помощи сочетания двигательной активности и мышечного расслабления. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание и расслабиться. К примеру, дети с сильной и быстрой реакцией на внешние раздражители нуждаются в релаксации больше других, а детям с медленной и слабой реакцией после расслабления мышц необходимо обязательно сделать несколько двигательных упражнений.

Приемы психофизической гимнастики, помогающие освоению релаксационных упражнений, следующие:

а) расслабление по контрасту с напряжением;

б) расслабление с фиксацией внимания на дыхании;

в) мышечное и эмоциональное расслабление по представлению.

Эффективное взаимодействие специалистов, проводящих этот игровой релаксационный комплекс упражнений складывается благодаря интеграции методов психофизической гимнастики [6] и музыкально-терапевтических методов.[7] Длительность проведения игрового релаксационного комплекса – 7-10 минут.

Технология выполнения

Цели: помочь детям избавиться от мышечного напряжения, которое накопилось в процессе занятия, вызвать спокойствие, уравновешенность.

Комплекс игровых релаксационных упражнений "Волшебный коврик" проводится в заключительной части занятия и включает различные виды упражнений основной части комплекса (в зависимости от поставленных педагогом целей), неизменны лишь подготовительный этап и формула выхода. Этапы проведения игрового релаксационного комплекса «Волшебный коврик»:

– подготовительный.

– основная часть комплекса

– формула «выхода».

Подготовительный этап.

 

«Волшебные движения»

Для достижения состояния релаксации необходима определённая двигательная нагрузка. Поэтому подготовительный этап включает подвижные игры, игры-хороводы, подвижные упражнения.

К примеру, детям очень полюбилась хороводная игра "Яблонька".

Описание. Дети стоят в кругу. В центре круга ребёнок-Яблонька (которого выбрали при помощи считалки).

Мы посадим яблоньку на горе, на горе. Наша яблонька вырастет по весне, по весне. Дети идут хороводом вокруг яблоньки.
Ты расти-расти, наша яблонька, В добрый час, в добрый час. Подходят к яблоньке и гладят её.
Потанцуй-ка, яблонька, Ты для нас, ты для нас. Ставят руки на пояс, поворачивают корпус вправо-влево.
А мы нашу яблоньку Все трясти будем, «Трясём» яблоньку.
А мы наши яблочки собирать будем! Имитация сбора яблок.
А мы нашу яблоньку все пощиплем, Все пощиплем! Слегка пощипывают яблоньку.
И от нашей яблоньки Убежим вихрем! Дети разбегаются, «яблонька» старается догнать кого-либо и осалить. «Осаленный» ребёнок становится «яблонькой».

Упражнение проводится с музыкальным сопровождением.

После проведения игры «Яблонька» следует отдых детей на Волшебном коврике (изготовлен из ситцевой разноцветной ткани размером 3,5х4,5м).

Описание.

1- Вместе с логопедом дети берутся за края коврика (фото 1.). Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе – опускают коврик вниз, на выдохе протяжно произносят звук «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Сам процесс вызывает у детей массу положительных эмоций. К тому же интересным приёмом является визуальный опыт, полученный от наблюдения за поднимающейся тканью. Это как бы их диафрагма, наполняющаяся воздухом. Этот визуальный опыт пригодится детям в дальнейшем при выполнении дыхательных упражнений.

2-Затем дети садятся на пол, под ковриком, логопед с помощником (это может быть кто-то из родителей) выполняют те же движения: коврик поднимается вверх, дети при этом делают вдох, при опускании коврика дети на выдохе протяжно произносят «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза. Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением (фото 2).

3-Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят "волшебные" слова: «Раз, два, три – от-дох-ни!» (фото 3) Эти слова концентрируют их внимание, настраивают на игровое взаимодействие, Затем дети проходят на коврик, делают круг (солнышко) (фото 4) и ложатся (головами в центр круга). [8]

Все движения сочетаются с музыкальным сопровождением.

 

Основная часть комплекса

Основная часть комплекса включает различные виды упражнений, которые логопед выполняет с детьми в зависимости от целей занятия. Это могут быть: упражнения на дыхание, мышечная релаксация по контрасту с напряжением,  упражнения по коррекции позвоночника в сочетании с дыханием, мышечная релаксация в сочетании с артикуляционной гимнастикой, закрепление состояний мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

Приведу описание некоторых из них.

 

«Волшебный воздух во мне» (дыхательные упражнения)

Психологический путь к релаксации лежит через ритмичное дыхание. Дыханиепомогает ребенку справиться с нервным возбуждением, укрепляет его организм.

Цели игровых упражнений на развитие диафрагмального (брюшного) дыхания«Волшебный воздух во мне»:

-укрепление мышц диафрагмы, брюшного пресса и межрёберных мышц; 

-развитие способности направленного управления дыхательными движениями посредством специальных упражнений.

Упражнения можно проделать также лежа на спине, положив ладошки на грудь и согнув ноги в коленях. [9]

Описание:

Упражнение начинается с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые перед полетом в космос научились правильно дышать. Во время показа упражнения внимание детей обращается на следующее: «Когда вы нюхаете цветочки, надо сделать вдох, в это время выпячивается живот, т.е. надувается мячик, а когда сдуваете пух с одуванчика (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть живот и сделать ямочку. Это упражнение повторяется 3 раза.

Последующее закрепление происходит с использованием специального методического приема. Дети разучивают слова:

Воздух набираю, мячик надуваю,

Воздух выдуваю, ямку получаю. [10]

Затем эти слова вместо команды произносит логопед. Дети достаточно быстро усваивают, что во время вдоха надо «надуть» мячик: поднять грудь и животик; во время же выдоха – получить «ямку», т.е. одновременно опустить грудь и животик. Дети самостоятельно проверяют степень толщины своего «мячика». Контроль – осязательный.

Первоначально продолжительность каждого вдоха и выдоха равняется 2–3 секундам. По мере развития и совершенствования навыков диафрагмального дыхания впоследствии выдох делается продолжительнее вдоха (например, вдох – 3 секунды, выдох – 4 секунды).

Музыкальное сопровождение помогает выработке навыка спокойного дыхания.

…Когда начнется музыка, представь себе, что ты «вдыхаешь» звуки музыки ушами, носом, и ртом и всеми порами твоей кожи… (звучит музыка). Дыши глубоко через нос..и через уши..через кожу…Почувствуй, как звуки везде проникают в тебя, в твои руки, в твои ноги, в твой живот и в твое сердце…Пусть твое тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается. Почувствуй, что музыка делает в твоем теле, как она дарит тебе покой, тепло и защиту…»

В сочетании с дыханием

Описание.

Хорошо потрудились, ребята. Надо немножко отдохнуть.

Дети ложатся на «волшебный коврик». Представим себя листочками разноцветными. Лежат листочки и играют между собой.

И.п. – дети лежат на волшебном коврике, ступни согнутых в коленях ног стоят на полу, руки лежат на полу ладошками вниз.

1-*набросить пятку правой ноги на колено левой ноги, вернуться в и.п. Повторить те же движения, начиная с левой ноги.

2- *ноги влево-вправо от себя, голова в противоположную от ног сторону,  вернуться в и.п.;

3- *перевернуться на живот, поднять голову, плечевой пояс,

4 -*как лодочка качаемся - руки вытянуты вперёд, с одновременным подниманием ног.

5 -*корзина для листьев (лёжа на животе, руками захватить носки ног),

6 - *перевернуться на спину, полежать, подышать,

7 -*руки над головой, ноги лежат, широко расставлены – потянуться противоположными рукой и ногой, поменять руку-ногу (растягивание позвоночника).

Примечание: Смена движений всегда производится на выдохе.

Полежать – отдохнуть, закрыть глаза и вообразить, представить свой листочек, какой цвет у вашего листочка, у каждого – свой, потому что каждый из вас не похож на других. Значит, каждый из вас – единственное неповторимое чудо…

Формула «выхода»

Правильное произнесение «формулы выхода» имеет большое значение.

Ø Сначала даётся команда на напряжение мышц (согнуть руки или напрячь руки) с одновременным вдохом.

Ø Команда одновременно выдохнуть, расслабить напряженные мышцы и затем открыть глаза, поморгать и улыбнуться.

Если сначалаоткрыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание – выход из состояния релаксации замедлится. Может появиться чувство тяжести, ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Приказ выхода должен отдаваться решительно.

…Глазки ещё закрыты. Спокойно сделайте вдох, выдох. С каждым вдохом в наше тело вливается чувство силы, свежести, бодрости. Пошевелите пальцами рук, ног. Вдохните – сожмите пальцы в кулаки. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок. Хорошо потянитесь всем телом, сбрасывая с себя остатки сна…

Медленно выдохните. Выдыхаем-выдыхаем. Руки опускаем …

А теперь – наши глазки открываем. Откройте глаза. Поморгайте!

Хорошо нам отдыхать,…но пора уже вставать! Перевернитесь на бок, немного полежите на боку, перевернитесь на живот и как отдохнувшая кошечка, потянись, прогнув спинку. Помашите хвостиком. Встали на коленочки, потянулись (фото 6). Встаньте на ножки… Улыбнитесь. Вы прекрасно отдохнули. Пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения. Поблагодарите Ирину Борисовну, скажите спасибо Ларисе Борисовне за прекрасное занятие!. (фото 7. По окончании игрового комплекса)

 

Нельзя не остановиться на значении музыкально-терапевтических средств при проведении с детьми комплекса игровых релаксационных упражнений «Волшебный коврик». Релаксационный эффект музыкально-терапевтических средств в значительной степени объясняется  воздействием музыки на центральную нервную систему ребёнка. Специфическая особенность музыки изменять эмоциональное состояние человека или же посредством ритмических движений стимулировать мышечную энергию[15] помогает ребёнку строить свои движения в соответствии со звучащим музыкальным произведением, что позволяет выработать чувство речевого ритма. Поэтому музыка, привлекаемая в целях логопедической коррекции, на занятиях представлена следующими видами (по С.В. Шушарджану) [16]:

1Активная музыкотерапия (ребёнок выполняет музыкально-двигательные упражнения и другие задания).

Различные музыкальные ритмы по-разному действуют на работоспособность мышц. Неловким, дискоординированным детям рекомендована бодрая, ритмичная музыка, стимулирующая их движения; детям со спастическими явлениями, тиками полезно двигаться под музыку с более плавным ритмическим рисунком[17] (Шопен, Чайковский "Вальс цветов", оркестровые обработки Поля Мориа, Каравелли) (см. фото 8. Музыкотерапия).

2 - Пассивная (рецептивная) музыкотерапия отличается тем, что ребёнок принимает пассивное участие, т.е., находясь в определенном удобном для себя статичном положении, получает тот или иной сеанс музыкального воздействия,  не участвуя в нем активно.[18]

Используется при проведении игровых релаксационных упражнений (описанных выше).

Пассивная музыкотерапия представлена музыкальными программами тонизирующей или успокаивающей направленности. Каждая из них состоит из нескольких фрагментов музыкальных произведений (примерно 3-5), различных по темповым и ладовым характеристикам. Время звучания – 5-7минут.

Педагогом по музыкотерапии Дёминой И.Б.. разработаны и апробированы следующие варианты музыкально-терапевтических программ различной направленности.

Возможный вариант успокаивающей программы

v Вальс «Под небом Парижа» муз.Ю.Жиро.

v «Колыбельная Светланы» муз. Флярковского.

v  «Шербургские зонтики» муз. Легран.

v «Менуэт» муз.Боккерини.

v «Где же ты?» муз.П Мориа.

v «Мелодия для флейты» муз. П Мориа

v «Осенний пейзаж» муз. С. Насауленко

v «Дождик» муз. Н. Соловьёва

v «Всё пройдёт» муз. М. Дунаевского.

v «Колыбельная медведицы» муз. Крылатова

v «Крейсер Аврора» муз. Шаинского

v «Крылатые качели» муз. Е. Крылатова

v «Прекрасное далёко» муз. Крылатова

v «Баллада Трубадура» муз. Е.Гладкова

v «Край, в котором ты живёшь» муз. Е Гладкова

Возможный вариант тонизирующей программы:

§ «Проснись и пой!» муз. Е. Гладкова.

§ «Чунга-чанга» муз. В. Шаинского.

§ «Вместе весело шагать…» муз. В Шаинского.

§ «Какой чудесный день» муз. Флярковского.

§ «Антошка» муз. Шаинского

§ «Песенка львёнка и черепахи» муз. Г. Гладкова.

§ «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского

§ В.А. Моцарт. Турецкий марш.

 

Психотерапевтический эффект применения данного комплекса релаксационных упражнений з аключается в доверии ребенка к логопеду, стремлении к контакту с ним, открытости, интересе к занятиям, а также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в снижении частоты конфликтов и ссор между детьми и пр.

Развивающий эффект занятий проявится в интересе и желании эти занятия продолжить, дети смогут использовать полученные знания и умения в других видах деятельности: в игре, общении.

Коррекционный эффект заключается в:

- приобретении детьми начальных навыков психической саморегуляции и восстановления психоэмоционального равновесия, что послужит профилактике неврозов и невротических реакций и других проблем психогенного характера;

- коррекции эмоционального самочувствия, снятию эмоциональной напряженности.

Возможность судить об эффективности изложенной методики дают беседы с родителями, ответы на анкетные вопросы, наблюдения за занимающимися детьми. «Обратная связь» с родителями позволила, в частности, выяснить следующее: дети охотно посещают занятия, некоторые даже пытаются дома «передавать» свой опыт другим членам семьи. Вот отмеченные родителями изменения в состоянии здоровья детей: приливы бодрости, жизнерадостности ощущаются после каждого занятия, улучшается физическое и эмоциональное состояние детей.

 

Приложение

Примерные тексты для проведения с детьми

Юматова Д.Б.,

зав.отделением психолого-педагогической помощи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.063 с.)