Речевой этикет. Обстановка общения и этикетные формулы. Система обращений. Этикет делового письма. Этикет делового телефонного разговора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевой этикет. Обстановка общения и этикетные формулы. Система обращений. Этикет делового письма. Этикет делового телефонного разговора



 

Практические занятия

1. Определите, какие из формул прощания могут использоваться в офици­альной обстановке: Бывай!, Пока!, Счастливо!, Прощайте!, Всего хорошего!, До встречи!. Будь!, Чао!, Позвольте откланяться!, Разрешите попрощаться!, Ну, давай!, Привет!

2. Приведите примеры правильного и неправильного использования Вы- и Ты-общения в различных жанрах деловой речи (из личного опыта).

3. Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы об­ратиться: 1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к милиционе­ру, чтобы узнать, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать решение по вашему заявлению.

4. Какими этикетными формулами можно подчеркнуть дистанцию офици­ального общения, если собеседник неоправданно выбирает Ты-общение?

5. Составьте текст поздравительного письма, адресованного ректору ин­ститута и сравните его с теми поздравительными текстами, которые вы адре­суете своим близким (выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).

6. Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи при ус­ловии, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисту? Какое обращение уместно, если вы обращаетесь к подчиненным? Как обра­титься к швейцару, официанту? Как обратиться к секретарю в приемной?

7. Составьте текст поздравительной речи (в честь юбиляра, годовщины деятельности организации). Выделите графически его композиционные части.

8. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку (со­ставьте ее для себя) или без нее.

9. Познакомьте своего начальника с прибывшим иностранным партнером, с клиентом вашей фирмы.

10. Какие этикетные фразы можно использовать для вежливой формы от­каза принять предложение; выслать новые каталоги, образцы материалов; принять посетителя?

11. Выберите тост, который вы можете предложить на дружеской встрече в ресторане после подписания контракта: За ваше здоровье! За удачу! За вза­имопонимание! За наше дальнейшее сотрудничество! За успех нашего дела! За осуществление наших планов!

12. Извинитесь по телефону за отсутствие вашего представителя на пере­говорах.

13. Уточните по телефону сроки взаимных поставок.

14. Что нужно ответить на просьбу пригласить к телефону какое-то кон­кретное лицо, если его нет на месте?

15. Если во время разговора по телефону зазвонил второй аппарат, что вы делаете:

будете продолжать разговаривать по телефону?

извинитесь перед собеседником и поднимете трубку для того, чтобы уз­нать, кто звонит?

извинитесь перед собеседником и предложите ему перенести разговор на другое время?

Проиграйте эту ситуацию.

16. Объясните, как вы понимаете пословицы:

Слово не зря молвится.

Не бросай слов на ветер.

Слово — серебро, молчание — золото.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

По платью встречают, по уму провожают.

Занятия, проводимые в интерактивной форме с применением инновационных образовательных технологий

Включение элементов культуродиалоговой методики в преподавание учебного курса

Направляемая дискуссия:Ключом к обсуждению является умение задавать дискуссионные вопросы. Задача преподавателя помочь группе выделить определенную проблему, и направить ход обсуждения в сторону прояснения и разрешения этой проблемы. Используя ответы и соображения, высказанные студентами, с тем чтобы сделать акцент на правильном положении, преподаватель привлекает студентов к работе над материалом и повышает их заинтересованность в обсуждаемом вопросе.

Мозговой штурм представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в группе в анализ поставленной задачи. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов предлагать различные варианты. Каждая идея должна записываться концентрированно, при необходимости в видоизмененной форме. Все идеи должны приветствоваться, никакую идею нельзя критиковать или отвергать. Занятия должны быть ограничены по времени 10-15 минутами. Результатом мозговой атаки становится список творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Так как студентов просят активно участвовать в процессе критического мышления, они могут лучше понять и запомнить обсуждавшуюся информацию.

 

Самостоятельная работа студента в целом по курсу (см. разделы 5.3; 5.4; 7 и Приложение №1 к РПД):

Написание реферата – 12 часов. 

Работа со словарями и научной литературой -16 часов.

Подготовка к зачету - 8 часов.

Итого – 36 часов.

 

 



5. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

5.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования при освоении дисциплины

 

№ п.п. Компетенция Характеристика сформированности Этап формирования, содержание этапа Темы (разделы) дисциплины (модули) Показатель Форма (процедура) контроля Критерий оценки освоения
1 2 3 4 5 6 7 8
1

ОК-5

 

способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

Знание Этап 1 (пороговый)

Язык и речь

Коммуникация

Лексикография

Ортологический аспект культуры речи

Функциональные стили СРЛЯ

Коммуникативные качества речи

Культура общения

Знает нормативные трудности СРЛЯ (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические); критерии оценки качеств хорошей речи (точности, логичности, правильности, чистоты, богатства, выразительности);

Устный опрос, направляемая дискуссия, работа в малых группах, работа с словарями, реферат на выбранную тему, зачет

тестовые задания

Оценка устного опроса, оценка за работу со словарями, оценка за работу в малых группах, зачет по реферату, успешная сдача зачета, решение тестовых заданий

2 Знание Этап 2 (продвинутый) Знает эмоционально-экспрессивные средства выразительности и особенности их использования в художественном тексте; функции языка как средства формирования и трансляции мысли; основные единицы языка в их функциональной предназначенности; основы теории устной и письменной коммуникации в различных сферах общения; основные методы, способы и средства повышения интеллектуального и общекультурного уровня в целях повышения эффективности профессиональной артистической деятельности
3 Умение Этап 1 (пороговый) Умеет продуктивно пользоваться нормативными лексикографическими источниками, академической грамматикой СРЛЯ; демонстрировать знание стилистических особенностей русского языка, грамотно использовать их в профессиональной и научной деятельности; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
4 Умение Этап 2 (продвинутый) Умеет определять цель и понимать ситуацию общения; определять причины коммуникативных удач и неудач; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; организовать работу по развитию интеллектуального общекультурного и профессионального уровня; выдвигать гипотезы и проверять их на основе обширного круга нормативных документов и научной литературы
5 Навык и (или) опыт деятельности Этап 1 (пороговый) Имеет опыт владения технологиями приобретения и использования знаний в области филологических дисциплин для повышения интеллектуального и общекультурного уровня; методикой самостоятельного изучения и анализа научной литературы навыками самооценки, самоконтроля и саморазвития;
6 Навык и (или) опыт деятельности Этап 2 (продвинутый) Имеет навык владения литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной, художественной и научной речи; опытом создания текстов различных стилей речи; трансформирования вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей; продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения.

 

        ,    

5.2. Процедуры, шкалы, используемые при оценивании результатов обучения по дисциплине, и методика оценивания характеристик этапов сформированности компетенций

В рамках курса применяются следующие процедуры и методики:

1. Устный опрос

2. Направляемая дискуссия

3. Работа с документами

4. Тестовые задания

5. Написание реферата и курсовой работы на выбранную тему

6. Зачет

 

Устный опрос

Цель оценка знаний, кругозора студентов по соответствующим темам дисциплины, умения логически построить ответ, владение речью, коммуникативных навыков, выяснение объема знаний.

Процедура традиционная форма текущего контроля, осуществляется на практических занятиях в соответствии с тематическим планом дисциплины и планами практических занятий преподавателем, обычно в виде фронтального опроса, по отдельным темам – индивидуального.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.012 с.)