Перечень нормативно-правовых актов и иных документов, определяющих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень нормативно-правовых актов и иных документов, определяющих



общие требования к содержанию дисциплины:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по

направлению подготовки 06.03.01 Биология (утвержден приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. N 944).

Содержание

 

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

3. Бюджет времени, отводимый на освоение дисциплины в соответствии с учебным планом основной образовательной программы

4. Содержание дисциплины

5. Фонд оценочных средств дисциплины

6. Ресурсное обеспечение дисциплины

6.1. Перечень основной и дополнительной литературы

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

6.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

6.4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса

6.5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

7. Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине

8. Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование у обучающихся следующих компетенций в соответствии с требованиями основной образовательной программы высшего образования:

 

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны обладать следующими компетенциями:

ОК-5: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине:

Знания:

 Знает нормативные трудности СРЛЯ (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические); критерии оценки качеств

хорошей речи (точности, логичности, правильности, чистоты, богатства,

выразительности);

 Знает основные направления и перспективы развития образования и

педагогической науки; что такое культура речи, какова ее роль в личностной

характеристике человека; критерии оценки качеств хорошей речи (точности,

логичности, правильности, чистоты, богатства, выразительности);

Умения:

 Умеет продуктивно пользоваться нормативными лексикографическими

источниками, академической грамматикой СРЛЯ; демонстрировать знание

стилистических особенностей русского языка, грамотно использовать их в

профессиональной и научной деятельности; логически верно, аргументировано и

ясно строить устную и письменную речь;

 Умеет осуществлять процесс обучения в соответствии с образовательной

программой; планировать и проводить учебные занятия с учетом специфики тем и

разделов программы и в соответствии с учебным планом; использовать

современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения русскому

языку и культуре речи, в том числе технические средства обучения,

информационные и компьютерные технологии

Навыки и (или) опыт деятельности:

 Владеет технологиями приобретения и использования знаний в области

филологических дисциплин для повышения интеллектуального и общекультурного уровня; методикой самостоятельного изучения и анализа научной литературы

навыками самооценки, самоконтроля и саморазвития;

 Владеет навыками оформления презентации, актуальной для юристов,

навыками анализа коммуникативных процессов и явлений, происходящих в речевой ситуации профессиональной деятельности.


1.2. Соотношение планируемых результатов обучения по дисциплине с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

№ п.п

Код и содержание компетенции; этапы формирования компетенции в процессе освоения основной образовательной программы

Темы (разделы) дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Знания Умения Навыки и (или) опыт деятельности
1 2 3 4 5 6

Общекультурные компетенции

1 ОК-5: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Язык и речь Коммуникация Лексикография Ортологический аспект культуры речи Функциональные стили СРЛЯ Коммуникативные качества речи Культура общения Знает нормативные трудности СРЛЯ (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические); критерии оценки качеств хорошей речи (точности, логичности, правильности, чистоты, богатства, выразительности); эмоционально-экспрессивные средства выразительности и особенности их использования в художественном тексте; функции языка как средства формирования и трансляции мысли; основные единицы языка в их функциональной предназначенности; основы теории устной и письменной коммуникации в различных сферах общения; основные методы, способы и средства повышения интеллектуального и общекультурного уровня в целях повышения эффективности профессиональной деятельности Умеет продуктивно пользоваться нормативными лексикографическими источниками, академической грамматикой СРЛЯ; демонстрировать знание стилистических особенностей русского языка, грамотно использовать их в профессиональной и научной деятельности; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; определять цель и понимать ситуацию общения; определять причины коммуникативных удач и неудач; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; организовать работу по развитию интеллектуального общекультурного и профессионального уровня; выдвигать гипотезы и проверять их на основе обширного круга нормативных документов и научной литературы Владеет технологиями приобретения и использования знаний в области филологических дисциплин для повышения интеллектуального и общекультурного уровня; методикой самостоятельного изучения и анализа научной литературы навыками самооценки, самоконтроля и саморазвития; - литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной, художественной и научной речи; опытом создания текстов различных стилей речи; трансформирования вербальный и невербальный материал в соответствии с коммуникативной задачей; продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения.  

 


 

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

2.1. Требования к наличию у обучающихся, приступающих к освоению дисциплины, результатов предшествующего обучения по данной ООП ВО

 

До начала освоения дисциплины студент должен освоить школьный курс «Русский язык».

 

2.2. Связь с последующими дисциплинами

Результаты обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи» необходимы для успешного освоения следующих дисциплин основной образовательной программы высшего образования:

1)   Философия

2)   Культурология

 

 

3. Бюджет времени, отводимый на освоение дисциплины в соответствии с учебным планом основной образовательной программы

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид работы

Распределение трудоемкости по семестрам

Итого по дисциплине

  1 семестр 1 семестр    
  Зачетных единиц Академических часов Зачетных единиц Академических часов
Занятия лекционного типа 0,4 14 0,4 14
Прак.занятия всех видов 0,6 22 (из них 8 в интерактивной форме) 0,6 22 (из них 8 в интерактивной форме)
Самостоятельная работа 1 36 1 36
Промежуточная аттестация   Зачет   Зачет
Итого 2 72 2 72

 

4. Содержание дисциплины

 

4.1. Тематическое распределение видов учебной работы

 

4.1.1. Очная форма обучения

 

 

 

№ п.п

Учебный модуль, тематический раздел дисциплины

Семестр

Всего

Объем работы, ак. часов

Контактная работа

Самостоятельная работа

Занятия лекционного типа Занятия семинар ского типа В том числе занятия в инновац. форме Контроль
1 Модуль 1 Язык и речь 1 4 2 0 0 0 2
2 Модуль 2 Коммуникация 1 10 2 2 0 0 6
3 Модуль 3 Лексикография 1 12 2 4 0 0 6
4 Модуль 4 Ортологический аспект культуры речи 1 12 2 4 2 0 6
5 Модуль 5 Функциональные стили СРЛЯ 1 12 2 4 2 0 6
6  Модуль 6 Коммуникативные качества речи 1 12 2 4 2 0 6
7 Модуль 7 Культура общения 1 10 2 4 2 0 4
8 Зачёт 1            

ИТОГО

72 14 22 8 0 36

 

4.2. Содержание тематических разделов дисциплины и основных видов учебных занятий

 

Модуль 1 Язык и речь

Лекционный курс

Понятие язык. Условия овладения языком. Язык вообще и конкретные языки. Функции языка. Единицы языка и разделы языкознания их изучающие.

Язык как знаковая система. Знаковые единицы языка. Смысл и значение знака.

Формы существования языка.

Речь Единицы речи. Формы речи. Коммуникативные качества речи.

Практические занятия

Фонетика. Словообразование – морфемика и собственно словообразование (деривация). Морфология. Лексика. Синтаксис. Фонология, орфоэпия, акцентология, орфография, пунктуация, фразеология, семантика, лексикография, ономатология, семасиология, ономастика.

Единицы языка – фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение.

Единицы речи – звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза.

Особенности устной и письменной речи.

Занятия, проводимые в интерактивной форме с применением инновационных образовательных технологий

Включение элементов культуродиалоговой методики в преподавание учебного курса – это мозговая атака, направляемая дискуссия, использование схем и других наглядных пособий (диапроекторов, распечаток, доски).

При любом из этих методов на всех стадиях учебного процесса общение построено в живой манере, аудитория вовлекается в образовательный процесс, и студент становится активным участником. У обучающихся параллельно вырабатываются и практические навыки.

Направляемая дискуссия:Ключом к обсуждению является умение задавать дискуссионные вопросы. Задача преподавателя помочь группе выделить определенную проблему, и направить ход обсуждения в сторону прояснения и разрешения этой проблемы. Используя ответы и соображения, высказанные студентами, с тем чтобы сделать акцент на правильном положении, преподаватель привлекает студентов к работе над материалом и повышает их заинтересованность в обсуждаемом вопросе.

Мозговой штурм представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в группе в анализ поставленной задачи. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов предлагать различные варианты. Каждая идея должна записываться концентрированно, при необходимости в видоизмененной форме. Все идеи должны приветствоваться, никакую идею нельзя критиковать или отвергать. Занятия должны быть ограничены по времени 10-15 минутами. Результатом мозговой атаки становится список творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Так как студентов просят активно участвовать в процессе критического мышления, ни могут лучше понять и запомнить обсуждавшуюся информацию.

Ролевые игры - это эффективный метод обучения студентов практическим навыкам работы, так как они основаны на принципе обучения в процессе игры: студентам предоставляется возможность применить теорию - то, что они изучали на занятиях и по учебникам - на практике. Используя интерактивные методы, мы ставим перед собой задачу не только дать студентам общие знания, но и сформировать определенный уровень умений и навыков с тем, чтобы при работе они могли чувствовать уверенность в себе и демонстрировать зрелость и здравый смысл.

Самостоятельная работа студента

Русский язык как язык государственный.

Выдающиеся педагоги о языке.

Проблемы лингвистического образования в России.

Молодёжь и лингвистическое образование.

Лингвистическое образование за рубежом.

 

Модуль 2 Коммуникация

Лекционный курс

Коммуникация. Речевая коммуникация. Невербальные компоненты коммуникации. Основные единицы речевого общения.

Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.

Практические занятия

Речевая коммуникация. Невербальные компоненты коммуникации. Неязыковые системы общения.

Самостоятельная работа студента

Воспитание словом.

Этические проблемы межличностных отношений.

Модуль 3 Лексикография.

Лекционный курс

Разновидности словарей, особенности работы с ними

Практические занятия

Практическая работа по теме «Ортологический аспект культуры речи»

Модуль 4 Ортологический аспект культуры речи

Тема 1 Нормы современного русского литературного языка

Лекционный курс

Понятие литературной нормы. Трудности определения. Классификация норм современного русского литературного языка. Типы речи по отношению к литературной норме.

 

Тема 2 Ортологический аспект культуры речи: нормы устной речи (орфоэпические и акцентологические)

Лекционный курс

1. Понятие орфоэпической нормы.

2. Фонетические процессы – позиционные и комбинаторные.

3. Произношение гласных звуков в безударных слогах после твёрдых и мягких согласных.

4. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков перед гласными непереднего ряда [ы], [у], [о], [а]; перед гласными переднего ряда [э], [и], перед твёрдыми и мягкими согласными; на конце слов.

5. Произношение глухих и звонких согласных звуков перед гласными; перед глухими и звонкими согласными; на конце слов.

5. Произношение сочетаний согласных: ЧН, ЧТ, ЖД, ЗЖ, СШ, ЖЖ, СЧ, ЗЧ, ЖЧ, ШЧ, ЛЕ, ТЧ, СТЧ, ЗДЧ, ТСК (конечно, что, дождь, езжу, сшил, жужжать, разносчик, извозчик, перебежчик, веснушчатый, учился, лётчик; жёстче, объездчик, детский).

6. Произношение сочетаний с утрачивающимися (непроизносимым) согласными: ЛНЦ, РДЧ, СТН, ЗДН, СТЛ, ВСТВ, СТСК (солнце, сердце, сердчишко, честный, праздник, безвозмездно, счастливый, хвастливый, здравствуй, пропагандистский).

7. Произношение звуков в некоторых грамматических формах: имён прилагательных на [г], [к], [х] (упругий, крепкий, тихий); глаголов II спряжения на – АТ (дышат, ходят, лечат); возвратных глаголов на –СЯ(СЬ) (собрался, началась); глаголов на [г], [к], [х] перед суффиксами -ива- (вытаскивать, вытягивать, отряхивать).

8. Произношение слов иноязычного происхождения.

9. Общая нормативная характеристика русского ударения. Ударение в грамматических формах слов.

10. Варианты произношения и ударения (общая характеристика).

 

Практические занятия

Выполнение заданий и упражнений по теме.

Занятия, проводимые в интерактивной форме с применением инновационных образовательных технологий

Включение элементов культуродиалоговой методики в преподавание учебного курса

Мозговой штурм представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в группе в анализ поставленной задачи. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов предлагать различные варианты. Каждая идея должна записываться концентрированно, при необходимости в видоизмененной форме. Все идеи должны приветствоваться, никакую идею нельзя критиковать или отвергать. Занятия должны быть ограничены по времени 10-15 минутами. Результатом мозговой атаки становится список творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Так как студентов просят активно участвовать в процессе критического мышления, они могут лучше понять и запомнить обсуждавшуюся информацию.

 

Самостоятельная работа студента

Советуем задуматься:

1. «Прав тот, кто смотрит в словарь до 1000 раз в день» (Куринский В.А. Автодидактика: Тезисы. Стихи. Опыт изучения китайской иероглифики. – Киев: Рад. шк. – 1990 – С. 155).

2. «Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» (М.В. Ломоносов. Российская грамматика).

Подтверждают ли фонетическая система современного русского языка и нормы его произношения справедливость слов великого учёного?

Тема 2 Ортологический аспект культуры: нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные)

Лекционный курс

Орфографические нормы.

1. Понятие орфографической нормы. Разграничение орфографических и неорфографических ошибок.

2. Краткая характеристика русского алфавита. Нормы употребления строчных и прописных букв.

3. Краткая характеристика русской графики. Нормы орфографии, связанные с особенностями русской графики: обозначение на письме гласных звуков после шипящих и Ц (выбор букв А-Я, У-Ю, Э-Е, Ы-И, О-Е); употребление букв Э и Е в иноязычных и сложносокращённых словах; употребление буквы Е.

4. Краткая характеристика морфемного строения русских слов (корень, приставка, суффикс, окончание и другие морфемы). Нормы орфографии, связанные с морфемным строением русских слов, употребление букв Е(Ё) и О после шипящих для обозначения ударного звука [о] в корнях русских слов (дешёвка, жёлтый, крыжовник, шорох, шов) и слов заимствованных (капюшон, шофёр, Шопен); правописание одного и двух -Н- в корнях (антенна, тоннель), в суффиксах прилагательных и причастий, а также на стыке корня и суффикса (финны – финский, стена – стенной); употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

5. Краткая характеристика слова как основной единицы языка (его лексические и морфологические признаки). Нормы орфографии, связанные с выделением слова в речевом потоке: слитное и раздельное написание НЕ; разграничение приставки НЕ и частицы НЕ; слитное и раздельное написание НЕ с формами на -МЫЙ; слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных.

 

Пунктуационные нормы

1. Понятие пунктуационной нормы. Единство грамматического, смыслового и интонационного принципов современной русской пунктуации как показатель её развитости, гибкости: способность пунктуации «выражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие речи» (Н.С. Валгина). Отделяющая и выделяющая функция знаков препинания.

2. Нормы употребления отделяющих знаков препинания: запятой, точки с запятой, точки; многоточия; двоеточия; тире; вопросительных и восклицательных знаков; абзаца.

3. Нормы употребления выделяющих знаков препинания: запятой, тире, скобок; кавычек.

4. Пунктуационные нормы связного текста: влияние контекста на расстановку знаков препинания («контраста всего повествования, всей описанной автором ситуации или картины»; «содержания близлежащих предложений», «лексического состава отдельного предложения»; «общего эмоционального звучания, ритмического строя предложения» – Н.С. Валгина).

 

Практические занятия

Выполнение заданий и упражнений по теме.

Самостоятельная работа студента

1. Назовите орфографические и пунктуационные нормы, соблюдение которых вызывает у Вас наибольшие затруднения.

2. «Классические» школьные упражнения – «раскрыть скобки: (не)годовать»; «вставить пропущенные буквы: заг…рать»; «расставить недостающие знаки препинания». В какой мере, на Ваш взгляд, такие упражнения способствуют повышения Вашей грамотности в письменной речи?

3. Как Вы относитесь к идее «врождённой» грамотности?

4. Хочешь быть грамотным? Будь!... Придерживайтесь максимы: «Не знаю – не пишу. Консультируюсь…»

5. Проблема грамотности в письменной речи – не только лингвистическая, но и этическая: неграмотное письмо оскорбляет Другого.

Ваши размышления будут продуктивными, если Вы используете материалы учебника «Русский язык и культура речи  / А.Н. Дунев, В.А. Ефремов, Е.А. Сергеева, В.Д. Черняк // Под ред. В.Д. Черняк – СПб., 2007 – Раздел: Нормы письменной речи. Русская орфография: правила и принципы (с.216-239); Русская пунктуация: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции (с. 240-273).

 

Тема 3. Ортологический аспект культуры речи: нормы, функционирующие в устной и письменной формах СРЛЯ (лексические и фразеологические)

Лекционный курс

Лексические нормы

1. Понятие лексических норм.

2. Структура словарной статьи (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд., доп. – М., 2007). Словарная статья с заглавным словом (доминантой) ПОЛЗТИ (1 и 4 лексические значения слова – ЛЗС).

3. Структура (семный состав) лексического значения слова (ЛЗС).

4. Понятие агнонимы: слова полностью или частично непонятные конкретной языковой личности, хотя и относятся к активному пласту лексики (классик, любовь, интеллект, логические операции и т.п.).

5. Точность словоупотребления, обусловленная гармонией сем лексических значений сочетающихся слов.

6. Языковая асимметрия как фактор, препятствующий точному словоупотреблению (одна форма слова – несколько ЛЗС: полисемия, омонимы; одно ЛЗС – несколько форм: синонимы, антонимы).

Фразеологические нормы

1. Понятие фразеологических норм.

2. Основные фразеологические нормы:

- воспроизведение фразеологического оборота точно в таком значении и в такой же форме, в какой она закрепилась в языке;

- недопустимость неоправданного (немотивированного) разрушения фразеологизма: играть значение (вместо: играть роль или иметь значение); отложить (вместо: положить) в долгий ящик; брать быков (вместо: быка) за рога; взяться за свой ум (вместо: за ум); знать, откуда дул ветер (вместо: ветер дует);

- недопустимость немотивированного расширения сочетаемости фразеологизмов с другими словами: как резаный хохочет (вместо: кричит); на кривой не обскачешь (вместо: объедешь).

Практические занятия

Выполнение заданий и упражнений по теме.

Занятия, проводимые в интерактивной форме с применением инновационных образовательных технологий

Включение элементов культуродиалоговой методики в преподавание учебного курса

Направляемая дискуссия:Ключом к обсуждению является умение задавать дискуссионные вопросы. Задача преподавателя помочь группе выделить определенную проблему, и направить ход обсуждения в сторону прояснения и разрешения этой проблемы. Используя ответы и соображения, высказанные студентами, с тем чтобы сделать акцент на правильном положении, преподаватель привлекает студентов к работе над материалом и повышает их заинтересованность в обсуждаемом вопросе.

Самостоятельная работа студента

Советуем задуматься:

1. Какие лексические трудности Вы испытываете? Каким образом Вы их преодолеваете?

2. Сколько слов и фразеологизмов должно быть в активном словаре средне-литературной языковой личности.

3. Как Вы пополняете свой лексико-фразеологический запас?

4. Найдите факты точного употребления слов и фразеологизмов а) в речи Ваших сокурсников; б) в современных текстах (художественных, СМИ и др.).

Ваши размышления будут продуктивными, если Вы используете материалы учебника «Русский язык и культура речи / А.Н. Дунев, В.А. Ефремов, Е.А. Сергеева, В.Д. Черняк // Под ред. В.Д. Черняк – СПб., 2007 – Раздел «Лексические нормы и речевая культура» (с. 22-157).

 

Тема 4. Ортологический аспект культуры речи: нормы, функционирующие в устной и письменной формах СРЛЯ (морфологические и синтаксические)

Лекционный курс

Морфологические нормы

1. Понятие морфологических норм как правил употребления слов в общепринятых грамматических формах.

2.Нормы употребления грамматических форм имён существительных.

2. Употребление грамматических форм рода имён существительных: манжет – манжета, жираф – жирафа, клавиш – клавиша; рельс – рельса, фильм – фильма, ведёрко – ведёрка, мочало – мочала, секретарь выдал (выдала), депутат выступил(а); лётчик – лётчица, учитель – учительница; кассир – кассирша, врач – врачиха; военный атташе, молодая леди, серый кенгуру, шерстяное кашне, чёрный(ое) кофе; широкая Миссисипи; ООН ответила, ТАСС уполномочен заявить; такой грязнуля – такая грязнуля.

3. Употребление падежных форм имён существительных: стакан чаю(я), много народу(а), нагнать страху(а), выйти из дому(а); уничтожить микробы(ов); на доме(у), на весе(у), в корректоры(а), много чулок(ов), сапог(ов), помидор(ов); дверьми(ями), дочерьми(ями).

4. Употребление грамматических форм числа имён существительных:

- употребление единственного числа в значении множественного (Собака – друг человека. Зерно уже налилось. Ученики писали карандашом);

- употребление отвлечённых и вещественных существительных во множественном числе (морские глубины, низкие температуры; красные и белые глины, смазочные масла, пески пустыни).

5. Употребление полных и кратких форм прилагательных: ребёнок жив(ой), мать больна(ая), комната низка(ая), она смела(ая), стал богат(ым); бездействен – бездейственен, ответствен – ответственен; остр – остер, полн – полон.

6. Употребление форм степеней сравнения прилагательных: бойче – бойчее, звонче – звонче, слаще – слаже, более – больше; лучше – получше; был серьёзный – был более серьёзным, дом выше – дом более высокий, чем; высочайшая вершина – самая высокая вершина – самая высочайшая вершина.

7. Употребление вариантных падежных форм числительных: восьмью – восемью, восьмьюдесятью – восемьюдесятью, восьмьюстами – восемьюстами, в тысячу – в тысяча, с шестьюстами восьмьюдесятью двумя рублями – с шестьсот восемьдесят двумя рублями.

8. Употребление личных местоимений: я гуляю – гуляю, народ культуры требует – народ, он культуры требует; у неё – у ней; внутри них – внутри их.

9. Употребление возвратных местоимений: это может сделать всякий (каждый, любой) из нас; всякие брошюры – каждые три брошюры; сам порядок голосования – самый порядок голосования.

10. Употребление личных форм глаголов: выздоровею – выздоровлю; машет – махает; крои – крой; почисть – очисти.

11. Употребление вариантов видовых форм: заведовать – заведывать; оздоровить – оздоровлять; брезгать – брезговать; лететь – летать, лазить – лезть.

12. Употребление форм причастий: забредший – забревший, приобретший – приобревший; обезопасенный – обезопашенный, иссякнувший – иссякший.

13. Употребление форм деепричастий: взяв – взявши; выведя – выведши, ошибясь – ошибившись; глядя – глядючи.   

Синтаксические нормы

1. Управление и согласование. Отражение норм управления и согласования в словаре сочетаемости, в толковых словарях, в справочниках по литературной правке и редактированию.

2. Употребление вариантных беспредложных и предложных форм управления: интересный всем – для всех; идти полем – по полю, считать бездельником – за бездельника и т.д.

3. Употребление вариантных предложных форм управления: слушать в волнении – с волнением, не сделать из боязни – из-за боязни, разговор о поездке – про поездку – насчёт поездки – относительно поездки – касательно поездки и т.д.

4. Нормы построения простых предложений:

1) Нормы построения действительных и стандартных оборотов речи: Рабочие строят школу – Школа строится рабочими; Волна разбила лодку – Лодка разбита волной.

2) Нормативные сложные формы сказуемого простого предложения: наелся так наелся, возьму и приду, пойду посмотрю, сидит себе, питать ненависть, давать советы.

3) Употребление вариативных форм составных именных сказуемых: был свой человек (своим человеком), звать Люба (Любой), бывает любезная (любезной).

5. Нормы построения осложнённых предложений:

1) Нормы употребления предлогов при однородных членах: и в школе, и в техникуме, и в институте; не столько для себя, сколько для других; на предприятиях и в учреждениях; не в поле, а в лесу; в дальнем, а не ближнем лесу; в школу или институт.

2) Нормативные конструкции предложений, осложнённых причастными оборотами: часть книг, предназначенная (предназначенных) для выставки; полученное от автора письмо (полученное письмо от автора); вошедших в автобус граждан (вошедших граждан); факты (которые накопленные), накопленные наукой.

3) Нормативные конструкции предложений, осложнённых деепричастными оборотами: подъезжая к вокзалы, мы услыхали, как залаяли собаки (подъезжая к вокзалу, залаяли собаки) (когда подъехав) подъехав к вокзалу, мы услыхали…; приходилось (не имея выходных дней) много работать, не имея выходных дней.

6. Нормы построения сложных предложений:

1) Нормы употребления союзов и союзных слов в сложном предложении: речь шла не только об успеваемости (но мы говорили также об отношении к учёбе), но и об отношении к учёбе; то небо чёрное (но вот оно становится светлым), то оно становится светлым); условия для работы созданы (однако тем не менее улучшений нет), однако улучшений нет; хотел, чтобы они (получили бы) получили…; учитель, который слушал ученика, (который отсутствовал), отсутствовавшего…

2) Нормативные конструкции сложных предложений: Искал его три дня, но всё напрасно, (но) потом нашёл; Когда я постучал (и) мне сразу открыли; Собака (гуляла с тётей Валей, у которой был намордник), у которой был намордник, гуляла с тётей Валей; Бритва – предмет, которым (которой) бреются; Он сказал Маше, (что я посылаю…), что посылает…

Практические занятия

Выполнение заданий и упражнений по теме.

Самостоятельная работа студента

Советуем задуматься:

1. В чём, на ваш взгляд, проявляется «недержание синтаксической конструкции»? (Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: учеб. – М., 2008 – С. 5)

2. Как Вы понимаете следующее утверждение: «Начальное понятие о синтаксических нормах дают примеры их нарушения» (Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.А. Дымарский, В.А. Ефремов; Под ред. В.Д. Черняк – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2006 – с. 254)

Если Вы согласны с ним, подтвердите такое утверждение синтаксическими фактами.

3. В качестве типичных отступлений от нормы в области синтаксиса называют: 1) нарушение порядка слов; 2) неверное согласование и управление» 3) употребление обособленных членов предложения в недопустимых для них конструкциях; 4) неверное построение конструкций с прямой и косвенной речью.

Допускаете ли Вы синтаксические ошибки? Если нет, то приведите факты соблюдения данных синтаксических норм в Вашей речи.

4. Приведите тексты (или их фрагменты), созданные 1) Вашими однокурсниками; 2) современными поэтами, писателями, журналистами.

Ваши размышления будут продуктивными, если Вы используете материалы учебника «Русский язык и культура речи / А.Н. Дунев, В.А. Ефремов, Е.А. Сергеева, В.Д. Черняк // Под ред. В.Д. Черняк – СПб., 2007 – Раздел «Синтаксические нормы современного русского языка» – с.201-215. 

     

Модуль 5 Функциональные стили современного русского литературного языка

Лекционный курс

Понятие функционального стиля современного русского литературного языка. Книжные и разговорный стили.

Научный функциональный стиль. Сфера использования, жанры, особенности.

Научный официально-деловой стиль. Сфера использования, жанры, особенности.

Научный публицистический стиль. Сфера использования, жанры, особенности.

Научный разговорный стиль. Сфера использования, жанры, особенности.

 

Практические занятия

Выполнение упражнений по теме.

Занятия, проводимые в интерактивной форме с применением инновационных образовательных технологий

Включение элементов культуродиалоговой методики в преподавание учебного курса

Ролевые игры - это эффективный метод обучения студентов практическим навыкам работы, так как они основаны на принципе обучения в процессе игры: студентам предоставляется возможность применить теорию - то, что они изучали на занятиях и по учебникам - на практике. Используя интерактивные методы, мы ставим перед собой задачу не только дать студентам общие знания, но и сформировать определенный уровень умений и навыков с тем, чтобы при работе они могли чувствовать уверенность в себе и демонстрировать зрелость и здравый смысл.

 

Самостоятельная работа студента

Реферат.

Модуль 6 Коммуникативные качества речи.

Лекционный курс

Во внеаудиторной самостоятельной работе (ВСР) студентам рекомендуется использовать следующую литературу:

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова Н.Р. Русский язык и культура речи: учеб. / Под ред Н.А. Ипполитовой – М., 2007 – Гл. 5. Коммуникативные качества речи – С. 184-303.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи – М., 1988

Тема 1. Коммуникативные качества речи: её правильность и чистота.

Правильность речи

1. Правильность языка и правильность речи.

2. Коммуникативные задачи:

- оцените уровень соблюдения основных норм русского языка у окружающих вас людей;

- составьте свой личный справочник относительно тех норм, которые вы знаете недостаточно;

- прочитайте следующие примеры и определите, нарушены в них нормы или нет, а если нарушение есть, то определите его причину и предложите правильный вариант.

Своевременно оплачивайте за проезд.

Нельзя не отметить о хорошей посещаемости.

Стройка проводилась согласно указаниям прораба.

Она быстро одела туфли на высоких каблуках и шляпку и выбежала из дома.

Тренер гордился за своих игроков.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.224 с.)