Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по работе с литературой

Поиск

 

Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой. Это - основной метод самостоятельного овладения знаниями. При этом следует отметить, что изучение литературы - процесс сложный, который требует от обучаемого определенных навыков. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом. Поэтому каждому студенту необходимо овладеть навыками работы с книгой. Умение работать с книгой складывается:

а) из умения быстро найти требуемый источник информации (книгу, журнал, справочник), а в нем - нужные материалы;

б) из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.

Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения. Для поиска научной литературы следует использовать:

- предметные и систематические каталоги библиотек;

- различные библиографические указатели. Например, «Новая литература по гуманитарным наукам», «Летопись журнальных статей» и т.д.

- реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;

- указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.

Всю литературу, которую рекомендовано использовать при изучении дисциплины «История», как правило, делят на учебники и учебные пособия, справочники, монографии, научные публикации в периодических изданиях. Из них выделяют основную (рекомендуемую) литературу и дополнительную или литературу для углубленного изучения дисциплины.

При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала[1].

Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе.

Выборочное – имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к семинарским занятиям по соответствующим темам.

Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Часть из этих вопросов сформулирована в приведенном ниже списке проблемных, экзаменационных вопросов и заданий.

Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации.

Есть несколько приемов изучающего чтения:

Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; выходные данные (место, год издания, издательство и т.д.); основное содержание (узловые, главные идеи и положения); фактографические данные (факты, события, личности и т.п.); новизна материла, спорные моменты, критика (материал, не совпадающий с убеждениями и знаниями читателя, альтернативность), возможность использования изучаемого материала на практике – в учебе и жизни.

Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм:

- медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного;

- выделить ключевые слова в тексте;

- постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов.

Помимо перечисленных, существуют и иные приемы: реферирования, комментирования и др.

Работая с книгой, следует обращать внимание на список литературы, на который ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы.

В успешном решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в изучении дисциплины, в том числе и при подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги. Они могут носить следующий характер:

а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования исторических фактов;

б) дословные выписки мыслей автора;

в) составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела;

г) составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;

д) написание конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

При составлении конспекта следует не увлекаться сплошным переписыванием текста статьи, параграфа монографии и т.д. При этом надо стремиться к тому, чтобы запись была краткой, лаконичной, преимущественно своими словами. Собственный метод конспектирования складывается годами напряженного труда, по мере накопления опыта. «Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов», - советовал сыну-студенту известный педагог В.А. Сухомлинский[2].

Методические рекомендации по работе с справочной литературой

При отработке конспектов лекций, в ходе подготовки к семинарским занятиям, составлении глоссария часто возникает необходимость получить сведения по определенному вопросу, фактическую справку, уточнить дату, разобраться с терминологией, уточнить автобиографическую справку на историческую личность и т.п. В этом случае большую помощь студентам могут оказать энциклопедии, энциклопедические словари, справочные издания, справочные Интернет ресурсы. Среди справочных изданий следует обратить внимание на:

- статистические, которые дают возможность подобрать данные;

- справочники-хроники, содержащие исторические факты;

- тематические справочники, посвященные актуальным проблемам (особенно при изучении современного этапа российской истории).

Используя статистические справочники при подготовке выступлений на семинарских занятиях следует внимательно, вдумчиво, относиться к цифрам, которые там содержатся. Иногда две-три цифры полнее раскрывают содержание сложного явления, чем страницы текста. Словари следует активно использовать при заполнении глоссария по дисциплине. При этом следует соблюдать следующий алгоритм:

1. Знакомство с составом и структурой словаря, изучение списка сокращений и условных обозначений.

2. Используя знание алфавита, найдите требуемое слово.

3. Если Вы работаете с энциклопедией, то для более быстрого поиска информации воспользуйтесь указателем, который обычно располагается в конце книги.

4. Если в определении есть ссылка на другую словарную статью, то необходимо ознакомиться и с ней.

5. Обратите внимание на литературу, которая может быть указана в некоторых словарных статьях, и при необходимости ознакомьтесь с ней.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.01 с.)