Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по работе с литературойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой. Это - основной метод самостоятельного овладения знаниями. При этом следует отметить, что изучение литературы - процесс сложный, который требует от обучаемого определенных навыков. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом. Поэтому каждому студенту необходимо овладеть навыками работы с книгой. Умение работать с книгой складывается: а) из умения быстро найти требуемый источник информации (книгу, журнал, справочник), а в нем - нужные материалы; б) из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения. Для поиска научной литературы следует использовать: - предметные и систематические каталоги библиотек; - различные библиографические указатели. Например, «Новая литература по гуманитарным наукам», «Летопись журнальных статей» и т.д. - реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам; - указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год. Всю литературу, которую рекомендовано использовать при изучении дисциплины «История», как правило, делят на учебники и учебные пособия, справочники, монографии, научные публикации в периодических изданиях. Из них выделяют основную (рекомендуемую) литературу и дополнительную или литературу для углубленного изучения дисциплины. При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала[1]. Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе. Выборочное – имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к семинарским занятиям по соответствующим темам. Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Часть из этих вопросов сформулирована в приведенном ниже списке проблемных, экзаменационных вопросов и заданий. Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации. Есть несколько приемов изучающего чтения: Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; выходные данные (место, год издания, издательство и т.д.); основное содержание (узловые, главные идеи и положения); фактографические данные (факты, события, личности и т.п.); новизна материла, спорные моменты, критика (материал, не совпадающий с убеждениями и знаниями читателя, альтернативность), возможность использования изучаемого материала на практике – в учебе и жизни. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм: - медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного; - выделить ключевые слова в тексте; - постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора. Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов. Помимо перечисленных, существуют и иные приемы: реферирования, комментирования и др. Работая с книгой, следует обращать внимание на список литературы, на который ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы. В успешном решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в изучении дисциплины, в том числе и при подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги. Они могут носить следующий характер: а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования исторических фактов; б) дословные выписки мыслей автора; в) составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела; г) составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи; д) написание конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами. При составлении конспекта следует не увлекаться сплошным переписыванием текста статьи, параграфа монографии и т.д. При этом надо стремиться к тому, чтобы запись была краткой, лаконичной, преимущественно своими словами. Собственный метод конспектирования складывается годами напряженного труда, по мере накопления опыта. «Надо учиться думать над конспектом уже на лекции и работать над записями ежедневно хотя бы в течение двух часов», - советовал сыну-студенту известный педагог В.А. Сухомлинский[2]. Методические рекомендации по работе с справочной литературой При отработке конспектов лекций, в ходе подготовки к семинарским занятиям, составлении глоссария часто возникает необходимость получить сведения по определенному вопросу, фактическую справку, уточнить дату, разобраться с терминологией, уточнить автобиографическую справку на историческую личность и т.п. В этом случае большую помощь студентам могут оказать энциклопедии, энциклопедические словари, справочные издания, справочные Интернет ресурсы. Среди справочных изданий следует обратить внимание на: - статистические, которые дают возможность подобрать данные; - справочники-хроники, содержащие исторические факты; - тематические справочники, посвященные актуальным проблемам (особенно при изучении современного этапа российской истории). Используя статистические справочники при подготовке выступлений на семинарских занятиях следует внимательно, вдумчиво, относиться к цифрам, которые там содержатся. Иногда две-три цифры полнее раскрывают содержание сложного явления, чем страницы текста. Словари следует активно использовать при заполнении глоссария по дисциплине. При этом следует соблюдать следующий алгоритм: 1. Знакомство с составом и структурой словаря, изучение списка сокращений и условных обозначений. 2. Используя знание алфавита, найдите требуемое слово. 3. Если Вы работаете с энциклопедией, то для более быстрого поиска информации воспользуйтесь указателем, который обычно располагается в конце книги. 4. Если в определении есть ссылка на другую словарную статью, то необходимо ознакомиться и с ней. 5. Обратите внимание на литературу, которая может быть указана в некоторых словарных статьях, и при необходимости ознакомьтесь с ней.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.01 с.) |