Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. Россия и мир в ХХ веке↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
5.2. Учебная дискуссия: «Февраль и Октябрь 1917 года: проблема исторического Выбора» Порядок проведения. 1. Демонстрация фрагментов видеофильма о революционных событиях в России в 1917 году. 2. Обсуждение вопросов: А. Что такое Февраль 1917 года в исторических судьбах России: «глупое дело» и «государственное самоубийство русского народа» (П.Б. Струве) или «момент рождения русской нации, превращение объекта русской истории – народа в субъект …». (М.В. Вишняк)? Б. Что сулило России воплощение в жизнь идей Февральской революции? В. Каковы объективные и субъективные причины «срыва» Февраля 1917 года в Октябрь 1917 года? Г. Была ли альтернатива Октябрю? Д. Октябрь 1917 года: величайшее событие в истории России или социальная катастрофа? 3. Заслушивание сообщений. 4. Подведение итогов дискуссии.
Методические рекомендации по подготовке к дискуссии. 1. Доработать конспект лекций. Работа с учебной литературой по теме. Поиск ответов на вопросы дискуссии. В ходе подготовки к дискуссии обратите внимание на следующие проблемы: причины политического кризиса зимой 1917 года, падение монархии в России, расстановка политических сил в российском обществе после Февраля 1917 года, суть двоевластия, главные итоги февральской революции, внутриполитические кризисы Временного правительства в апреле-июне 1917 года, корниловский мятеж и его последствия, причины победы большевиков, судьба Учредительного собрания, альтернативы политической власти в России в 1917 году. Какие шаги предпринимали различные, сложившиеся в то время политические партии, к чему это приводило? Обратите внимание на резкое изменение психологии людей, системы нравственных и духовных ценностей, роль субъективного фактора. Разберитесь в проблеме влияния событий Октября на развитие российской и мировой цивилизаций. Кроме того, следует в конспект выписать хронологию основных событий с февраля по ноябрь 1917 года.
2. Подготовить сообщения на тему: - библиографический обзор по теме; - «В.И. Ленин в 1917 году: современный взгляд»; - «А.Ф. Керенский во главе российской демократии в 1917 году».
3. Подготовить аргументы для ответа на следующие проблемные задачи: Л.Д. Троцкий отметил парадокс, сложившийся после Февральской революции (1917 г): «Власть в руках демократических социалистов … Она им вручена открыто массами. Между тем единственной заботой социалистов являлся вопрос: согласится ли ненавидимая массами буржуазия принять власть из их рук?... Как известно, основное свойство революции – это борьба за власть. Между тем наши социалисты озабочены не тем, чтобы отнять власть у так называемого классового врага, а наоборот, тем, чтобы вручить ему власть во чтобы то ни стало». Раскройте сущность этого парадокса. Большевики не были уверены в своей победе на выборах в Учредительное собрание. Однако официальные ленинцы все же шли в революцию под лозунгом ускорения созыва Учредительного собрания. Почему? Как могло произойти, что армия, которая по приказу самодержавия в 1905-1907 гг. практически без колебаний подавила первую революцию в России, в 1917 г. стала враждебной царю силой?
4.Составить таблицу «Февральская и Октябрьская революция: сравнительный анализ».
5. Записать в словари и знать значение следующих категорий: двоевластие, корниловский мятеж, «идея мировой революции», Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций, «белые», «красные», продотряды, продразверстка, «военный коммунизм».
6. Иметь представление о следующих персоналиях: Вильгельм II, Н.С. Чхеидзе, М.И. Терещенко; Л.Г. Корнилов, М.В. Алексеев, Я.М. Свердлов, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Р.Э. Тельман, М.В. Фрунзе, В.К. Блюхер, П.Е. Дыбенко, В.И. Чапаев, Г.И., С.М. Буденный, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, Е.К. Миллер, Ю. Пилсудский. Литература, рекомендуемая для подготовки к дискуссии Основная: · Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 265-273. · Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., пер. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 741-758. Дополнительная литература: · Выскочков Л.В. Николай I в миниатюре // Вопросы истории. 2017. № 1. С. 113-125. · История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с. · Медушевский А.Н. Понять Русскую революцию: идеология, институты · и формы социальной мобилизации в ХХ веке // Общественные науки и современность. 2017. № 4. С. 98-114. · Назаретян А.П. Большевистская революция в российской и мировой истории // Общественные науки и современность. 2017. № 4. С. 114 -130. · Пантин И.К. Революция и насилие (в защиту исторического подхода к оценке Октябрьской революции// Общественные науки и современность. 2017. № 1. С. 140- 156. · Сахаров А. Н. «Растоптанный Февраль» (воспоминания) // Вопросы истории. 2017. № 4. С. 92-105. · Ходяков М.В. Новейшая история России в 2 ч. Часть 1. 1914-1941: Учебник / Ходяков М.В. Отв. ред. 8-е изд.; пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 270 с. · Шульгин В.В. Последний очевидец / Шульгин В.В. М.: Олма-Пресс, 2002. 588 с.
5.4. Семинар (поисковая работа): « Вторая мировая война: итоги и уроки (1939–1945 гг.)». Порядок проведения. 1. Библиографический обзор по теме. 2. Демонстрация фрагментов видеофильмов о Великой Отечественной войне. 3. Заслушивание информационных сообщений: «Великая Отечественная война в воспоминаниях военачальников», «Наша память о войне (по материалам семейных архивов и рассказов участников войны)», «Великая Отечественная война языком плаката». 4. Обсуждение вопросов: А. Итоги и уроки Второй мировой войны (итоги войны, основные уроки Второй мировой войны, решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии, источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне). 5. Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации по подготовке к семинару. 1. Доработать конспект лекций. Отработать рекомендованную учебную литературу по теме. Подготовиться к обсуждению вопросов семинара.
2. Подготовить доклады по темам: - «Великая Отечественная война в воспоминаниях военачальников»; - «Наша память о войне (по материалам семейных архивов и рассказов участников)»; - «Великая Отечественная война языком плаката».
3. Подготовить аргументы для ответа на следующие проблемные задачи: Вторая мировая война нанесла огромный ущерб Советскому Союзу. Зарубежные политики и экономисты рассчитывали, что понесенные потери надолго затормозят развитие нашей страны. «Промежуток в 25 лет, - заявил бывший гитлеровский генерал Штюльпнагель, - это такой срок, который потребуется России, чтобы восстановить разрушенное нами». А Советский Союз восстановил свой экономический потенциал за три года. Чем это объяснить? Не утихают споры о ленд-лизе в СССР в годы второй мировой войны: долг-де надо оплачивать. Почему, воюя против общего врага, страна, понесшая наибольшие потери, осталась должником перед теми, кто не торопился открыть второй фронт и понес минимальные потери? Разве не очевидно, что если бы не героическое сопротивление советского народа, то по-другому могла сложиться судьба тех же американцев и англичан, да и всего человечества?
4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: политика «умиротворения агрессора», антикоминтерновский пакт, «пакт Молотова - Риббентропа», план «Барбаросса», «Мюнхенский сговор», «странная война», антигитлеровская коалиция, коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, партизанское движение, движение сопротивления. 5. Иметь представление о следующих персоналиях: И.В. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт, А. Гитлер, Б. Муссолини, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, В.И. Чуйков. Литература, рекомендуемая для подготовки к семинару Основная: · Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 349-373. · Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., пер. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 601-620, 792-822. Дополнительная: · Великая Отечественная война: люди, события, государство / Рос. акад. правосудия. Воронеж. фил. Воронеж: Истоки, 2005. 229 с. · История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с. · Семенникова Л.И. История России в 2 ч. Часть 2. ХХ - начало XXI века: Учебник / Семенникова Л.И. Отв. ред. 7-е изд.; испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 372 с. · Тавокин Е.П. Табатадзе И.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Государственная служба. 2010. № 4(66). С. 94-97. [Элект. ресурс, znanium.com]. · Ходяков М.В. Новейшая история России в 2 ч. Часть 2. 1941-2015: Учебник / Ходяков М.В. Отв. ред. 8-е изд.; пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 300 с.
5.6. Учебная дискуссия: «Итоги перестройки. Причины и последствия распада СССР». Порядок проведения. 1. Библиографический обзор по теме занятия. 2. Информационное сообщение на тему. 3. Обсуждение вопросов: А. В российском обществе было много разговоров о «шести годах, которые изменили страну, изменили мир, изменили нас». Какие аргументы вы могли бы привести «за» и «против» каждого из этих заявлений? Б. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства? В. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением? Г. Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ. Д. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы? Ж. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»). 4. Подведение итогов занятия.
Методические рекомендации по подготовке к учебной дискуссии. 1. Ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России, которые Вам доступны. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий. По итогам анализа составить краткий конспект.
2. Подготовить сообщения на тему: «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников», библиографический обзор по теме занятия.
3. Используя средства Интернет, ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларацией о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартией для новой Европы (21.11. 1990), Соглашением о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991).
4. Записать в словари и знать значение следующих категорий: «антиалкогольная кампания», кооперация, «государственная приемка», программа «500 дней», политический плюрализм, ГКЧП, сепаратизм, «новое политическое мышление», «бархатные революции», ново-огаревский процесс, «перестройка», кооперативное движение, децентрализация экономики. 5. Иметь представление о следующих персоналиях: М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, Д.Н. Сахаров, Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе, В. Гавел, А. Дубчек, Т. Живков, Я. Кадар, В. Ярузельский, Л. Валенса, Э. Хонеккер, Н. Чаушеску.
Литература, рекомендуемая для подготовки к дискуссии Основная: · Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник / И.Н. Кузнецов. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 438-451. · Всемирная история: Учебник для студентов вузов / Под ред. Поляк Г.Б., 3-е изд., пер. и доп. [Электрон. ресурс, znanium.com]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 837-844. Дополнительная: · Геллер М.Я. Российские заметки 1980-1990 / Геллер М.Я. М.: МИК, 2001. 735 с. · История России. Новейшее время 1945-1999 / ред. Безбородов А.Б. М.: АСТ: Олимп, 2000. 464 с. · История: Учебно-практическое пособие / М.И. Ивашко и др. М.: РГУП, 2017. 586 с. · Мунчаев Ш.М. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи. 2-e изд., пересмотр. М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 384 с. [Электронный ресурс, znanium.com]. · Шаповалова Л.Д. Государство и общественные объединения России в XX - начале XXI вв.: Учебное пособие / Л.Д. Шаповалова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 160 с. [Электронный ресурс, znanium.com].
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.012 с.) |