Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы как одного из факторов привития интереса к изучению английского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы как одного из факторов привития интереса к изучению английского языка



Введение

 

Иностранный язык относится к особой группе учебных предметов, имеющих дело с обучением средствами приема и передачи информации.

Сегодня английский язык приобретает все большее значение. На нем говорят, по крайней мере, 750 миллионов человек и почти для половины из них английский является родным языком. Но какой бы ни была общая цифра, в начале XXI столетия на английском говорят и пишут более чем когда-либо на другом языке. Он стал языком всей планеты, первым действительно мировым языком. Английский язык не только учебный предмет, он является средством воспитания в школьниках чувства понимания культуры других народов, говорящих на этом языке.

Большую роль в обучении английскому языку в общеобразовательной школе играет и внеклассная работа. Внеклассная работа - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

В общеобразовательной школе учителя обычно больше внимания уделяют учебному процессу, в то время как внеклассная работа как бы отходит на второй план, но нельзя забывать, что внеклассная работа вносит огромный вклад в процесс овладения иностранным языком. Мы убеждены, что внеклассная работа актуальна в наши дни, и будет необходима в дальнейшем. Она способствует сближению учителя и учеников, самих одноклассников, углубляет и расширяет знания учащихся, их кругозор, развивает интерес к дальнейшему изучению языка. Внеклассная работа способствует не только овладению иностранным языком, но и историей, географией, литературой, музыкой и многими другими современными науками, благодаря своей разносторонней направленности.

Изучая литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что эта проблема недостаточно исследуется, хотя педагоги-практики на страницах журналов «Иностранные языки в школе» подчеркивают, что внеклассная работа является одним из сильнейших мотивов в овладении учащимися иностранным языком. В течение десятилетий в общеобразовательных школах проведение внеурочной работы по иностранному языку то игнорировалось, то возникала необходимость в проведении внеклассной работы для стимулирования познавательного интереса к изучению языков. Учитывая вышеизложенную информацию, мы считаем, что выбранная нами тема актуальна на сегодняшний день.

Исходя из темы нашей выпускной квалификационной работы «Внеклассная работа как один из факторов привития интереса к изучению английского языка» мы определили:

Объект: внеклассная работа по английскому языку.

Предмет: виды и формы внеклассной работы по английскому языку в школе.

Цель: Раскрыть роль внеклассной работы по иностранному языку, ее виды и формы, способствующие привитию интереса к изучению иностранного языка.

Цель определила следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внеклассной работы по иностранному языку в средней школе.

2. Описать цели, задачи, формы и виды внеклассной работы по английскому языку.

.   Разработать цикл внеклассных мероприятий, способствующих привитию интереса учащихся к изучению английского языка

Исходя из цели и задач, нами была выдвинута гипотеза:

Мы предполагаем, что проведение внеклассной работы будет способствовать привитию интереса к изучению английского языка, если:

а) учитываются

·   возрастные и интеллектуальные возможности учащихся;

·         уровень их языковой подготовки;

·         интересы и пожелания школьников;

б) используются разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий по английскому языку.

Практическая значимость работы заключается в том, что нами подготовлены разработки внеклассных мероприятий по английскому языку для учащихся 11-12 лет (5 класс общеобразовательном школы).

Для решения поставленных задач использовались методы:

·   изучение теоретических источников по исследуемой проблеме;

·         изучение школьной документации: план учебно-воспитательной работы школы, учителя английского языка;

·         беседа с учителем;

·         анкетирование.


Констатирующий этап

 

Свою работу мы начали с беседы с учителем английского языка общеобразовательной школы №1 для того, чтобы узнать ее мнение об организации внеклассной работы по английскому языку. Учителю были предложены вопросы (Приложение 2). Из беседы мы выяснили, что в течение тридцатилетнего стажа работы педагог использует такие виды внеклассной работы, как различные конкурсы, разучивание рифмовок, песен, проведение олимпиад, месячников и декад по английскому языку. По ее мнению, больше всего активность учащихся проявляется на конкурсах. Также учитель считает, что внеклассная работа является одним из факторов развития познавательного интереса и активности учащихся. Хотя у нее достаточно много материала для проведения внеклассных мероприятий по английскому языку, она редко проводит внеклассную работу по предмету в силу своей занятости.

Для того, чтобы изучить отношение школьников к внеклассной работе нами был использован метод анкетирования.

Учащимся 5класса была предложена анонимная анкета с целью выявления их отношения к проведению внеклассных мероприятий (Приложение 3). Анализ анкеты показал, что на вопрос: «Хотите ли вы знать английский язык?»

положительно ответили 18 человек;

отрицательно ответили 2 человека;

затруднились дать ответ 3 человека.

На вопрос: «Интересно ли вам на уроках английского языка?»

положительно ответили 17 человек;

отрицательно ответил 1 человек;

затруднились дать ответ 6 человек.

На вопрос: «Активны ли вы на уроках английского языка?»

положительно ответили 18 человек;

отрицательно ответили 5 человек.

На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы проводилась внеклассная работа по английскому языку?»

положительно ответили 9 человек;

отрицательно ответили 12 человек;

затруднились дать ответ 2 человека.

На вопрос: «В каких видах внеклассной работы вы хотели бы принять участие?» учащиеся ответили:

в КВНе хотели бы принять участие 16 человек;

в конкурсах хотели бы принять участие 3 человека;

заучивание стихов - 1 человек.

человека не изъявили желания принимать участие ни в каких видах внеклассной работы.

Результаты анкеты дали нам право предположить, что у детей сформировано положительное отношение к изучению английского языка. Вместе с тем учащиеся данного возраста по разным причинам не испытывают особого интереса к проведению внеклассных мероприятий на английском языке.

Чтобы узнать, как часто должна проводиться внеклассная работа по английскому языку, мы обратились к завучу школы. В ходе изучения школьной документации мы выяснили, что периодичность проведения внеурочной работы зависит от учебного плана, от учебной нагрузки учителей и регионального компонента, то есть строгой регламентации для проведения внеклассных мероприятий по предмету не существует, все зависит от учителя.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы: внеклассная работа приветствуется учителем, школьники имеют интерес к изучению английского языка и многие из них проявляют интерес к внеклассной работе и хотели бы принимать в ней участие.

Исходя из результатов беседы с учителем и анкетирования пятиклассников, мы разработали план проведения различных мероприятий:

 

№ п/п План проведения внеклассной работы по английскому языку в 5 классе Дата проведения
1. Принять участие в декаде английского языка 9-19 февраля 2009г.
2. Провести в 5 классе следующие мероприятия:  
2.1. Олимпиада 11 февраля 2009г.
2.2. 2.3. 2.4. Фонетический конкурс “Funny Sounds” Конкурс «Путешествие в страну знаний» (Приложение 4) Конкурс “Something about Meals” 13 февраля 2009г. 16 февраля 2009г. 18 февраля 2009г.
3. КВН “Funny Seasons” 2 марта 2009г.

 

2.2 Организация и проведение внеклассной работы по английскому языку в 5 классе общеобразовательной школы

Проведение КВН

КВН относится к массовым формам работы, так как это вид внеклассной работы, в котором принимают участие все школьники определенного класса или классов.

Мы провели КВН как заключительное мероприятие после изучения темы “Seasons and Weather”. При проведении заседания клуба веселых и находчивых под названием “Funny Seasons” (Приложение 9), мы преследовали следующие цели:

1) Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка.

2) Расширение кругозора и лексического запаса.

При выполнении заданий учащиеся должны были проявить смекалку, показать свои знания по теме. Задания были представлены следующим образом:

Задание 1. “Proverbs”

Задание 2. “Capricious Sentences”

Задание 3. “Funny Acting”

Задание 4. “Time for Fun”

Задание 5. “Curious Ball”

Задание 6. “Amusing Riddles”

Отличие КВН от других видов внеклассной работы, состоит в том, что к нему требуется более длительная и тщательная подготовка.

За неделю до проведения мероприятия мы разделили учащихся на команды в игровой форме: разрезали открытки с временами года и раздали их школьникам. Учащиеся собрали открытки и определили составы своих команд.

Выяснив состав команд, мы заранее дали учащихся некоторые задания: повторить ранее изученную лексику по теме “Seasons”, придумать забавное название, девиз и эмблему своей команды, подобрать пословицы по теме “Seasons”. Включив развлекательный момент - жеребьевку, учащиеся выяснили, какая команда готовит стихи, а какая - песню на английском языке по теме “Seasons”.

При подготовке к заданиям у учащихся прослеживался интерес и творческий подход к подготовке КВН: они оставались после уроков для репетиции своего выступления, разучивали всей командой стихи и песни. Наша роль заключалась в наблюдении и оказании помощи в отработке правильного произношения слов.

В состав жюри были приглашены старшеклассники, что стимулировало интерес школьников к мероприятию, им представилась возможность показать свои знания не только перед сверстниками, но и перед жюри.

В КВНе принимало участие три команды: “Hot Winter”, “Yellow Spring”, “Indian Summer”. Время на выполнение заданий было ограничено 3-5 минутами.

При выполнении задания “Proverbs” учащиеся называли как можно больше пословиц по теме “Seasons”. Школьники показали свое умение самостоятельно находить необходимый материал. Было видно, что учащиеся ответственно подошли к этому заданию, так как все команды нашли или попытались перевести пословицы по теме “Seasons”. Мы заметили, что учащиеся с интересом слушали команды соперников и расстраивались, если их пословицы дублировались.

С самого начала мы обратили внимание на то, что члены команд работали сплоченно, поддерживали друг друга, совместно решали задачи, проблемы, которые возникали в ходе КВН.

При выполнении задания “Capricious Sentences”, учащиеся показывали свои знания лексики и грамматики. На ватмане были написаны половинки предложений, учащиеся составляли из них целые предложения. С этим заданием школьники справились быстро, что говорит о том, что материал учебных тем усвоен школьниками достаточно хорошо и не представлял трудности при выполнении задания.

Третье задание “Funny Acting” на наш взгляд было наиболее удачным, поскольку здесь учащиеся показывали знание не только темы, но и свои актерские способности. Учащимся были предложены карточки с заданиями: разыграть природное явление.

Задание “Time for Fun” показало умение учащихся декламировать стихи и исполнять песню на английском языке. При выполнении этого задания школьники проявили свою творческую активность, раскрыли свои таланты, они также предложили использовать стихи и рифмовки при отработке навыков правильного произношения на уроках.

Пятое задание “Curious Ball” мы провели в виде игры. В проведении этого конкурса все члены команд принимали участие за общим столом. Один из членов команды посылал мяч участнику из команды соперников. Как только он получал мяч, то называл слово по теме “Seasons” и возвращал мяч другому участнику из команд соперников. Участник, который не мог назвать слово, выбывал из игры. Победил тот, кто назвал слово последним.

Мы ввели в игру мяч для того, чтобы совместить игровой момент и речемыслительную деятельность. Во время проведения этого задания школьники старались быть предельно внимательными, так как надо было вспомнить слово и следить за мячом.

В заключительном конкурсе “Amusing Riddles” решалась судьба команды. За каждую правильно отгаданную загадку присуждался балл. Это задание позволяло отстающей команде выйти в лидеры, поэтому учащиеся вслушивались в каждое слово ведущего.

После проведения КВНа жюри объявило результат. Победители были награждены.

В заключение мы пришли к выводу - КВН положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка.


Заключение

 

Проработав теоретический материал и изучив практическую сторону исследуемой проблемы «Внеклассная работа как один из факторов привития интереса к изучению английского языка», можно сделать вывод, что, внеклассная работа - это различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время. Внеклассная работа обобщает изученный материал, дополняют его, демонстрирует учащимся результаты овладения языком и способствует дальнейшему совершенствованию умений и навыков, а следовательно внеклассная работа прививает интерес к изучению английского языка.

Она представлена различными формами и видами.

К массовым формам относятся: вечера, утренники, олимпиады, конкурсы, КВН.

К групповым формам относят: кружки устной речи, драматический, литературно - переводческий, страноведческий, внеклассного чтения.

Индивидуальные формы - это заучивание наизусть отрывков прозы и стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью.

Несмотря на то, что на современном этапе очень высок интерес к иностранному языку, внеклассной работе уделяется недостаточное внимание, в то время как, внеклассная работа развивает интерес учащихся, углубляет знания, совершенствует навыки и умения по предмету, расширяет кругозор школьников, прививает уважение к культуре изучаемого языка.

Для пятиклассников мотивы деятельности определяются интересом к самой деятельности. При проведении внеклассных мероприятий по английскому языку мы учитывали возрастные и психологические особенности учащихся.

В результате проделанной работы нами разработан цикл внеклассных мероприятий, способствующих привитию интереса учащихся к изучению английского языка. Все мероприятия носят не только игровой, соревновательный, но и познавательный характер.

1. Декада английского языка для всех классов школы.

2. Олимпиада “Learning More about Each Other”.

3. Фонетический конкурс “Funny Sounds”.

.   Конкурсы “Путешествие в Страну Знаний”.

.   Конкурс “Something about Meals”.

.   КВН “Funny Seasons”.

Эти мероприятия, мы проводили, учитывая интересы и пожелания школьников, уровень их языковой подготовки.

Проделанная нами работа показала, что внеклассная работа по английскому языку в общеобразовательной школе способствует развитию умений и навыков по данному предмету, раскрепощению и развитию личности школьника.

Подобранные нами внеклассные мероприятия и их проведение способствовало заинтересованности учащихся в изучении английского языка, это проявлялось в том, что учащиеся стали более активно проявлять себя на уроке, появился интерес к изучению языка, пропал страх перед иноязычным говорением.

Мы можем рекомендовать проведение этих мероприятий с учащимися 5 класса общеобразовательной школы.


Список использованной литературы

 

1. Бим Н.А. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.

2. Бондарева Н.Ф. 140 вопросов и ответов по методике преподавания иностранных языков. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2000. - 44 с.

.   Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

.   Гез Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.

.   Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.

.   Коджаспиров Г.М. Педагогический словарь.- М.: Академия. 2000. - 176 с.

.   Колкер Л.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

.   Кувшинов В.И. - Конкурс знатоков английского языка //Иностранные языки в школе. - 1998. - № 4. - С.79.

.   Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 144 с.

.   Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М, 1967. - 503 с.

.   Новик Н.В. - Олимпиада по английскому языку //Иностранный язык в школе. - 1998. №4. - С. 52.

.   Палей А.И. - Работа с пословицами на уроках английского языка //Иностранные языки в школе. - 2000. - №3. - С.52

.   Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. - М.: Лексис, 2003. - 184 с.

.   Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

.   Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.

.   Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

.   Ростовцева О.М. Новогодний вечер на иностранном языке // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 6. - С. 66.

.   Савина С.И. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

.   Цеткин В.С. - Реальные ситуации общения на уроках //Иностранные языки в школе. - 2000. - №3. - С.24.

.   Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - 203 с.

.   Шестова И.В. - Конкурс на английском языке в 6-ом классе //Иностранные языки в школе. - 2000. - №3. - С.24.

.   Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

Введение

 

Иностранный язык относится к особой группе учебных предметов, имеющих дело с обучением средствами приема и передачи информации.

Сегодня английский язык приобретает все большее значение. На нем говорят, по крайней мере, 750 миллионов человек и почти для половины из них английский является родным языком. Но какой бы ни была общая цифра, в начале XXI столетия на английском говорят и пишут более чем когда-либо на другом языке. Он стал языком всей планеты, первым действительно мировым языком. Английский язык не только учебный предмет, он является средством воспитания в школьниках чувства понимания культуры других народов, говорящих на этом языке.

Большую роль в обучении английскому языку в общеобразовательной школе играет и внеклассная работа. Внеклассная работа - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

В общеобразовательной школе учителя обычно больше внимания уделяют учебному процессу, в то время как внеклассная работа как бы отходит на второй план, но нельзя забывать, что внеклассная работа вносит огромный вклад в процесс овладения иностранным языком. Мы убеждены, что внеклассная работа актуальна в наши дни, и будет необходима в дальнейшем. Она способствует сближению учителя и учеников, самих одноклассников, углубляет и расширяет знания учащихся, их кругозор, развивает интерес к дальнейшему изучению языка. Внеклассная работа способствует не только овладению иностранным языком, но и историей, географией, литературой, музыкой и многими другими современными науками, благодаря своей разносторонней направленности.

Изучая литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что эта проблема недостаточно исследуется, хотя педагоги-практики на страницах журналов «Иностранные языки в школе» подчеркивают, что внеклассная работа является одним из сильнейших мотивов в овладении учащимися иностранным языком. В течение десятилетий в общеобразовательных школах проведение внеурочной работы по иностранному языку то игнорировалось, то возникала необходимость в проведении внеклассной работы для стимулирования познавательного интереса к изучению языков. Учитывая вышеизложенную информацию, мы считаем, что выбранная нами тема актуальна на сегодняшний день.

Исходя из темы нашей выпускной квалификационной работы «Внеклассная работа как один из факторов привития интереса к изучению английского языка» мы определили:

Объект: внеклассная работа по английскому языку.

Предмет: виды и формы внеклассной работы по английскому языку в школе.

Цель: Раскрыть роль внеклассной работы по иностранному языку, ее виды и формы, способствующие привитию интереса к изучению иностранного языка.

Цель определила следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме внеклассной работы по иностранному языку в средней школе.

2. Описать цели, задачи, формы и виды внеклассной работы по английскому языку.

.   Разработать цикл внеклассных мероприятий, способствующих привитию интереса учащихся к изучению английского языка

Исходя из цели и задач, нами была выдвинута гипотеза:

Мы предполагаем, что проведение внеклассной работы будет способствовать привитию интереса к изучению английского языка, если:

а) учитываются

·   возрастные и интеллектуальные возможности учащихся;

·         уровень их языковой подготовки;

·         интересы и пожелания школьников;

б) используются разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий по английскому языку.

Практическая значимость работы заключается в том, что нами подготовлены разработки внеклассных мероприятий по английскому языку для учащихся 11-12 лет (5 класс общеобразовательном школы).

Для решения поставленных задач использовались методы:

·   изучение теоретических источников по исследуемой проблеме;

·         изучение школьной документации: план учебно-воспитательной работы школы, учителя английского языка;

·         беседа с учителем;

·         анкетирование.


Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы как одного из факторов привития интереса к изучению английского языка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.065 с.)