Виды и формы проведения внеклассной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы проведения внеклассной работы



 

Изучая принципы гуманистической воспитательной системы, методы и приемы, которые основаны на личностно - ориентированном подходе, мы обратили внимание на целевые программы воспитательной работы, а также на классификацию видов и форм воспитывающей деятельности, которые определяет В.А. Сластенин [9]. Применительно к внеклассной работе по иностранному языку эту классификацию можно представить следующим образом:

 

Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности
1.Познавательная Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию. Устный журнал, конкурсы, олимпиады, турниры, учебные конференции, обзор научно - популярных статей в периодической печати.
2.Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемами общества, приобщает к активному преобразованию действительности Пресс - центр, встречи с политическими деятелями, круглый стол, дискуссия.
3.Художественная Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные задатки и способности. Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, посещение театра, школьные балы, фестивали, праздники.
4.Свободное общение Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели, и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как ценностью. Классные праздники, Дни именинников, прогулки, вечера отдыха, посещение концертов, театров, встречи друзей.

 

Изучая литературу по организации внеклассной работы разных авторов (Гез Н. И., Миролюбов А. А., Рогова Г. В., Шатилов С. Ф.), мы отметили, что наиболее подробно раскрывает формы проведения внеклассной работы Н. И. Гез, поэтому в своей работе мы будем опираться на ее классификацию. Различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы (Приложение 1).

К массовым формам работы она относит:

. Постоянные формы работы.

. Эпизодические и периодические массовые мероприятия.

По мнению Н.И. Гез к эпизодическим массовым мероприятиям внеклассной работы относятся вечера, утренники, олимпиады, конкурсы, КВН. Эти формы работы не имеют постоянной организационной структуры и определяются тематикой, целью, условиями проведения.

Она считает, что по своему содержанию эпизодические массовые мероприятия могут быть:

. Тематическими, посвященными красным датам календаря.

. Посвященными встрече с кем-либо из лиц, представляющих интерес для учащихся.

. Литературными вечерами, посвященными творчеству того или иного писателя, композитора.

. Школьными декадами искусств на иностранном языке, расширяющими и углубляющими знания учащихся по вопросам искусства, культуры и географии страны изучаемого языка.

К программе общих вечеров на иностранном языке Н.И. Гез предъявляет ряд требовании [4]:

а) Она должна быть разнообразной (декламация, инсценировки, песни, монтажи, интерлюдии, танцы, музыкальные номера).

б) Вечер должен проводиться в торжественной обстановке. Тематика вечера должна быть актуальной, отвечать познавательным интересам и культурным запросам учащихся, для которых он организуется.

в) Языковой материал, на базе которого реализуется тема вечера, должен быть понятен ученикам, он должен обогащать их языковой опыт.

г) Успеху вечера должны способствовать другие способы активизации учащихся: проведение игр, конкурсов, викторин на иностранном языке.

Одной из наиболее сложной, но интересной и забавной форм проведения внеклассной работы является КВН. Исходя из своего опыта, Н.И. Гез считает, что практика проведения КВН свидетельствует об эффективности этого вида внеклассной работы в целях стимулирования интереса и познавательной активности к иностранному языку. Заседание КВН проводится как заключительное мероприятие после изучения определенной темы или ряда тем на уроках, но и тщательно продуманной программы, которая предусматривает различного рода соревнования - исполнение песен, стихов на иностранном языке, описание рисунков, иллюстрированных пословиц и поговорок, составление лучшего рассказа с заданной лексикой и т.д.

К групповым формам внеклассной работы Н.И. Гез относит кружковую и клубную работу.

Она выделяет кружки устной речи (разговорные кружки), драматический (включая кукольный театр), страноведческий, литературно-переводческий, кружок внеклассного чтения, и т.д.

Содержание и форма кружковой работы во многом зависит от типа кружка, его целей и уровня знания языка учащимися.

Клубная форма внеклассной работы имеет много общего с кружковой. Н.И. Гез считает, что отличие клубной формы состоит в том, что она как бы объединяет все виды кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную систему внеурочной работы, являясь организующим и координирующим её центром.

Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с учащимися во внеурочное время. Н.И. Гез утверждает, что она «способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей учащихся» [4].

Эта форма внеурочной работы дает возможность школьникам проявить творческую инициативу и активность. Индивидуальная форма работы является основным фактором успешного проведения массовых и групповых форм.

Н.И.Гез выделяет следующие виды индивидуальной формы внеклассной работы:

· заучивание наизусть отрывков прозы или стихов,

· разучивание песен,

· составление заметок,

· работа над ролью и т.д.

С 1966 г. в учебный план введен факультативный курс. Изучением роли факультативных занятий по английскому языку занимались Шатилов С.Ф., Бим Н.А., Рогова Г.В. Последняя считает, что целью факультативных занятий является углубление общеобразовательных знаний, а также развитие разносторонних интересов и способностей учащихся. Они предоставляют учащимся дополнительные возможности для более глубокого ознакомления с литературой, историей народа, язык которого изучается.

Ведущие специалисты в области иностранных языков (Г.В. Рогова, Н.И. Гез, С.Ф. Шатилов и др.) считают, что в целом на факультативных занятиях обеспечивается более высокий уровень владения школьником устной речью и чтением на иностранном языке, развиваются более прочные навыки самостоятельной работы, чем это предусмотрено обязательной программой.

Г.В. Рогова считает, что нужно определять задачи факультативного курса в зависимости от вида речевой деятельности.

По её мнению, при обучении говорению основной акцент делается на развитие и совершенствование у учащихся умений вести беседу на иностранном языке как с одним собеседником, так и с целой группой, при этом речевая реакция партнеров может носить характер развернутого монологического высказывания.

При обучении аудированию, отмечает она, необходимо развивать у учащихся умение слушать и понимать иноязычные высказывания, а также несложные рассказы, построенные на базе основного и факультативного курса.

При обучении чтению внимание уделяется двум видам текста:

) чтение текстов с охватом основной информации;

) чтение с извлечением полной информации.

Организационными формами факультативных курсов являются регулярные занятия, которые проводятся до или после уроков.

В своих исследованиях Г.В. Рогова приходит к выводу, что факультативный курс должен быть рассчитан на 2-4 часа в неделю. Занятия проводятся параллельно с изучением основного курса. Факультативную группу можно комплектовать из учащихся одного или параллельных классов. При организации факультативных занятий она предлагает руководствоваться следующими методическими принципами:

1. Коммуникативная основа обучению иностранному языку.

2. Всемерное развитие у учащихся умения самостоятельно изучать иностранный язык с целью более совершенного владения им, умения самостоятельно пользоваться справочной литературой.

3. Ограниченная связь факультативно курса с обязательным, так как факультативный курс базируется на знаниях, навыках и умениях учащихся, приобретенных заранее и приобретенных параллельно на уроках основного курса. внеклассный работа английский язык

4. Организация факультативных занятий как особой формы учебного процесса отличается от обязательного курса. (Более непринужденная обстановка, нет строгой фиксации успеваемости учащихся, разнообразная форма проведения, желание общаться на языке).

Таким образом, внеклассная работа имеет различные виды и формы:

· массовые формы (вечера, утренники, олимпиады, конкурсы, КВН);

·   групповые формы (кружки: устной речи, драматический, страноведческий, литературно - переводческий, внеклассного чтения);

· индивидуальная форма (заучивание наизусть отрывков прозы и стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью).

Она достигает своей цели, если при организации будут использованы разнообразные виды и формы.

Все виды внеклассной работы по иностранному языку направлены на повышение интереса и познавательной активности школьников, а на факультативных занятиях развиваются более прочные навыки самостоятельной работы, чем это предусмотрено обязательной программой.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель внеклассной работы - развитие и углубление интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Внеклассная работа отличается от учебной добровольным характером участия учащихся, отсутствием строгой регламентированности в отношении времени, формы ее проведения, большей самостоятельностью и инициативностью учащихся.

В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов. Эти принципы взаимодействуют друг с другом: осуществление одного принципа невозможно без соблюдения других. В зависимости от целей учителя используются различные виды и формы внеклассной работы: массовые, групповые и индивидуальные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.009 с.)