ТОП 10:

ЗАКАЛИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ



ВВЕДЕНИЕ

 

В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы часто забываем, что самое главное – вовремя остановится и задуматься над простыми и вечными проблемами: как вырастить здорового и доброго человека.

Почему одни дети не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Только ли здесь дело в том, что у одного организм крепче, а у другого слабее? Что надо предпринять, чтобы ребенок не был подвержен простудным заболеваниям? Необходимо закаливание.

Под закаливанием принято понимать способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным условиям внешней среды: воздуха, солнца, воды. Известно, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается. Люди по разному реагируют на изменения погоды: одни легко переносят резкую смену холода и тепла – их называют закаленными; другие, напротив, при малейшем изменении погоды чувствуют недомогание, у них появляется насморк, кашель, иногда повышается температура. Человек простудился.

Что же такое простуда? Это временное снижение сопротивляемости организма инфекции под влиянием переохлаждения. Одна из ведущих мер борьбы – закаливание. Так что же такое закаливание?

Закаливание – это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольных учреждениях, так и дома.

Родители часто задают вопрос, если то, что принято называть простудой, в действительности является респираторной инфекцией, то можно ли от нее защититься закаливанием? И если это инфекция, то почему все-таки ребенок заболевает после того, как простынет, промочит ноги, побудет на сквозняке? Попробуем разобраться.

Респираторные заболевания, как неопровержимо доказано, имеют инфекционную природу и передаются воздушно-капельным путем. Установлено так же, что возбудителем их является не одни какой-то вирус, а множество. И поскольку после заболевания вырабатывается нестойкий иммунитет, то ребенок может заражаться очень часто. Для этого ему достаточно самого короткого контакта с больным, причем даже и с тем, кто переносит инфекцию очень легко.

Но почему, же тогда не все дети болеют одинаково часто? Да потому, что заболевание развивается, главным образом, тогда, когда защитные силы организма ослаблены. А охлаждение является одним из основных ослабляющих факторов, оно снижает общий и местный иммунитет.

Цель работы: изучить влияние закаливания на здоровье детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:

- Определить место закаливания в комплексе оздоровительных мероприятий и его влияние на здоровье детей.

- Проанализировать заболеваемость детей, в течение года посещающих детский сад.

- Проанализировать динамику показателей дыхательной системы у детей 5 – 6 лет, посещающих детский сад.

 


ЗАКАЛИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Неспецифическая профилактика ОРВИ

 

Неспецифическая профилактика ОРВИ у детей складывается из целого комплекса мероприятий: режима дня, назначение рационального питания, закаливающих мероприятий и систематических физкультурных занятий с элементами дыхательной гимнастики.

Своевременное регулярное проведение этих мероприятий является основой для хорошего физического и психического развития ребенка, уменьшает его восприимчивость к различным заболеваниям, в частности, к респираторным вирусным инфекциям.

Режим дня

Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении ребенка, капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д.

Режим дня детей дошкольного возраста строится с учетом того, что дети спят днем одни раз 2-2,5 часа, время активного бодрствования удлиняется до 6-7 часов, их ночной сон составляет 10 часов, пищу дети получают 4 раза в сутки.

В дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Необходимо, чтобы и родители понимали важность именно этого условия для здоровья ребенка (28).

 


Примерный режим дня ребенка 5-7 лет (16):

Подъем ребенка после сна, утренняя гимнастика, водные процедуры, утренний туалет 7.00 – 8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 – 8.30
Игры, занятия 8.00 – 9.30
Подготовка к прогулке, прогулка 9.30 – 11.30
Приход с прогулки, игры, занятия 11.30 – 12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30 – 13.00
Подготовка ко сну, сон 13.30 – 15.00
Подъем после сна, подготовка к полднику, полдник 15.30 – 16.00
Игры, подготовка к прогулке, прогулка 16.00 – 18.30
Приход с прогулки, игры, занятия 18.30 – 19.00
Подготовка к ужину, ужин 19.00 – 19.30
Спокойные игры, подготовка ко сну 19.30 – 21.00
Ночной сон 21.00 – 7.00

 

К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

По многим наблюдениям дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дама ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяется дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи.

Все это сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы. Дошкольный режим ребенка дома должен быть продолжением режима детского сада, без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

 

Рациональное питание

Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, поступавшие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Важно, чтобы ребенок пред ухом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи вызывает в коре головного мозга заторможенность пищеварительного центра, вследствие чего аппетит снижается, от завтрака в детском саду ребенок отказывается или съедает его без удовольствия. Не получив нужного количества пищи во время завтрака, через 1-2 часа ребенок ощущает сильный голод; обед съедает с добавкой, переедает, а от полдника вновь отказывается. Из-за нарушения режима питания ребенок регулярно не получает необходимых питательных веществ, отстает в весе, работоспособность его ухудшается (31).

Следует четко представлять, что является важнейшими компонентами пищи, которые усваиваются организмом в процессе пищеварения. Особое место занимают белки. Они служат основным пластическим материалом для строительства клеток и тканей. При длительном недостатке в организме белка отмечается задержка в физическом и умственном развитии ребенка, снижается сопротивляемость его к возбудителям различных болезней.

Важно не только количество, но и качество белка. Полноценными белками богаты мясо, яйца, молоко, сыр, творог. Из растительных продуктов – пшеница, бобовые, крупы, картофель. Оптимальный аминокислотный состав пищевого рациона достигается только при правильном сочетании белков животного и растительного происхождения.

Отрицательное влияние на организм оказывает не только малое количество белка, но и его избыток. Это приводит к нарушению работы почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям.

Важное значение в питании детей имеют жиры. Они обеспечивают энергетические траты, способствуют лучшему усвоению белков, являются носителями жирорастворимых витаминов. При избытке жиров нарушается усвоение белка, угнетается секреция пищеварительных желез, возникает ожирение, нарушается деятельность внутренних органов и систем. При недостатке жира замедляется рост и развитие организма, снижается его сопротивляемость к инфекциям, появляются воспалительные изменения на коже, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта.

 К основным пищевым веществам относятся также углеводы. Они являются главным источником энергии, способствуют нормальному перевариванию и усвоению жиров и белков, богаты клетчаткой, улучшающей передвижение пищевых масс по кишечнику. При недостаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвоение других пищевых веществ (белков и жиров), ухудшается пищеварение. При избытке углеводов происходит усиленное образование жира, понижается сопротивляемость детского организма заболеваниям, повышается вероятность появления аллергических реакций.

Обязательной составной частью пищевого рациона являются минеральные вещества. Ребенку они нужны для правильного роста и развития костной, мышечной, кроветворной нервной ткани. В случае недостаточного поступления в организм минеральных веществ возникают различные нарушения обменных процессов.

Среди минеральных веществ особое значение для детей имеет кальций, который принимает активное участие в образовании костной ткани, зубов, необходим для правильного функционирования нервной и мышечной систем, участвует в процессах свертывания крови. Фосфор необходим для нормального роста и развития костной ткани, деятельности головного мозга, принимает участие в белковом и жировом обмене. Железо является составной частью гемоглобина, при его недостатке возникает определенная форма малокровия (железодефицитная анемия). Очень важным является также снабжение организма ребенка солями магния, натрия и калия. Эти элементы регулируют солевой обмен.

В пище ребенка должны присутствовать и микроэлементы – вещества, содержащиеся в организме в очень малых количествах, но необходимых для его жизнедеятельности. К микроэлементам относят цинк, медь, марганец, кобальт, фтор, йод и др. Доказано, что они выполняют функцию ускорителей химических реакций в организме, входя в состав ферментов, гормонов. Микроэлементами богаты печень, яичный желток, овощи.

Нельзя не сказать и о воде, которая также является компонентом пищи. Процессы обмена веществ, происходящие в организме, возможны только при участии воды, благодаря растворению в ней многих химических соединений. Она необходима для удаления шлаков из организма, так как конечные продукты обмена выводятся в виде водных растворов. Вместе с растворимыми минеральными веществами вода обеспечивает постоянство внутренней среды организма.

Последнее на что следует обратить внимание, говоря о различных компонентах пищи, это витамины. Их значение в питании ребенка очень велико. Они регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляемости детского организма, тесно связаны с процессами роста и развития, входят в состав ферментов, участвуют в процессах кроветворения. Витамины частично образуются в организме, но большая их часть вводится с пищей.

При достаточно полноценном и разнообразном питании, включающем овощи и фрукты, организм получает необходимое количество витаминов. Весной в пищу ребенка обязательно следует дополнительно вводить витамин С (28).

 

Закаливание

Закаливание является главным компонентом в неспецифической профилактике ОРВИ. Остановимся на нем подробнее.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы:

- воздух,

- вода,

- солнечный свет.

Каким же образом природные факторы оказывают закаливающее влияние на организм?

Для того, чтобы понять, почему точно дозированные воздействия природных факторов повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций, следует знать физиологические механизмы закаливания.

 

Принципы закаливания

 

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими (20).

Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними проведены обливания (1).

Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.

Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того, как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время – с купанием.

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы (30):

I группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

II группа – дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

III группа – дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы – отиты, пиелиты и пиелонефриты и т.д., с пороком сердца, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями) (31).

Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции (17).

Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРВИ. В основном – это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольного учреждения трудно охватить процедурами одновременно детей всех групп, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако, в целом, традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.

Более эффективными воздействиями обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме (32).

 

Игровые дорожки»

«Игровые дорожки» используются в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна для повышения двигательной активности, оздоровления детей раннего возраста.

«Игровую дорожку» обозначают в группе (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными снарядами, спортивным инвентарем (лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, банкетка, лесенка и коврики – резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные).

Инвентарь располагают так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все группы мышц (19).

Хождение босиком

Хождение босиком – действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18°С. В начале, дети ходят в носках в течение 4-5 дней, затем – босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 15-20 минут.

Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная со второй ясельной. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми.

С детьми средних и старших групп можно приводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры и т.д.

Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом, пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств влияния других моментов нет.

Хождение босиком является хорошим необременительным для персонала способом закаливания детей в дошкольном учреждении на фоне выполнения других общережимных моментов (2).

 

Воздушные ванны

Издавна известны как средство закаливания воздушные ванны при температуре воздуха в помещениях в проделах 19-22°С. Постепенно температуру понижают путем проветривания до 17-18°С для детей в возрасте 1-2 года и до 15-16°С – для детей 2-3 лет. Начальную продолжительность ванн, равную 2-5 минуты увеличивают через 2-3 дня на 1-2 минуты, и доводят до 10-15 минут.

Важно следить за тем, чтобы ребенок не переохлаждался: при появлении «гусиной кожи» принятие воздушной ванны прекращается. Ежедневно можно проводить 2-3 воздушные ванны.

При рассеянном солнечном облучении можно принимать воздушные ванны на открытом воздухе, но время приема ванн сокращается, если температура воздуха ниже 18°С и скорость ветра больше 5 м/с (18).

Обеспечение достаточной двигательной активности во время приема воздушных ванн является непременным условием их эффективности. Наибольшее оздоровительное значение имеют подвижные игры с циклическими физическими упражнениями (бег, прыжки, марш). Недопустимо принимать воздушные ванны, лежа на земле, даже в теплую погоду (при температуре воздуха 22°С), так как земля обладает выраженным теплоотнимающим действием.

Дети в возрасте 4-6 лет могут с пользой для здоровья принимать воздушные ванны в более охлажденных условиях, начиная с температуры воздуха 17-18°С с постепенным снижением и доведением ее до 12-13°С. При условии хорошей переносимости детьми охлаждения продолжительность первой ванны равна 5 минутам, затем увеличивается до 8-10 минут и более. Тело при этом постепенно освобождается от одежды, начиная с рук и ног.

Какая же во всем этом польза?

Во-первых, тренировку получают не только мышцы, внутренние органы, но и сосуды кожи. Они реагируют на изменения внешней среды (температуры, влажности), повышается устойчивость к сквознякам.

Во-вторых, через кожу происходит значительная часть газообмена. Значит, организму предоставляется дополнительная возможность «дышать».

Чтобы и дневной сон способствовал закаливанию, воздух в спальне должен быть постоянно свежим.

Надо постоянно воспитывать у детей спокойное отношение к этим процедурам, стимулировать появление положительных эмоциональных ощущений (5).

Водные процедуры

Водные процедуры, особенно водные ножные ванны, имеют большое значение в форматировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды.

Ноги (нижнюю треть голени) опускают в сосуд с водой при температуре 33°С для детей 2-3 лет летом и при температуре 33°С зимой; для детей 4-6 лет соответственно при 32°С летом и при 33°С зимой. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды понижается и доводиться до 18°С и ниже.

Контрастные водные ножные ванны проводят путем попеременного местного обливания ног водой из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. От начального контраста 37-38°С до 30-31°С и трех-четырехкратной смены воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18°С при шести-восьмикратной смене температур.

В начале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем – сразу в холодную на 10 сек. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-20 секунд. По окончании процедуры ноги вытирают полотенцем и растирают до покраснения.

К эффективной водной процедуре в целях профилактики заболеваний носоглотки можно отнести полоскание горла прохладной водой. Данный вид закаливания применяется только после консультации врача и санации носоглотки.

Учить детей полоскать горло можно уже в возрасте 2-3 лет. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает сначала полость рта, повторив это не менее двух раз, каждый раз сплевывая. Затем вновь набирает воду в рот, закидывает голову назад и произносит протяжный звук «а-а-а». Температура воды 40-42°С.

Дети в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать горло, начинают эти процедуры при температуре воды 36-37°С. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1°С и доводится до комнатной температуры. Вообще полезно вырабатывать у детей с раннего возраста привычку пить прохладную воду (4).

Солнечные ванны

«Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач», – гласит старая пословица. Целебные силы солнца изумительны. Солнечные ванны усиливают рост, улучшают обмен веществ, состав крови, защитные свойства кожи. Под влиянием солнечного облучения повышается работоспособность, улучшается настроение.

Но нужно помнить, что злоупотребление солнечными лучами способствует перегреванию организма, появлению вялости, головных болей, потере аппетита и сна. А чтобы солнце принесло только пользу необходимо соблюдать определенные условия.

1. Солнечные ванны проводятся в дошкольном учреждении под руководством медицинского персонала. Воспитатели в этом принимают непосредственной участие.

2. Во время приема солнечных ванн все дети должны иметь легкие головные уборы из светлых тканей.

3. Дозирование времени легко контролируется.

4. В первые дни продолжительность солнечных ванн не должна превышать 3-5 минут, и постепенно может быть увеличена до 30-35 минут. В первые дни солнечных ванн чувствительность кожи по отношению к солнечным лучам сравнительно высока. Проводить в это время различные мероприятия на свежем воздухе необходимо в затемненных местах.

5. Известно, что оздоровительные действия солнечных лучей проявляются уже при таких дозах, которые не вызывают загара. Поэтому для закаливания нет нужды добиваться сильного загара (9).

 

Двигательная активность

 

Нормированная двигательная активность детей в режиме дня реализуется через следующие организационные формы:

- утренняя гимнастика;

- физкультурные занятия;

- физкультпаузы;

- гимнастика после дневного сна;

- прогулки.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика решает следующие задачи:

- повышение эмоционального тонуса детей;

- активизация мышечного тонуса детей путем комплексного физического и закаливающего воздействия на их организм (6).

Утренняя гимнастика призвана обеспечить систематическое оздоровительное воздействие и формировать привычку ежедневно выполнять физические упражнения.

Перед завтраком в младших группах в течение 5 минут и в старших по 10-12 минут выполняются общеразвивающие упражнения и несложные игровые задания с целью вызвать положительные эмоции, но не перевозбуждать упражнениями с большой подвижностью (23).

Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребят правильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и т.д.), подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоим ему преодолевать в процессе деятельности в течение дня.

Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнения для разных мышечных групп.

Родители должны быть знакомы с проведением основных упражнений для того, чтобы и дома можно было включать их в утреннюю зарядку (28).

Физкультурные занятия

Физкультурные занятия являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и решают целый комплекс задач:

- удовлетворяют естественную потребность детей в движении;

- развивают физические качества детей;

- формируют основные двигательные умения и навыки детей;

- обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств;

- обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья (6).

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут в младшей группе и по 35 минут в подготовительной.

Каждое занятие, включающее вводную, основную и заключительную части, соответствует возможностям детей:

- учитывается неустойчивость их внимания, быстрая утомляемость при однообразных действиях, в связи с этим чередуются упражнения, строго регламентированные, с более свободными;

- игровые задания, требующие спокойного, сосредоточенного исполнения с заданиями, рассчитанными на большую подвижность;

- групповые действия с индивидуальными (23).

Активизацию мыслительной деятельности детей на физкультурных занятиях следует осуществлять путем создания проблемно-поисковых ситуаций, требующих от них пространственной ориентировки, самостоятельного выбора способов выполнения движений, оценки и самооценки (6).

Физкультурные паузы

Физкультпаузы в режиме дня решают следующие задачи:

- снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный);

- обеспечение эмоционально-активного отдыха детей;

- активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.

Содержание физкультпауз составляют хорошо знакомые детям физические и спортивные упражнения, а также подвижные игры.

Подбор их в комплексы зависит от возраста детей, вида занятия и степени сложности его учебного материала.

Физкультпаузы во время занятий следует приводить ежедневно.

Их количество и продолжительность должны зависеть от типа занятия, сложности материала, состояния здоровья детей, а также времени суток (первая половина дня или втора).

Дозировка физической нагрузки в средней, старшей и подготовительной группах имеет отличие лишь по длительности проведения физкультпаузы (7).


Прогулки

Прогулки занимают очень большое место в распорядке дня детского сада. На них отводится от 30 минут до 2 часов времени в первой и во второй половине дня.

Основным назначением прогулок является длительное пребывание на открытом воздухе, заполненное подвижными играми и физическими упражнениями, а также обучение детей применению двигательных умений в естественных условиях, отличающихся от учебных.

Целесообразно широко применять сюжетные игры с правилами, которые требуют умения действовать в коллективе, согласовывать свои движения с движениями других детей, выполнять установленные правила.

Собирая ребенка на прогулку, надо обращать внимание на одежду: она должна соответствовать сезону года и не стеснять движений, так как во время прогулки он должен активно двигаться (27).

влияние закаливание здоровье дошкольник

 


Организация исследования

 

В соответствии с целью и задачами настоящего исследования нами было проведено комплексное изучение динамики основных показателей дыхательной системы, а также динамики состояния здоровья детей 5-6 лет. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с января 2007 года по январь 2008 года на базе детского дошкольного учреждения.

В исследовании принимали участие дети в количестве 40 человек, поделенные на две группы. Одна из групп имела статус экспериментальной, где дети в течение 2007 года проводили мероприятия по закаливанию организма.  Объем закаливающих процедур наряду с воздушными ваннами, солнечными ваннами, «игровыми дорожками», хождением босиком был дополнен дыхательной гимнастикой, которая проводилась ежедневно по 10 минут (комплекс дыхательной гимнастики представлен в приложении 1).

Двигательная активность детей в режиме дня также сопровождалась элементами дыхательной гимнастики.

Вторая группа имела статус контрольной, где дети закаливанием не занимались, а физическую нагрузку получали на занятиях по физическому воспитанию. Дыхательной гимнастикой эта группа также не занималась.

Исследование было проведено в условиях естественного эксперимента с двумя замерами: первое – в январе 2007 года, второе – в январе 2008 года.

Обследование осуществлялось совместно с воспитателями этих групп, медработником детского сада, инструктором физического воспитания.

 

Методы исследования

 

В работе были использованы следующие методы исследования:

- анализ литературных источников;

- педагогический эксперимент;

- диагностика.

В период исследования нами было изучено 33 источника.

Суть педагогического эксперимента заключалась в систематизации закаливающих мероприятий с детьми 5-6 лет в режиме дня, что, по нашему мнению, позволит существенно улучшить основные показатели дыхательной системы и состояния здоровья в целом.

В качестве основного тестового материала нами использовались следующие показатели:

- уровень заболеваемости;

- показатели дыхательной системы (спирометрия, проба Генчи, проба Штанге).

Спирометрия. Перед замером отдых в течение 3-5 минут. Затем испытуемый делает максимальный вдох, зажимает нос пальцами, обхватывает губами мундштук и делает равномерный максимально глубокий выдох в спирометр, стараясь держаться прямо, не сутулясь.

Проба Штанге. Время задержки дыхания на вдохе измеряют после 3-5 минутного отдыха. Тестируемый делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыхание. При этом рот должен быть закрыт, и нос зажат пальцами. По секундомеру определяем время задержки дыхания.

Проба Генчи. После неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. Интервал между замерами времени задержки дыхания на вдохе и выдохе не менее 5-7 минут.

Исследования проводились в хорошо проветренном помещении.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Полученные результаты мы обсуждали, основываясь на принципах сравнительного анализа.

Эффективность влияния комплекса закаливающих процедур и дыхательной гимнастики на организм детей оценивалась нами по двум категориям (показатели здоровья детей, показатели дыхательной системы: спирометрия, пробы Штанге и Генчи).

Анализируя таблицу 1, мы видим, что исходные данные заболеваемости в экспериментальной группе превышали общий уровень заболеваемости в контрольной группе на 9 случаев и на 5 случаев простудными заболеваниями.

За период исследования заболеваемость снизилась в обеих группах (см. таблицу 2). В экспериментальной группе, где дети занимались закаливанием, уровень простудных заболеваний снизился в 2 раза, что составило 30 случаев, тогда как у сверстников контрольной группы – только на 9, составив в итоге 47 случаев простудных заболеваний.

Анализируя данные таблицы 3, мы видим, что средний исходный показатель спирометрии в контрольной группе на 10 мл больше, чем в экспериментальной и составил 1480 мл, а в экспериментальной группе – 1470 мл (см. диаграмму 1).

Несмотря на данное обстоятельство, динамика этого показателя за период исследования значительно изменилась: в экспериментальной группе среднее значение показателя спирометрии увеличилось на 80 мл и составило 1550 мл, тогда как у сверстников в контрольной группе – только на 20 мл, составив в итоге 1500 мл (см. таблицу 4, диаграмму 5).

Подобная тенденция между обеими группами наблюдалась в динамике темпов прироста показателей пробы Штанге и Генчи. При более низких средних исходных значениях в экспериментальной группе, показатели пробы Штанге и Генчи на 1 сек меньше, чем в контрольной группе (см. таблицу 3, диаграмму 2). Эти показатели увеличились здесь за период исследования: пробы Генчи – на 6 сек, пробы Штанге – на 8 сек и составили с итоге 17 сек и 30 сек соответственно (см. таблицу 4, диаграмму 2), в то время, как в контроле средние значения проб Штанге и Генчи оказались менее выраженными – 25 сек и 14 сек соответственно (см. диаграмму 4).

Таким образом, за период исследования темпы прироста средних значений показателей дыхательной системы (спирометрия, пробы Штанге и Генчи) оказались в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе (см. таблицу 5, диаграммы 5, 6, 7).

 


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник, 2002.

2. Береснева З.И. Оздоровительная программа ДШО, 2004.

3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Медицина, 1986.

4. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей, 2000.

5. Глушанок Т.Г., Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка, 1994.

6. Головин О.В. Организация двигательного режима детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения, 2000.

7. Давыдов В.Ю. Теория и практика физической культуры, 1995.

8. Дошкольное воспитание №2, 1997.

9. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми, 1989.

10. Змановский Ю.Ф. Эффективное закаливание в дошкольных учреждениях. – М.: Педиатрия, 1989.

11. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, 1978.

12. Кончиу Н.С. Теория и практика закаливания, 1999.

13. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДШО, 2003.

14. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – Москва, 2005.

15. Лысенко И.М. Частые респираторные заболевания у детей различных экологических регионов. – М.: Медицина, 1996.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.8.102 (0.042 с.)