Неспецифическая профилактика ОРВИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неспецифическая профилактика ОРВИ



 

Неспецифическая профилактика ОРВИ у детей складывается из целого комплекса мероприятий: режима дня, назначение рационального питания, закаливающих мероприятий и систематических физкультурных занятий с элементами дыхательной гимнастики.

Своевременное регулярное проведение этих мероприятий является основой для хорошего физического и психического развития ребенка, уменьшает его восприимчивость к различным заболеваниям, в частности, к респираторным вирусным инфекциям.

Режим дня

Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития ребенка. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении ребенка, капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т.д.

Режим дня детей дошкольного возраста строится с учетом того, что дети спят днем одни раз 2-2,5 часа, время активного бодрствования удлиняется до 6-7 часов, их ночной сон составляет 10 часов, пищу дети получают 4 раза в сутки.

В дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Необходимо, чтобы и родители понимали важность именно этого условия для здоровья ребенка (28).

 


Примерный режим дня ребенка 5-7 лет (16):

Подъем ребенка после сна, утренняя гимнастика, водные процедуры, утренний туалет 7.00 – 8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 – 8.30
Игры, занятия 8.00 – 9.30
Подготовка к прогулке, прогулка 9.30 – 11.30
Приход с прогулки, игры, занятия 11.30 – 12.30
Подготовка к обеду, обед 12.30 – 13.00
Подготовка ко сну, сон 13.30 – 15.00
Подъем после сна, подготовка к полднику, полдник 15.30 – 16.00
Игры, подготовка к прогулке, прогулка 16.00 – 18.30
Приход с прогулки, игры, занятия 18.30 – 19.00
Подготовка к ужину, ужин 19.00 – 19.30
Спокойные игры, подготовка ко сну 19.30 – 21.00
Ночной сон 21.00 – 7.00

 

К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

По многим наблюдениям дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дама ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяется дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи.

Все это сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживаются функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы. Дошкольный режим ребенка дома должен быть продолжением режима детского сада, без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

 

Рациональное питание

Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, поступавшие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Важно, чтобы ребенок пред ухом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи вызывает в коре головного мозга заторможенность пищеварительного центра, вследствие чего аппетит снижается, от завтрака в детском саду ребенок отказывается или съедает его без удовольствия. Не получив нужного количества пищи во время завтрака, через 1-2 часа ребенок ощущает сильный голод; обед съедает с добавкой, переедает, а от полдника вновь отказывается. Из-за нарушения режима питания ребенок регулярно не получает необходимых питательных веществ, отстает в весе, работоспособность его ухудшается (31).

Следует четко представлять, что является важнейшими компонентами пищи, которые усваиваются организмом в процессе пищеварения. Особое место занимают белки. Они служат основным пластическим материалом для строительства клеток и тканей. При длительном недостатке в организме белка отмечается задержка в физическом и умственном развитии ребенка, снижается сопротивляемость его к возбудителям различных болезней.

Важно не только количество, но и качество белка. Полноценными белками богаты мясо, яйца, молоко, сыр, творог. Из растительных продуктов – пшеница, бобовые, крупы, картофель. Оптимальный аминокислотный состав пищевого рациона достигается только при правильном сочетании белков животного и растительного происхождения.

Отрицательное влияние на организм оказывает не только малое количество белка, но и его избыток. Это приводит к нарушению работы почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям.

Важное значение в питании детей имеют жиры. Они обеспечивают энергетические траты, способствуют лучшему усвоению белков, являются носителями жирорастворимых витаминов. При избытке жиров нарушается усвоение белка, угнетается секреция пищеварительных желез, возникает ожирение, нарушается деятельность внутренних органов и систем. При недостатке жира замедляется рост и развитие организма, снижается его сопротивляемость к инфекциям, появляются воспалительные изменения на коже, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта.

 К основным пищевым веществам относятся также углеводы. Они являются главным источником энергии, способствуют нормальному перевариванию и усвоению жиров и белков, богаты клетчаткой, улучшающей передвижение пищевых масс по кишечнику. При недостаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвоение других пищевых веществ (белков и жиров), ухудшается пищеварение. При избытке углеводов происходит усиленное образование жира, понижается сопротивляемость детского организма заболеваниям, повышается вероятность появления аллергических реакций.

Обязательной составной частью пищевого рациона являются минеральные вещества. Ребенку они нужны для правильного роста и развития костной, мышечной, кроветворной нервной ткани. В случае недостаточного поступления в организм минеральных веществ возникают различные нарушения обменных процессов.

Среди минеральных веществ особое значение для детей имеет кальций, который принимает активное участие в образовании костной ткани, зубов, необходим для правильного функционирования нервной и мышечной систем, участвует в процессах свертывания крови. Фосфор необходим для нормального роста и развития костной ткани, деятельности головного мозга, принимает участие в белковом и жировом обмене. Железо является составной частью гемоглобина, при его недостатке возникает определенная форма малокровия (железодефицитная анемия). Очень важным является также снабжение организма ребенка солями магния, натрия и калия. Эти элементы регулируют солевой обмен.

В пище ребенка должны присутствовать и микроэлементы – вещества, содержащиеся в организме в очень малых количествах, но необходимых для его жизнедеятельности. К микроэлементам относят цинк, медь, марганец, кобальт, фтор, йод и др. Доказано, что они выполняют функцию ускорителей химических реакций в организме, входя в состав ферментов, гормонов. Микроэлементами богаты печень, яичный желток, овощи.

Нельзя не сказать и о воде, которая также является компонентом пищи. Процессы обмена веществ, происходящие в организме, возможны только при участии воды, благодаря растворению в ней многих химических соединений. Она необходима для удаления шлаков из организма, так как конечные продукты обмена выводятся в виде водных растворов. Вместе с растворимыми минеральными веществами вода обеспечивает постоянство внутренней среды организма.

Последнее на что следует обратить внимание, говоря о различных компонентах пищи, это витамины. Их значение в питании ребенка очень велико. Они регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляемости детского организма, тесно связаны с процессами роста и развития, входят в состав ферментов, участвуют в процессах кроветворения. Витамины частично образуются в организме, но большая их часть вводится с пищей.

При достаточно полноценном и разнообразном питании, включающем овощи и фрукты, организм получает необходимое количество витаминов. Весной в пищу ребенка обязательно следует дополнительно вводить витамин С (28).

 

Закаливание

Закаливание является главным компонентом в неспецифической профилактике ОРВИ. Остановимся на нем подробнее.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы:

- воздух,

- вода,

- солнечный свет.

Каким же образом природные факторы оказывают закаливающее влияние на организм?

Для того, чтобы понять, почему точно дозированные воздействия природных факторов повышают иммунитет и работоспособность человека, снижают влияние стрессовых ситуаций, следует знать физиологические механизмы закаливания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.009 с.)