Глава 3. Влияние октябрьской революции на поэзию серебряного века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Влияние октябрьской революции на поэзию серебряного века



 

Октябрьская революция - явление глобального масштаба, изменившее мировую историю, оказавшее влияние на все стороны жизни России. Поэты серебряного века по-разному приняли революцию и отразили свои переживания в творчестве. Я рассмотрю некоторые проявления этого влияния, характеризующие по возможности разные его стороны.

А. Блок воспринимал революцию как очистительную бурю, торжество стихии, которая призвана разрушить старую, уже омертвевшую цивилизацию и, проведя историю через эпоху нового варварства, вывести ее к рождению новой культуры. В поэме "Двенадцать", стихотворении "Скифы" автор утверждает величие и правоту революции, несущей возмездие старому миру. Смысл революции Блок видел в обновлении мира путем прохождения через взрыв стихии - безудержной, гибельной и проникнутой духом музыки. Неудивительно, что, когда Блок перестал различать в революции этот дух музыки, когда, через два года увидел, что ни обновления мира, ни синтеза искусства, жизни и политики не произошло, он не вынес этого.

С. Есенин принял революцию сначала "с крестьянским уклоном", как он сам писал [2: 119]. Поэт мечтал о преображении людей и земли, о рождении новой человеческой души, новой веры. Однако уже в первых послереволюционных произведениях ("Товарищ". "Отчарь", "Пришествие", "Певущий зов") порой слышны трагические интонации. Есенин видел мир как "некий вселенский ветроград, где люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего дерева, имя которому социализм или рай…"[8: 30-31]. Вскоре поэт начинает понимать ошибочность своей утопии и произносит страшное пророчество в адрес революционной современности:

 


Веслами отрубленных рук

Вы гребетесь в страну грядущего" [11: 247].

 

Созданный поэтом образ выражает его зловещие предчувствия и уверенность в том, что ценой насилия нельзя осчастливить человечество. Поэт горько переживал тяготы, выпавшие на долю крестьянства после революции. Он, как и все новокрестьянские поэты, писал о беззащитности и хрупкости жизни под натиском техники, машинной цивилизации, о трагедии живого мира, зажатого в железных лапах, видя в этом символ собственной поэтической судьбы: "Неживые, чужие ладони, этим песням при вас не жить!" [11: 255].

Изменилось отношение к революции от восторженного до разочарованного и у В. Маяковского. Маяковский воспринял революцию как торжество единения людей, обретших свободу. Свой поэтический голос и талант поэт принес в дар этой освободительной силе: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось" [12: 90]. Впоследствии для Маяковского, как и для многих прозревших, постепенно открывалась обманчивость обретенной свободы. Тревога за будущее, в котором нет места подлинной человечности, проскальзывает в сатирических произведениях ("Клоп". "Баня" и другие). В творчестве поэта влияние революции сказалось и на тематике его стихотворений, почти повсеместно связанных с революцией, и на особенностях поэтики. Поэт предпочитает лирическому самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, свои представления о мире, о месте человека в нем, о счастье. Идя от настоящего, поэт стремится - и тянет за собой читателя - в светлое будущее, что определяет пафос его произведений. В отличие от Блока, Есенина, Маяковского, ряд поэтов серебряного века с самого начала не верили в революционные идеалы. Показательна в этом плане З. Гиппиус. Если Февральскую революцию Гиппус приняла достаточно отчужденно, то Октябрьский переворот встретила крайне враждебно. Тема России, скорбь о ее настоящем, пророчество о будущем навсегда становятся главной темой ее поэзии. Ее поэзия остра, индивидуальна, в ней много сконцентрированного чувства. В стихотворениях о революции символы приобретают намеренную сниженность, выражая отношение поэтессы к происходящим переменам:

 

Как скользки улицы отвратные,

Какая стыдь!

Как в эти дни невероятные

Позорно жить!

Лежим, заплеваны и связаны

По всем углам.

Плевки матросские размазаны

У нас по лбам [9: 74]

 

З. Гиппиус, не поняв и не приняв революцию, порвала с принявшими ее Блоком, Брюсовым, Белым, эмигрировала из России. Влияние революции на ее творчество, выразившееся в постоянных декларациях непримиримости с насилием и злом, сохранилось до конца. Не смог принять октябрьский переворот и М. Волошин, крайне отрицательно относившийся ко всяким насильственным преобразованиям.

 

"Брали на мушку", "ставили к стенке",

"Списывали в расход" -

так изменялись из года в год

Быта и речи оттенки.

"Хлопнуть", "угробить". "отправить на шлепку",

"К Духонину в штаб", "разменять" -

Проще и хлеще нельзя передать

Нашу кровавую трепку.


Боль, ужас и отчаянье услышала я в этом отрывке из стихотворения "Терминология". Революция изменила мировосприятие поэта, и, соответственно, отразилась во всем его дальнейшем творчестве.

Обратившись к послереволюционному творчеству Н. Гумилева, я обнаружила, что он - и в этом его исключительность - ни одним словом не откликнулся на революцию, гражданскую войну, послереволюционное переустройство жизни, не поддержал и не оспорил действий новой власти. Он уклонился от прямого диалога с современным ему режимом, он отказался говорить на его языке. Он не соглашался и не бунтовал, промолчал о том, что творилось со страной и народом в это время. Но действительность была такова, что и молчание истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция. В его стихотворениях "Слово". "Заблудившийся трамвай", "Звездный ужас" было то, чего нельзя было не заметить: мужество неприятия, энергия неповиновения, этика сопротивления:

 

И все ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить… [10: 271]

 

Проанализировав творчество революционного периода нескольких поэтов серебряного века, можно сделать вывод о том, что революция 1917 года оказала серьезнейшее влияние на творчество всех поэтов того времени и это влияние по-разному отразилось в их произведениях. Восторженное приятие революционных преобразований, последующее разочарование в ее идеалах, резкое осуждение или молчаливое созерцание - какой бы ни была реакция на происходящие в стране перемены, творчество каждого поэта стало выражением идейной позиции автора, изменений в его мировоззрении. Октябрьская революция стала событием, положившим начало завершению удивительного периода в истории русской литературы - серебряного века.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Время рубежа ХIХ и ХХ веков, насыщенное событиями огромного исторического значения, оказывало влияние на все стороны жизни. Движение истории сопровождалось стремительным развитием передовой общественной мысли и культуры. Не осталась в стороне и поэзия, чутко реагировавшая на социальные потрясения эпохи. Расцвет русской поэзии этого периода получил название серебряный век. В это время возникает множество литературных течений, наиболее влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм. Несмотря на порой разительное стилистическое несходство, разницу вкусов и литературной тактики, глубинные устремления конфликтовавших друг с другом модернистских течений были весьма сходными. Поэтому реальная картина литературного процесса в значительно большей мере определялась творческим индивидуальностями поэтов, а не историей различных направлений и течений.

Русская литература серебряного века подарила нам целое созвездие ярких индивидуальностей. Даже художники, принадлежавшие к одному течению, зачастую заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам. Но наследие рубежа веков не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова. Литературное наследие этого периода представляет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они не были, оказываются лишь частью грандиозного целого.

Исследование произведений нескольких выдающихся авторов рубежа веков дает основание предположить, что при всей несхожести идейных и творческих установок у поэтов наблюдается общая зависимость от событий, происходящих в стране. Несправедливое социальное устройство, жизнь простых людей до революции приковывали внимание поэтов, и раздумья о будущем страны находили отражение в творчестве. Одним из наиболее ярких событий дореволюционного периода стала Первая мировая война, изменившая мироощущение и творческое выражение мастеров поэтического слова. Патриотизм, боль за Россию, отрицание войны как разрушительного, уничтожающего явления по-своему преломились в произведениях того времени.

Самым серьезным потрясением не только для поэзии, а и для всей культуры стала Октябрьская революция 1917 года. Не было поэта, сумевшего избежать влияния этого масштабного явления, ведь русская литература всегда была отражением эпохи. По-разному поэты серебряного века отнеслись к происходящему переустройству общества: некоторые как к глобальной катастрофе, иные - как к очистительной грозе, но влияние, оказанное на творчество революцией, сохранилось до конца жизни многих поэтов. Сопричастность происходящим в стране событиям ощущал каждый великий мастер:

 

Далекие потомки наши, знайте,

Что если вы живете во вселенной,

Где каждая частица вещества

С другого слита жертвенной любовью

И человечеством преодолен

Закон необходимости и смерти, -

То в этом мире есть и наша доля!- [10: 217]

 

к этим словам Максимилиана Волошина, обращенным к нам, его потомкам, может присоединиться практически любой поэт серебряного века.

Проведенная работа затрагивает интересную и до конца не рассмотренную в литературоведении проблему и может быть использована в качестве основы для дальнейших серьезных исследований.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гарин И. И. Серебряный век:В 3 т./И. И. Гарин.- М.:ТЕРРА, 1999-.Т. 1.-1999. - 294 с.

2.  Долгополов Л.К. О русской поэзии конца ХIХ - начала ХХ века. - Л.: Лениздат, 1999. - 264 с.

3. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век /Под ред.Ж.Нива и др. - М.: Высшая школа, 1995. - 346 с.

.   Колобаева Л.А. Концепции личности в литературе на рубеже ХIХ - ХХ веков. - М.: Астрель, 2002. - с.123-125.

5.  Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-Пресс, 1997. - с. 515, 522.

6. Лукницкая В.К. Жизнь и стихи Николая Гумилева. - М.: Аст-пресс, - 2000. - 232 с.

.   Маргвелашвили Г. Жизнь и творческие искания Осипа Мандельштама. - Тбилиси: Мерани, 1999. - с. 23-24.

.   Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX в. М.: Искусство,1999. - с. 30 - 31.

9.  Поэзия серебряного века. В 2 т.: т.1. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.

10. Поэзия серебряного века. В 2 т.: т.2. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.

.   Русская литература ХХ века: Хрестоматия /Сост. А.Г.Соколов. - М.: Дрофа, 2002. - 488 с.

.   Русские писатели: Биобиблиографический словарь: в 2 ч. ч.2 - М.: Просвещение, 1999. - с. 87 - 91.

13. Смирнова Л.А. Единство духовных устремлений в литературе Серебряного века // Российский литературоведческий журнал /1994 /№ 5 - 6. - с. 10.

14. Соколов А.Г. Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ - начала ХХ века. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 346 с.

.   Эткинд Е. Русская поэзия ХХ века как единый процесс//Вопросы литературы/ 1998/ №10. - с. 14-18.

.   www.licey.net / По страницам литературной классики / Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов / Модернистские течения в поэзии серебряного века /



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.018 с.)