Глава 1. Серебряный век - феномен Русской культуры на рубеже Х I Х и ХХ веков 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Серебряный век - феномен Русской культуры на рубеже Х I Х и ХХ веков



ВВЕДЕНИЕ

Конец XIX-начало ХХ века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, культура. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившему всемирную славу русскому реализму - приходила эпоха эстетического многообразия. Особенно динамично в это время развивалась поэзия, позднее заслужившая название поэтического ренессанса или серебряного века.

Драматизм отношений со временем в поэзии этого времени обусловлен не только драматизмом самого столетия, но и ощущением его итоговости, рубежности, убеждением в том, что переход в новое время должен быть переходом в качественно новое состояние человечества. Наиболее чуткие художники слова напряженно вслушивались в "шум времени" (по выражению О. Мандельштама) и преломляли этот шум в своем слове. Поэзия серебряного века отразила в себе сложный и неоднозначный период социально-политического, духовного и культурного развития России во время революций и войн. Происходящие в стране события не могли не оказать влияния на творчество поэтов этого периода. Художник всегда тесно связан с эпохой, даже если связь эта и не представляется на первый взгляд ярко обозначенной.

С литературой серебряного века достаточно полно мы смогли познакомиться сравнительно недавно из-за идеологических и эстетических расхождений ее с советской властью. За последнее время создана обширная литература об этом периоде русской поэзии. Изданы многочисленные воспоминания, например, З. Гиппиус ("Живые лица"), В. Ходасевича ("Некрополь"), Ю.Терапиано "Встречи", С. Маковского "На Парнасе серебряного века" и другие. Многие отечественные и зарубежные исследователи, в том числе, например, такие крупные ученые, как Р. Д. Тименчик, В. Орлов, Л. К. Долгополов, М. Л. Гаспаров и другие обращались к анализу культуры серебряного века. Смирнова Л. А., Ф. А. Степун И. В. Кондаков, Н. Богомолов В. Крейд и другие писали о единстве духовных устремлений в литературе того времени. Оригинальный взгляд на историю серебряного века с точки зрения психоанализа представлен в работах А. Эткинда. С. Венгеров, А. Климентов В. Жирмунский, М. Гофман Г. Флоровский, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский и другие характеризовали культуру серебряного века как неоромантическую. В советское и постсоветское время об этом писали А. Л. Казин, М. Г. Неклюдова. Издано много работ, исследующих литературные течения и объединения, а также творчество отдельных поэтов того времени. Таким образом, литература о серебряном веке достаточно обширна и продолжает пополняться. Но в то же время к проблеме влияния событий, происходящих в стране, на творчество поэтов серебряного века исследователи обращаются не часто. Данный вопрос затронут в работах Соколовой А. Г., Смирнова Л. А., Неклюдовой М. Г., Кондакова И. В. и других, но продолжает оставаться недостаточно полно рассмотренным. Этим объясняется актуальность избранной темы.

Цель данной работы можно сформулировать следующим образом: рассмотреть, как события в стране влияли на творчество поэтов серебряного века. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, среди которых я могу выделить следующие:

рассмотреть сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века;

проанализировать социально-политические особенности эпохи;

рассмотреть, как в поэзии серебряного века отразилась жизнь простого народа;

определить степень влияния Первой мировой войны на поэзию серебряного века;

исследовать особенности влияния Октябрьской революции на поэзию серебряного века.

Методологию исследования поэзии серебряного века в данной работе я построила на сочетании нескольких исследовательских методов. Методология исследования представляет собой комплекс литературоведческих подходов, обеспечивающих возможность полного раскрытия заявленной темы. Основным методом, принятым в работе, является анализ поэтического текста, то есть анализ приемов создания текста и связи структуры текста с содержанием.

Другим методом, использованным в работе, является метод рефлексивного чтения текста. Поскольку многие стихотворения анализируемого периода имеют неклассический, нестандартный характер, применение к ним только классических методов анализа будет недостаточно эффективно. Метод рефлексивного чтения состоит в содержательно-формальном анализе текста с параллельным анализом собственно читательских реакций исследователя на текст.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Время рубежа ХIХ и ХХ веков, насыщенное событиями огромного исторического значения, оказывало влияние на все стороны жизни. Движение истории сопровождалось стремительным развитием передовой общественной мысли и культуры. Не осталась в стороне и поэзия, чутко реагировавшая на социальные потрясения эпохи. Расцвет русской поэзии этого периода получил название серебряный век. В это время возникает множество литературных течений, наиболее влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм. Несмотря на порой разительное стилистическое несходство, разницу вкусов и литературной тактики, глубинные устремления конфликтовавших друг с другом модернистских течений были весьма сходными. Поэтому реальная картина литературного процесса в значительно большей мере определялась творческим индивидуальностями поэтов, а не историей различных направлений и течений.

Русская литература серебряного века подарила нам целое созвездие ярких индивидуальностей. Даже художники, принадлежавшие к одному течению, зачастую заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам. Но наследие рубежа веков не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова. Литературное наследие этого периода представляет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они не были, оказываются лишь частью грандиозного целого.

Исследование произведений нескольких выдающихся авторов рубежа веков дает основание предположить, что при всей несхожести идейных и творческих установок у поэтов наблюдается общая зависимость от событий, происходящих в стране. Несправедливое социальное устройство, жизнь простых людей до революции приковывали внимание поэтов, и раздумья о будущем страны находили отражение в творчестве. Одним из наиболее ярких событий дореволюционного периода стала Первая мировая война, изменившая мироощущение и творческое выражение мастеров поэтического слова. Патриотизм, боль за Россию, отрицание войны как разрушительного, уничтожающего явления по-своему преломились в произведениях того времени.

Самым серьезным потрясением не только для поэзии, а и для всей культуры стала Октябрьская революция 1917 года. Не было поэта, сумевшего избежать влияния этого масштабного явления, ведь русская литература всегда была отражением эпохи. По-разному поэты серебряного века отнеслись к происходящему переустройству общества: некоторые как к глобальной катастрофе, иные - как к очистительной грозе, но влияние, оказанное на творчество революцией, сохранилось до конца жизни многих поэтов. Сопричастность происходящим в стране событиям ощущал каждый великий мастер:

 

Далекие потомки наши, знайте,

Что если вы живете во вселенной,

Где каждая частица вещества

С другого слита жертвенной любовью

И человечеством преодолен

Закон необходимости и смерти, -

То в этом мире есть и наша доля!- [10: 217]

 

к этим словам Максимилиана Волошина, обращенным к нам, его потомкам, может присоединиться практически любой поэт серебряного века.

Проведенная работа затрагивает интересную и до конца не рассмотренную в литературоведении проблему и может быть использована в качестве основы для дальнейших серьезных исследований.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гарин И. И. Серебряный век:В 3 т./И. И. Гарин.- М.:ТЕРРА, 1999-.Т. 1.-1999. - 294 с.

2.  Долгополов Л.К. О русской поэзии конца ХIХ - начала ХХ века. - Л.: Лениздат, 1999. - 264 с.

3. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век /Под ред.Ж.Нива и др. - М.: Высшая школа, 1995. - 346 с.

.   Колобаева Л.А. Концепции личности в литературе на рубеже ХIХ - ХХ веков. - М.: Астрель, 2002. - с.123-125.

5.  Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-Пресс, 1997. - с. 515, 522.

6. Лукницкая В.К. Жизнь и стихи Николая Гумилева. - М.: Аст-пресс, - 2000. - 232 с.

.   Маргвелашвили Г. Жизнь и творческие искания Осипа Мандельштама. - Тбилиси: Мерани, 1999. - с. 23-24.

.   Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX в. М.: Искусство,1999. - с. 30 - 31.

9.  Поэзия серебряного века. В 2 т.: т.1. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.

10. Поэзия серебряного века. В 2 т.: т.2. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.

.   Русская литература ХХ века: Хрестоматия /Сост. А.Г.Соколов. - М.: Дрофа, 2002. - 488 с.

.   Русские писатели: Биобиблиографический словарь: в 2 ч. ч.2 - М.: Просвещение, 1999. - с. 87 - 91.

13. Смирнова Л.А. Единство духовных устремлений в литературе Серебряного века // Российский литературоведческий журнал /1994 /№ 5 - 6. - с. 10.

14. Соколов А.Г. Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ - начала ХХ века. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 346 с.

.   Эткинд Е. Русская поэзия ХХ века как единый процесс//Вопросы литературы/ 1998/ №10. - с. 14-18.

.   www.licey.net / По страницам литературной классики / Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов / Модернистские течения в поэзии серебряного века /

ВВЕДЕНИЕ

Конец XIX-начало ХХ века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, культура. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившему всемирную славу русскому реализму - приходила эпоха эстетического многообразия. Особенно динамично в это время развивалась поэзия, позднее заслужившая название поэтического ренессанса или серебряного века.

Драматизм отношений со временем в поэзии этого времени обусловлен не только драматизмом самого столетия, но и ощущением его итоговости, рубежности, убеждением в том, что переход в новое время должен быть переходом в качественно новое состояние человечества. Наиболее чуткие художники слова напряженно вслушивались в "шум времени" (по выражению О. Мандельштама) и преломляли этот шум в своем слове. Поэзия серебряного века отразила в себе сложный и неоднозначный период социально-политического, духовного и культурного развития России во время революций и войн. Происходящие в стране события не могли не оказать влияния на творчество поэтов этого периода. Художник всегда тесно связан с эпохой, даже если связь эта и не представляется на первый взгляд ярко обозначенной.

С литературой серебряного века достаточно полно мы смогли познакомиться сравнительно недавно из-за идеологических и эстетических расхождений ее с советской властью. За последнее время создана обширная литература об этом периоде русской поэзии. Изданы многочисленные воспоминания, например, З. Гиппиус ("Живые лица"), В. Ходасевича ("Некрополь"), Ю.Терапиано "Встречи", С. Маковского "На Парнасе серебряного века" и другие. Многие отечественные и зарубежные исследователи, в том числе, например, такие крупные ученые, как Р. Д. Тименчик, В. Орлов, Л. К. Долгополов, М. Л. Гаспаров и другие обращались к анализу культуры серебряного века. Смирнова Л. А., Ф. А. Степун И. В. Кондаков, Н. Богомолов В. Крейд и другие писали о единстве духовных устремлений в литературе того времени. Оригинальный взгляд на историю серебряного века с точки зрения психоанализа представлен в работах А. Эткинда. С. Венгеров, А. Климентов В. Жирмунский, М. Гофман Г. Флоровский, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский и другие характеризовали культуру серебряного века как неоромантическую. В советское и постсоветское время об этом писали А. Л. Казин, М. Г. Неклюдова. Издано много работ, исследующих литературные течения и объединения, а также творчество отдельных поэтов того времени. Таким образом, литература о серебряном веке достаточно обширна и продолжает пополняться. Но в то же время к проблеме влияния событий, происходящих в стране, на творчество поэтов серебряного века исследователи обращаются не часто. Данный вопрос затронут в работах Соколовой А. Г., Смирнова Л. А., Неклюдовой М. Г., Кондакова И. В. и других, но продолжает оставаться недостаточно полно рассмотренным. Этим объясняется актуальность избранной темы.

Цель данной работы можно сформулировать следующим образом: рассмотреть, как события в стране влияли на творчество поэтов серебряного века. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, среди которых я могу выделить следующие:

рассмотреть сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века;

проанализировать социально-политические особенности эпохи;

рассмотреть, как в поэзии серебряного века отразилась жизнь простого народа;

определить степень влияния Первой мировой войны на поэзию серебряного века;

исследовать особенности влияния Октябрьской революции на поэзию серебряного века.

Методологию исследования поэзии серебряного века в данной работе я построила на сочетании нескольких исследовательских методов. Методология исследования представляет собой комплекс литературоведческих подходов, обеспечивающих возможность полного раскрытия заявленной темы. Основным методом, принятым в работе, является анализ поэтического текста, то есть анализ приемов создания текста и связи структуры текста с содержанием.

Другим методом, использованным в работе, является метод рефлексивного чтения текста. Поскольку многие стихотворения анализируемого периода имеют неклассический, нестандартный характер, применение к ним только классических методов анализа будет недостаточно эффективно. Метод рефлексивного чтения состоит в содержательно-формальном анализе текста с параллельным анализом собственно читательских реакций исследователя на текст.

 


ГЛАВА 1. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ Х I Х и ХХ ВЕКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.55.243 (0.006 с.)