Сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и особенности поэтики поэзии серебряного века



 

Блистательный взлет русской поэзии, открытие целого созвездия талантливых и оригинальных поэтов на рубеже ХIХ и ХХ веков - удивительное явление в истории русской культуры. Сравнительно короткий период назвали серебряным веком. Это наименование возникло одновременно и в эмигрантской среде (Б. Зайцев, Н. Бердяев), и в России.

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл, -

писала в "Поэме без героя" А.Ахматова о рубеже веков[11: 125].

Хронологические рамки этого периода исследователи обозначают обычно с 1890 по 1917 годы [1: 26].

Одной из самых характерных особенностей литературы исследуемого периода является множественность путей развития. Никогда в русской литературе не существовало одновременно столько разнородных направлений, течений, школ, как в это время. Литературный процесс, как и жизнь, "развивался стремительно, в острой полемике поэтов друг с другом, в быстрой смене форм и стилей, в выработке индивидуальных художественных систем и целых новых направлений" [3: 215]. Основные художественные достижения поэзии серебряного века связаны с новыми модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом.

Согласно теории символизма, поэзия должна подходить к действительности через намеки и полунамеки. "Никаких цветов, ничего кроме нюансов", - провозглашал П.Верлен [14: 252]. Теоретики символизма утверждали, что поэт должен творить с помощью образов-символов, помогающих более утонченному выражению чувств автора. Кроме символизации, т.е. ассоциативного восприятия явлений внешнего мира, основными элементами нового искусства являлись мистическое содержание и расширение художественной впечатлительности. Признанным мэтром символизма был В. Брюсов. В России это течение было, пожалуй, самым мощным, делилось на младших символистов или неоромантиков (например, А. Блок, А. Белый) и старших или неоклассицистов (например, З. Гиппиус, К. Бальмонт).

В ходе полемики с символизмом возникло новое литературное направление - акмеизм, подвергший критике туманность и зыбкость символистского языка, обращенность к миру собственной души. Акмеизм, по мнению его создателей, должен быть обращен к реальной действительности, стремясь как можно полнее отразить все многообразие мира. С этим литературным направлением связано творчество Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама. Для акмеизма была свойственна аполитичность, наверное, поэтому акмеизм отступил в сторону перед новым литературным течением - футуризмом.

Для футуризма характерны революционный бунт, оппозиционная настроенность против морали, культуры, отношений буржуазного общества. Не случайно первый сборник футуристов имел столь вызывающее название "Пощечина общественному вкусу". Футуризм характеризуется революционной формой стиха, независимостью формы от содержания, культом субъективной воли художника, стремлением к эпатажу. С этим направлением связано творчество В. Маяковского, В.Хлебникова, Б. Пастернака, Н. Асеева, В. Каменского.

Характерными для эпохи фигурами были поэты, стоявшие в стороне от литературной полемики между группировками, поэты вне направлений: М. Цветаева, М. Волошин, М. Кузмин.

Особняком стоят новокрестьянские поэты - С. Есенин и Н. Клюев, организовавшие с писателями С.Ширяевым, С. Клычковым, П. Карповым и другими собственную группировку. Также стоит упомянуть о творчестве Саши Черного - наиболее яркого представителя сатирической поэзии, не принимавшего многих поэтических нововведений модернизма. Этих авторов литературоведы обычно тоже относят к поэтам серебряного века [14: 106].

В поэтике серебряного века заметны некоторые универсальные тенденции. Перестраивается тематический строй лирики. "Конкретика уступает место "вечным темам" жизни и смерти, любви и красоты, мук и радостей творчества" [5: 515].

Намного активнее, чем прежде, используется ролевая лирика, когда поэтическое высказывание строится от лица введенного в текст персонажа (В. Брюсов: "Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон"; М. Цветаева: "Я кабацкая царица, ты кабацкий царь"; Н. Гумилев: "Я конквистадор в панцире железном" [4: 124]

В поэзии этой эпохи возрастает роль игры, театрализации. Лирическое "я" раскрывается у многих мастеров серебряного века в веренице перевоплощений, в череде сменяемых масок. Ценятся предметное и ролевое разнообразие, эстетическая контрастность, пестрота, многогранность, немонотонность.

Отношения между поэтом и его аудиторией строились в поэзии серебряного века по-новому: поэт далеко не всегда стремился быть общепонятым, он обращался к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение должно было не столько транслировать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в постижении того, "чему в этом мире /Ни созвучья, ни отзвука нет" (И. Анненский).

Поэтика серебряного века - "поле взаимодействия противоположных тенденций: смысловой многозначности и семантической точности; композиционной аморфности и логической упорядоченности построения" [13: 10].

Значительное разнообразие было внесено в метрику стиха и ритмику стихотворной речи: от сверхдлинных строк классических размеров у Бальмонта до разнообразных вариантов тонического стиха у Цветаевой и верлибров Кузмина.

Общим для большинства крупных поэтов серебряного века было стремление к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них литературном окружении. Эстетическое своемыслие - общая тенденция в лирике серебряного века.

Следовательно, поэзия серебряного века отличалась разнообразием идейных позиций авторов и способами творческого выражения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.006 с.)