Раздел 2. Стратегия обучения детей с рас 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Стратегия обучения детей с рас



 

2.1 При обучении ребенка с РАС педагог должен принимать во внимание следующее:

- необходимо продумывать способ подачи той или иной учебной программы детям с РАС;.

- необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при РАС;

- дети с расстройствами аутистического спектра, как правило, не понимают скрытую информацию. Обычно они нуждаются в том, чтобы ключевые идеи или понятия были четко выражены;

- недостаточная способность к обобщению вызывает трудности в выстраивании связей между понятиями, вследствие чего они могут восприниматься изолированно (например, непонимание того, что умножение – это повторное сложение). Это также затрудняет перенос знаний в жизненные ситуации;

- неравномерность умственного развития может означать, что есть чрезвычайно сильные и слабые стороны развития;

- трудность понимания устной и письменной речи и буквальность интерпретаций может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного;

- триада нарушений обычно ведет к потребности в структурированности во всем, потребности в поддержке в ситуациях социального взаимодействия, трудностям в импрессивной и экспрессивной речи;

- ребенок может не осознавать появление у себя беспокойства, поэтому необходимо присматриваться к возможным стимулам и начальным проявлениям беспокойства;

- наблюдаемое поведение ребенка, которое может истолковываться окружающими как простые капризы или непослушание, может иметь целый ряд значений. Например, оно может выражать потребность в помощи или внимании; уход от стрессовых ситуаций (реакция на чрезмерную стимуляцию); желание получить какой-либо предмет; недопонимание; протест против нежелаемых событий; получение дополнительной стимуляции, например, от плевания, использования бранной речи.

 

2.2 Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми

С РАС

 

- Необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и строгий распорядок дня.

- Следует использовать понятную недвусмысленную речь и избегать ироничных или идиоматических выражений.

- Неприемлемое поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкрепите его жестом.

- В начале обучения избегайте вопросов типа «Зачем ты это сделал(а)?», «Хочешь это сделать?», потому что дети с РАС в большинстве случаев не способны объяснить причину своего поступка и вербально выразить свои желания. Ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни.

- Обращайтесь к учащемуся отдельно по имени как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему.

- Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников воспитательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.

- Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойство или стресс, возможно вызванные небольшими изменениями в распорядке дня.

- Не воспринимайте лично грубое или агрессивное поведение - помните, что объект гнева может не совпадать с реальным источником (например, если ребенок начал вас царапать, это не значит, что именно вы являетесь источником его агрессии). Возможно, его сегодня кто-то напугал. Для выявления источника агрессии необходимо проанализировать окружающую обстановку ребенка.

- Необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции.

- Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени, во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом и периоды взаимодействия учащихся, например, во время игр, обеда; необходимо информировать сверстников о трудностях данного учащегося.

- Можно создать группу друзей, которые могли бы помогать данному учащемуся и служить положительной моделью поведения в ситуациях общения или во время уроков.

- Необходимо составлять расписание для ребенка, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие; это поможет учащемуся предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.

Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, важно помнить о том, что трудноуправляемое поведение является отражением нарушений, связанных с аутизмом (смотрите описание триады нарушений).

 

Важным первым шагом при выборе метода работы над теми или иными особенностями поведения является выяснение причин данного поведения и попытка понять данное поведение с точки зрения ребенка. Самое сложное поведение возникает из-за недостатка навыков коммуникации. Следовательно, развитие навыков коммуникации имеет первостепенную важность, так как это поможет снизить появление фрустраций, и как их следствие, неприемлемое поведение.

Существует много причин, заставляющих детей с аутизмом делать или говорить трудные для восприятия или эксцентричные вещи. Если причина этих поведений непонятна, то выяснить ее может помочь фиксирование следующей информации:

- когда появляется данное поведение, кто при этом присутствует;

- что происходило непосредственно перед инцидентом;

- описание инцидента;

- что происходило после инцидента.

Таким образом, могут выявиться некоторые закономерности возникновения данного поведения, что поможет работать над поведением эффективно. Иногда нежелательное поведение возникает по нескольким причинам, которые трудно распутать, но чаще всего действует одна основная причина, которая становится очевидной в результате анализа поведения. Она и может послужить отправной точкой в выборе стратегии работы над поведением. Существует другие важные моменты, которые следует принимать во внимание при работе над поведением:

- Следует иметь позитивный настрой. Следует вознаграждать хорошее поведение, а не вводить санкции за неприемлемое поведение.

- Следует быть терпеливыми. Какой бы метод вы ни применяли, он не начнет работать мгновенно. Подождите, по крайней мере, четыре недели, прежде чем пробовать другие методы, особенно когда речь идет о маленьких детях. Некоторые методы, например, направленные на развитие способов коммуникации, подразумевают длительную работу, особенно с детьми с дополнительными трудностями в обучении.

Родители, обслуживающий персонал и сотрудники школы должны работать сообща, иначе ребенок будет испытывать замешательство, а поведение, над которым ведется работа, может ухудшиться. Также стоит помнить о том, что если ребенок привык привлекать внимание, скажем, криком, а вы перестаете реагировать на этот крик, то это вызовет незамедлительную реакцию с его стороны – он начнет кричать еще громче.

 

- Следует быть последовательными. Все, кто проводит время с ребенком, должны знать, как реагировать на поведение, над которым ведется работа, и придерживаться выбранного метода деятельности.

- Следует сохранять спокойствие. Гневная или громкая ответная реакция с вашей стороны может улучшить ваше самочувствие, но вряд ли она поможет ребенку.

- Следует применять творческий подход. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что это может помочь.

Некоторые методы сложно применять в условиях школы (к примеру, поощрение едой, доступ к игровой площадке), сложно игнорировать крик или другие шумы, обеспечить спокойную обстановку. Гибкость, глубокое понимание трудностей детей с расстройствами аутистического спектра, совместная работа со школой и другими специалистами, а также желание оказывать поддержку детям с аутизмом – все это важные факторы, содействующие раскрытию потенциальных возможностей ребенка с расстройством аутистического спектра. (Примечание: Потенциальные возможности понимаются в широком смысле, не ограничиваясь академической успеваемостью).

Помните, вам понадобится время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребенка. Время понадобится и самому ребенку.

Планируя работу над поведением, следует помнить о том, что в течение первых дней обучения ситуация может усугубиться. Однако вы будете вознаграждены, когда через некоторое время дела пойдут на поправку.

 

Невозможно в полной мере оценить важность совместной работы родителей и специалистов различных служб. Необходим постоянный обмен информацией о том, что происходит в школе и дома. Это поможет осуществить преемственность в подходах к работе и избежать всевозможных ошибок.


2.3 Общие рекомендации по организации учебной среды

Дети с РАС, как правило, испытывают трудности в организации своего внимания и очень отвлекаемы. Обстановка в классной комнате может сильно влиять на поведение учащегося и его способность к учебе.

При организации учебной среды необходимо учитывать следующее:

- пространство классной комнаты должно быть четко разделено на зоны с явными границами. Если зона используется только для учебы, то это помогает учащемуся понять, что от него ожидается, когда он находится в этой зоне;

- учитель должен рассаживать класс так, чтобы учащийся с РАС не отвлекался на других или на оборудование;

- необходимо создавать организованную несуетливую обстановку.

- необходимо иметь место для индивидуальной работы с ребенком;

- необходимо иметь наглядные карточки-напоминания принятого поведения.

- необходимо иметь хорошо организованное и подписанное учебное оборудование.

- предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из поля зрения учащегося;

- необходимо рассказать ребенку о требованиях к каждой зоне классной комнаты.

Если размеры классной комнаты не позволяют отвести отдельное место для индивидуальной работы, то важно, чтобы учащийся имел парту со своим именем, которая служила бы ему своего рода базой. Старайтесь использовать любую имеющуюся мебель, например, книжный шкаф, куда можно бы было убрать отвлекающие внимание предметы. Такого рода база помогает не только детям с РАС, но и другим учащимся, которым трудно сосредотачиваться в условиях класса.

Если обучение проходит в переполненной классной комнате, то постарайтесь найти спокойное место в школе, которое бы было «тихой гаванью» для учащегося с РАС. Ребенок с РАС может иметь повышенный уровень чувствительности к шуму, что ведет к стрессу и неспособности справляться с ситуацией, когда уровень шума превышен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.01 с.)