Раздел 2. Стратегия обучения детей с рас 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Стратегия обучения детей с рас



Раздел 1. Что такое аутизм?

Раздел 2. Стратегия обучения детей с РАС

 

Общее положение

 

2.2 Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми РАС

 

2.3 Общие рекомендации по организации учебной среды

 

Использование наглядных средств

 

2.5 Общие рекомендации по организации учебной деятельности

 

Структурированное обучение как одна из форм организации учебной деятельности детей с РАС

 

Приложения

Приложения.

Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом.

Фильмы о людях с аутистическим расстройством.

Куда обратиться, если нарушены права.

Часто задаваемые вопросы в области прав ребёнка.

Характеристика образовательной деятельности ребенка, направляемого на медико-социальную экспертизу.

В случае смены учителя, перехода в другое звено или иное образовательное учреждение, учитель предоставляет.

Трудовые и пенсионные льготы родителям детей–инвалидов.

Куда обратиться, если нарушены права вашего ребенка.

Художественные фильмы о людях с аутистическими расстройствами.

Литература об аутизме.

 

Раздел 1. ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?

Диагноз «Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности:

 

- трудности, связанные с социальным взаимодействием;

- трудности, связанные с социальной коммуникацией;

- нарушения воображения и символической игры.

 

Данные трудности называют «триадой нарушений». Диагноз «Аутизм» ставится при наличии трудностей во всех трех областях.

 

Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используется термин «Расстройство аутистического спектра» (РАС), который включает в себя синдром Аспергера и классический аутизм Каннера.

Синдром Аспергера как правило ассоциируется с более способными детьми в аутистическом спектре. Такие дети обычно имеют больше навыков вербального общения и проявляют больший интерес к общению, чем дети с классическим аутизмом Каннера. Общепринятым считается то, что дети с диагнозом «Аутизм» или «Синдромом Аспергера» в обоих случаях демонстрируют одну и ту же триаду нарушений, упомянутую ранее. Следовательно, в обоих случаях подходят одинаковые методы вмешательства.

 

Диагноз «Аутизм» не отражает умственную сторону развития. Он описывает то, насколько у ребенка проявляется аутичное поведение. Например, ребенок с высоким уровнем умственного развития может демонстрировать крайне аутичное поведение, тогда как ребенок с более низким уровнем умственного развития – лишь легкие формы аутичного поведения, и наоборот.

 

Области трудностей

 

В социальном взаимодействии дети могут испытывать трудности следующего рода:

· отсутствие желания взаимодействовать с окружающими особенно с незнакомыми людьми или в незнакомой обстановке;

· проявление интереса к окружающим с целью удовлетворения собственных потребностей;

· возможны проявления любви, но на своих условиях и не всегда в удобное время и в удобном месте;

· недостаток мотивации к тому, чтобы нравиться окружающим;

· проявление дружелюбия, но в странной форме (например, поглаживание);

· отсутствие понимания норм и правил поведения в обществе;

· отсутствие желания осуществлять коммуникацию вообще или скудные навыки коммуникации, включая контакт глаз, жесты, мимику, язык тела;

· передача только своих потребностей;

· расстройство или задержка речевого развития или хорошо развитая речь, но без осознания функции общения: ребенок не способен начинать или поддерживать разговор; он ведет речь только о собственных интересах, не слушая то, что говорят другие, и полагая, что окружающие знают, о чем он ведет речь;

· педантичная речь: очень буквальна, демонстрирует низкий уровень понимания или отсутствие понимания идиом и шуток.

·

Трудности, связанные с недостатком воображения и негибкостью мышления, могут проявляться следующим образом:

· использование игрушек не по назначению. Например, ребенок предпочитает вертеть колеса машинки, чем водить ее по полу;

· неспособность играть или писать с применением фантазии;

· противостояние переменам. Например, ребенок истерически плачет, если его ведут в школу другой дорогой, или огорчается, когда что-то организовано по-другому;

· занятие одной и той же игрой. Иногда эта игра основывается на сюжете видео- или телефильмов. Но при этом ребенок не желает следовать идеям окружающих;

· быстрое заучивание на память, но без понимания заученного;

· неспособность смотреть на вещи с точки зрения других людей;

· строгое следование правилам и непонимание исключений;

· ограниченная способность предугадывать будущие события или воспроизводить/использовать прошлый опыт без визуальных подсказок.

 

Другие трудности, испытываемые детьми с расстройствами аутистического спектра:

· сенсорные трудности: многие дети имеют повышенную чувствительность к различным звукам, цветам, текстурам и запахам, что может вызывать у них невыносимый дискомфорт. Поэтому они часто чувствительны к звукам, присущим классной обстановке, таким как шарканье стульев по полу. Их могут тревожить звуки, цвета, текстуры и запахи, не замечаемые другими;

· трудности со сном: если у ребенка вырабатывается определенный режим, его очень трудно изменить (многие маленькие дети не спят днем);

· трудности приема пищи: они могут быть чувствительными к определенным структурам пищи, не пробуют новые блюда;

· трудности в развитии навыков самостоятельности;

· навязчивые действия или настойчивость в следовании определенным ритуалам: например, постоянное складывание предметов в стопки, выстраивание предметов в линию;.

· страхи и фобии, которые могут касаться моментов повседневной жизни, например, определенная реклама, картинки в книгах, определенные песни, плач маленьких детей;

· навыки мелкой моторики не сформированы в соответствии с возрастной нормой;

· недостаточный уровень развития пространственных представлений;

· заострение внимания на мелких деталях и игнорирование главной картины, например заострение внимания на пятне грязи посреди игры «Догонялки»;

· отсутствие чувства собственной и чужой безопасности, что делает их очень беззащитными.

 

Ключ к успеху

Каждый ребенок индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Вышеприведенный перечень трудностей показывает те трудности, которые может иметь ребенок с аутизмом, и которые влияют на то, как он учится и ведет себя. Ключом к оказанию хорошей поддержки и, по возможности, к продвижению в учебе является понимание каждого отдельного учащегося – двое учащихся с расстройствами аутистического спектра одинаковыми быть не могут.


С РАС

 

- Необходимо обеспечивать четкую организацию жизнедеятельности и строгий распорядок дня.

- Следует использовать понятную недвусмысленную речь и избегать ироничных или идиоматических выражений.

- Неприемлемое поведение отмечайте твердым, но не резким словом «Нет» или «Прекрати» и при необходимости подкрепите его жестом.

- В начале обучения избегайте вопросов типа «Зачем ты это сделал(а)?», «Хочешь это сделать?», потому что дети с РАС в большинстве случаев не способны объяснить причину своего поступка и вербально выразить свои желания. Ребенку требуется специальное обучение, в процессе которого ему предлагаются короткие и четкие ответы на подобные вопросы, которые он мог бы в дальнейшем использовать в своей жизни.

- Обращайтесь к учащемуся отдельно по имени как можно чаще, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему.

- Необходимо обеспечивать единство требований со стороны всех участников воспитательного процесса и стараться не отступать от выполнимых задач, которые были поставлены.

- Необходимо учитывать то, что изменения в поведении могут выражать имеющееся беспокойство или стресс, возможно вызванные небольшими изменениями в распорядке дня.

- Не воспринимайте лично грубое или агрессивное поведение - помните, что объект гнева может не совпадать с реальным источником (например, если ребенок начал вас царапать, это не значит, что именно вы являетесь источником его агрессии). Возможно, его сегодня кто-то напугал. Для выявления источника агрессии необходимо проанализировать окружающую обстановку ребенка.

- Необходимо специально обучать правилам социального поведения, таким как следование очереди, соблюдение социально принятой дистанции.

- Необходимо усиливать присмотр в периоды неорганизованного времени, во время практических занятий; занятий, связанных с физическим трудом и периоды взаимодействия учащихся, например, во время игр, обеда; необходимо информировать сверстников о трудностях данного учащегося.

- Можно создать группу друзей, которые могли бы помогать данному учащемуся и служить положительной моделью поведения в ситуациях общения или во время уроков.

- Необходимо составлять расписание для ребенка, в котором бы по порядку располагалось каждое занятие; это поможет учащемуся предугадывать события дня и предотвратит излишнее беспокойство.

Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра, важно помнить о том, что трудноуправляемое поведение является отражением нарушений, связанных с аутизмом (смотрите описание триады нарушений).

 

Важным первым шагом при выборе метода работы над теми или иными особенностями поведения является выяснение причин данного поведения и попытка понять данное поведение с точки зрения ребенка. Самое сложное поведение возникает из-за недостатка навыков коммуникации. Следовательно, развитие навыков коммуникации имеет первостепенную важность, так как это поможет снизить появление фрустраций, и как их следствие, неприемлемое поведение.

Существует много причин, заставляющих детей с аутизмом делать или говорить трудные для восприятия или эксцентричные вещи. Если причина этих поведений непонятна, то выяснить ее может помочь фиксирование следующей информации:

- когда появляется данное поведение, кто при этом присутствует;

- что происходило непосредственно перед инцидентом;

- описание инцидента;

- что происходило после инцидента.

Таким образом, могут выявиться некоторые закономерности возникновения данного поведения, что поможет работать над поведением эффективно. Иногда нежелательное поведение возникает по нескольким причинам, которые трудно распутать, но чаще всего действует одна основная причина, которая становится очевидной в результате анализа поведения. Она и может послужить отправной точкой в выборе стратегии работы над поведением. Существует другие важные моменты, которые следует принимать во внимание при работе над поведением:

- Следует иметь позитивный настрой. Следует вознаграждать хорошее поведение, а не вводить санкции за неприемлемое поведение.

- Следует быть терпеливыми. Какой бы метод вы ни применяли, он не начнет работать мгновенно. Подождите, по крайней мере, четыре недели, прежде чем пробовать другие методы, особенно когда речь идет о маленьких детях. Некоторые методы, например, направленные на развитие способов коммуникации, подразумевают длительную работу, особенно с детьми с дополнительными трудностями в обучении.

Родители, обслуживающий персонал и сотрудники школы должны работать сообща, иначе ребенок будет испытывать замешательство, а поведение, над которым ведется работа, может ухудшиться. Также стоит помнить о том, что если ребенок привык привлекать внимание, скажем, криком, а вы перестаете реагировать на этот крик, то это вызовет незамедлительную реакцию с его стороны – он начнет кричать еще громче.

 

- Следует быть последовательными. Все, кто проводит время с ребенком, должны знать, как реагировать на поведение, над которым ведется работа, и придерживаться выбранного метода деятельности.

- Следует сохранять спокойствие. Гневная или громкая ответная реакция с вашей стороны может улучшить ваше самочувствие, но вряд ли она поможет ребенку.

- Следует применять творческий подход. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что это может помочь.

Некоторые методы сложно применять в условиях школы (к примеру, поощрение едой, доступ к игровой площадке), сложно игнорировать крик или другие шумы, обеспечить спокойную обстановку. Гибкость, глубокое понимание трудностей детей с расстройствами аутистического спектра, совместная работа со школой и другими специалистами, а также желание оказывать поддержку детям с аутизмом – все это важные факторы, содействующие раскрытию потенциальных возможностей ребенка с расстройством аутистического спектра. (Примечание: Потенциальные возможности понимаются в широком смысле, не ограничиваясь академической успеваемостью).

Помните, вам понадобится время и усилия для того, чтобы изменить поведение ребенка. Время понадобится и самому ребенку.

Планируя работу над поведением, следует помнить о том, что в течение первых дней обучения ситуация может усугубиться. Однако вы будете вознаграждены, когда через некоторое время дела пойдут на поправку.

 

Невозможно в полной мере оценить важность совместной работы родителей и специалистов различных служб. Необходим постоянный обмен информацией о том, что происходит в школе и дома. Это поможет осуществить преемственность в подходах к работе и избежать всевозможных ошибок.


2.3 Общие рекомендации по организации учебной среды

Дети с РАС, как правило, испытывают трудности в организации своего внимания и очень отвлекаемы. Обстановка в классной комнате может сильно влиять на поведение учащегося и его способность к учебе.

При организации учебной среды необходимо учитывать следующее:

- пространство классной комнаты должно быть четко разделено на зоны с явными границами. Если зона используется только для учебы, то это помогает учащемуся понять, что от него ожидается, когда он находится в этой зоне;

- учитель должен рассаживать класс так, чтобы учащийся с РАС не отвлекался на других или на оборудование;

- необходимо создавать организованную несуетливую обстановку.

- необходимо иметь место для индивидуальной работы с ребенком;

- необходимо иметь наглядные карточки-напоминания принятого поведения.

- необходимо иметь хорошо организованное и подписанное учебное оборудование.

- предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из поля зрения учащегося;

- необходимо рассказать ребенку о требованиях к каждой зоне классной комнаты.

Если размеры классной комнаты не позволяют отвести отдельное место для индивидуальной работы, то важно, чтобы учащийся имел парту со своим именем, которая служила бы ему своего рода базой. Старайтесь использовать любую имеющуюся мебель, например, книжный шкаф, куда можно бы было убрать отвлекающие внимание предметы. Такого рода база помогает не только детям с РАС, но и другим учащимся, которым трудно сосредотачиваться в условиях класса.

Если обучение проходит в переполненной классной комнате, то постарайтесь найти спокойное место в школе, которое бы было «тихой гаванью» для учащегося с РАС. Ребенок с РАС может иметь повышенный уровень чувствительности к шуму, что ведет к стрессу и неспособности справляться с ситуацией, когда уровень шума превышен.

 

Лукин Владимир Петрович

Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 47, приемная: (495) 607-19-22, 607-34-67
Электронный адрес пресс-службы press-sl@ropnet.ru,

офиц. сайт: www.ombudsmanrf.ru

Институт Уполномоченного по правам человека является важным рабочим инструментом правового государства. Уполномоченный выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный защищает права и законные интересы граждан. Его деятельность не ограничивается только рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Данный институт стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов как отдельных детей, так и целых групп.

3. Уполномоченный по правам человека в Пермском крае

Марголина Татьяна Ивановна

Приём по вопросам:

Права женщин, права детей, права инвалидов, права военнослужащих, права призывников, права осужденных, права мигрантов, приватизации общежитий, экологии, медицины и здоровья, информационных споров идр.

адрес: ул. Ленина, 51, оф. 227, г. Пермь, 614006, тел.: 217-76-70, факс: 235-14-57
e-mail: ombudsman@permregion.ru, сайт: ombudsman.perm.ru

4. Уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае

Миков Павел Владимирович

адрес: ул. Ленина, 51, оф. 227, г. Пермь, 614006, тел.: 217-67-94

5. Пермский медицинский правозащитный центр.

Юридические консультации для пациентов, врачей, организаторов здравоохранения консультации по любым вопросам социально-правового характера (МСЭК, трудовые отношения, психиатрическая и медицинская экспертиза и т.п.)

адрес: ул. Чкалова, д. 9, оф. 107, г. Пермь, тел.: 217 - 91 - 71,

8 - 902 - 47 - 38 – 195, e-mail: pmpc@list.ru

запись на прием: четверг - 17.00 - 19.00

Виды деятельности ПРПЦ: правовое консультирование в сфере соблюдения прав человека, представление интересов граждан в судах и других государственных органах, просветительская деятельность, проведение гуманитарных акций и гражданских кампаний, издательская деятельность.

При центре работает общественная приёмная по защите прав участников образовательных отношений.

Приложение 4

Часто задаваемые вопросы в области прав ребёнка.

Приложение 5.

Характеристика образовательной деятельности ребенка, направляемого на медико-социальную экспертизу

· 1. Фамилия, имя, отчество

·

· 2.Дата рождения

· 3.Название, адрес образовательного учреждения, телефон

· 4.Тип образовательного учреждения (дошкольное, общеобразовательное, специальное (коррекционное). начального профес. образования и др.)

· 5.Вид образовательного учреждения (I-VIII вид)

· 6.Класс (группа, курс)

· 7.Форма обучения (заочное, очно-заочное, вечернее, индивидуальное, надомное, экстернат и др.)

· 8.Условия обучения:

o 8.1.Программа обучения (общеобразовательная, с ограничениями клинико- экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения, коррекционная (вид), индивидуальная, др.)

o 8.2.Режим обучения (обычный, с дополнительными перерывами, свободным графиком сдачи экзаменов и др.)

· 9. Эффективность обучения (быстрота и качество усвоения учебного материала; способность к концентрации внимания и логическому мышлению; оценки по предметам, причины неуспеваемости; отношение к обучению)

· 10. Взаимоотношения с педагогами и коллективом, в котором учится (особенности поведения, круг общения, наличие друзей, ролевая позиция в социальной группе и др.)

· 11. Круг интересов (вовлеченность в культурно-досуговую, спортивную, общественную деятельность и др.)

· 12. Посещаемость учебных занятий (пропуски и преждевременные уходы с занятий, связь с состоянием здоровья, быстрой утомляемостью и другими причинами)

 

  Дата  
Классный руководитель  
(воспитатель, учитель-дефектолог, логопед) (Ф.И.О.)

Приложение 6.

В случае смены учителя, перехода в другое звено или иное образовательное учреждение, учитель предоставляет:

· а) развернутую психолого-педагогическую характеристику, включающую кроме общих сведений следующую информацию:

o учебные достижения ребенка с указанием периода времени, за который ребенок приобрел каждый навык;

o сенсорные особенности ребенка;

o особенности поведения и стереотипы;

o реакция ребенка на различные раздражители;

o ситуации, провоцирующие у ребенка отрицательные эмоциональные реакции;

o особенности внимания и восприятия;

o особенности запоминания и воспроизведения информации;

o особенности мышления и речи;

· б) описание структуры учебного занятия с указанием:

o организации предметно-наглядной обстановки;

o видов индивидуального расписания (фото, картинки, символы, слова, цифры); особенностей расположения (горизонтально, вертикально);

o отработанной системы поощрений;

o методов работы со стереотипами;

o методов взаимодействия с ребенком в трудных ситуациях (проблемы с посещением туалета, изменение условий обучения, появление нового человека в окружении ребенка и др.).

· в) продукты деятельности ребенка с описью (тетради, рисунки, аппликации и др.)

 


Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Литература об аутизме.

Алявина Е.А., Морозова Т.И., Морозов С.А. Аутизм: практические рекомендации для родителей. – М., 2002.

Алексеева К.И. Рассказ бабушки аутичного мальчика

Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет

Башина В.М. Ранний детский аутизм

Башина В.М. Аутизм в детстве

Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (младший дошкольный возраст). –М., 2000

Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. –М., 1997.

Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом

Башина В.М., Симашкова Н.В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом

Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.,1998.

Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. Пер. с англ. – М., 1999.

Де Клерк Х. Мама, это человек или животное? Пер. с француского. – СПб., 2001.

Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам

Костин И.А. Особенности оказания помощи в адаптации аутичных детей в подростковом возрасте.

Каган В.Е. Преодоление. СПб,. 1996.

Лысый В.И. (Украина). Проблемы диагностики раннего детского аутизма

Лебединская К. С., Никольская О. С. Клинико-психологическая классификация

Лебедев В.А. (Новосибирск). Дидактические аспекты организации учебных занятий (школа Бороздина)

Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е,Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения. – М.,1989.

Линн И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению

Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом (материалы к спецкурсу). – М., 2002.

Морозов С.А. Социальные и правовые аспекты помощи лицам с расстройством аутистического спектра (книга для родителей и специалистов). – М., 2008.

Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. – М., 2002.

Морозова С.С.. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах (пособие для учителя-дефектолога). Москва, ВЛАДОС, 2007 г.

Морозова С.С. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. Москва, 2008 год.

Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы

Мастюкова Е.М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме и др. главы из книги "Лечебная педагогика" (ранний и дошкольный возраст).

Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме "раннего детского аутизма", или синдроме Каннера у детей

Морозова Т.И., Морозов С.А. Мир за стеклянной стеной / Книга для родителей аутичных детей. – М., 2002.

Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л.. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России

Москаленко А.А. Новая книга по проблеме детского аутизма (рецензия на книгу Никольскаой О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва, "Теревинф", 1997)

Морис Кэтрин (США). Услышать Голос Твой (история семейной победы над аутизмом). Перевод с английского Адама Микаэла Сакса

Орлик Н.И. (Сургут). Ранний детский аутизм

Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Пер. с англ. - СПб., 1999.

Сошинский С.А. Зажечь свечу. История аутичного ребенка

Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми

Ульянова Р.К. Коррекция двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом.

Шипицина Л.М., Первова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом

Шипицина Л.М. Детский аутизм

Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы

Шоплер Э., Ланзинг М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – Минск, 1997.

Ширли Коэн. Как жить с аутизмом? Москва, 2008.

"Что нужно знать об аутизме" (научно-популярная брошюра, выпущенная Ассоциацией "Дорога в мир")

Реферат на тему "Аутизм", выполненный на кафедре психологии Московского социально-гуманитарного института в 1999 году

Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребёнку (Архангельск. Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2000)

Сборник. Аутичный ребёнок – проблемы в быту.

под ред. Морозова С.А. М., 1998.

Полезные сайты:

http://www.autisminrussia.ru/ -общероссийский сайт по аутизму.

http://autismhelp.ru/aut.htm сайт центра психолого медико социального сопровождения детей и подростков г. Москва.

http://www.perspektiva-inva.ru / - сайт РООИ «Перспектива»

Раздел 1. Что такое аутизм?

Раздел 2. Стратегия обучения детей с РАС

 

Общее положение

 

2.2 Общие рекомендации по организации взаимодействия с детьми РАС

 

2.3 Общие рекомендации по организации учебной среды

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.18 с.)