по проблемам окружающей человека среды1972 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

по проблемам окружающей человека среды1972 г.



 

1. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие международного экологического права. Предмет и объект международного экологического права.

2. Источники международного экологического права.

3. Охрана растительного и животного мира.

4. Охрана атмосферы и околоземного космического пространства.

5. Международное сотрудничество по охране окружающей среды от радиоактивного заражения.

6. Международные экологические организации.

 

 

2. Составить учебные схемы:

1. Виды норм международного экологического права.

2. Основные принципы международного экологического права.

3. Понятие и основные виды международных (межправительственных) организаций.

 

3. Решить практические задачи:

Задача 1.

1. Воздействие человека на окружающую его природную среду (антропогенное влияние), которое суммарно сказывается на ней негативно, начинаясь, как правило, в узких региональных рамках, постепенно приобретает все более широкие масштабы, перерастая порой в планетную катастрофу. Осознание людьми такой закономерности побуждает государства устанавливать различные ограничения тех или других видов деятельности в промышленной. сельскохозяйственной и иных сферах. Для упорядочения правового регулирования взаимодействия человека с окружающей средой, посвященных конкретным видам и многосторонним соглашениям, помимо двух и многосторонних соглашений, посвященных конкретным видам деятельности, международным сообществом разработаны нормативные документы общего плана. Закрепляющие основные начала (принципы) такого регулирования.

 

Вопрос к задаче 1.

Могли бы вы дать обзор и попытаться обобщить содержащиеся в Декларации РИО от 14 июня 1992 г. «Об окружающей среде и развитии» принципы международного права, осветить взаимосвязь таковых с положениями Стокгольмской декларации ООН об окружающей человека среде 1972 г.?

Задача 2.

Одним из свидетелей тесного взаимодействия национальных и международных правовых систем является область правового регулирования охраны окружающей среды. Обеспечения экологической безопасности, поскольку эти системы насыщены юридическими нормами, сходными во многих отношениях. Но главным образом – по предмету регулирования.

Вопрос к задаче 2.

Как вы могли бы на примере применимого российского законодательства показать взаимодействие национальной и международной правовых систем в части регулирования деятельности по сохранению окружающей среды от антропогенного воздействия?

 

Тема 20. Международно-правовые средства и способы мирного

разрешения международных споров

 

1. Вопросы для обсуждения:

1. Когда были приняты первые международные договоры в области мирного разрешения международных споров?

2. Каково различие между спором и ситуацией?

3. Какие средства мирного разрешения споров предлагает Устав ООН?

4. Какие споры разрешаются международными организациями?

5. Расскажите о порядке разрешения споров в ООН; в ОБСЕ; в Совете Европы.

6. Что такое согласительные средства?

7. В каких случаях и как используются переговоры?

8. Что такое консультации?

9. Расскажите о добрых услугах.

10. Как вы понимаете посредничество?

11. Что означает процедура у становления фактов?

12. Что такое примирение?

13. Почему судебные средства выделяются в отдельную категорию?

14. Что такое международный арбитраж?

15. Какая разница между постоянным арбитражем и арбитражем ad hoc?

16. Расскажите о Международном Суде ООН.

17. Как производится признание юрисдикции Международного Суда?

18. Что можно сказать о юридической силе решения Международного Суда?

19. Расскажите о консультативных заключениях Международного Суда.

20. Какие споры в основном разрешались Международным Судом?

21. Какие тенденции отмечаются в развитии средств мирного разрешения споров?

 

2. Материал для дискуссий.

Задание 1. Тенденции развития средств мирного разрешений споров.

     В Уставе ООН, принятом в 1945 г., на выбор сторонам в случае возможного спора предлагается перечень средств мирного разрешения споров:

Статья 33

     Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, арбитража, судебного арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

     В Конвенцию ООН по морскому праву, принятую в 1982 г., включена целая Часть XV «Урегулирования споров», состоящая вместе с относящимися к ней приложениями, из 104 статей. В случае возникновения спора о толкования спора о толковании и применении Конвенции стороны в споре могут выбрать для его разрешения любое из средств предложенных в ст. 33 Устава ОНН либо одно из специальных средств, предусмотренных в ст. 33 Устава ООН либо одно из специальных средств, предусмотренных Конвенцией. Это Трибунал по морскому праву, четыре арбитража (для разрешения споров, касающихся судоходства, рыболовства, свободы научных исследований и загрязнения морской среды). Кроме того, предлагается согласительная процедура, которая начинает действовать по заявлению одной стороны в споре, а не по общему согласию сторон. Для каждого из этих средств разработана собственная процедура, в их организации и деятельности есть ряд новых моментов. Например, в состав специальных арбитражей могут быть включены не только юристы, но и специалисты в соответствующей области знания: рыболовстве, судоходстве, научных исследованиях и охране окружающей среды.

Вопрос: Сделайте вывод о тенденциях развития средств мирного разрешения международных споров.

 

3. Решите практические задачи.

Задача 1. Юрисдикция Международного Суда.

Дело Д. Мэзилу.

     В 1989 г. Экономический и Социальный Совет ООН обратился в Международный Суд с просьбой о консультативном заключении о применимости положений Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. к Д. Мэзилу – гражданину Румынии, назначенному в качестве специального докладчика Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защиты меньшинств. Дело заключалось в том, что Румыния не признавала за Д. Мэзилу иммунитета от юрисдикции государства его гражданства и создавала всяческие препятствия его работе.

     ЭКОСОС ссылался на раздел 22 Конвенции, в котором говорится: «Эксперты, выполняющие поручения Объединенных Наций, пользуются такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для независимого выполнения их функций. В частности им предоставляется:

а) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж;

б) всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей;

с) неприкосновенность всех бумаг и документов».

     После обращения ЭКОСОС в Международный Суд Румыния заявила, что не признает юрисдикции Суда в данном деле из-за оговорки, сделанной в 1956 г. к разделу 30 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. В оговорке, в частности, указывалось, что для передачи любого спора в Суд требуется согласие всех заинтересованных сторон, включая те случаи, когда возникает разногласие между Организацией и ее членами и запрашивается консультативное заключение Международного Суда. По мнению Румынии эта оговорка означает, что ООН не может без ее согласия запросить консультативное заключение Международного Суда по вопросам, по которым между о и ООН существуют разногласия.

Вопрос: Вправе ли Международный Суд давать заключение?

 

Задание 2. Поиски мирного урегулирования проблемы разграничения Каспийского моря.

1. Отрывок из книги Б.Л. Колоколова «Профессия – дипломат» (1973 – 1981 гг. Б.Л. Колоколов был Послом СССР в Тунисе) // ДВ. – 1998. – № 9. – С. 80.

     Между Ливией и Тунисом в то время не существовало очерченной морской границы, в частности, не были разделены значительные участки континентального шельфа. По прогнозам, эти участки были богаты нефтью. Шли переговоры. Вдруг в эту спорную зону вошла американская платформа и стала бурить шельф, чтобы узнать, действительно ли там находятся промышленные запасы нефти.

     Естественно, это событие взволновало тунисскую сторону. Мне позвонил премьер-министр Нуира с просьбой: «Господин посол, на наш континентальный шельф зашла американская платформа, заключив контракт с ливийской стороной, и начала бурить на нефть. Это нарушение наших границ, и мы готовы принять самые жесткие меры, если в ближайшие дни эта платформа не уйдет».

     В связи с этим инцидентом к Нуире был приглашен посол США. Однако жесткие требования не дали эффекта. Посол заявил, что он не может вторгаться в коммерческие дела американских фирм.

     Нуира попросил меня о содействии. Я немедленно отправил внеочередную телеграмму, в которой сообщил о его просьбе. Москва обратилась к Ливии, провела переговоры с США и через день платформа снялась с якоря и ушла из спорной зоны.

Вопрос: Как называется средство мирного урегулирования, использованное Советским Союзом?

 

Тема 21. Международное право в период вооруженных конфликтов

 

    ...Успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны... единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля... для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее по возможности число людей... употребление такого оружия, которое по нанесении противнику раны без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает смерть их неизбежною, должно признавать не соответствующим упомянутой цели... употребление подобного оружия было бы противно законам человеколюбия.

 

Декларация об отмене употребления взрывчатых

 и зажигательных пуль 1868 г.

 

     Договаривающиеся Державы признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны.

Конвенция об открытии военных действий 1907 г.

 

1. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и источники права вооруженных конфликтов.

2. Начало войны и ее правовые последствия.

3. Участники вооруженных конфликтов.

4. Запрещение и ограничение определенных средств и методов ведения войны.

5. Защита раненых, больных и военнопленных.

6. Правовой режим военной оккупации.

7. Защита культурных ценностей.

 

2. Составить учебные схемы

1. Право международной безопасности.

2. Основные международно-правовые акты, применяемые в период вооруженных конфликтов.

3. Выполнить задания:

1. Во время конфронтации между Индонезией и Малайзией в 1963-1966 гг. 12 малайских китайцев, Заброшенных на парашютах Индонезией в Малайзию, были взяты в плен. Их судили и признали виновными в нарушении внутреннего закона Малайзии о безопасности, касающегося незаконного хранения оружия. Они были приговорены к смертной казни. Осужденные апеллировали в федеральный суд Малайзии, ссылаясь на ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.

     Можно ли рассматривать данных лиц военнопленными, если учесть, что они являются подданными Малайзии?

2. Согласно данным ЮНИСЕФ на территории Анголы, население которой составляет 10 млн. чел., установлено около 12 млн. противопехотных мин. Эти мины изготовлены в различных странах мира, в том числе в России.

     Каков статус противопехотных мин в современном международном праве?

3. В 1996 г. северокорейские военные вошли на территорию демилитаризованной зоны между двумя Кореями.

     Раздел Корейского полуострова по 38-й параллели был предусмотрен Ялтинской конференцией 1945 г. как временная мера для облегчения разоружения японских войск.

     После корейской воины 1950-1953гг. 38-я параллель стала демилитаризованной зоной между двумя государствами (длина ее – 249 км, ширина – 4 км).

     Согласно Договору о перемирии 1953 г. ни одна из сторон не имеет права вводить в демилитаризованную зону более 35 своих военнослужащих, вооруженных только легким стрелковым оружием. Северокорейцы несколько раз нарушали положения договора о перемирии: количество солдат Северной Кореи, вошедших в демилитаризованную зону, доходило до 180 чел., вооруженных артиллерией и минометами.

     Каков статус демилитаризованной зоны в международном праве?

     В чем отличие соглашения о перемирии и мирного договора?

4. В феврале 1995 г. Государственная Дума РФ приняла постановление об амнистии лиц, участвующих в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе. В постановлении давалось определение вооруженного конфликта как противоборство между вооруженными формированиями (вооруженными объединениями, отрядами самообороны, другими вооруженными группами), созданными и действующими в нарушение законодательства РФ (незаконными вооруженными формированиями), и органами внутренних дел и подразделениями внутренних войск МВД РФ, ВС РФ, других войск и формирований Российской Федерации; незаконными формированиями, созданными для достижения определенных политических целей; лицами, не входящими в незаконные вооруженные формирования, но участвовавшими в вооруженном противостоянии в связи с территориальными притязаниями на этнической или религиозной почве.

     Сравните определение вооруженного конфликта, данное российским законодательством и определением по международному праву.

5. Во время вооруженного конфликта между двумя государствами, которые являются участниками Женевских Конвенций, делегат МККР приглашен МИД одного из них (государство А.), где ему сообщают, что была получена информация о том, что противник казнит захваченных военнопленных парашютистов, состоящих на действительной военной службе в вооруженных силах государства А. Государство В. нарушает положение нарушает положения Женевских конвенций, которые предоставляют защиту комбатантам в военной форме. В ответ на действия государства В. государство А. заявляет, что за каждого казненного противником парашютиста в качестве ответной меры оно будет казнить 10 пленных. Оцените действия государств, ссылаясь на положения Женевских конвенций.

6. В ситуации вооруженного конфликта между государствами – участниками Женевских конвенций в непосредственной близости друг от друга располагаются перевязочный пункт и армейский склад снабжения.

     На крышу перевязочного пункта нанесена защитная эмблема. На случай нападения с воздуха были приняты меры по маскировке обоих объектов.

     По соседству находятся сооружения, на которых нет защитной эмблемы или маскировочной сетки.

     Что представляет собой защитная эмблема перевязочного пункта? Положения какой Конвенции применяются к данной ситуации?

     Если медицинский пункт пострадает в результате нападения, можно ли это назвать военным преступлением?

7. Во время вооруженного конфликта одна женщина обратилась в местную администрацию Красного Креста с просьбой переслать письмо ее родителям, живущим в противостоящем государстве, поскольку почта отказалась принять ее письмо.

     Может ли красный Крест выполнять почтовые функции?

     Каков порядок передачи семейных посланий, предусмотренных в Женевских конвенциях?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.031 с.)