Тема 12. Международно-правовая защита прав человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Международно-правовая защита прав человека



1. Вопросы для обсуждения:

1. Какие принципы лежат в основе отрасли о правах человека?

2. Кратко охарактеризуйте «поколения прав человека».

3. Что такое права народов?

4. Какие права человека относятся к индивидуальным и какие – к коллективным?

5. Назовите основные международные документы в области прав человека.

6. Какие из них являются универсальными и какие – региональными?

7. Как решается вопрос о правах человека в учредительных документах СНГ?

8. Расскажите о международном контроле в области прав человека.

9. В соответствии с какими соглашениями существуют специальные комитеты по контролю за соблюдением соответствующих прав человека?

10. Кто имеет право обращаться в них?

11. Какие институты контроля за соблюдением прав человека есть в системе ООН?

12. Какие региональные институты контроля за соблюдением прав человека вы знаете?

 

2. Материал для дискуссий.

Задание 1. Международный контроль за соблюдением прав человека.

Ситуация 1.

     На проходившей в Страсбурге Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Франция в жестких формулировках была названа страной, не соблюдающей права человека. Французом, по праву считающих себя основоположниками концепции прав человека, которые они провозгласили еще в 1789 г., сильно раздосадовало такое обвинение – посыпались устные и письменные протесты.

     Франция проходит в Совете Европы как злостный нарушитель решений Европейского суда по правам человека. Речь идет не о каком – то единичном эпизоде или случайном упущении администрации. Налицо, как считают в ПАСЕ, многократное невыполнение таких решений, ставшее уже системой.

     Чашу терпения переполнило демонстративное пренебрежение Франции одним решением, принятым на уровне Комитета министров Совета Европы и подтвержденным судом по делу алжирского гражданина Абдельхамида Хаккара. Высокие общеевропейские инстанции признали, что следствие, процесс над ним и приговор к пожизненному заключению за якобы совершенное убийство проводились с вопиющими нарушениями законности. Поэтому французским властям было предписано все это уголовное дело пересмотреть заново. С тех пор прошло долгих пять лет, однако юстиция страны палец о палец не ударила во исполнение этого постановления. В Страсбурге это было расценено как вызов.

     Такое обвинение может иметь весьма серьезные последствия для страны – нарушителя: ПАСЕ высказалась за то, чтобы наказать Францию сначала денежным штрафом, а затем пригрозила поставить вопрос об исключении из Совета Европы. До этого дело, скорее всего не дойдет, поскольку для исключения требуется консенсус.

 

2. Заявление представителя МИД России от 2 сентября 1999 г. [Текст] // ДВ. –1999. – № 10. – С. 25-26.

Ситуация 2.

     На днях Комитет по ликвидации расовой дискриминации принял Заключительные замечания по докладу Латвии о выполнении международной Конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации.

     В документе отмечается, что более 25% жителей Латвии находятся в дискриминационном положении, не имея возможности получить латвийское гражданство, условия натурализации «не являются легко выполнимыми», сам ее процесс идет медленными темпами. Комитет выразил озабоченность «сохранением неоправданных различий» между гражданами и негражданами страны в области социальных, экономических и культурных прав, в том числе в отношении занятия определенных должностей, права собственности, социальных льгот. Серьезной критике подверглась также ситуация в Латвии с языками нацменьшинств, объем общения на которых неуклонно сокращается. Особая обеспокоенность высказана в связи с отсутствием судебного преследования и запрещения организаций, пропагандирующих идеи этнического превосходства и межэтнической ненависти, хотя «о подобных случаях широко известно».

     В заключительных замечаниях содержится ряд рекомендаций правительству Латвии. Предлагается, в частности, упростить процесс натурализации и пересмотреть его критерии; ликвидировать неоправданные различия между гражданами и негражданами, сохранить возможность для нацменьшинств обучения на родном языке, а также пользования им в частном и государственном секторах, отменить обязательную запись во внутренних документах об этническом происхождении их владельцев.

Вопросы:

1. Можно ли признать эффективными международные механизмы защиты прав человека?

2. Деятельность этих международных механизмов обходится налогоплательщикам довольно дорого. Стоят ли они того?

 

3. Решить практические задачи.

Задача 1. Нарушение государством норм о правах человека.

1. Дело Н.В. Захаровой.

     Н.В. Захарова вышла замуж за французского гражданина П. Уари и приобрела французское гражданство, сохранив российское, возможность чего предусмотрена договором между Россией и Францией.

     После расторжения брака Н.В. Захаровой с французским гражданином в феврале 1997 г. их малолетняя дочь Маша решением суда г. Нантера была оставлена на попечение матери. Супруг получил право регулярно общаться с дочерью, однако 17 месяцев не посещал ребенка и длительное время не платил алименты.

     В августе 1997 г. отец фактически похитил дочь и вернул ее только через месяц в тяжелом психическом состоянии и со следами побоев. По этому факту было заведено уголовное дело, следствие по которому тянется до сих пор.

     В связи с неспособностью родителей уладить семейный конфликт из-за ребенка суд г. Нантера своим новым решением поместил Машу в приют. Во время кратковременных свиданий под надзором сотрудников приюта Н.В. Захаровой запретили говорить с ребенком на русском языке. Затем без всяких на то оснований Н.В. Захаровой были запрещены и визиты, и телефонные разговоры с дочерью, в то время как за отцом это право было сохранено.

     Чтобы оградить ребенка от общения с матерью, Маша была помещена в приемную семью сроком на один год. В результате мать могла лишь дважды в месяц в течение часа справляться у воспитателей приюта по телефону о самочувствии девочки. Захаровой запретили даже передавать дочери книги, мультфильмы и кассеты с песнями на русском языке.

     В связи с аппеляцией Н.В. Захаровой в конце января с.г. французский суд вынес постановление, подтверждающее ранее принятые судебные решения.

     Представителям консульского отдела посольства Российской Федерации также не давали возможности встретиться с девочкой. Такой режим не применяется даже к заключенным в тюрьму на территории Франции иностранным гражданам.

     В порядке дипломатической защиты российскими властями был предпринят ряд шагов, которые принесли некоторые результаты. 27 апреля 2000 г. судья по делам детей при Суде высокой инстанции г. Нантера вынес постановление, которым социальная служба г. Парижа уполномочена организовать встречи Н.В. Захаровой с дочерью в помещениях этой службы один раз в месяц, которые, однако, должны проводить только на французском языке.

     5 мая 2000 г. в ходе заседания Постоянного совета ОБСЕ российская сторона подняла вопрос о деле гражданки России Н.В. Захаровой.

Вопросы:

1. Чьи интересы вправе защищать Россия и как называется такая защита?

2. Являются ли действия французского суда действиями Французской Республики?

3. Соответствуют ли действия французского суда обычной норме международного права об обращении государства с иностранцами?

4. Возможно ли обращение Н.В.Захаровой в Суд по правам человека в Страсбурге?

5. Сопоставьте действия французских властей со следующими документами международного права:

а) Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.

б) Человеческое измерение СБСЕ. Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 15 января 1989 г.

в) Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Тема 13. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

1. Вопросы для обсуждения:

1. Международные преступления и преступления международного характера.

2. Обязательства государств в соответствии с международными договорами.

3. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью.

4. Как регулируется борьба с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ?

5. Каковы основные особенности мер по пресечению международных преступлений?

6. Каковы основные черты международного уголовного суда?

7. Какими документами регулируется сотрудничество государств в борьбе с обычной уголовной преступностью?

8. Что такое Интерпол?

2. Выполнить задания:

1. Согласно ст. 34 Венской конвенции о праве международных договоров договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его согласия. В связи с этим, требуется ли согласие государств, должностные лица которого обвиняются в совершении международного преступления (например, геноцид), на привлечение виновных лиц к международно-правовой ответственности?

     Является ли это согласие государства необходимым для осуществления международного правосудия в отношении лиц, совершивших международные преступления? Обоснуйте свой ответ.

2. В июне 1976 г. в Луанде – столице Анголы – состоялся суд над 13 английскими и американскими наемниками. Они обвинялись в том, что дали согласие за деньги участвовать в вооруженной борьбе против ангольского народа и с оружием в руках пытались помешать освобождению Анголы.

     Адвокаты Англии и США, защищавшие наемников на суде, заявляли о том, что в то время не существовало международных актов, которые бы осуждали наемничество.

     Какое решение по данному делу должен вынести суд?

     Существует ли международные договоры о борьбе с наемничеством?

3. В чем заключается принцип экстерриториальной юрисдикции уголовного закона государства?

4. Группа осужденных при этапировании их 19 августа 1990 г. к месту отбывания наказания разоружила конвой и захватила самолет ТУ-154. Угрожая расправой пассажирам, они вынудили экипаж изменить маршрут. Выполняя приказ террористов, экипаж вылетел в г. Ташкент, затем в г. Карачи (Пакистан), где террористы сдались местным властям. В 1991 г. пакистанский суд приговорил их за угон самолета к 25 годам тюремного заключения.

     Юрисдикция, какого государства распространяется в отношении террористов?

5. В 1991 г. при выполнении тренировочного полета на военном самолете МИГ-23 в Прибалтике летчик установил отказ системы управления. После катапультирования пилота самолет самопроизвольно продолжал полет в западном направлении, упал на территории Бельгии, разрушив жилой дом, в результате чего погибло два человека.

     Подлежит ли уголовной ответственности пилот самолета – российский гражданин?

 

2. Материал для дискуссий.

Задание 1. Международный уголовный суд.

1. Конференция ООН по учреждению Международного уголовного суда проходила 15-18 июля 1998 г. в Риме. Принятый Конференцией Статут предусматривает создание постоянного судебного органа, призванного осуществлять правосудие от имени всего международного сообщества в отношении лиц, виновных в совершении самых тяжких международных преступлений – геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступления агрессии, определение которого должно быть разработано дополнительно 130 статей, 150 страниц текста.

     Суд создается не для подмены национальных судебных систем, а как их дополнение в тех случаях, когда последние становятся неэффективными либо перестают существовать вообще. Он призван заниматься не единичными случаями, а тягчайшими международными преступлениями, носящими широко масштабный, систематический характер и совершаемыми в целях проведения политики государства или организации.

2. Заявление официального представителя МИД России от 22 июня 2000 г. [Текст] // ДВ. – 2000. – № 7. – С. 69-70.

     20 июня в Совете Безопасности ООН Председатель Международного трибунала по бывшей Югославии К. Жорда представил доклад по вопросам совершенствования деятельности Международного трибунала по Югославии.

     Излагая в ходе дискуссий отношение РФ к этой проблеме, ее представитель в Совете Безопасности ООН С.В. Лавров отметил, что создавая МТБЮ, Совет Безопасности ООН исходит из того, что Трибунал внесет важный вклад в урегулирование кризиса в Югославии и будет выполнять эту задачу независимо от политических соображений. Однако в работе МТБЮ стали появляться политические амбиции: взят явный «антисербский крен» и заранее определен виновник югославской трагедии. Трибунал нередко закрывает глаза на случаи несоблюдения норм международного гуманитарного права другими участниками конфликта. Когда речь идет о сообщениях относительно нарушений со стороны СРЮ, Трибунал с ходу выдвигает обвинения и приступает к работе, как это было в связи с ситуацией в Косово. Если же возникают вопросы, например, относительно действий НАТО, Трибунал даже перед лицом очевидных фактов гибели мирного населения и разрушения гражданских объектов в результате авиаударов не находит оснований для проведения расследования.

     Пользуясь отсутствием реального контроля со стороны международного сообщества за выработкой Правил процедуры и доказывания, трибунал заложил весьма сомнительную с точки зрения правомерности практику «закрытых ордеров» и их передачи международным органам. Кроме того, неправомерно было и заключение МТБЮ в 1966 г. за спиной СБ ООН Меморандума о взаимопонимании с НАТО, который фактически узаконил спецоперации натовских контингентов в Боснии с целью задержания обвиняемых, что противоречит мандату сил по стабилизации в Боснии. Меморандум до сих пор считается секретным и не был представлен Совету Безопасности ООН.

Вопросы:

1. Почему неэффективен МТБЮ?

2. Можно ли предположить, что Международный уголовный суд также не будет обладать высокой эффективностью?

3. Какие меры могли бы быть приняты для эффективности международного правосудия?

 

Задание 2. Наемничество.

Дело о наемниках в Анголе.

     В июне 1976 г. в Луанде – столице Анголы – состоялся суд над 13 английскими и американскими наемниками. Он обвинялись в том, что дали согласие за деньги воевать на стороне антиправительственных сил.

Зашита обвиняемых, стоила свою аргументацию на том, что Закон о борьбе с наемничеством был принят в Анголе уже после захвата обвиняемых и, таким образом, материальным нормам данного закона была придана обратная сила.

     Обвинение же утверждало, что к тому времени уже существовала обычно-правовая норма, запрещающая наемничество. В подтверждение приводились соответствующие резолюции ООН и Организации Африканского Единства, принятые ранее по этим вопросам, которые рассматривали наемничество как преступление и в которых государства призывались его строго карать. Кроме того, нормы такого же содержания отмечались во внутреннем праве целого ряда государств. Поэтому, утверждало обвинение, к данному делу применим п. 2 ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., в котором установлено, что «ничто не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом».

     Суду напомнили также, что уставы Нюрнбергского и Токийского трибуналов также предусматривали наказание за совершение международных преступлений рost factum.

     Процесс в Луанде сыграл свою роль в принятии в 1989 г. Конвенции по борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников.

Вопросы:

1. Что общего в характеристике деяний, совершенных обвиняемыми в Луанде, с преступлениями по Уставам Нюрнбергского и Токийского трибуналов?

2. Какие доводы Вы можете привести в пользу того, что наемничество является международным преступлением?

 

Тема 14. М еждународное экономическое право

 

    Каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. Ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации, основанной лишь на различиях. При осуществлении международной торговли и других форм экономического сотрудничества каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения международного экономического сотрудничества, соответствующие его международным обязательствам и потребностям.

Статья 4 Хартии экономических прав

 и обязанностей государств

 

1. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, источники международного экономического права.

2. Принципы международного экономического права.

3. Государства в международных экономических отношениях.

4. Международное экономическое право во взаимоотношениях стран СНГ.

 

2. Составить учебные схемы.

1. Виды норм международного права.

2. Основные принципы международного права.

3. Основные правовые формы выполнения международно-правовых обязательств в Российской Федерации.

4. Понятие и основные виды международных (межправительственных) организаций.

3. Вопросы для обсуждения:

1. Арбитражный суд при Стокгольмской торговой палате наложил арест на счета российского Правительства в Швейцарии и Люксембурге. Иск был предъявлен швейцарской корпорацией «Нога трейдинг С. А.» по поводу невыполнения российской стороной в полном объеме генерального соглашения о поставках и кредитах, заключенного с Правительством РСФСР в 1991 г. На Россию в данном случае не был распространен иммунитет иностранного государства, по которому ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и его собственности.

     Раскройте принцип суверенного равенства государств, теорию абсолютного иммунитета применительно к данному случаю.

2. Президент США 8 января 1986 г подписал указ запрещающий юридическим лицам, в том числе их филиалам за границей, выплачивать валютные средства ливийским учреждениям в качестве меры в рамках объявленных экономических санкций против Ливии.

     Частная банковская корпорация «Банкерс Траст» (США) отказалась удовлетворить запрос своего филиала в Лондоне, сделанный по просьбе Ливийского арабского внешнего банка, о переводе в Лондон на счет данного клиента определенной суммы в долларах США с другого его счета в головном отделении американского банка в Нью-Йорке.

     Тогда Ливийский арабский внешний банк сделал несколько запросов о выдаче ему денег в любой валюте мира со своего сонета в Лондоне. Однако филиал «Банкерс Траст» в Лондоне отказался выполнить эти требования на том основании, что иначе он нарушил бы экономические санкции, введенные президентом США против Ливии.

     Законны ли экстерриториальные меры правительства США?

     Если были нарушены международные принципы, то какие?

3. В США 12 марта 1996 г. вступил в силу Закон Хелмса-Бертона. В соответствии с разд. III и IV этого Закона, если будет установлено, что граждане третьих стран причастны к коммерческим операциям в США с использованием ранее национализированной собственности американцев, их можно предать суду в США либо ограничить их право на въезд в США.

     Нарушает ли данный Закон какие-либо нормы международного права? Если да, то какие?

4. Гражданин России, постоянно проживающий в России, получил авторский гонорар за издание книги во Франции. С учетом того, что в России подоходным налогом облагаются все доходы, полученные лицом, постоянно проживающим в ней, независимо от того, где они были получены – в России или за ее пределами, а во Франции подоходным налогом облагаются все доходы, возникающие на ее территории, независимо от места постоянного проживания налогоплательщика, под чью налоговую юрисдикцию будет подпадать данный доход: России или Франции?

Как будет решаться данная проблема:

1) по соглашению об устранении двойного налогообложения;

2) в случае отсутствия такого соглашения?

5. Гражданин России С. сдавал в аренду собственную яхту в г. Майами (США). По поводу доходов, полученных от аренды судна, между С. и российским налоговым органом возник спор: доход ли это от недвижимого имущества или прибыль от коммерческой деятельности и какая из стран вправе облагать налогом такие виды доходов. Гражданин С. отстаивает мнение, что доход от аренды яхты подлежит налогообложению в США, российский налоговый орган – противоположное мнение.

     Разрешите спор.

     Каков принцип налогообложения недвижимого имущества в большинстве соглашений об избежание двойного налогообложения? Подтвердите его целесообразность?

6. В развитие Соглашения о принципах торгово-экономического сотрудничества от 20 ноября 1991 г. между правительствами Республики Беларусь и Республики Казахстан 9 февраля 1992 г. ПО «Горизонт» (Беларусь) и корпорация КЭМПО (Казахстан) заключили Соглашение, которое было утверждено на уровне заместителей председателей правительств Республики Беларусь и Республики Казахстан.

     Во исполнение Соглашения от 9 февраля 1992 г. ПО «Горизонт» и корпорация КЭМПО заключили договор о поставках. Однако с 1 августа 1993 г. корпорация КЭМПО прекратила выполнение своих обязательств и не полностью оплатила поставленную продукцию в сумме 386, 4 млн. российских рублей.

     Определите подсудность спора.

     Решите дело по существу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.125 с.)