Тема 3: Сущность, источники и система современного международного публичного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: Сущность, источники и система современного международного публичного права



 

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции, как общие, так и специальные… b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d)...судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

 

Статья 38 Статута Международного суда ООН

 

1. Вопросы для контроля:

1. В чем заключается сущность современного МПП?

2. Что такое источник МПП?

3. Назовите универсальные источники МПП. Специальные? Вспомогательные?

4. Дайте понятие договора как источника МПП?

5. Почему растет число многосторонних договоров?

6. Дайте определение обычая в МПП.

7. Как создается договор в рамках многосторонней международной организации?

8. Что такое регламенты, принимаемые международной организации?

9. Какую роль в формировании норм МПП играют рекомендательные акты международных организаций?

10. Какова роль международных судов и арбитражей в формировании норм МПП?

11. Что такое протест в МПП?

12. Что мы называем признанием?

13. Какое значение имеют труды ученных для установления норм МПП?

14. Что представляют собой старые и новые нормы?

15. Раскрыть сущность кодификации МПП.

 

2. Составить учебные схемы по следующим темам:

1. Иерархия норм международного права

2. Виды норм международного права

3. Процесс создания норм международного права.

3. Выполнить задания:

1. В 1951 г. Международный суд разбирал англо-норвежский спор о рыболовстве. Англия утверждала, что правило, согласно которому ширина входа в бухту не должна превышать десяти морских миль, является общепризнанной нормой международного права. Норвегия возражала, что данное правило не действительно в отношении Норвегии, которая всегда возражала против его применения у своих берегов.

              Может ли явно выраженное и последовательное несогласие определенного государства воспрепятствовать возникновению обычной нормы международного права? Будет ли применяться данная нора в отношении этого государства?

2. При обсуждении вопросов национально-освободительного движения в ООН, получившего наиболее широкий размах в 60-е гг. XX в., государства, выступавшие в поддержку требований о предоставлении независимости, часто ссылались на право народов и наций на самоопределение, упоминая при этом резолюцию ООН 15149 (XV) 14 декабря 1960 г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам».

              Имеют ли юридическое значение нормы Декларации, если она принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи? Какое значение для юридической обязательности Декларации имело повторение в последующих актах Генеральной Ассамблеи ООН прав, провозглашенных в данной Декларации, а также ссылки на нее в официальных актах государств? Какое значение для юридической обязательности Декларации имеет вывод в консультативных заключениях Международного суда ООН о том, что ее положения являются важной частью обычного международного права?

3. В 1957 г. в связи с возрастанием напряженности в районе двух анклавов – территориальных владений Португалии внутри территории Индии – Правительство Индии распорядилось прекратить к ним доступ Португалии. Португалия обратилась в Международный суд ООН, пытаясь добиться признания права на проход к владениям. Она обосновывала свои притязания тем, что право прохода через территорию Индии следует из локального обычая, с которым молчаливо соглашалась Великобритания, а затем и Индия в порядке правопреемства после достижения независимости. Индия возражала, указывая, что для возникновения локального обычая необходима практика более чем двух государств.

              Может ли местная практика, признанная сторонами в период после британского господства, означать молчаливое признание права прохода? Может ли локальная норма международного права сложиться между двумя государствами или для этого требуется большее количество государств?

              Могут ли другие государства получать права по указанной локальной норме международного права? Может ли государство отказаться от выполнения локальной международно-правовой нормы?

   4. Материалы для дискуссий:

  Договор. Сравните высказывания следующих авторов:

а) Права и обязанности государств определяются, прежде всего, их соглашением, как оно выражается в договорах – точно так же, как права индивида определяются в заключенном им контракте. Если между двумя или более государствами возникает разногласие относительно вопроса, регулируемого договором, его стороны ссылаются, прежде всего, на положения оспариваемого договора; разрешающая их спор третья сторона также применяет положения этого договора.

б) Договоры являются не более источником права, чем обычный частный контракт, который создает просто права и обязанности. Сам по себе договор и создаваемое им «право» применимы только к сторонам. Конечно, если договор отражает (или кодифицирует) действующее право, государства – не стороны договора могут признавать его нормы, но они поступают так, следуя общему праву, изложенному в договоре, а не самому договору.

в) Международный договор обладает специфическими чертами, которые делают его весьма удобным и важным средством создания норм международного права в наши дни. В нем ясно выражено соглашение государств, что чрезвычайно важно для определения наличия и содержания какой-либо нормы международного права.

Вопросы: 1. Являются ли международные договоры лишь свидетельством существования нормы международного права или они создают нормы? 2. Какие различия можно провести между следующими тремя категориями договоров в плане их значения как источников международного права:

- общие многосторонние договоры, открытые для всех государств мира или для всех членов крупной региональной группы. Такие договоры содержат правила поведения, которые, по мнению Международного Суда ООН, имеют фундаментальный нормообразующий характер. Чаще всего это кодифицирующие конвенции;

- договоры, создающие механизм сотрудничества для регулирования в определенной сфере деятельности. Они могут быть предназначены для присоединения всех государств (например, конвенции Международного союза электросвязи относительно распределения радиочастот) или для региональных групп государств (например, рыболовные соглашения). Такие договоры обычно излагают цели и принципы, но действуют только через решения органов, созданных для их исполнения;

- самые многочисленные договоры – двусторонние соглашения, в некоторых случаях – трех- или четырехсторонние. Они составляются обычно по образцу контрактов.

 

Тема 4: Статус субъектов в системе современного международного публичного права (общие положения)

 

1. Вопросы для контроля:

1. Перечислить первичные, вторичные субъекты МПП и раскрыть их юридическую природу правосубъектности?

2. Приведите примеры нетипичных субъектов МПП.

3. Почему в МПП выделяют индивида в качестве отдельного субъекта? Обладает ли он полным объемом прав как первичный (основной) субъект МПП – государство?

4. Что такое признание? Какие практические последствия имеет признание нового государства?

5. Какие две теории признания государств вы знаете?

6. Что такое признание de jure и de facto?

7. В чем заключается сущность признания ad hoc?

8. Можно ли говорить о признании формы правления внутри государства?

9. Что такое правопреемство?

10. Когда встает вопрос о правопреемстве в МПП?

11. Какое основное положение МПП относится к правопреемству в отношении договоров?

12.  Какие положения действуют в отношении государственной собственности?

13.  Какой основной принцип должен соблюдаться в процессе правопреемства в отношении архивов?

2. Выполнить задания:

Задание 1. Понятие государства.

Республика Новая Атлантида.

В 1964 г. гражданин США Л. Хемингуэй объявил о создании нового государства – Республика Новая Атлантида – на рифе размеров 12 футов длины и 6 футов ширины в открытом море, поблизости от Ямайки, но за пределами ее территориального моря и даже континентального шельфа. В новой республике было 7 граждан; они создали свой флаг и стали выпускать марки Республики Новая Атлантида.

Вопрос: Почему Республика Новая Атлантида не может быть квалифицирована как государство, способное войти в мировое сообщество?

 

Задание 2. Иммунитет государства.

1. Дело по иску Щукиной к Советскому государству.

В 1993 г. в Париже в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Францией о культурном сотрудничестве проводилась выставка картин из Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Каких-либо выплат за предоставление картин на выставку не предусматривалось. Щукина и Коновалов, наследники русских коллекционеров, которым до революции 1917 г. принадлежали картины, обратились во французский суд с иском о выплате им крупных сумм и наложение предварительного ареста на картины.

От имени российского государства в суд было заявлено, что акт национализации, в силу которого картины перешли в собственность государства, представляет собой осуществление публичной власти государства и касался коллекции картин, принадлежащих его гражданам и находящейся на его территории. Музей, в которых картины хранятся, выполняют публично-правовые функции в области культуры, на что они уполномочены Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Суд согласился с этими доводами и признал, что при отсутствии согласия государства на рассмотрение дела иски не могут быть предметом рассмотрения суда. На этом же основании суд отказал истцам в отношении их требований об осуществлении мер принудительного характера в отношении картин.      

Вопросы: 1. Какой собственностью – государственной или частной – были картины? 2. В чьем оперативном управлении находились картины? 3. Имело ли намерение российское государство использовать это имущество (картины) в коммерческих целях? 4. Носят ли действия государства по организации зарубежных выставок характер действий публичной власти?

 

2. Инцидент с американским самолетом у побережья КНР (по сообщениям средств массовой информации).

В апреле 2001 г. самолет-разведчик ВВС США совершал облет морских границ КНР. Самолет находился формально за пределами территории КНР, но в непосредственной близости к ней. Стремясь оттеснить самолет-разведчик от границ КНР, китайские истребители стали совершать действия, обычно предпринимаемые в подобных случаях во всем мире: летели параллельно курсу самолета-разведчика на очень близком расстоянии от него, имитировали атаку и т.п. Однако в один из моментов самолет-разведчик и китайские истребители оказались слишком близко друг от друга, произошло касание крыльями. Китайский летчик, пилотировавший истребитель, был вынужден катапультироваться и погиб. Самолет-разведчик совершил вынужденную посадку на о. Хайнань (КНР).

После этого США и КНР выступили с взаимными претензиями. КНР утверждала, что США нарушают международное право, создавая угрозу территории КНР. США, в свою очередь, отрицали наличие нарушения международного права и обвиняли Китай в неправомерном удержании их военного самолета и его экипажа, входящего в состав ВВС США.

Вопрос: 1. Было ли нарушение международного права со стороны США? 2. Почему ставиться вопрос об ответственности государства? 3. Обязана ли КНР возвратить самолет?

 

3. Материал для дискуссий.

Заявление о критериях ЕС для признания новых государств в Восточной Европе и на территории Советского Союза.

         По решению Европейского Совета 16 декабря 1991 г. в Брюсселе состоялось заседание Совета Европейского Союза на уровне министров иностранных дел, на котором было обсуждено положение в СССР и некоторых странах Восточной Европы. Был определен общий подход «двенадцати» к вопросу официального признания новых государств на территории Советского Союза и в Восточной Европе.

              Подтвердив свою приверженность принципам хельсинкского Заключительного акта и Парижской хартии, в частности принципу самоопределения, министры выразили свою готовность признать, при условии соблюдения общепринятых международных стандартов и исходя из конкретной политической ситуации, те новые государства, которые в силу исторических изменений, происходящих в регионе, развиваются на демократической основе, приняли на себя соответствующие международные обязательства и в духе доброй воли заявили о своей приверженности мирному процессу и переговорам.

Согласованы следующие критерии официального признания:

­ соблюдение положений Устава ООН и обязательств, принятых по Хельсинкскому Заключительному акту и Парижской хартии, особенно в том, что касается верховенства закона, демократии и прав человека;

­ гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ (ОБСЕ);

­ уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе, как мирными средствами и с общего согласия;

­ принятие всех соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности;

­ обязательства разрешать по соглашению, в том числе предусмативая в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся правопреемства государств и региональных споров.

Одновременно министры подчеркнули, что не будут признаваться государства, возникающие в результате агрессии. Сообщества и их страны-члены будут также учитывать влияние факта признания на соседние государства.

Вопрос: Правомерно ли предъявление критериев для признания государства?

 

Тема 5: Основные принципы в системе международного публичного права

 

Все принципы... имеют первостепенную важность и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.

Заключительный акт СБСЕ 1975г.

 

1. Вопросы для контроля:

1. Понятие, виды и значение основных принципов международного права.

2. Принцип суверенного равенства государств.

3. Принцип невмешательства во внутренние дела.

4. Равноправие и право народов на самоопределение.

5. Неприменение силы или угрозы силой.

6. Территориальная целостность государства.

7. Уважение прав человека и основных свобод.

8. Нерушимость границ.

9. Сотрудничество между государствами.

10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

11. Мирное разрешение международных споров.

 

  2. Составить учебную схему по следующей теме:

1. Основные принципы международного права.

3. Выполнить задания:

1. Государство А. совершило массированную воздушную атаку по объектам, находящимся на территории государства Б. Квалифицировав действия государства А. как акт агрессии и прибегнув к самообороне, государство Б. уничтожило авиабазу на территории государства А.

Определите правомерность действий государств применительно к принципу неприменения силы или Угрозы силой.

2. Дайте определение самообороны и агрессии. Что такое коллективная самооборона? Каким образом участие ООН влияет на правомерность вооруженного коллективного подавления агрессии? Раскройте механизм применения вооруженной силы по решению Совета Безопасности?

3. В 1983 г. лидерами турецкой общины Кипра была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра. Только Турция признала вновь созданное государство. Совет Безопасности ОНН в своей резолюции заявил, что решение о создании кипрского турецкого государства неправомерно, и призвал его не признавать. Обоснуйте решение Совета Безопасности.

Как сообразуются подобные действия с принципом самоопределения народов?

4. Прокомментируйте консультативное заключение Постоянной Палаты Международного правосудия от 1923 г.: «...вопрос о том, находится ли дело в исключительной компетенции государства, является по своему характеру относительным вопросом, он зависит от развития международных отношений».

5. На московской Конференции по человеческому измерению было сформулировано следующее положение: «...в случае свержения или попытки свержения демократически избранного законного правительства недозволенными средствами (государства) будут решительно поддерживать в соответствии с Уставом ООН законные органы этого государства...»

В каких случаях Уставом ООН предусмотрена правомерность применения вооруженных сил? Соответствуют ли положения, высказанные на Конференции, принципам, закрепленным в Уставе ООН?

6. В каких из нижеперечисленных случаях нарушается принцип невмешательства во внутренние дела?

1) предоставление исключительно гуманитарной помощи;

2) поддержка террористических формирований, преследующих неполитические цели;

3) предоставление вооруженной поддержки оппозиции правительства;

4) экономическая блокада;

5) применение принудительных мер по решению Совета Безопасности в целях поддержания мира и безопасности;

6) вооруженная поддержка правительства в борьбе с оппозицией, стремящейся его свергнуть.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.037 с.)