Работа над развитием лексико-грамматического строя речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над развитием лексико-грамматического строя речи.



Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.

Даже сами родители нередко замечают, что ребенок “путает окончания”, говоря, например, что “тапочки под кроватем”, “книга на столу”, “взяли под стола”, “много деревий” и т.д. Подобные неправильности в речи ребенка даже и без специальной помощи могут постепенно сглаживаться, но полностью они обычно так и не исчезают не только в старшем дошкольном, но даже и в школьном возрасте. Однако родители не считают это каким-то дефектом и, говоря их словами, просто “поправляют” ребенка.

 

Наличию аграмматизмов в устной речи детей нередко не придается особого значения еще и потому, что звукопроизношение у них может быть при этом вполне правильным, что и дает повод считать их речь “нормальной”. Такой ребенок в первом классе школы может прекрасно овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме и не искажать звуковую структуру слов. Иначе говоря, он вполне может овладеть фонетическим принципом письма, при котором написание полностью совпадает с произношением. В первом и втором классах такие дети могут быть даже отличниками.

 

Лишь после перехода ребенка в третий класс, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил, он сталкивается с непреодолимыми трудностями. И только тогда родители, будучи в состоянии крайнего недоумения, обращаются, наконец, к логопеду, говоря о том, что с их ребенком, всегда так хорошо успевавшим в школе, “вдруг что-то случилось”. И не “вдруг”, и не “случилось”! Все это было уже давно “запрограммировано” и как бы заранее предопределено, а, значит, просто не могло не проявиться!

Ведь если ребенок в течение нескольких лет говорил “на столу” вместо “на столе” или “домы” вместо “дома” и считал это правильным, как же он может написать иначе? Откуда это у него возьмется? Неоткуда взяться, поскольку грамматические системы так и остались у него не сформированными! И нужно было задолго до поступления ребенка в школу побеспокоиться об устранении уже давно имевшихся у него предпосылок аграмматической дисграфии. Поэтому, учитывая, что подобные аграмматизмы имелись почти у каждого моего ученика-первоклассника, с первых дней учёбы в школе я стала вводить в уроки упражнения на развитие грамматического строя. В первую очередь я ввела упражнения на словообразование существительных, затем глаголов и прилагательных.

Упражнения на развитие лексико-грамматического строя языка.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

 

Игра «Назови ласково».

Слова с суффиксом –ик-.

дом – домик, куст – кустик,

нос – носик, халат – халатик,

хвост – хвостик, лист – листик,

карандаш – карандашик,

таз – тазик, гвоздь – гвоздик,

сад – садик, лоб – лобик,

клюв – клювик.

Слова с суффиксом –чик-.

забор – заборчик, костюм – костюмчик,

шкаф – шкафчик, стул – стульчик,

стакан – стаканчик, вагон – вагончик,

блин – блинчик, суп – супчик,

трамвай – трамвайчик, диван – диванчик,

рукав – рукавчик.

Слова с суффиксом -к-.

лапа – лапка, мышь – мышка,

яблоня – яблонька, лошадь – лошадка,

туча – тучка, ночь – ночка,

шуба – шубка, капля – капелька,

береза – березка, книга – книжка,

корова – коровка, бумага – бумажка,

синица – синичка, рука – ручка,

страница – страничка, птица – птичка.

крыльцо – крылечко, кольцо – колечко.

Слова с суффиксом -чк-.

Аня – Анечка, Таня – Танечка,

Оля – Олечка, Соня – Сонечка,

Ваня – Ванечка, Дима – Димочка.

лента – ленточка, тумба – тумбочка,

клумба – клумбочка, верба – вербочка,

звезда – звездочка, морда – мордочка.

вода – водичка, сестра – сестричка,

коса – косичка.

Задания постепенно усложняются и вводятся слова с новыми суффиксами.

Маша – Машенька, Надя – Наденька,

Даша – Дашенька, Петя – Петенька,

Миша – Мишенька, Коля - Коленька.

береза – березонька, дядя – дяденька,

дочь – доченька, мама – маменька,

тетя – тетенька.

дед – дедушка, голова – головушка,

соловей – соловушка, зима – зимушка,

скворец – скворушка, рябина – рябинушка,

поле – полюшко.

перо – перышко, стекло – стеклышко,

солнце – солнышко, горло – горлышко,

зерно – зернышко, гнездо – гнездышко.

ужа – лужица, земля – землица,

кожа – кожица, роща – рощица.

мороз – морозец, хлеб – хлебец,

письмо – письмецо.

дерево – деревце, зеркало – зеркальце,

корыто – корытце, одеяло - одеяльце.

бусы – бусинка, дождь – дождинка,

пыль – пылинка, изюм – изюминка,

солома – соломинка, роса – росинка,

икра – икринка, мармелад – мармеладинка.

горох – горошинка, снег – снежинка,

чай – чаинка, песок – песчинка,

пух – пушинка.

 

Образование названий детенышей животных и птиц.

гусь – гусенок – гусята, еж – ежонок – ежата,

лось – лосенок – лосята, тигр – тигренок – тигрята,

лиса – лисенок – лисята, слон – слоненок – слонята,

кот – котенок – котята, ворона – вороненок – воронята.

волк – волчонок – волчата, орел – орленок – орлята,

индюк – индюшонок – индюшата,

лев – львенок – львята, медведь – медвежонок – медвежата,

белка – бельчонок – бельчата, заяц – зайчонок – зайчата,

галка – галчонок – галчата, кролик – крольчонок – крольчата,

овца – ягненок – ягнята, свинья – поросенок – поросята,

корова – теленок – телята, собака – щенок – щенята,

лошадь – жеребенок – жеребята.

Образование названий профессий.

Барабанщик, кладовщик, часовщик, угольщик, танцовщик, сварщик, стекольщик, дрессировщик, носильщик, летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик. художник – художница, учитель – учительница,

работник – работница, писатель – писательница,

проводник – проводница, певец – певица.

 

Для закрепления словообразования существительных можно проводить следующие игровые упражнения: «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назови животных парами», «Как зовут папу, маму и детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Добавь похожее слово» и др.

Словообразование глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-:

входит – выходит, подходит – отходит,

влетает – вылетает, подлетает – отлетает,

въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,

прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,

приезжает – уезжает, закрывает – открывает,

прилетает – улетает, наливает – выливает,

приходит – уходит, насыпает – высыпает.

Используются игры «Чем отличаются слова?», «Добавь слово», «Найди общую часть».

Формирование словообразования прилагательных.

 

Речевой материал для образования притяжательных прилагательных: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий, волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Речевой материал для образования качественных прилагательных: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный, ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый, шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый, зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной, яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный, кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный и т.д.

Используются игры «Чьи хвосты?», «Ералаш», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано?», «Как?», «Сравни предметы и закончи предложения» и др.

 

Для обогащения словарного запаса детей использую различные упражнения и дидактические игры,“ Закончи предложения и назови слова-неприятели”, “Отгадай, что это за животные?”,“Какой? Какая? Какое? Какие?”, “Что делает? Что делают?”, “Овощи, фрукты, ягоды.

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса.

Игра «Закончи предложения и назови слова-неприятели».

Слон большой, а комар…

Камень тяжёлый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

Суп горячий, а компот…

Молоко жидкое, а сметана...

Я больна, но скоро буду…

Продавец продаёт, а покупатель…

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает медленно… и т.д.

Игра «Отгадай, что это за животные?».

Сторожит, грызёт, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапается - …

Мычит, жуёт, ходит -..

Летает, жужжит, жалит - … и т.д.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? по теме «Зима».

Солнце (какое?)… Ветер… Небо…

Снег… Снежинки… Иней…

Погода… День… Мороз…

Воздух… Деревья… Сугроб…

Игра «Что делает? Что делают?».

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? по теме «Зима».

Солнце (какое?)… Ветер… Небо…

Снег… Снежинки… Иней…

Погода… День… Мороз…

Воздух… Деревья… Сугроб…

Похожую игру можно проводить по всем временам года.

Игра «Овощи, фрукты, ягоды».

Придумать слова, отвечающие на вопрос что? по данной теме большой… маленькая… крупный…

круглый… мелкий… твёрдый…

мягкая… сладкая… вкусное…

горький… жёлтая… синяя…

красная… зелёный… чёрная…

длинный… спелая… сочный…

свежий… хрустящий… и т.д.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращаю на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.052 с.)