Особенности работы с детьми с овз, имеющими диагноз F-83. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности работы с детьми с овз, имеющими диагноз F-83.



Особенности работы с детьми с ОВЗ, имеющими диагноз F-83.

Рекомендации для учителей и родителей по работе с детьми с задержкой психического развития.

1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

20. Создание доверительных отношений со взрослыми.

21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

 

Лечение

Дети с данной формой расстройств должны находиться под наблюдением детского психиатра. Это необходимо не только для проведения адекватного медикаментозного лечения, психотерапии, но и решения совместно с психологами и дефектологами вопроса о форме обучения. Дети с задержкой психического развития традиционно в нашей стране обучаются в специализированных классах коррекции с облегченной программой в общеобразовательных школах. Перевод в школу VIII вида (вспомогательную) осуществляют в тех случаях, если уровень общего психического недоразвития соответствует умственной отсталости.

Прогноз

При отчётливой тенденции к уменьшению расстройств с возрастом более низкий уровень когнитивной продуктивности сохраняется в подростковом возрасте и в течение всей взрослой жизни.

 

Приложение 1

Психологическая коррекция взаимодействия детей с ЗПР со сверстниками

В целом ряде исследований выявлено, что дети с ЗПР с трудом адаптируются в социальной среде, особенно в среде сверстников. Поэтому следует включить в систему практической работы с детьми с ЗПР программу тренинга оптимизации межличностных отношений в среде сверстников.

Целью тренингаявляется развитие продуктивных стратегий межличностного взаимодействия в системе ребенок с ЗПР -- сверстники.

Задачи:

1) освоение тактики продуктивного взаимодействия ребенка с ЗПР в среде сверстников;

2) формирование у детей с ЗПР представлений о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками посредством активной совместной деятельности;

3) закрепление и перенос умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации.

Время проведения занятия 20 - 30 минут.

Основная форма проведения тренинга с детьми с ЗПР -- практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки эффективного взаимодействия. В работе используются такие методические средства тренинга, как ролевая игра, методы проективного рисования, психогимнастика и др.

Содержание тренинга взаимодействия оформляется с учетом возрастной категории детей, с которыми этот тренинг будет проводиться.

Структура тренинга включает в себя:

1) организационный этап, в рамках которого проводится беседа с родителями и учителями, психодиагностическое обследование детей с ЗПР, изучение заключения психолого-медико-педагогического консилиума. Итогом работы на этом этапе является формирование группы и информирование детей о порядке предстоящей работы, а также их мотивация по отношению к тренингу;

2) основная часть (8 занятий);

3) заключительное психодиагностическое обследование;

4) анализ результатов тренинговой работы с детьми с ЗПР.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

 

Игра «Назови ласково».

Слова с суффиксом –ик-.

дом – домик, куст – кустик,

нос – носик, халат – халатик,

хвост – хвостик, лист – листик,

карандаш – карандашик,

таз – тазик, гвоздь – гвоздик,

сад – садик, лоб – лобик,

клюв – клювик.

Слова с суффиксом –чик-.

забор – заборчик, костюм – костюмчик,

шкаф – шкафчик, стул – стульчик,

стакан – стаканчик, вагон – вагончик,

блин – блинчик, суп – супчик,

трамвай – трамвайчик, диван – диванчик,

рукав – рукавчик.

Слова с суффиксом -к-.

лапа – лапка, мышь – мышка,

яблоня – яблонька, лошадь – лошадка,

туча – тучка, ночь – ночка,

шуба – шубка, капля – капелька,

береза – березка, книга – книжка,

корова – коровка, бумага – бумажка,

синица – синичка, рука – ручка,

страница – страничка, птица – птичка.

крыльцо – крылечко, кольцо – колечко.

Слова с суффиксом -чк-.

Аня – Анечка, Таня – Танечка,

Оля – Олечка, Соня – Сонечка,

Ваня – Ванечка, Дима – Димочка.

лента – ленточка, тумба – тумбочка,

клумба – клумбочка, верба – вербочка,

звезда – звездочка, морда – мордочка.

вода – водичка, сестра – сестричка,

коса – косичка.

Задания постепенно усложняются и вводятся слова с новыми суффиксами.

Маша – Машенька, Надя – Наденька,

Даша – Дашенька, Петя – Петенька,

Миша – Мишенька, Коля - Коленька.

береза – березонька, дядя – дяденька,

дочь – доченька, мама – маменька,

тетя – тетенька.

дед – дедушка, голова – головушка,

соловей – соловушка, зима – зимушка,

скворец – скворушка, рябина – рябинушка,

поле – полюшко.

перо – перышко, стекло – стеклышко,

солнце – солнышко, горло – горлышко,

зерно – зернышко, гнездо – гнездышко.

ужа – лужица, земля – землица,

кожа – кожица, роща – рощица.

мороз – морозец, хлеб – хлебец,

письмо – письмецо.

дерево – деревце, зеркало – зеркальце,

корыто – корытце, одеяло - одеяльце.

бусы – бусинка, дождь – дождинка,

пыль – пылинка, изюм – изюминка,

солома – соломинка, роса – росинка,

икра – икринка, мармелад – мармеладинка.

горох – горошинка, снег – снежинка,

чай – чаинка, песок – песчинка,

пух – пушинка.

 

Образование названий детенышей животных и птиц.

гусь – гусенок – гусята, еж – ежонок – ежата,

лось – лосенок – лосята, тигр – тигренок – тигрята,

лиса – лисенок – лисята, слон – слоненок – слонята,

кот – котенок – котята, ворона – вороненок – воронята.

волк – волчонок – волчата, орел – орленок – орлята,

индюк – индюшонок – индюшата,

лев – львенок – львята, медведь – медвежонок – медвежата,

белка – бельчонок – бельчата, заяц – зайчонок – зайчата,

галка – галчонок – галчата, кролик – крольчонок – крольчата,

овца – ягненок – ягнята, свинья – поросенок – поросята,

корова – теленок – телята, собака – щенок – щенята,

лошадь – жеребенок – жеребята.

Образование названий профессий.

Барабанщик, кладовщик, часовщик, угольщик, танцовщик, сварщик, стекольщик, дрессировщик, носильщик, летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик. художник – художница, учитель – учительница,

работник – работница, писатель – писательница,

проводник – проводница, певец – певица.

 

Для закрепления словообразования существительных можно проводить следующие игровые упражнения: «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назови животных парами», «Как зовут папу, маму и детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Добавь похожее слово» и др.

Словообразование глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-:

входит – выходит, подходит – отходит,

влетает – вылетает, подлетает – отлетает,

въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,

прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,

приезжает – уезжает, закрывает – открывает,

прилетает – улетает, наливает – выливает,

приходит – уходит, насыпает – высыпает.

Используются игры «Чем отличаются слова?», «Добавь слово», «Найди общую часть».

Формирование словообразования прилагательных.

 

Речевой материал для образования притяжательных прилагательных: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий, волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Речевой материал для образования качественных прилагательных: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный, ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый, шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый, зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной, яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный, кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный и т.д.

Используются игры «Чьи хвосты?», «Ералаш», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано?», «Как?», «Сравни предметы и закончи предложения» и др.

 

Для обогащения словарного запаса детей использую различные упражнения и дидактические игры,“ Закончи предложения и назови слова-неприятели”, “Отгадай, что это за животные?”,“Какой? Какая? Какое? Какие?”, “Что делает? Что делают?”, “Овощи, фрукты, ягоды.

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса.

Игра «Закончи предложения и назови слова-неприятели».

Слон большой, а комар…

Камень тяжёлый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

Суп горячий, а компот…

Молоко жидкое, а сметана...

Я больна, но скоро буду…

Продавец продаёт, а покупатель…

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает медленно… и т.д.

Игра «Отгадай, что это за животные?».

Сторожит, грызёт, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапается - …

Мычит, жуёт, ходит -..

Летает, жужжит, жалит - … и т.д.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? по теме «Зима».

Солнце (какое?)… Ветер… Небо…

Снег… Снежинки… Иней…

Погода… День… Мороз…

Воздух… Деревья… Сугроб…

Игра «Что делает? Что делают?».

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? по теме «Зима».

Солнце (какое?)… Ветер… Небо…

Снег… Снежинки… Иней…

Погода… День… Мороз…

Воздух… Деревья… Сугроб…

Похожую игру можно проводить по всем временам года.

Игра «Овощи, фрукты, ягоды».

Придумать слова, отвечающие на вопрос что? по данной теме большой… маленькая… крупный…

круглый… мелкий… твёрдый…

мягкая… сладкая… вкусное…

горький… жёлтая… синяя…

красная… зелёный… чёрная…

длинный… спелая… сочный…

свежий… хрустящий… и т.д.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращаю на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи.

Литература

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей./ Под ред. К. С. Лебединского, - М.: Просвещение, 1982. - 125 с.

2. Андрющенко Т. Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Т. Ю. Андрющенко, Н. В. Карабекова // Вопросы психологии. -1993-. № 1. - С.47 - 53.

3. Антипина А. Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития / Антипина А. Н.// "Начальная школа", 1997, № 6, с. 60-64.

4. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: методическое пособие для педагогов, психологов, врачей / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг; М-во образования РФ, Ин-т коррекционной педагогики РАО. - М.: Экзамен, 2004. - 128 с.; 22 см. - Библиогр.: С. 127.

5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 572 с. / Серия "Мастера психологии"/.

6. Василькова Ю. В., Василькова Г. А. Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова, Василькова Г. А. - М.: изд. Центр Академия, 1999. - 440 с.

7. Диагностика и коррекция психического развития школьника. / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: изд-во "Научная книга", 1997. - с. 67-70.

8. Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. — 2006. — № 6. — С. 3—14.

9. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. посо­бие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1998.- 144с. - ISBN 5-7695-0103-0

10. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности./ И. Ю. Кулагина - М.: ТЦ "СФЕРА", 2000. - 192 с.- " - ISBN 5—89144—062

11. Кумарина П. Ф. Компенсирующее обучение как форма педагогической помощи детям риска в условиях общеобразовательной школы. / П. Ф. Кумарина // "Начальная школа", 1995, № 3, с. 72-76.

12. Лубовский В. И. Дифференциальная диагностика нарушений развития. Проблемы и перспективы / Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. В.И.Лубовский //Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25-27 ноября 1998г., М., 1998.С. 67-74.

13. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Н.И. Непомнящая – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с. - ISBN 5-691-00479-4

14. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б.Никишина. – М.: Владос, 2003. – 126с.: ил. – (Специальная психология). - ISBN 5-691-01124-3: 30.17.

15. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей. / Под ред. В. И. Лубовского. - Смоленск, 1994. - 175 с.

16. Осипова А. А. Общая психокоррекции: Учебное пособие для студентов вузов. / А. А. Осипова - М.: ТЦ "СФЕРА", 2000. - 512 с. - ISBN5-89144-100-4.

17. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. / Н. Я. Семаго // Дефектология, № 1. - М.: Школа-Пресс, 2000. - с. 54-59.

18. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 2000. - 207 с.

Цыдыпова Г.А.

учитель начальных классов

 

Особенности работы с детьми с ОВЗ, имеющими диагноз F-83.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.075 с.)