Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях надомного обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи детей с задержкой психического развития в условиях надомного обучения.



Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети то свободно высказывают свои мысли, то выполняют задания по картинке. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда речь его будет живой, эмоциональной. Нужно стремиться к настойчивому, целеустремлённому воспитанию у детей желания учиться, веры в себя. “Обучение должно быть радостным для каждого ученика” - таков мой девиз в работе. Поэтому важно поставить каждого ученика, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного, в ситуацию успеха, чтобы ребёнок почувствовал и увидел зримые результаты своего собственного труда. Но удовлетворение от учения невозможно получить, если ребёнок не умеет учиться, поэтому нужно много сил и времени уделять формированию общеучебных умений и навыков. Учитывая возраст детей-шестилеток, лучшим из методических приёмов я посчитала игру. Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Как важно это осознавать! Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальностью. Поэтому почти каждое учебное упражнение или задание я постаралась преподнести детям в виде интересной увлекательной игры.

Учитывая особенности речевого развития детей можно вести работу в нескольких направлениях:

- работа над звукопроизношением;

- работа над развитием фонематического слуха;

- работа по обогащению словарного запаса детей;

- работа над развитием лексико-грамматического строя речи;

- работа над предложением и связной речью.

Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из выбранных мною направлений и рассказать об используемых в моей работе методах и приёмах.

Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха.

Начиная с подготовительного периода обучения грамоте, я включала во все уроки артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Это занимало не более 3-5 минут. Дети с удовольствием выполняли упражнения “Загнать мяч в ворота”, “Наказать непослушный язычок”, “Почистим зубки”, “Грибок”, “Вкусное варенье”, “Гармошка”, “Качели”, “Маляр”, “Пароход гудит” и др.

Артикуляционные упражнения.

1. «Улыбка» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой.

3. «Улыбка – Трубочка» - чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

4. «Заборчик» - спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. «Лопаточка» - язык широкий.

6. «Иголочка» - язык узкий.

7. «Лопаточка – иголочка» - чередование узкого и широкого языка.

8. «Язык силач» - подъём языка за верхние зубы.

9. «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз.

10. «Маятник» - чередование движений языка влево-вправо.

11. «Бублик» - сложить губы бубликом.

12. «Чищу зубки» - выработка умения удерживать кончик языка за нижними зубами.

Построить забор.

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние и верхние зубы (как при произнесении звука и). Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 5-10.

Сделать трубочку.

Цель. Выработать движение губ вперёд.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

МАССАЖ ЯЗЫКА.

Язычок погладим ласково губами.

А затем постукаем бережно губами.

Язычок погладим ласково зубами.

Нежно покусаем мы его зубами.

И опять погладим ласково зубами.

А потом похлопаем бережно губами.

И в конце погладим ласково губами.

Особенно детям нравятся игры с пальчиками, требующие энергичных движений кистей рук и сопровождающиеся стихотворными строчками.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Зайка

Зайка шёл, зайка шёл,

Капусту нашёл, сел, поел и опять пошёл.

Зайка шёл, зайка шёл,

Морковку нашёл, сел, поел и опять пошёл.

Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать, как ест зайчик.

Птички

Прилетели птички, птички-невелички,

Всё летали, всё летали, крыльями махали.

На дорожку прилетали, зёрнышки клевали.

«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол.

Самолёты

Самолёты загудели,

Самолёты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

Гриб

Саша шёл-шёл-шёл, белый гриб нашёл,

Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,

Положил их в кузовок.

Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в кузовок.

Петушок

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся, в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной. Дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд.

Поезд

Поезд мчится и свистит и колёсами стучит.

Я стучу, стучу, стучу, всех до дачи докачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу, всех до дачи докачу.

Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками. Шаг в сторону – притоп, вращать руками, имитируя движение колёс.

Гуси

Гуси серые летели, на лужайке тихо сели,

Походили, поклевали, потом быстро побежали.

Взмахи руками, приседания. Затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте

Кузнечики

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.

Травушку покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко!

Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать.

Кот

Вот идёт чёрный кот, притаился, мышек ждёт.

Мышка норку обойдёт и к коту не подойдёт.

Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в сторону.

Едем, едем

Чики-чики, чикалочки, едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке, петушок на будочке,

Зайчик – на тачке, мальчик – на собачке.

Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой – подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд – посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.

Зайчик

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал – зайка – прыг – и ускакал.

Имитировать движения зайчика по тексту.

Буратино

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл, ключик, видно, не нашёл.

чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Потягиваться, встать на носочки, наклониться вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх.

Часы

Тик-так, тик-так – все часы идут вот так: тик-так.

Налево – раз, направо – раз, мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Наклоны туловища вправо-влево, по тексту.

Дорожка

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

По пням, по кочкам, по камушкам, по камушкам, в ямку – бух!

Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания.

Дождик

Дождик, дождик, что ты льёшь?

Погулять нам не даёшь.

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем.

4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы.

Игра с зайкой

Вышли дети на лужок, заглянули под кусток,

Увидали зайчика, поманили пальчиком:

- Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать, малых деток забавлять.

Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки.

Конь

Конь меня в дорогу ждёт, бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой: пышной, сказочной, красивой.

Быстро на коня вскачу и поеду, поскачу.

Там за дальней за рекой помашу тебе рукой.

Постукивания одной ногой об пол, покачивания головой, прыжки, подскоки, помахать рукой.

Белка

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробья, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

Весёлый оркестр

Кот играет на баяне,

Зайка наш – на барабане.

Ну, а мишка – на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Нужно имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Развитие фонематического слуха я начала с простейших упражнений типа:

- “Подними карточку, если услышишь заданный звук”.

- “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.

- “Определи первый звук в слове”.

- “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

- “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”.

- “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.

- “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.

- “Цепочка” - ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают тоже самое, составляя цепочку слов.

Постепенно задания усложнялись:

- Определить местоположение звука в слове – в начале, в середине или в конце слова;

- Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

- Работа со звуковой линейкой. Учитель называет слово, а дети с помощью звуковой линейки определяют количество звуков в слове.

- “Угадай-ка” - нужно угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (Например: сок, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор - кот). Или тоже самое из последних звуков.

- Отгадай загадку и запиши отгадку-схему. Дети записывают отгадку в тетрадь по чтению разноцветными ручками: гласные – красным цветом, твёрдые согласные – синим цветом, мягкие согласные – синим цветом.

- Разучивание пословиц и скороговорок, которые очень нравятся детям.

Все задания на уроке выполняются коллективно. При разборе более сильные дети отвечают на сложные вопросы, слабым детям стараюсь давать более лёгкие вопросы, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать свои силы и обрести уверенность.

В дальнейшей своей работе я учитывала возрастные нормативы речевого развития детей. Так, в активном словаре детей 5-6 лет должны присутствовать:

- существительные, обозначающие названия профессий;

- прилагательные, обозначающие признаки предметов;

- глаголы, обозначающие трудовые действия;

- наречия, характеризующие отношения людей к труду;

- слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток;

- слова, характеризующие состояние и настроение людей;

- слова со сходным и обобщающим значением.

К 6-7 годам расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, признаков, действий. Дети используют в речи синонимы, антонимы, употребляют разные части речи точно по смыслу.

В связной речи к 5-7 годам совершенствуется диалогическая и монологическая речь, закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребёнок должен самостоятельно, выразительно, без повторов передавать содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Также развивается умение составлять рассказы о предмете по плану, составленному взрослым или коллективно; составление небольших рассказов по картине, по серии сюжетных картинок, умение составлять рассказы небольшого объёма из личного опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.79 (0.04 с.)