ТОП 10:

Компетенции обучающегося, формируемые в результате преддипломной практики



В результате прохождения преддипломной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные, общепрофессинальные и профессиональные компетенции:

способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3),

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7),

способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1),

способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6).

В результате выполнения преддипломной практики студент должен

Знать:

- нормативно-правовую базу, регулирующую финансово-хозяйственную и деятельность предприятия (организации), которое является базой практики для студента;

- методы стратегического и тактического планирования деятельности предприятия (организации) и обоснования управленческих решений;

- методы комплексного анализа и оценки всех составляющих деятельности предприятия (организации);

- особенности организации бухгалтерского учета на предприятии (организации);

- особенности организации логистики и методы анализа логистических потоков на предприятии (организации);

- основные направления и формы маркетинговой деятельности на предприятии (организации);

- виды инновационной деятельности и методы оценки экономической эффективности инновационных проектов, применяемые на предприятии (организации).

Уметь:

- вырабатывать управленческие решения, исходя из критического анализа различных вариантов, в целях повышения эффективности деятельности предприятия, (организации);

- разрабатывать стратегические и тактические планы деятельности предприятия (организации);

- составлять, анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий (организаций) различных организационно-правовых форм, и использовать полученные сведения в целях обоснования планов и для принятия управленческих решений;

- выбирать инструментальные средства для сбора и обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

- формировать систему показателей с использованием современных технологий сбора и обработки информации в целях комплексной оценки деятельности предприятия (организации);

- осуществлять основные операции по учету основных средств, материальных затрат, расходов на оплату труда и других затрат;

- рассчитывать цены на конкретные виды товаров (услуг);

- проводить оценку экономической эффективности инновационного проекта;

- проводить анализ АВС и XYZ для товарного ассортимента или товарных запасов и полный анализ внутренних материальных потоков с описанием всех звеньев логистической цепочки и всех видов операций;

- формировать систему планов деятельности предприятия (организации).

Владеть:

- навыками сбора и обработки данных, необходимых для разработки планов и обоснования управленческих решений;

- методами текущего и стратегического планирования деятельности предприятия (организации);

- методами обоснования управленческих решений и организации их выполнения;

- методами комплексной оценки результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия (организации);

- методами выявления резервов повышения эффективности деятельности предприятия (организации);

- методами формирования товарного ассортимента, методами ценообразования и методами стимулирования продаж;

- навыками заполнения статистической отчетности, ее комплексного анализа и представления статистических данных в табличной и графической формах;

- методами анализа логистических потоков;

- методами оценки экономической эффективности инновационных проектов.

 

Структура и содержание преддипломной практики

Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетные единицы, 216 часов.

 

№ п/п Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в зачетных единицах, часах)

Формы текущего контроля
1 Подготовительный этап, включающий организационное собрание 4       Отчет о прохождении практики
2 Прохождение практики на предприятии (организации), сбор, обработка и анализ полученной информации 72       Отчет о прохождении практики
3 Подготовка отчета по практике 28       Отчет о прохождении практики
4 Защита практики, у руководителя практикой от кафедры 4       Защита отчета о прохождении практики
  Всего 108 3      
             

В зависимости от направления деятельности организации, ее масштабов, места прохождения практики, содержание преддипломной практики может различаться, что отражается в задании на практику (Приложение Д). В ходе преддипломной практики студенты не только собирают информацию, но и проводят ее систематизацию, анализ в динамике за ряд периодов, делают обобщающие выводы, дают оценку полученной информации, выявляют перспективы развития, резервы роста эффективности функционирования предприятия.

Предприятия (организации), являющиеся базами преддипломной практики, создают необходимые условия для её успешного прохождения и получения студентами всей необходимой для написания отчета по практики информации. Учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляется:

от кафедры – преподавателем кафедры (руководителем производственной практики), утвержденным приказом по Университету;

от предприятия (организации) – опытными, высококвалифицированными специалистами в области экономики и управления производством, имеющими высшее образование и назначаемыми приказом руководителей предприятий (организаций).

Во время прохождения преддипломной практики студент обязан:

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

- подчиняться действующим на предприятии (организации) правилам внутреннего распорядка;

- выполнять задания, предусмотренные данными методическими указаниями и даваемые руководителем практики от университета и предприятия (организации);

- постоянно поддерживать связь с руководителем практики от кафедры и посещать его консультации.

Студент, не выполнивший заданий по преддипломной практике или получивший отрицательный отзыв по своей работе и поведении на предприятии (организации), подлежит дисциплинарному наказанию, вплоть до отчисления из университета.

Руководитель практики от кафедры обязан:

- регулярно проверять соответствие работы студентов программе и календарному плану прохождения практики;

- консультировать студентов;

- оценить итоги прохождения практики;

Руководитель практики от предприятия (организации) осуществляет общее руководство работой студентов, то есть:

- следит за выполнением студентом программы и календарного плана прохождения практики;

- консультирует студента по выполнению программы практики;

- оценивает работу студента, что учитывается при защите отчета по практике;

- дает собственную характеристику студенту.

Отчет по преддипломной практике студенты сдают руководителю от университета в конце практики и защищают в назначенный срок. Руководитель практики проставляет полученные оценки в ведомости и зачетных книжках.

В период прохождения преддипломной практики студентам необходимо ознакомиться с:

- организационной структурой организации, организационно-правовой формой предприятий, страховых компаний (организации), банков или других учреждений;

- особенностями деятельности экономических и финансовых служб, а также должностными инструкциями их персонала;

- основными экономическими и финансовыми показателями деятельности предприятия в отчетном и предыдущем году, их оценкой;

- видами деятельности, осуществляемыми субъектом хозяйствования;

- содержанием Устава, учредительного договора и нормативными документами по функционированию организации.

Для обеспечения объективности анализа, оценки работы организации, разработки направлений совершенствования ее деятельности обязательному рассмотрению подлежат следующие вопросы.

1. Особенности организации производственного процесса:

- основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;

- характеристика основных видов продукции (работ, услуг);

- конкурентоспособность продукции, услуг, работ;

- наличие лицензий, патентов, сертификатов на продукцию, услуги, работы;

- система управления организацией;

- особенности организационной и производственной структур;

- особенности подготовки производства (в т.ч. система материально-технического снабжения, складского хозяйства, технической подготовки производства);

- технология производственного процесса, степень ее прогрессивности;

- основные функции структурных подразделений;

- функциональные взаимосвязи между структурными единицами организации;

- характеристика основных средств, в т.ч. по направлениям, видам деятельности, структурным подразделениям;

- характеристика обслуживающих и вспомогательных производств;

- характеристика производственных кадров, система оплаты и стимулирования труда;

- особенности системы управления качеством;

- особенности комплексного плана организационно-технических мероприятий.

2. Организация управления:

- организационная структура управления, происходящие изменения, необходимость и особенности реорганизации;

- распределение прав, обязанностей и ответственности на предприятии;

- действующая система планирования в организации (стратегического, тактического, бюджетного, оперативного);

- система внутрифирменного планирования;

- уровень технической вооруженности управленческого труда;

- информационное, методическое, программное и т.п. обеспечение систем управления, включая схемы информационных потоков, документооборот организации;

- анализ действующей организационно-распорядительной документации, структуру баз данных и т.д.;

- кадровое обеспечение системы управления (в т.ч. количественный и качественный состав и структура кадров, показатели движения и т.п.);

- организационная культура.

3. Планирование работы предприятия:

- действующая система планирования в организации (стратегического, тактического, бюджетного, оперативного);

- система внутрифирменного планирования.

4. Анализ финансового состояния организации:

- основные финансовые документы, формируемые в организации, в т.ч. для внешних и внутренних пользователей;

- особенности налогообложения предприятия;

- анализ формирования и структуры капитала (собственного, заемного, соотношение между ними).

Конкретную программу и календарный план прохождения преддипломной практики на соответствующем предприятии (организации) разрабатывает руководитель от кафедры по согласованию с руководителями практики от предприятий (организаций).

Требования к отчету о прохождении преддипломной практики

Отчёт по преддипломной практике выполняется на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм ± 10 мм). Общий объем отчета не должен превышать 20-30 страниц машинописного текста. Печать производится через 1,5 интервала, размер шрифта 14 (Times New Roman), с выравниванием по ширине. Левое поле листа – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Текст должен оформляться абзацами с отступом 1,25-1,5 мм. Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию. Номер проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставится. Формулы, таблицы, рисунки имеют самостоятельную, независимую друг от друга, сквозную в пределах одного раздела нумерацию, например: вторая формула первого раздела – (1.2); четвертая таблица первого раздела – Таблица 1.4; четвертый рисунок второго раздела – Рис. 2.4.

Примерная структура отчета по преддипломной практике:

1. Титульный лист (Приложение Е)

2. Содержание (с указанием страниц каждого раздела).

3. Характеристика предприятия (организации): миссия, цели, виды деятельности; основные сведения о предприятии; положение предприятия на рынке; система управления предприятием; основные направления развития и масштабы деятельности предприятия; организационно-правовая форма, производственная и организационная структуры; форма собственности.

4. Описание производственного процесса (наименование технологического оборудования и совершаемые им операции, его расстановка, характеристика основных и вспомогательных рабочих и пр.).

5. Характеристика системы управления предприятием (организации) и её подсистем (принципы построения; аппарат управления и его функции; используемые системы автоматизации управления; состав, функции и задачи, выполняемые экономическими службами предприятия (организации)).

6. Анализ окружающей (внешней) среды по отношению к предприятию (организации): характеристика поставщиков, заказчиков, основных конкурентов; наличие и высота барьеров входа на отраслевой рынок; SWOT-анализ; позиционный анализ; конкурентный анализ – построение конкурентных профилей, исследование конкуренции по модели М. Портера, выявление рыночных возможностей и перспектив развития предприятия (организации).

7. Характеристика системы управления персоналом (содержание кадровой политики; кадровое планирование; методы найма и отбора персонала; система мотивации персонала; оценка и система развития персонала).

8. Анализ направления деятельности предприятия (организации) в соответствии с утвержденным заданием.

9. Выводы, содержащие основные итоги выполненной студентом работы, а также предложения по повышению эффективности деятельности предприятия (организации).

10. Список использованных информационных источников (используются учебные, научные, периодические источники, а также Интернет-ресурсы).

11. Приложения (документация, регламентирующая деятельность предприятия (организации); формы отчетности, положения, инструкции и пр.).

Темы преддипломной практики

Преддипломная практика во всех случаях ведется по теме, по которой выполняется выпускная квалификационная работа. При этом тема выпускной квалификационной работы, а соответственно и практики, выбирается, как правило, из утвержденного в университете «Примерного перечня тем выпускных квалификационных работ» для направления 38.03.01 – «Экономика».

1. Разработка бизнес-плана создания предприятия (любой организационно-правовой формы).

2. Разработка бизнес-плана реорганизации предприятия.

3. Разработка бизнес-плана диверсификации предприятия.

4. Формирование долговременной программы экономического оздоровления предприятия.

5. Обоснование освоения новых видов продукции.

6. Формирование товарной (ассортиментной, ценовой) политики предприятия.

7. Прогноз рынков производственного потребления продуктов машиностроения, вырабатываемых на предприятии.

8. Технико-экономическое обоснование модернизации (реконструкции или технического перевооружения) предприятия (подразделения).

9. Разработка мероприятий по повышению организационно-технического уровня предприятия (использования производственной мощности, сокращения длительности производственного цикла, повышения производительности труда).

10. Совершенствование структуры (организационной, управления, производственной) предприятия.

11. Совершенствование функционирования вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств.

12. Разработка предложений по эффективной организации управления транспортной службы предприятия.

13. Разработка предложений по эффективной организации управления ремонтной службы предприятия.

14. Разработка предложений по эффективной организации управления энергетическим обслуживанием предприятия.

15. Организация работ по анализу и оценке использования ресурсов (природных, материальных, трудовых, основных средств, информации).

16. Повышение эффективности использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).

17. Разработка мероприятий по управлению трудовыми процессами на предприятии (в цехе) посредством состязательности.

18. Обоснование предложений по сокращению текучести кадров на предприятии.

19. Разработка мероприятий по улучшению экономического и финансового состояния предприятия.

20. Разработка организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда на предприятии.

21. Разработка предложений по созданию системы мотивации эффективной работы предприятия.

22. Разработка предложений по совершенствованию материального и морального поощрения работников предприятия (цеха).

23. Разработка предложений по повышению эффективности систем управления персоналом на предприятии (в цехе).

24. Разработка мероприятий по снижению себестоимости и повышению прибыли с учётом определения центров прибыли и затрат на предприятии.

25. Разработка мероприятий по совершенствованию закупочной и складской деятельности предприятия.

26. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления запасами на предприятии.

27. Разработка мероприятий по совершенствованию материально-технического обеспечения предприятия.

28. Обоснование маркетинговой стратегии на предприятии.

29. Разработка маркетингового плана предприятия по увеличению объёмов сбыта продукции предприятия.

30. Прогнозирование спроса и сегментация рынка на продукцию предприятия.

31. Разработка стратегии маркетинга на различных этапах цикла продукта предприятия.

32. Разработка мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции.

33. Разработка системы управления качеством (системы, процесса, продукции) на предприятии.

34. Повышение конкурентоспособности продукции предприятия.

35. Разработка экологических программ на предприятии.

36. Обоснование организационно-технических мероприятий по охране окружающей среды.

37. Разработка системы экологического обеспечения при проектировании продукции.

38. Разработка мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности предприятия.

39. Разработка мероприятий для расширения производственно-сбытовой деятельности предприятия.

40. Совершенствование системы управления затратами на предприятии.

41. Разработка мероприятий по совершенствованию складского хозяйства предприятия.

42. Разработка мероприятий по повышению уровня технического обслуживания автомобилей.

43. Разработка организационно-экономических мероприятий по созданию филиала предприятия.

44. Разработка мероприятий по обновлению парка автомобилей.

45. Разработка стратегии по продвижению нового товара на рынок.

46. Разработка мероприятий по продвижению новой продукции на рынок.

47. Разработка мероприятий по продвижению продукции на международный рынок.

48. Разработка мероприятий по повышению уровня логистического сервиса на предприятии.

49. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления запасами материальных ресурсов с использованием современных логистических приемов.

50. Совершенствование грузоперевозок с использованием транспортной логистики.

51. Совершенствование системы организации закупок материалов и комплектующих для предприятия.

52. Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой деятельности.

53. Совершенствование системы стимулирования и оплаты труда персонала на предприятии.

54. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии.

55. Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии.

56. Разработка организационно-экономических мероприятий по совершенствованию процесса управления персоналом на предприятии.

57. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы персонала на предприятии.

58. Разработка мероприятий по повышению производительности труда на предприятии.

59. Разработка эффективной системы информационных потоков на предприятии (в отдельных его подразделениях).

60. Разработка предложений по углублению специализации производственных систем на предприятии.

61. Разработка организационно-технических мероприятий по углублению комбинирования производства.

62. Разработка эффективных форм кооперации в условиях конкретного производства.

63. Прогноз экспорта продукции машиностроения.

64. Разработка стратегического плана на предприятии.

65. Разработка предложений по уточнению оперативно-производственного подразделения на предприятии (в цехе).

66. Обоснование плана производственно-хозяйственной деятельности основного цеха предприятия.

67. Обоснование плана производственно-хозяйственной деятельности вспомогательного подразделения предприятия.

68. Обоснование плана социального развития предприятия.

69. Анализ стратегии конкурентов и повышение конкурентоспособности продукции предприятия на рынке.

70. Обоснование метода ценообразования на продукцию, реализуемую предприятием на рынке.

71. Сегментирование рынков сбыта продукции (продукта) предприятия.

72. Разработка стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла продукта предприятия.

73. Маркетинговая программа и маркетинговая организация выхода предприятия на внешний рынок.

74. Обоснование маркетингового решения, принимаемого предприятием в процессе сбыта продукции (продукта).

75. Выбор эффективных средств рекламы в процессе продвижения продукции (продукта) предприятием на рынок.

76. Разработка мероприятий по организации внешнеэкономической деятельности.

77. Обоснование целесообразности создания предприятия с иностранными инвестициями (совместного предприятия).

78. Разработка стратегического плана внешнеэкономической деятельности предприятий.

79. Обоснование мероприятий по повышению экономической эффективности внешнеэкономической деятельности.

80. Разработка организационных мероприятий по налаживанию и поддержанию международных контактов предприятия с различными организациями («Паблик рилейшиз»).

81. Выбор и обоснование каналов распределения продукции предприятия на зарубежных рынках.

82. Обоснование метода ценообразования продукции предприятия на зарубежном рынке.

83. Разработка организационной структуры отдела внешнеэкономических связей предприятия.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.023 с.)