Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический очерк: территория рекреационно-культурного комплекса с древнейших времен до наших дней

Поиск

 

       Первые славянские поселения появились на землях будущего музея-заповедника «Царицыно», вероятно, в конце IX века. Свидетелями далекого прошлого являются курганы (рис.2.3.1) — захоронения вятичей XI-XII веков.

       Первое название у «Царицыно» было не столь благозвучное и величественное. Благодаря тому, что здесь издавна располагались лечебные грязи и святые ключи, это место носило название «Чёрная грязь». Первая усадьба в лечебном месте была построена по заказу жены российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, в XVI веке. К сожалению, в период польско-литовской интервенции усадьба полностью сгорела.

       В последующие годы этой территорией владели бояре Стрешневы (В 1605 году после смерти Годунова вотчина перешла во владение царского двора, пока в 1633 году царским указом она не была продана Лукьяну Степановичу Стрешневу). При его сыне, Семене Лукьяновиче, в усадьбе «Черная Грязь» появился боярский двор с фруктовыми садами, и пустошь стала называться «сельцом».

Рис. 2.3.1 Курганы Вятичей 11-12 века (фотография Носаль Полины).

 

       Затем вотчиной владел Иван Фёдорович Стрешнев, который передал её своему внуку князю Алексею Васильевичу Голицыну, а фактически – Василию Васильевичу Голицыну, фавориту царевны Софьи. При Голицыных имение преображается. По отписным книгам 1686 года известно, что село Богородское (так стало называться сельцо «Чёрная Грязь» после постройки в 1683 году церкви во имя иконы Богородицы «Живоносный Источник» (рис.2.3.2); впоследствии название села не прижилось) поставлено на пустоши Стеблевской. Но в результате того, что род Стрешневых прекратился, а Голицыны были сосланы в Сибирь, новым владельцев стал молдавский господарь Дмитрий Кантемир, которому сельцо «Чёрная грязь» было пожаловано самим Петром I.

Рис. 2.3.2 Церковь Иконы Божьей Матери «Живоносный источник» [3.8].

 

       Сначала владельцем был сам Дмитрий Кантемир, а после него здесь хозяйничали три его сына. Среди рода Кантемиров, владевших усадьбой, стоит выделить Матвея Кантемира, владевшего сельцом «Черная Грязь» 14 лет. Была заново отстроена церковь Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» (1759–1765). Новая церковь стала каменной с приделом святого Димитрия. В её объёмных формах и архитектурных деталях запечатлелся стиль барокко.

       В 1775 году у Сергея Кантемира (также сына Д. Кантемира, который к тому моменту оставался единственным полноправным владельцем), усадьбу «Чёрная грязь» покупает сама императрица Екатерина II. С появлением новой хозяйки, эта местность начинает новую историю. Село «Чёрная грязь» переименовывают в «Царицыно» и создаётся подмосковное «Царское Село». Начинается масштабное строительство: на центральной площади возводят два дворца – для Екатерины и ее сына Павла, в плане зеркально отражающие друг друга.

       Строительство продолжалось целых десять лет (1775–1785 гг.). Была даже задумана высокая башня с часами, но ее проект не успели воплотить. Несмотря на то, что все работы проводились с личного одобрения императрицы, по окончании строительства Екатерина Великая неожиданно приказывает снести дворец и все постройки. Что именно не понравилось царице, и какая была причина этого недовольства – неизвестно. После смерти Екатерины II, целых двести лет дворец и вся усадьба пустовала и постепенно разрушалась.

       После Октябрьской революции 1917 г. в Царицыне возник Совет крестьянских и солдатских депутатов. В 1926 г. в нём проживало почти пять тысяч человек, и это был самый большой подмосковный дачный посёлок. В 80-х годах прошлого века началось постепенное восстановление Царицынских объектов. С особой активностью работы по реставрации проводились в период 2005-2007 годов. 2 сентября 2007 года, в день, когда Москва празднует день рождения, произошло открытие Государственного музея-заповедника под названием «Царицыно» [3.5].

Объекты

        Большой Царицынский дворец (рис.2.3.3). Строительство Большого дворца было начато архитектором В. И. Баженовым, который хотел спроектировать Царицыно в псевдоготическом стиле, вместе с тем напоминающим «нарышкинское барокко». Декор фасада был насыщен масонской символикой. Но строительство дворца было прервано по распоряжению императрицы Екатерины II. Строительство было продолжено в 1786-1793 гг. архитектором Ф. М. Казаковым. Но из-за смерти Екатерины II в 1798 году было полностью остановлено. Только в 2005-2007 годах, спустя 200 лет Дворец был достроен и торжественно открыт. Сейчас в нём размещаются выставки, проводятся экскурсии.

       

Рис. 2.3.3 Большой Царицынский дворец [3.6]. Рис. 2.3.4 Малый Царицынский дворец [3.4].

 

       Малый Царицынский дворец (1776-1778 гг. Архитектор В. И. Баженов). Является (рис. 2.3.4) одним из немногих сооружений Царицынского ансамбля, сохранившее свое название со времен архитектора Баженова. Он был одним из трёх дворцов (самым маленьким), предназначавшихся для императрицы Екатерины. В 1803-1804 гг., когда Царицыно стало доступно для публики, Малый дворец был перепланирован и сдан в аренду под кофейный дом француза Леканю, которого выслали из России в 1812 году как наполеоновского шпиона. После этого, строение приходило в упадок. В 1987-1996 годах дворец был восстановлен и открыт как выставочный зал музея-заповедника «Царицыно».

       Хлебный дом (Кухонный корпус) построен в 1776-1778 гг (рис. 2.3.5). Архитектор В. И. Баженов. В середине XIX века в здании действовали крестьянская лечебница и земское училище. В конце XIX века, во время развития дачного отдыха, комнаты в Хлебном доме сдавались в аренду на лето дачникам. После революции и до конца 1970-х гг. здесь были коммунальные квартиры. В 2006 году завершились реставрация Хлебного дома, в результате которой появился стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций.

       Церковь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» (Троицы Живоначальной) - старейшая постройка в Царицыно. Находится на пересечении двух основных въездов в усадьбу — с востока через Фигурный мост и с севера через Большой мост над оврагом. Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, но зато каменной постройкой. О князе Дмитрии Кантемире напоминает северный придел в честь Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Кантемира. В 1765 году Храм был перестроен. Трехъярусная колокольня и трапезная построены в 1883 году. В 1940 году, когда храм был закрыт, здесь размещалась типография и деревообделочный цех. Богослужения возобновлены в 1990 году. Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия. При храме действует воскресная школа и Духовный центр.

       Фигурные ворота («Виноградные»). Построены в 1776-1778 гг (рис. 2.3.6). Архитектор В. И. Баженов. Название свое получили за счёт стилизованных гроздей винограда, которые украшают проём арки. В начале XIX века постройку украшали также четыре белокаменные декоративные вазы, две статуи купидонов (амуров – ангелов любви) и две же керамические скульптуры собак мопсов. В 1998-2000 годах проведена реставрация ворот.

       Фигурный мост (рис. 2.3.7). Построен в 1776-1778 гг. Архитектор В.И. Баженов. Фигурный мост являлся парадным въездом в императорскую резиденцию со стороны Шипиловского и Царицынского прудов. С этой стороны он напоминает стену средневекового замка с двумя башнями. Крепостной вид башен подчеркивается и стилизованными зубцами.

       Совсем иначе Фигурный мост выглядит с пролегающей, но нему «Березовой перспективы». Башни, которые снизу кажутся монолитными, на самом деле оказываются разрезанными полотном дорожки.

       

Рис. 2.3.5 Хлебный дом.            Рис. 2.3.6 Фигуральные ворота [3.3].

 

       Светомузыкальный фонтан (рис. 2.3.8) открылся в 2007 году ко Дню города Москвы. Он способен изменять направление, подсветку и силу струй под музыку. В репертуаре фонтана четыре композиции: «Вальс цветов» и «Марш» Петра Ильича Чайковского, две композиции — на мелодии французского композитора Поля Мориа. В конструкции фонтана применены 82 насоса различной мощности. Работа фонтана в Царицыно управляется компьютером. Каждая из 915 струй может подняться на высоту до 15 метров и точно соответствует светомузыкальному решению. Площадь чаши фонтана составляет 2400 кв. метров, а глубина воды - до 1,5 метров. Световые эффекты обеспечивают 2583 подводных светильников.

   

       Рис.2.3.7 Фигурный мост [3.11].          Рис. 2.3.8 Светомузыкальный фонтан (фотография Сычевой Дарьи)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.009 с.)