Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический очерк. Памятники природы, истории и архитектуры

Поиск

Общая характеристика

       На базе государственного музея-заповедника «Коломенское» (рис. 2.1.1) в 2005 году создан московский государственный объединенный музей-заповедник [1.1]. В него входят интереснейшие историко-культурные и природные территории Москвы: старинные села Коломенское и Дьяково с комплексом построек древней государевой резиденции, часть царской усадьбы Измайлово и усадьба Люблино, дворцово-парковый ансамбль Лефортово.

       Название произошло от старинного села Коломенское, с начала XIV века служившего резиденцией московских князей и царей. При Василии III был построен знаменитый храм Вознесения Господня. Во время правления царя Алексея Михайловича Романова в XII веке в Коломенском создаётся летняя царская резиденция. Она являлась излюбленным местом отдыха Петра I [1.8].

       В южной части музея-заповедника находится Дьяковское городище, древнейшее на территории Москвы поселение людей раннего железного века.

Рис. 2.1.1 План-схема Коломенского (фотография Сычевой Дарьи).

 

       Село Коломенское получило свое название от народа, спасающегося от нашествия монголо-татар, жителей Коломны.

       Первые упоминания о Коломенском содержатся в завещании Ивана Калиты от 1339 года, документ представляет собой старейшую из известных великокняжеских духовных грамот. В 1370—1380-х имение принадлежало его внуку князю Владимиру Серпуховскому. Известно, что возвращаясь с победы на Куликовском поле Дмитрий Донской проезжал через Коломенское, где Серпуховский организовал для него торжественную встречу.

       В 1532 году князь Василий III в честь рождения сына Ивана (Грозный) заложил в Коломенском церковь Вознесения Господня, построенную по проекту итальянских архитекторов Пьетро Аннибале и Петрока Малого. Именно из нее Иван IV сообщил об начале опричнины.

       Также из-за близости к центру города в XV—XVII веках регулярно использовалась войсками, нападавшими на Москву, как перевалочный пункт. Так, в 1407 году в поселении был разбит лагерь хана Едигея, а в 1605-м в селении расположилась армия Лжедмитрия I. В 1606 году в Коломенском также останавливались войска Ивана Болотникова во время крестьянской войны.

       В начале XVII века в Коломенском началось строительство Государева двора, в состав которого вошёл деревянный дворец, каменная зимняя домовая церковь Казанской Богоматери, а также комплекс хозяйственных построек. На въезде в усадьбу располагались многоярусные Передние ворота с примыкающими к ним палатами. Задние ворота были из речных систем и служили для перевоза продуктов питания, служил как вход для служащих. В это время Коломенское обрело черты усадебного владения и стало любимой летней резиденцией царя Алексея Михайловича. В 1666 году построил в Коломенском новый деревянный дворец. В течение последующего столетия вокруг нового дворца возвели церкви, караульни и палаты, а царскую усадьбу обнесли забором. В 1670 году были построены Спасские ворота.

       Немаловажным событием был Медный бунт в 1662 году. Восставшие направились ко двору Алексея Михайловича с требованиями выдать им на расправу бояр. Десятитысячное войско подавило бунт ценой тысячи жизней.

       В этом же месте провёл детство Пётр I, впервые посетивший резиденцию в трёхлетнем возрасте в 1675 году. Царская семья часто приезжала в усадьбу, однако редко останавливалась надолго, предпочитая проводить время в Воробьёвe и Преображенском. Здесь будущий император устраивал бои потешных войск, впоследствии составившие основу регулярной армии. Начиная с 1690 года Пётр I путешествовал до Коломенского на яхте по Москве-реке. После каждого из его Азовских походов в Коломенском собирали войска для торжественного вступления в Москву [1.5].

       В XVII веке Коломенское стало хозяйственно-административным центром дворцовой Коломенской волости. В её состав входило четыре присёлка и десять деревень с населением более 700 мужчин. Большую роль в экономике волости того времени играли садовый и парковый ансамбли, на территории которых действовали три сада — Вознесенский, Казанский и Дьяковский. В имении занимались рассадой дубов, вязов, черёмухи, лип, пихт и кедров. Яблоки из Казанских садов поставляли для богатых господ и княжеского двора.

       Несмотря на перенос столицы в Санкт-Петербург в начале XVIII века, государи продолжали останавливаться в Коломенском во время поездок в Москву, а их двор регулярно достраивался и, в 1767 году по указу Екатерины II деревянный дворец Алексея Михайловича был снесён. Вместо него напротив северного фасада церкви Вознесения в 1766—1767 году был построен новый четырёхэтажный дворец, спроектированный князем П. В. Макуловым. Здание было возведено с использованием материалов бывшего дворца Алексея Михайловича, нижние этажи нового здания были каменными, а верхние — деревянными. В 1768 году был перестроен ансамбль Передних ворот, над палатами Сытного двора, Полковничьих и Приказных палат был надстроен второй этаж, приспособленный под кухни и хозяйственные помещения нового дворца. Екатерининский дворец в свою очередь был перестроен в 1825 году по проекту архитектора Евграфа Тюрина. В результате проведённых работ здание было полностью разобрано и перенесено на берег Москвы-реки. В этом же году на территории усадьбы посадили две липовые аллеи, соединяющие Спасские и Передние ворота.

       К началу XX века Коломенское стало религиозным центром округи — на территории усадебного имения находилось более четырёх действующих церквей. Однако после революции 1917 года большинство храмов были закрыты. В 1924 году реставратор и архитектор Пётр Барановский выступил с инициативой по созданию в Коломенском музея деревянной архитектуры под открытым небом. По инициативе Барановского воссоздали церкви Вознесения, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Георгиевскую колокольню, а также Передние и Спасские ворота. Помимо сохранения усадебных построек, под руководством Барановского в Коломенское были перевезены башня из Николо-Корельского монастыря и Моховая башня Сумского острога. В это же время музейные работники начали коллекционировать произведения русского искусства: живопись, изделия из дерева, металла, старопечатные и рукописные книги, а также изразцы и другие предметы прикладного искусства.

       В 1970-е годы Барановский вместе с другими членами Архитектурной секции Центрального совета «Всероссийского общества памятников истории и культуры» П.П. Ревякиным и Л.М. Лисенко создали комплексную систему по разработке охраны культурного наследия и природы. Основу экспозиции музея-заповедника составили привезённые в разное время предметы архитектуры XVII—XVIII веков.

       Отдельно хочется отметить усилия Петра Барановского для музея Коломенское: «В 1924 году Барановский добился учреждения в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором. В 1927—1933 годах он разыскал, вывез в Коломенское и сохранил для будущего памятники деревянного зодчества: домик Петра I, Моховую башню из Сумского острога, хозяйственную постройку из Преображенского и пр. Барановский зафиксировал состояние памятников и отреставрировал их, вновь удаляя «позднейшие» слои. В Коломенском Барановский развил собственную школу реставрации».

       Сам Петр родился 29 января 1892 года, в Смоленской губернии. Стал архитектурным реставратором памятников древнерусского зодчества.

       В 2003—2005 годах Министерство культуры инициировало крупную реставрацию. В 2010 году был восстановлен дворец Алексея Романова, в состав которого вошло 26 теремков, 270 комнат с более чем 3000 окнами.

       Сегодня в заповеднике можно пройтись по предложенной экологической тропе, оценить достопримечательности Государева двора и его окрестностей (рис. 2.1.2) [1.19].

Рис. 2.1.2 Экологическая тропа в Коломенском (фотография Бакеевой Алены).

 

Памятники природы, истории и архитектуры музея-заповедника «Коломенское»

       Спасские ворота (рис. 2.1.3) построены в 1670 году, своим названием ворота обязаны иконе Спаса Нерукотворного, ранее находившейся в киоте над проездными арками. Западные Спасские ворота расположены напротив восточных Передних ворот, построенных в 1673 году. Последние поначалу служили главными воротами летней царской резиденции, вход в которую осуществлялся со стороны Москвы-реки. С южной стороны к Спасским воротам примыкали два помещения Стрелецких караульни, построенных в 1680-е годы и использовавшихся для охраны царской усадьбы. В XVIII веке ворота несколько раз ремонтировались — в 1735, 1742 годах и позднее. В конце XVIII века Спасские ворота стали основным въездом на территорию усадьбы. Вероятно, по этой причине в XIX веке в киле видные кокошники завершения ворот были вмонтированы вензели Петра I и двуглавые орлы. В 1814 году при постройке дворца императора Александра I Стрелецкие караульни были разобраны. В 1838 году Е.Д. Тюриным был разработан проект восстановления ворот, призванный предотвратить постепенное разрушение деревянного верха сооружения. На реализацию проекта потребовалось несколько ремонтов, наиболее значительный из которых был в 1868 году.

       Результатом этих мероприятий стала замена обветшавшего деревянного покрытия на вальмовую кровлю. Нынешнее завершение «крестчатой бочкой» появилось в ходе реставрационных работ 1977—1978 годов, выполненных по результатам исследований исторических документов, в том числе описи 1740 года. В 2001—2003 годах была выполнена полномасштабная реставрация Спасских ворот, а в 2007 году были восстановлены Стрелецкие караульни [1.15].

 

Рис. 2.1.3 Спасские ворота (фотография Сычевой Дарьи) Рис. 2.1.4 Казанский сад (фотография Скосыревой Яны).

       Казанский сад (рис. 2.1.4) расположен за Казанской церковью и славился тем, что плоды с его деревьев шли исключительно к царскому столу. Даже после того, как столицей русского государства стал Санкт-Петербург, яблоки и груши из Коломенского поставляли на царский стол. Также, в этом саду росли еще два дерева грецкого ореха [1.13].

       Рис. 2.1.5 Коломенский дуб      Рис. 2.1.6 Заповедная дубравная роща (фотографии Бакеевой Алены).

       Коломенское дубы (рис. 2.1.5). Их возраст составляет 400-600 лет, располагаются двумя аллеями, в среднем наибольший диаметр ствола составляет 153 сантиметра, а высота 30 метров. Эти дубы росли при Петре I и он любил эти деревья, но отчасти его любовь к ним была корыстна, ведь из них он хотел построить морской флот, но не сделал этого. И чуть позже он издал указ «о не рубке заповедных лесов». В середине 2000-х годов была заказана оценка РАН, деревья признали ценными и их все огородили заборчиками (рис. 2.1.6), ведь люди затоптали всю фауну возле этих дубов. Еще в этом месте насчитывается 160 видов трав [1.13].

 

       Домик Петра I — небольшой деревянный дом, построенный в устье Северной Двины в 1702 году специально для Петра I (рис. 2.1.7), прибывшего в Новодвинскую крепость. В ожидании повторной осады Архангельска, Пётр прожил в домике более двух месяцев, и покинул его только убедившись, что нападения шведского флота не последует. Он провёл это время, наблюдая за строительством крепости и спуском на воду новых кораблей.

       По-видимому, домик уцелел только благодаря своей причастности к жизни царя. Первоначально он стоял на острове Маркова — низком, болотистом месте, подверженном частым наводнениям. В 1710 году домик был повреждён принесёнными водой льдинами, после чего его перенесли на форштадт Новодвинской крепости. Между 1723 и 1730 годами дом пережил пожар, который удалось быстро потушить. А в 1800 году домик был отреставрирован.

       После упразднения крепости в 1863 году большую её часть передали в ведение Архангельской епархии. В 1877 году домик Петра был перевезён из крепости в Архангельск, где он стоял, укрытый для сохранности сначала деревянным, а затем каменным футляром, на набережной Северной Двины.

       Рис. 2.1.7 Домик Петра I           Рис. 2.1.8 Табличка Домик Петра I (фотографии Сычевой Дарьи).

       Власти Архангельска в 1930-е годы приняли решение разобрать домик Петра I. Спасти его удалось благодаря стараниям первого директора музея-заповедника «Коломенское» Петра Дмитриевича Барановского, который по роду своей деятельности обмерял и описывал церкви, намеченные к сносу. В 1933 году Барановский успел включить домик Петра I, именовавшийся в документах XVIII–XIX веков дворцом Петра I, в список объектов, которые необходимо переместить в московский музей-заповедник (рис. 2.1.8). Этот памятник деревянного зодчества был в разобранном виде доставлен из Архангельска в Коломенское, где его собирали с нарушением плана реставрации [1.7].

Рис. 2.1.9 Церковь «Казанской Божьей Матери» (фотография Сычевой Дарьи).

       Казанский храм (рис. 2.1.9) был построен в 1649 – 1653 годах в честь столетия взятия Казани. Это была домовая, то есть семейная церковь, соединенная с дворцом Алексея Михайловича переходом длиной в 50 метров. Во время службы царь и царица восседали в празднично украшенных роскошных креслах, самые близкие их родные молились перед иконостасом, а свита – в трапезной. С переносом столицы в Санкт-Петербург дворец часто пустовал. С годами он обветшал и в 60-е годы XVIII века его перенесли на новое место, а старую постройку разобрали. С тех пор Казанская церковь становится приходским храмом для всего села Коломенского.

Храм расположен в живописном месте среди яблоневых садов и цветов. Его белоснежный облик с ярко-голубыми, как небеса, куполами со звездами завораживает. Казанская церковь — это пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. Строение двухъярусное на высоком подклете. С северной и южной его стороны построены два крыльца с лестницами, ведущими на второй этаж храма. Причем, северное крыльцо соединено с рядом стоящей звонницей, что является единичным примером в архитектуре XVII века. Как и положено быть домовому храма царя, его убранство было роскошным. Внутренние интерьеры украшали богатая роспись, дорогие ткани и ковры. Иконы и их резные обрамления были созданы известными мастерами. Для тепла и «мягкого хождения» пол в центральной части, в приделах и в переходе был устлан войлоком, приглушающим шаги высоких особ. Сейчас Казанская церковь — это действующий храм, где ежедневно проходят богослужения. Храм знаменит тем, что в нем находится чтимая Казанская икона Божией Матери, а также чудотворная икона Божией Матери «Державная», обретенная в ХХ веке [1.17].

 

 

       Ансамбль передних ворот (рис. 2.1.10) был построен в 1672—1673 годах в период правления царя Алексея Михайловича. Это были главные ворота царской летний резиденции, так как в те времена парадный въезд Коломенское осуществлялся по «посольской» дороге со стороны Москвы-реки, откуда высокопоставленные гости въезжали на Государев двор. Этот памятник архитектуры федерального значения располагается с западной стороны Вознесенской площади, где, напротив, находится церковь Вознесения. «Шатровые ворота с часами» — такое название можно встретить в документах органов охраны памятников истории и культуры. Здесь за воротами стояли четыре деревянных льва покрытые шерстью приближенной к натуральной — львиной. Внутри конструкций львов находились часовые механизмы, пружина которых вращали глазами животных и с некоторой периодичностью львы «страшно рычали». Четыре таких же льва находились и внутри ворот. Реставрация 2002-го года смогла частично восстановить механизмы. Тут же находился холодильник, служащий погребом [1.20].

Рис. 2.1.10 Ансамбль передних ворот Рис. 2.1.11 Церковь Вознесения Господня
(фотографии Сычевой Дарьи).

       Церковь Вознесения (рис. 2.1.11) возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III. Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного.

       Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли.

       Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесён к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для трёх престольного храма без подклета. Осенью 1528 года фундамент был завершён. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось поставить храм на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для подъёма на второй ярус потребовались лестницы. С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошник и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях. Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана.

       В 1994 г. данный памятник включён в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (рис. 2.1.12) [1.18].

Рис. 2.1.12 Знак ЮНЕСКО (фотография Бакеевой Алены).

       Водовзводная башня (рис. 2.1.13) была построена в 1670-е годы как центр сложной гидротехнической системы, созданной для подачи воды в Государев двор. Размещавшийся в ней водоподъёмный механизм был, предположительно, изготовлен мастером Оружейной палаты Богданом Пучиным, присланным в 1675 году в Коломенское «к своему водовзводному делу». Башня располагалась на дороге между Коломенским и Дьяковым, проходящей через плотину в овраге, и композиционно выполняла роль связующего звена между соседними сёлами. Башня могла входить в южную линию ограды бывшей царской резиденции, которая отделяла Вознесенский сад от Вознесенской площади [1.13].

       Колокольня современной церкви Георгия Победоносца (рис. 2.1.14), по всей видимости, была построена в середине XVI века и вначале относилась к стоящему рядом храму Вознесения. Вероятно, она сменила звонницу, возвышавшуюся над южным крыльцом Вознесенской церкви. Полагают, что в церковь колокольня превратилась в последней четверти XVII века. Имеется документальное упоминание о существовании в Коломенском «каменной колокольницы церкви Вознесения», на которую в 1640 году был повешен благовестный колокол весом в 53 пуда, отлитый по государеву приказу мастером Даниилом

Рис. 2.1.13 Водовзводная башня Рис. 2.1.14 Церковь «Святого Георгия с колокольней»
(фотографии Сычевой Дарьи).

Матвеевым. Архитектором колокольни, предположительно, был Петрок Малый Фрязин, который также выстроил и Вознесенскую церковь. В XVII веке к колокольне была пристроена «палата» и деревянная трапезная. В 1840—1842 годах деревянные и часть каменных стен церкви были разобраны. На месте деревянной трапезной как пристройка к древней Георгиевской колокольне по проекту Е.Д. Тюрина была возведена церковь Святого Георгия Победоносца. В ходе этой реконструкции облик древних сооружений был значительно искажён. Под штукатурку был срублен весь наружный декор и растёсаны оконные проёмы. С западной стороны была выстроена новая большая кирпичная трапезная. Внутри столпа колокольни было сделано никогда прежде не существовавшее сводчатое перекрытие [1.16;6].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.01 с.)