Коррекция зрения с использованием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция зрения с использованием



КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

КОМПЛЕКСНЫХ МЕТОДИК

План:

1. Глаз и его работа:

    1.1.Строение и анатомические особенности глаза.

    1.2. Рефракция - преломляющая способность глаза.

    1.3. Особенности дальнозоркого и близорукого глаза.

      1.4. Механизм возникновения зрительного ощущения.

    1.5.Чувствительность органа зрения к свету и его адаптация.

       1.6. Острота зрения.

2. Причины потери зрения.

3. Гигиена зрения при близорукости;

4. Методика проведения комплексов упражнений для лечения и профилактики близорукости.

5. Абсолютные противопоказания к занятиям спортом

6. Показания и противопоказания к применению ЛФК при миопии.

7. Физические нагрузки при нарушении функции зрения

8. Литература.

Глаз и его работа

Блок упражнений для глаз

  И. п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза
      И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Способствует улучшению кровоснабжения  
    И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью движений пальца. Повторять в течении 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы век и улучшает кровообращение.  
  И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости

Лечебная физическая культура. Методика составления комплексов лфк при различных заболеваниях

План:

1. Определение лечебной физической культуры. Основные понятия.

2. Показания и противопоказания к занятиям лечебной физической культурой.

3. Методы и средства лечебной физической культуры.

4. Цели и задачи лечебной физической культуры при различных отклонениях в состоянии здоровья студентов.

5. Направленность и основные принципы физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья.

6. Литература.

Определение лечебной физической культуры. Основные понятия

Лечебная физическая культура (ЛФК) – учебная дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и профилактики различных заболеваний. ЛФК является составной частью физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем. Поэтому она является не только лечебным, но и педагогическим процессом.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов:

· тонизирующего влияния;

· трофического действия;

· формирования компенсаций;

· нормализации функций.

ЛФК  при гипертонии

Цель:

1.Стимулировать периферическое кровообращение и функцию внешнего дыхания.

2.Повысить реактивность сосудистой системы, тренировать вестибулярный аппарат, улучшить функциональную деятельность ЦНС.

3.Тренировать сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат.

Задачи:

1.Повысить неспецифическую сопротивляемость организма.

2.Восстановить нормальную адаптацию к физическим нагрузкам и повысить физическую работоспособность.

 

ЛФК при миопии

Цель:

1.Укрепить здоровье.

2.Повысить уровень физического развития.

3.Профилактика возникновения и прогрессирования заболеваний глаз.

Задачи:

1.Укрепить мышцы глаза.

2.Улучшить кровообращение в тканях глаза.

 

ЛФК при нарушении осанки

Цель:

1.Формировать и закрепить правильную осанку.

Задачи:

1.Исправить имеющиеся нарушения осанки.

2.Улучшить и нормализовать течение нервных процессов; нормализовать эмоциональный тонус.

3.Выработать новый двигательный стереотип.

4.Выработать достаточную силовую и общую выносливость мышц туловища, создать «мышечный корсет».

 

ЛФК при плоскостопии

Цель:

1.Формировать нормальную постановку и функционирование стопы и голеностопного сустава.

Задачи:

1.Нормализовать режим статической нагрузки (позы).

2.Увеличить общую и силовую выносливость мышц, сохраняющих нормальный свод стопы.

3.Убедить носить специальную (со стяжками, прокладками, супинаторами) и рациональную обувь.

4.Выравнить тонус мышц голени.

ЛФК при лордозе (при гиперлордозе поясничного отдела позвоночника)

Цель:

1.Восстановить физиологические параметры поясничного отдела позвоночника.

Задачи:

1.Устраненить деформации поясничного отдела позвоночника.

2.Устранить мышечный дисбаланс мышц этой области.

3.Формировать «мышечный корсет».

4.Формировать новый двигательный стереотип.

 

ЛФК при кифозе (при гиперкифозе грудного отдела позвоночника)

Цель:

1.Формировать правильную осанку.

Задачи:

1.Исправить имеющиеся нарушения осанки.

2.Нормализовать тонус мышц спины.

3.Формировать новый двигательный стереотип.

4.Укрепить силу мышц, удерживающих позвоночник в вертикальном положении.

 

ЛФК при ревматизме

Цель:

1.Улучшить функции сердечно-сосудистой системы.

2.Адаптировать организм к физическим и психическим нагрузкам.

Задачи:

1.Мобилизовать внесердечные факторы кровообращения.

2.Тренировать сердечно-сосудистую систему к увеличивающейся физической нагрузке.

3.Укреплять опорно-двигательный аппарат.

 

ЛФК при ожирении

Цель:

1.Повысить интенсивность обменных процессов.

2.Увеличить энергетические затраты организма.

Задачи:

1.Адаптировать организм к возрастающим физическим нагрузкам.

2.Повысить тонус и общую работоспособность организма.

3.Улучшить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

 

ЛФК при сахарном диабете

Цель:

1.Улучшить нервные регуляции.

2.Повысить тонус центральной нервной системы.

3.Нормализавать нарушенные функции.

Задачи:

1.Усилить усвоение и потребление сахара мышцами.

2.Повысить активность ферментов.

3.Содействовать повышению толерантности организма к углеводам.

 

 5. Направленность и основные принципы физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья

Преподавателям физического воспитания чаще всего приходится сталкиваться со студентами, имеющими хронические заболевания органов дыхания: хронический бронхит, хроническую пневмонию, бронхиальную астму и др. При этом, патологическим изменениям подвергаются крупные и мелкие бронхи (отек, уплотнение, склерозирование), снижается эластичность альвеол и, в целом, легкого. Это ведет к снижению скорости диффузии кислорода и углекислого газа, а также препятствует их движению по сосудам.

При хронических воспалительных заболеваниях легких и бронхов кровь, оттекающая от легких, недостаточно насыщена кислородом. Этот недостаток кислорода особенно остро ощущается при мышечной нагрузке. Студенты, имеющие данную патологию, легче переносят кратковременные нагрузки скоростно-силового характера с достаточными периодами отдыха, чем циклические упражнения на выносливость. Направленность физических упражнений при данных патологиях: компенсация нарушения вентиляции легких; укрепление дыхательной мускулатуры, способствование повышению эластичности ткани легких, воспитание полного, глубокого с акцентом на выдохе дыхания.

Астматический бронхит и бронхиальная астма являются заболеваниями, при которых приступы удушья происходят в результате спазма мускулатуры средних и мелких бронхов. Основная задача занятий физической культурой заключается в развитии полного, глубокого, с акцентом на выдохе дыхания с поднятием ребер и опусканием диафрагмы. Противопоказаны упражнения с натуживанием, вызывающие задержку дыхания. Чрезвычайно важно проводить занятия в чистом, не пыльном, проветренном зале.

На первых занятиях ЛФК ограничиваются упражнения на выносливость, быстроту и силу, чтобы уменьшить одышку. Следует придерживаться принципа "рассеивания" нагрузки с постепенным включением в работу всех мышечных групп, с достаточными периодами отдыха. Включаются элементы ходьбы, дыхательной гимнастики.

Среди сердечно-сосудистых заболеваний у студентов чаще всего встречаются: ревматические поражения клапанов и мышцы сердца (ревматоидные миокардиты, недостаточность митрального клапана); гипертоническая болезнь; вегето-сосудистая дистония.

Для нормализации работы системы кровообращения, повышения общего тонуса занимающихся данной нозологической группы, необходимо обеспечить оптимизацию механизма приспособления к условиям работы и более экономной деятельности сердечно-­сосудистой системы.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы нагрузка средств лечебной физкультуры зависит от функционального состояния системы кровообращения, возраста, тренированности. В связи с тем, что сердечно-сосудистые заболевания проявляются повышением или понижением артериального давления, нагрузка будет различной. Предрасполагающим фактором к развитию гипертонической болезни является недостаток физических упражнений. Дозированное применение выравнивает динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение) и влияет на улучшение функций центральных и вегетативных механизмов, регулирующих кровообращение и процессы обмена.

Гипотоническое состояние проявляется быстрой утомляемостью, понижением выносливости, вялостью, раздражительностью.

При ревмокардитах, недостаточности митрального клапана студенты легче переносят умеренные по мощности скоростно-силовые упражнения с достаточным для восстановления отдыхом, но плохо справляются с упражнениями на выносливость.

С целью развития выносливости и укрепления сердечной мышцы, наряду со скоростно-силовыми упражнениями рекомендуется вначале применять быструю ходьбу и медленный бег (ходьба 2-4 км). После 1,5-2 месяцев можно довести время непрерывного бега до 5-8 минут. Важно, чтобы ЧСС при медленном беге не превышала 130-140 уд/мин. и через 5-7 минут после окончания нагрузки восстановилась.

Для развития общей выносливости необходимо уделять не менее 50% времени основной части урока циклическим упражнениям. Это положительно сказывается на улучшении функционального состояния сердечной мышцы.

Для нормализации АД и тонуса ЦНС целесообразны физические нагрузки преимущественно циклического характера (длительная быстрая ходьба, медленный бег, езда на велосипеде, а также упражнения малой интенсивности, дыхательные упражнения). Из беговых нагрузок наиболее предпочтительным является бег в медленном темпе от 3 до 10 минут и более.

Тиреотоксикоз (заболевание щитовидной железы) при ЧСС - 100 уд/мин в покое - это легкая форма. Учащиеся даже с легкой формой, физические нагрузки переносят плохо, быстро утомляются. ЧСС нередко увеличивается до 200 уд/мин. даже при незначительных нагрузках. Тиреотоксикозы, как правило, сопровождаются возникновением патологических изменений в сердце. Поэтому к учащимся данной патологии необходимо применять нагрузки и подход, что и при заболеваниях сердца.

Ожирение экзогенное - следствие излишнего питания и ограничения движений. При этой форме ожирения показаны упражнения и нагрузки на выносливость, спортивные игры баскетбол, футбол, которые способствуют расходованию большого количества углеводов, выводу из депо жиров. Скоростно-силовые упражнения выполнять гораздо труднее, да они и не вызывают достаточного увеличения энерготрат. Целесообразно использовать метод круговой тренировки с использованием тренажеров.

Эндогенное ожирение - обусловлено нарушением функции желез внутренней секреции.

Сахарный диабет - заболевание выражается в недостаточной продукции инсулина при нарушениях функций поджелудочной железы. Физические упражнения оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ у больных сахарным диабетом, способствуют утилизации сахара в организме, отложению его в мышцах.

При легкой форме диабета под влиянием регулярных дозированных нагрузок уровень сахара в крови нередко снижается до нормы, что позволяет больным снижать дозу инсулина и даже при соответствующей диете прекращать его применение. Используют упражнения для всех групп мышц в медленном и среднем темпе, интенсивность их выполнения невысокая. Возможны спортивные игры (настольный теннис, бадминтон, волейбол) с большими периодами отдыха, ходьба на лыжах, плавание, медленный бег.

Во избежании резкого ухудшения состояния из-за передозировки инсулина или несоблюдения режима питания, студентам необходимо постоянно носить с собой на занятия сахар, конфеты.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта наряду с лечением и диетой необходим и специализированный двигательный режим. При использовании общеукрепляющих упражнений на первых занятиях целесообразно ограничивать резкие движения (быстрый бег, подскоки, прыжки). Упражнения для мышц живота, упражнения с отягощениями следует включать в небольших дозировках!

Оптимальным исходным положением для выполнения упражнений считается горизонтальное положение туловища (на спине, животе, боку, четвереньках), т. к. в этом положении улучшается кровообращение органов брюшной полости.

При хронических гастритах с повышенной кислотностью желудочного сока нормализации функции способствуют циклические упражнения в медленном темпе и продолжительные по времени.

При гипосекреции положительное действие оказывают эмоциональные упражнения, возбуждающие и тренирующие нервную систему - спортивные и подвижные игры.

При гастроптозе (опущении желудка) основным механизмом опущения желудка является ослабление связочного аппарата, ослабление брюшного пресса, поэтому рекомендуются упражнения в положении лежа на животе, спине.

Язвенная болезнь характеризуется воспалительным процессом слизистых оболочек желудка или двенадцатиперстной кишки, в дальнейшем нарушением их целостности и образованием язв. В период обострения этих заболеваний учащиеся освобождаются от занятий. Не рекомендуются упражнения силового характера, натуживания, прыжки.

При заболеваниях кишечника показаны общеразвивающие упражнения, особенно лежа, для мышц брюшного пресса.

При всех заболеваниях печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, физические упражнения необходимо сочетать с глубоким диафрагмальным дыханием. Необходимо особое внимание уделять упражнениям, укрепляющим мышцы брюшного пресса!

Среди гинекологических заболеваний у девушек одно из первых мест занимает воспаление придатков матки (яичников и маточных труб) – аднексит, который развивается чаще всего при снижении защитной реактивности организма, что наблюдается при переутомлении, неполноценном питании, охлаждении, нервно-психических перегрузках и др. Одним из факторов, способствующих развитию болезни, является искусственное прерывание беременности - аборт.

При аднексите и при нарушении менструального цикла физические упражнения следует выполнять в положении лежа, что способствует улучшению кровообращения органов малого таза. Полезны упражнения для укрепления брюшного пресса. При хорошем самочувствии необходимо выполнять упражнения любой направленности, но интенсивность упражнений должна быть не высокой, избегать резких сотрясений органов малого таза. В дни менструаций физические нагрузки противопоказаны.

При хроническом пиелонефрите вне стадии обострения рекомендуются нагрузки умеренной интенсивности и разной направленности. Предпочтение отдается циклическим упражнениям, снижающим артериальное давление.

При функциональных заболеваниях нервной системы: неврозах, возникающих, как правило, при переутомлении, хроническом недосыпании, перенесении инфекционных заболеваний, травмах головного мозга. Часто при этом наступает общее ослабление (астенизация) всего организма - астенический синдром. В лечении и восстановлении неврозов физические упражнения повышают тонус ЦНС, нормализуют возбудительные и тормозные процессы, функцию вегетативной нервной системы, нормализуют сон. Показаны физические упражнения любой спортивной направленности и умеренной интенсивности, не требующие значительного нервного напряжения – медленный бег, лыжи, плавание, спортивные игры по упрощенным правилам.

Значительная часть студентов страдает близорукостью – миопией различной степени - один из недостатков рефракции глаза, при котором отдаленные предметы становятся плохо различимы. Развивается близорукость, главным образом, из-за длительной зрительной работы на близком расстоянии, особенно при плохом освещении; а также у детей и подростков с недостаточным физическим развитием. Различают близорукость трех степеней: слабую, среднюю и высокую. Установлено, что существует прямая связь между физической активностью человека и остротой зрения.

Лица с высокой степенью близорукости без патологических изменений на глазном дне могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию, однако для них введены ограничения:

· исключаются прыжки с высоты более 1,5 м;

· опорные прыжки через снаряд;

· кувырки и стойки на голове;

· прыжки в воду вниз головой;

· длительные и интенсивные упражнения со скакалкой;

· падения и резкие сотрясения тела (борьба);

· большие и продолжительные напряжения, натуживания.

Спортивные игры при близорукости - это переключения зрения с близкого расстояния на далекое и обратно, что способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости. При проведении двухсторонних игр необходимо строго предупреждать и пресекать грубую игру, толчки, подножки, удары и т. д.

Большие физические нагрузки, связанные с проявлением выносливости, вызывают снижение остроты зрения, что требует тщательного контроля за индивидуальной переносимостью нагрузки.

При изменениях на глазном дне исключаются прыжки (их следует заменить приседаниями), упражнения с натуживанием, резкими наклонами и движениями, стрельба. Этой категории - показаны медленный бег, общеразвивающие упражнения в спокойном темпе, лыжная подготовка, плавание, игра в настольный теннис, бадминтон.

Слабость ОДА часто приводит к ослаблению наружной оболочки глаза (склеры) и ее растяжению, а также к слабости цилиарной мышцы и ослаблению аккомодации, что и создает основу для развития близорукости. Студентам с близорукостью наряду с общеукрепляющими упражнениями необходимо регулярно выполнять и специальные упражнения для глаз, направленные на улучшение их кровоснабжения, укрепления наружных и цилиарных мышц.

При различных нарушениях ОДА и осанки, различных врожденных и приобретенных деформациях, переломах костей, разрывах мышечно-связочного аппарата студенты часто уклоняются от занятий физической культурой, избегают их, что нередко препятствует их выздоровлению, замедляет физическую реабилитацию.

При выраженных нарушениях ОДА необходима специальная гимнастика, корригирующие (активные и пассивные) и общеразвивающие упражнения на тренажерах, со снарядами в положении стоя, сидя, лежа. В зависимости от локализации и тяжести повреждения органов движения, возможно ограничение, а иногда и полное исключение беговых упражнений и прыжков. Методика занятий определяется индивидуально, упражнения подбираются в зависимости от возможности их выполнения. Основное место занимают профилактические мероприятия, направленные на предупреждение прогрессирования деформаций.

Направленность воздействия физических упражнений: оказать стабилизирующее влияние на позвоночник путем укрепления мышц, выработать правильную осанку, улучшить функциональную способность грудной клетки, улучшить общее состояние.

Направленность занятий при плоскостопии связана с причиной возникновения плоскостопия: слабость мышц, связок, сухожилий стопы; чрезмерные нагрузки на стопы (у танцоров, спортсменов, гимнастов, балерин).

Профилактическое значение имеет воспитание умения ходить без излишнего разведения стоп. Специальные упражнения выполняются сидя, стоя, в ходьбе: приведение стопы; захваты пальцами ног предметов; ходьба на наружных сводах стоп; лазание по канату, гимнастической стенке; массаж стоп. Они применяются с целью дифференцированного укрепления мышц, усиливающих супинацию заднего отдела стопы и ротирующих голень наружу.

литература:

1. Дубровский В.И. Лечебный массаж: Учебник для вузов.- ГИЦ Владос, 2005.-463с.

     2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. – ГЭОТАР Медицина, 2008.-568с.

    3. Мандриков В.Б. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в специальном учебном отделении: Учебное пособие. – Волгоград, 2003. – 180 с.

    4. Попов С.Н. Физическая реабилитация. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.-608с.

    5. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – Академия, 2007.- 416с.

 

Позвоночник и осанка.

Позвоночник человека имеет четыре естественных искривления: лордоз (изгиб кпереди в поясничном и шейном отделах) и кифоз (изгиб кзади в грудном и крестцовом отделах). Эти изгибы формируются ещё в раннем детстве. При рождении позвоночник новорождённого имеет форму дуги с одним изгибом кзади, после того как ребёнок начинает поднимать голову образуется шейный лордоз, после того как он начинается садиться и ходить образуется поясничный лордоз и компенсирующие его грудной и крестцовый кифозы. Правильно и умеренно изогнутый позвоночный столб действует как "пружина" и выдерживает большую нагрузку. Формирование изгибов позвоночника заканчивается в 6-7 лет и закрепляется в14-17 лет, именно до этого возраста особую важность имеет профилактика искривлений позвоночника.

Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обуславливают амортизирующие особенности позвоночника. Отклонения этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушений осанки.

Осанка — это привычная вертикальная поза, вертикальное положение тела в покое и при движении. «Привычное положение тела» — это то, положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Каждый человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя. Нормальная осанка имеет 5 признаков (рис.1):                                 

1. Расположение остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межъягодичной складки.

2. Расположение надплечий на одном уровне.

Рис.1
 3. Расположение углов обеих лопаток на одном уровне.

4. Равные треугольники (справа и слева), образуемые туловищем и свободно опущенными руками.

5. Правильные изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном отделе и до 2 см в шейном).

 

 

Нарушение осанки.

Нарушение осанки – это нарушение естественного положения тела – сопровождается смещением сердца, легких и других внутренних органов, в связи с чем они хуже выполняют свои функции. Менее работоспособными становятся и мышцы, ухудшается кровоснабжение мозга и как следствие уменьшается умственная работоспособность, уменьшается внимание, ухудшается память.

Нарушения осанки - это симптом, характеризующий группу заболеваний, проявляющихся искривлением позвоночника.

Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной (вертикальной), сагиттальной (горизонтальной) плоскости и обеих плоскостях одновременно. Для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Сохранение патологической осанки возможно благодаря определенному состоянию связок и мышц.

Отклонение позвоночника в сторону - сколиоз. Вперёд - сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина (рис.2).

Рис. 2. Нарушение осанки: плоская спина (а), круглая спина (б), состояние гиперлордоза (в).

 

Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.

  К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.

       Приобретённые причины искривления позвоночника следующие: какое-нибудь заболевание (рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит), а так же травмы (переломы позвоночника). Неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека (плоскостопие, разная длинна ног или отсутствие одной из них, косоглазие или близорукость из-за которых человек вынужден принимать неправильную позу при работе) тоже является причиной развития искривления позвоночника.

Также, причиной, из-за которой возникает искривление позвоночника, может быть профессиональная деятельность человека, при которой он постоянно прибывает в одной позе (работа за столом с постоянно наклонённой головой, просто не правильная поза на стуле, привычная неправильная осанка). Стоит заметить, что при искривлении позвоночника нарушается равномерная тяга мышц, что приводит ещё большему искривлению. Ещё одной причиной развития искривления позвоночника являются мышцы. Позвоночник может быть искривлён из-за разной развитости мышц, при чём это может быть обусловлено каким-либо заболеванием (односторонний паралич, ревматическими заболеваниями). Предрасполагающими моментами для развития искривления позвоночника являются неправильное питание, слабое физическое развитие.

Сутулость - нарушение осанки в основе которого лежит увеличение грудного кифоза (изгиб позвоночника вперёд) с одновременным уменьшением поясничного лордоза (изгиб позвоночника назад). Надплечья приподняты. Плечевые суставы приведены. Сутулость часто сочетается с крыловидными лопатками, когда нижние углы или внутренние края лопаток отстают от грудной стенки. Живот выступает.

Круглая спина - нарушение осанки, связанное со значительным увеличением грудного кифоза и отсутствием поясничного лордоза. Для компенсации отклонения проекции общего центра масс кзади дети стоят и ходят на слегка согнутых ногах. Угол наклона таза уменьшен и это тоже способствует сгибательной установке бедра относительно средней линии тела. Голова наклонена вперед, надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, грудь западает, руки свисают чуть впереди туловища. Круглая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. Живот выступает.

Сутулая и круглая спина может быть нефиксированной и относительно фиксированной. Задачей ЛФК является увеличение подвижности позвоночника с помощью специальных упражнений, укрепление мышц плечевого пояса и спины, увеличение угла наклона таза, путём укрепления мышц, участвующих в разгибании позвоночника, что способствует образованию поясничного лордоза. Применяют исходные положения – лёжа, коленно-кистевое, лёжа на наклонной плоскости.

Кругловогнутая спина - нарушение осанки состоящее в увеличении всех физиологических изгибов позвоночника. Ноги слегка согнуты или в положении легкого переразгибания в коленях. Живот выступает, либо даже свисает. Надплечья приподняты, плечевые суставы приведены, голова бывает выдвинута вперед от средней линии тела. Кругловогнутая спина часто сочетается с крыловидными лопатками. При кругло-вогнутой спине основное внимание обращают на уменьшение кривизны позвоночника (грудного кифоза и поясничного лордоза). С этой целью включают упражнения, увеличивающие подвижность позвоночника (особенно в грудном отделе), укрепляющие мышцы живота, способствующие уменьшению угла наклона таза. Применяют исходные положения – лёжа, коленно-кистевое, лёжа на наклонной плоскости.

Плоская спина - нарушение осанки, характеризующееся уменьшением всех изгибов позвоночника, в первую очередь - поясничного лордоза и уменьшением угла наклона таза. Грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки часто крыловидны. Это нарушение осанки отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию. При развитии плоской спины основной задачей лечебной гимнастики является гармоничное укрепление всей мускулатуры туловища сначала из исходного положения лежа. В занятия включают упражнения для глубоких мышц спины, упражнения для мышц, увеличивающих наклон таза, упражнения для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении.

Плосковогнутая спина - нарушение осанки, состоящее в уменьшении грудного кифоза при нормальном или увеличенном поясничном лордозе. Шейный лордоз часто тоже уплощён. Таз смещен кзади. Ноги могут быть слегка согнуты или переразогнуты в коленных суставах. Часто сочетается с крыловидными лопатками.

В процессе лечения всех указанных видов нарушений осанки необходимо:

· создание благоприятных общих физиологических условий для восстановления правильного положения тела;

· исправление имеющихся дефектов различными средствами ЛФК;

· воспитание и закрепление правильной осанки.

Сколиоз

Сколиоз - боковое искривление позвоночника. Сколиоз как болезнь - сложная деформация позвоночника, характеризующаяся, в первую очередь искривлением его во фронтальной плоскости (собственно сколиоз), с последующей торсией и искривлением в сагиттальной плоскости (увеличением физиологических изгибов - грудного кифоза, шейного и поясничного лордоза).

Прогрессирование болезни приводит к вторичной деформации грудной клетки и таза, нарушению функции легких, сердца и тазовых органов. Сколиотическую болезнь сопровождают дисплазия тазобедренных суставов, плоскостопие, аномалии пояснично-крестцового отдела позвоночника, желчных и мочевых путей.

Кифоз

Кифоз - это искривление позвоночника выпуклостью назад. Выделяют кифоз физиологический, который наблюдается в норме у взрослых людей (кифоз грудной и кифоз крестцовый), и кифоз патологический, который появляется в результате заболеваний или травм позвоночника, а также при нарушениях осанки. Проще говоря, кифоз - это сутулость или горбатость. Кифоз – это искривление позвоночника, обращённое выпуклостью назад.

Кифоз бывает двух видов:

- физиологический кифоз (наблюдается в норме у взрослых)

- патологический кифоз, следствие рахита, туберкулёзного поражения одного или нескольких позвонков, травмы позвоночника и нарушений осанки

Кифоз приводит к формированию «круглой спины» - плечи «свисают» вниз, угол наклонения таза уменьшается, живот выпирает. Искривление грудного отдела позвоночника приводит к формированию «круглой спины». Круглая спина (как отклонение от нормального типа) представляет характерную позу: плечи свисают кпереди и книзу, угол наклонения таза уменьшен. Грудь сужена в положении экспирации (выдоха). Диафрагма оттеснена книзу, брюшная стенка расслаблена, живот слегка выпячен. Центр тяжести проходит кзади на уровне поясничного отдела. Это положение компенсируется наклонением вперед верхней части туловища. При этой форме искривления позвоночника в связи с клиновидной деформацией позвонков, дегенерацией межпозвоночных хрящей, деформирующим спондилоартрозом и другими причинами, как правило, развивается контрактура мышц передней брюшной стенки, грудных мышц и растяжение мышц спины, нарушается осанка (сведенные плечи, крыловидные лопатки).

Рис. 8. Схема клинического дифференцированного массажа при сколиозе II - III степени (по А.М. Рейзману).

А – вид сзади:

  1-расслабление и растягивание верхней порции трапециевидной мышцы;

2 – укрепление длинных мышц в грудной области, рёберного выступа и снижение его высоты ритмическим надавливанием на рёбра;

3 – расслабление и растягивание запавших мышц в области поясничной вогнутости; 4 – оттягивание крыла подвздошной кости; 5- укрепление мышечного валика, снижение его высоты и формирование талии; 6- расслабление и растягивание межрёберных мышц и связок в области грудной вогнутости; 7-оттягивание угла лопатки; 8 – укрепление мышц над лопаткой и верхней порции трапециевидной мышцы.

Б – вид спереди: 1 – укрепление мышц плечевого пояса; 2- укрепление мышц в области переднего рёберного горба и выравнивание его надавливанием по направлению кзади; 3- укрепление мышц брюшного пресса; 4- выравнивание рёберных дуг захватыванием их от позвоночника кзади и направляя кпереди; 5- расслабление грудных мышц и оттягивание плеча назад.

В результате заметно ухудшается подвижность ребер, грудной клетки в целом, что приводит к уменьшению жизненной емкости и вентиляции легких, нарушается функциональное состояние позвоночника (особенно рессорная функция), следствием чего являются неблагоприятные изменения кардиореспираторной и других систем организма.

Такая деформация позвоночника, выраженная в различной степени, наблюдается чаще в детском и юношеском возрасте.

В патогенезе кифоза следует учитывать врожденную особенность строения позвоночника, слабость мышц всего туловища, некоторые заболевания позвоночника: рахит, туберкулезный спондилит, анкилозирующий спондилез, при травматических повреждениях позвоночника, параличе мышц спины, при мышечной дистрофии и др.

Увеличение грудного кифоза является проявлением заболевания позвоночника, которое проявляется в подростковом возрасте: юношеского кифоза - болезни ШЕЙЕРМАН - МАУ.

Болезнь Шейерман-Мау (юношеский кифоз) чаще встречается у мальчиков в возрасте 14-16 лет. По существующим в настоящее время представлениям причиной болезни является врожденная неполноценность межпозвоночниых дисков нижнегрудного отдела позвоночника и верхних и нижних замыкательных пластинок тел позвонков. Это приводит к формированию клиновидной деформации тел позвонков. Заболевание передается по наследству, через поколение, по женской или мужской линии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.086 с.)