Конвенционные контрольные механизмы и процедуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвенционные контрольные механизмы и процедуры



Большое значение в сфере межд. защиты ПЧ имеет деят-ть конвенц. органов, учрежденных на основ. ряда МД, принятых после создания ООН. Роль этих органов постоянно возрастает, созд-ся новые органы, расшир-ся полномочия ранее действов-ших, изменяются функции. Конвен. органы созданы в соотв. с МД по ПЧ для контроля за выполнением гос-ми-уч-ками принятых на себя обяз-в. Члены конв. органов действуют в личн. качестве, т.е. не представляют интересы правительства своих стран (в отличие от офиц. представителей гос-в в Совете по ПЧ, Ген. Асамблее, Экосос). Данные органы контролируют соблюдение только тех прав, которые признаны в договоре, их учреждающем, и имеют только те полномочия, кот. определены в дог-ре. Ни один договор. орган не может принимать к рассмотрению какие-л. сообщения, если они касаются гос-ва, которое хоть и явл-ся участ-ком соответ. договора, не признает компетенции этого органа рассматривать такие сообщения. Организационно-технич. сторону работы обеспечивает Управление Верх.комиссара ООН по ПЧ.

Больш-во комитетов (всего их 9: Комитет 1.по ПЧ, 2.по ликвидац. расовой дискриминации, 3.по ликвидации дискриминации в отнош. женщин, 4.по экон., соц. и культ. правам, 5.против пыток, 6. по правам ребенка, 7.по защите прав трудящихся-мигрантов, 8.по правам инвалидов, 9.по насильственным исчезновениям (с 2011г.)) наделены со стороны Конвенций либо Факульт. протоколов след. контрольными полномочиями: имеют право рассматривать жалобы гос-ва на гос-во в отнош. нарушения конвенц. прав, либо индив. жалобы граждан на гос-во. При этом обязат. требованием для реализации указ. компетенции явл. офиц. признание гос-вом-уч-ком конвенции таких полномочий комитета либо путем спец. заявления, либо ратификации Факульт. протокола, а также использование подателем жалобы всех нац. средств суд. защиты наруш. права. Действующ. система нужд-ся в реформировании. Масштаб деят-ти конвенц. органов постоянно расшир-ся, растет число обсуждаемых ими докладов. При этом многие конвенц. органы дублируют работу друг друга. Результативность снижается и из-того, что не все гос-ва-участники своевременно представляют доклады, приукрашивают картину выполнения св. обяз-в, искажают статитстику.

 

 

23. Комитет по правам человека - организация, занимающаяся надзором за исполнением Межд. пакта о гражд. и полит. правах в странах-участницах пакта. Комитет по ПЧ был создан в 1977 г. в соотв. со ст.28 Межд.о пакта о ГиПП; состоит из 18 членов — граждан гос-в-участников Пакта, обладающих высокими морал. каче-ми и признанной компетенцией в обл. ПЧ. Члены Комитета избираются на совещании гос-тв-участников Пакта тайным голосованием сроком на 4 года и работают в личном качестве, а не как представители своих стран. Обычно в теч. года Комитет по ПЧ  проводит 3 сессии продолж-тью в 3 недели каждая. Как правило, сессии весной проводятся в Нью-Йорке, а летом, осенью -в Женеве. Все государства, которые ратифицировали Межд. пакт о ГиПП/ присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закреп. в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. Первонач. доклад представляется в теч. 1 года с момента вступления Пакта в силу в отнош. соответств. страны. Доклады о дальнейших изменениях подлежат представлению каждые 5 лет. Доклад соответств. гос-тва изучается вначале спец. рабоч. группой Комитета, состоящей не более чем из 5 его членов. Группа определяет круг проблем, которые следует обсудить с представителями соответств. гос-тва, и готовит перечень вопросов, которые представители государства получают заблаговременно до начала слушания. Затем Комитет в полном составе в теч. 2 дней изучает доклад. После этого проводится открыт. заседание с участием представителей гос-ва, на котором в качестве наблюдателей могут присутствовать неправит. организации и пресса. В ходе засед. представители гос-ва отвечают на вопросы членов Комитета: те, что были поставлены заранее, и те, что были заданы непосредственно в ходе заседания. В соотв. с Факультат. протоколом к Межд.пакту о ГиПП, Комитет уполномочен получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством-участником Пакта какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Для того чтобы Комитет принял сообщение к рассмотрению (т. е. признал его приемлемым), должны быть соблюдены след. треб-ния: сообщение д. касаться нарушения только прав, изложенных в Пакте; д.б. представлено лицом/ лицами, которые находятся под юрисдикцией гос-тва-участника Пакта и Факультат. протокола к нему; в случае, если сообщение направляет лицо, не являющееся жертвой, оно д. привести доказат-тва того, что действует от имени предполаг. жертвы; сообщение не д.б. анонимным; не подлежит рассмотрению, если тот же самый случай рассматривается в соотв. с другой м\н процедурой; до подачи сообщения в Комитет жертва должна исчерпать все внутр. средства прав. защиты (т. е. ее дело д.б. рассмотрено нац. судами 1й и 2й инстанции); это правило не действует, когда применение т. средств неоправданно затягивается или внутр. средства прав. защиты не были исчерпаны по не зависящим от жертвы причинам.

26. Контрольный механизм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. - конв. ООН, принятая 18.12.1979 г. и вступ. в силу 3.09.1981г. 6.10.1999 г. принят факульт. протокол к К., вступивший в силу 22.12.2000; он предусматривает механизм индивид. жалоб на нарушения К. Надзор за соблюдением К. осуществляет Комитет по ликвид. дискриминации в отнош. женщин. По сост. на декаб.2010 г. К. вступила в силу для 186 стран, а США её подписали, но не ратифицировали; в протоколе участвуют 100 стран, еще 16 его подписали, но не ратифицировали. В 2000 г. Ген. Ассамблея ООН провозгласила М\н день борьбы за ликвидацию насилия в отнош. женщин. Комитет состоит из 23 экспертов, обладающих высок. морал. качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой К. Члены Комитета избираются на 4 года и действуют в личном качестве (не являются представителями св. государств). С момента создания в 1982 г., и лишь за 1 исключ., Комитет полностью состоит из женщин, представляющих шир. спектр различ. профессий (юристы, преподаватели, дипломаты, эксперты по гендерным проблемам). Комитет проводит св. заседания 1 раз в год, собираясь на 2 недели в Вене или Нью-Йорке, и ежегодно представляет доклады о св. деят-сти Ген. Ассамблее ч\з ЭКОСОС. В соотв. со ст. 17 К.: основная задача Комитета - в рассмотрении докладов о законодат., суд., администр. или др. мерах, принятых гос-ми-участниками для выполнения положений Конв.. Первонач. доклад представляется в теч. года после ратификации К./присоединения к ней; последующие доклады должны представляться ч\з каждые 4 года или по просьбе Комитета. Предсессионная рабоч. группа из 5 членов Комитета готовит перечень выявленных проблем и списки?, кот. заблаговременно направляются гос-вам, представляющим доклады. Это дает гос-вам возможность подготовить ответы для представления на сессии Комитета. Факульт. протокол к К. предусматрив. возможность подачи индивид. жалоб (сообщ). Сообщения м. направляться подпадающими под юрисдикцию гос-ва-участника лицами/ группами лиц/ от их имени, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения этим гос-вом-участником какого-л. из прав, изложенных в К. Сообщения подаются в письм.в виде и не д.б. анонимными. Комитет не рассматривает сообщение, пока он не удостоверится, что все доступные внутр. средства прав. защиты были исчерпаны, за исключ. случаев, когда применение таких средств защиты неоправданно затягивается или вряд ли принесет искомый результат. Комитет объявляет сообщение неприемлемым, если: a) тот же? уже был рассмотрен Комитетом/рассматривался /-ается в соотв. с др.процедурой м\н разбирательства; б) оно несовместимо с положениями К.; в) явно беспочвенно/ недост-но обоснованно; г) представляет собой злоупотребление правом на направление т. сообщения; д) факты, являющиеся предметом сообщения, имели место до того, как наст. Протокол вступил в силу для соответств. гос-ва, если только эти факты не имели место и после упомянутой даты. В люб. момент после получения сообщения и до принятия решения по его сути Комитет м. направить соответст. гос-ву-участнику для безотлагат. рассмотрения просьбу о том, чтобы это гос-во приняло такие врем. меры, какие м. оказаться необходимыми во избежание причинения возможного непоправимого ущерба жертве или жертвам предполаг. нарушения.

15 Понятие, структура и функции международной защиты прав человека. Международный контроль за соблюдением прав человека (понятие, виды, формы). Изучение данной темы целесообразно начать с определения инсти­тута международной защиты прав человека, под которым понимается система международных органов и процедур универсального и регио­нального характера, функционирующих в направлении разработки меж­дународных стандартов в области прав и свобод человека и осуществле­ния контроля за их соблюдением государствами.

В структурном отношении институт международной защиты прав че­ловека состоит из международных органов, созданных в рамках между­народных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ОАГ, Африканский Союз), и конвенционных органов, созданных на основе универсальных и региональных соглашений по правам человека.

К функциям международной защиты прав человека относится: разработка деклараций-рекомендаций; кодификационная деятельность (разработка международных стан­дартов по правам человека); контроль за соблюдением государствами международных стандар­тов по правам человека.

Функции международной и национальной защиты прав человека разграничены следующим образом: на международном уровне разра­батываются международные стандарты (обязательства) в области прав человека и действуют органы контроля за их соблюдением, на нацио­нальном уровне государства приводят свое законодательство в соответ­ствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

Под международным контролем понимается согласованная деятель­ность государств или международных организаций по проверке соблю­дения государствами принятых на себя обязательств с целью обеспече­ния их выполнения. Цель международного контроля состоит не в принуждении или применении санкций к государствам за невыполнение взятых ими на себя обязательств, а лишь в проверке соблюдения положений междуна­родных соглашений. Одна из основных задач органов контроля - ока­зание содействия и помощи государствам в выполнении ими между­народных обязательств путем принятия соответствующих решений и рекомендаций. Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека характеризуется наличием специальных международных контрольных механизмов и процедур за соблюдением прав и свобод человека. Кон­трольные механизмы представляют собой определенные организацион­ные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.), а процедуры - порядок и методы изучения соответствующей ин­формации и реагирования на результаты такого изучения.

Контрольные механизмы имеют различную юридическую природу:

•      конвенционные, т. е. такие международные контрольные механиз­мы и процедуры, которые учреждаются на основе международных со­глашений по правам человека;

•       внедоговорные — создаются и функционируют в рамках ряда меж­дународных организаций (ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.). Последние, в свою очередь, подразделяются на уставные (предусмотренные учреди­тельными актами организаций) и специальные.

По территориальной сфере действия международные контрольные механизмы и процедуры подразделяются на универсальные и региональные (например, создаваемые в рамках общеевропейского процесса). Исходя из формы осуществления контроля, все международные ор­ганы можно разделить на судебные и квазисудебные. По юридической силе принимаемых решений (заключений, резо­люций) все международные контрольные органы подразделяются на две группы: органы, чьи решения обязательны для государства, которо­му они адресованы (решения судебных контрольных органов), и орга­ны, заключения (резолюции) которых носят рекомендательный характер (комитеты, комиссии, уставные и вспомогательные органы междуна­родных организаций).

Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека осуществляется в следующих формах: рассмотрение периодических докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области; рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нару­шения таких обязательств; рассмотрение индивидуальных жалоб от отдельных лиц, групп лиц, неправительственных организаций на нарушения их прав со стороны государства; изучение (исследование, расследование) ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека (специальные рабочие группы, докладчики, представители и т. д.); проведение диалога с правительством государства относительно осуществления им прав человека или оказание содействия в разработ­ке программ по их реализации. Универсальный механизм международного контроля в области прав человека, рассматриваемый в рамках данной темы, представляет собой совокупность внедоговорных и договорных (конвенционных) органов международного контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.01 с.)