Тактильная и двигательная память 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактильная и двигательная память



  « Теплый холодный, сухой мокрый ». Подготовьте стимульный материал, например: кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т. п. Сначала предложите ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь (например: « Это сухой и теплый клубок ниток »).

  « Найди такой же ». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, бархатистые,  скользкие и т. д. Затем, не открывая глаз, он должен найти предметы с такой же г; поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощупывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом одной рукой (правой, левой); а нахождение предметов двумя руками одновременно.

  « Запомни форму ». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т. д.), называет их и запоминает В последовательность, в которой они ему предъявлялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

  « Почувствуй и запомни позу ». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она « снимается » (усложненный вариант предлагается последовательно 2 3 позы). Задача почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.

  « Замри ». Играют несколько детей, один из них ведущий. Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внимательно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать, ползать (по договоренности). По сигналу .» « Замри » — дети воспроизводят позу, которую показывал ведущий.

  « Двигательная память ». Психолог показывает несколько движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Ребенок должен повторить эти движения как можно точнее, желательно в той же последовательности.

 Зрительная память

  « Шапка-невидимка ». В течение 3 с надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

  « Запомни и найди ». Приготовьте таблицы с изображением предметов (рис. 21), геометрических фигур.

Покажите ребенку на. А 5 с карточку с изображением предметов и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же с геометрическими фигурами.

Рис. 21

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как « пустыми », так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т. д.).

  « Запомни точно ».

А. Приготовьте лист бумаги с 15 20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т. п.). Попросите ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т. п. Затем найти их на другом бланке.

Б. Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их.

Время запоминания 15 20 с. Количество запоминаемых элементов Ц от 5 до 10.

  « Запомни и нарисуй ». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги (рис. 22), а такай лист бумаги и карандаш.

 

Рис. 22

  « Восстанови порядок ». Приготовьте 5 10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15 20 с). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряду.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т. д.).

 Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка запомнить порядок расположения детей. Первый вариант он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант психолог изменяет порядок, переставляя не [более 3 5 детей, а ребенок его восстанавливает.

 Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3 5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего вернуть все в исходное положение.

 Дети располагаются определенным образом по периметру зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т. д.) и запоминают свое место, включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. При большом количестве детей или если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий).

« Запомни фигуры ». Приготовьте набор карточек с различными изображениями.

 Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т. е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности 2 с, для второй 3 4 с, для пятой 6-7 с.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

  « Вспомни пару ». Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения (рис. 23).

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

 

 

Бланк 1 Фигуры для запоминания

Бланк 2 Место для воспроизведения второй фигуры

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Рис. 23

  « Найди пару ». Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например, парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).

Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

  « Раскрась одним цветом одинаковые фигуры ». Ребенку предлагается бланк с 7 20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат и т. д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты красным, треугольники =зеленым и т. д.

Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т. п.), вводя в материал буквы и цифры.

 Слухоречевая память

  « Магазин ». Вы можете послать ребенка в ч<магазин » и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1 2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди. могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: « Булочная », « Молоко », « Игрушки » и любые другие.

  « Пары слов ». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары « кошка молоко », « мальчик машина », « стол пирог » и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

  « Восстанови пропущенное слово ». Ребенку зачитываются 5 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова теленок; близким по звучанию, например стол стон); ребенок должен найти ошибку.

  « Рыба, птица, зверь ». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: « Рыба, птица, зверь, рыба, птица ...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

  « Повтори и продолжи ». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т. д.); из определений к существительному (например: « Арбуз какой? » Ответы: « Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т. д.) »). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

  « Запомни нужные слова ». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

  « Зашифруй предложение ». Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; « Волк выбежал из леса », « Дети играли во дворе » и т. д.

Попросите ребенка « зашифровать » предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 3 фраз.

  « Пиктограмма ». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

  « Придумай, как запомнить слова ». Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т. е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;

машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа,поезд, фонарь, свеча.

  « Стенограф » Для этого задания потребуются соответствующие кар тинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 2 мин. В это время он должен обозначать:

а) события (действия) карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;

б) каждое предложение чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;

в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов врассказе.

  « Цепочка ассоциаций ». Необходимо запомнить 30 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т. д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. « Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого  притаилась змея, и т. д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно   убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца ». Такая: тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.

 Необходимо научить ребенка таким широко известным мнемотехникам, как « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан » (очередность цветов радуги), « Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном » (порядок расположения планет Солнечной системы) и т. д.

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренним импульсом ребенка.

« Когда человек входит в комнату, он делает это ради какой-то цели ... Или чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувство ...» — писал К. С. Станиславский. На первом занятии участникам объясняется, что все они, приходя куда-то, имеют определенную цель, и предлагается изобразить это невербально.

7. « Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать? » Все остальные участники угадывают смысл происходящего. Впредь это становится ритуалом в начале каждого занятия.

8. Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой, жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-то эпизод прошлого занятия, стараясь при этом оживить в памяти как можно больше деталей. Изобразить человека, наделенного определенными качествами: сутулого, стройного с офицерской выправкой, сгорбленного, радостного, сделавшего открытие, удивленного, старика, младенца, красивую женщину и т. д. Такого рода упражнения выполняются сначала в статике (принять соответствующую позу, мимику и т. д.), а уже потом в динамике. На первых порах, без подготовки, упражнения оказываются для детей достаточно трудными. Поэтому, прежде чем перейти к спонтанному их выполнению, они даются в форме домашнего задания.

9. Детям предлагается по очереди не словами, а только звуками или придуманным « иностранным языком » имитировать различные состояния и действия, например: мямлить в речи; путаться, подбирая слова; говорить со всхлипыванием и подвыванием, с воплем, удивлением, страхом, с жалобой, патетически, иронически, стараясь обмануть и т. д. Остальные участники игры отгадывают, что было сказано.

В разминку в начале занятия хорошо включать различные парные упражнения, в том числе этюды по согласованным действиям: « пилка дров », « гребля », « перемотка ниток », совместный рисунок и т. п.

10. « Зеркало ». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен стать его точным « зеркальным » отражением.

Сложность и рисунок двигательных мелодий, естественно, должны варьироваться, поскольку дети- » отражения » довольно быстро обучаются угадывать движения партнера, иногда предвосхищают, более того опережают его. Это и следующие упражнения прекрасное средство для установления психологического контакта.

11. « Тень ». Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внимаI ние уделяется тому, чтобы « тень » двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.

12. Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в этом положении 3 5 с.

13. Один из партнеров принимает положение « упор лежа », другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость его движения.

14. Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, опираясь друг на друга всей поверхностью спины.

В упражнениях, предлагаемых ниже, условия поставлены таким образом, что дети должны двигаться как единое целое.

15. Разбившись на пары, дети ложатся на спину ногами друг к другу. Затем ступни ног соединяются таким образом, что ноги образуют букву « Л ». Аккуратно и медленно дети начинают делать « велосипед », удерживая контакт ступнями и приспосабливаясь к темпу друг друга.

16. Дети встают лицом друг к другу, держась за талии, на подвижную опору физкультурного снаряда « педали ». Требуется проехать до конца зала, придерживая друг друга, чтобы не упасть.

17. Дети встают боком друг к другу и « приклеиваются »: берут друг друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями ног, становясь « сиамскими близнецами ». Пара пробует двигаться в разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо действия, писать и т. д.

18. « Слепой и поводырь ». Дети делятся на пары: один из них слепой (ребенок закрывает глаза), а другой поводырь. Держась за руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими парами. Задача поводыря познакомить слепого с окружающим его пространством (заполненным различными предметами); позволить ему получить максимум информации, оберегая при этом от возможных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого, его темперамент. Задача слепого максимально « вслушиваться » в поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.

19. « Паровоз ». Дети разбиваются на команды по 4 5 человек, выстраиваются « паровозиком » в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди). Все закрывают глаза, кроме первых вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача аккуратно, молча вести « паровоз », огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных максимально « прислушиваться » к стоящему впереди, улавливая и повторяя все изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде психолога дети останавливаются, первый встает в конец « паровоза », снова продолжается движение, пока все не побудут в ролях ведущего и ведомого. Усложнение упражнения: увеличение количества детей в « паровозике », усложнение траектории движения (крутые повороты, ограничение движений по высоте идти согнувшись и т. п.).

Следующий этап соревнования, в которых группа разбивается на команды. Условия должны включать как самостоятельную активность каждого ребенка из пары, так и их взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании.

20. « Представление ». Дети встают или садятся в круг. Один (двое или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга и изображает один или с партнерами что-то свое и т. д. Более сложный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко исполнителям образ или ситуацию, которую надо изобразить.

21. « Телевизор ». Дети разбиваются на две группы. Первая группа (« съемочная ») задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (фрагмент литературного произведения, фантастическая ситуация и др.). Один участник « зрительской » группы приглашается на просмотр « немого » фильма: « съемочная » группа пантомимически разыгрывает свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник « зрительской » группы; первый ее участник один по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее. Последний участник из числа « зрителей » показывает фильм так, как он его понял. Затем первая группа показывает первоначальный вариант. После обсуждения группы меняются ролями.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

30. « Приглядывание ». Психолог предлагает участникам внимательно присмотреться к любому человеку из группы, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. Потом участники по очереди описывают партнеров так, чтобы остальные поняли, кого описывают. Запрещается описывать детали, однозначно указывающие на человека, например: очки или другие чисто индивидуальные признаки.

31. « Прислушивание ». Группа рассаживается в полукруг. Психолог предлагает участникам не расслабляться и по его хлопку или указательному жесту прислушаться к тому, что делается в полукруге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание дается по 2 3 мин. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.

32. « Прочти спрятанное предложение ». На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.

Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыььщсврн.

Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.

33. « Звонкое слово ». Дети стоят в кругу, по очереди называя числа (овощи, растения, города, посуду). Запретными являются числа, содержащие, например, цифру « 5 » (или из овощей огурец, из цветов сирень, из городов Москва, из посуды чашка). Не называя запретного числа (слова), ребенок должен хлопнуть в ладоши.

34. « Скалолаз ». Ребенок должен пройти вдоль свободной стены (скалы) фиксируясь минимум тремя « точками опоры » и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав или передвинув одновременно две конечности, он. считается « сорвавшимся ».

35. « Запретное движение ». Психолог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово « пожалуйста » или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх.

36. « Гонка за лидером ». Дети стоят за стульями, расставленными по кругу. Двое (четверо) участников соревнования, чьи позиции были напротив друг друга, бегут, огибая стулья, « змейкой », вперед спиной, каждый стараясь догнать соперника. Через пять кругов определяется победитель. Им считается тот, кто догнал или приблизился к сопернику. Если кто-то из них три раза во время бега задел за стул, то он считается проигравшим.

37. « Внимательный ». Ставится стул, и дается команда начать действовать в следующем порядке: один раз обойти стул и один раз отжаться (или прыгнуть; присесть), затем два раза обойти стул и два раза отжаться и так далее до 10 раз. Затем то же, но в обратном порядке от 10 до 1. При этом играющий имеет право обходить стул только в одном направлении; каждый вслух ведет отсчет отжиманий и количество обходов стула.

Усложненные варианты этого упражнения: по сигналу ребенок меняет направление движения на противоположное, один раз приседает и два раза подпрыгивает и т. д.

38. « Повтори за мной ». Ребенок, начинающий игру, демонстрирует своему сопернику придуманный им ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что сложность задания не позволит тому его повторить. Если так и происходит, то автор должен сам воспроизвести свое задание, в противном случае он же и выбывает. Если же соперник справился с заданием, то уже он предлагает следующему игроку свой образец для повтора.

39. « Японская машинка ». Это упражнение, прежде всего, на развитие внимания в разных модальностях. Кроме того, оно требует полной сосредоточенности, участия памяти и умения ориентироваться в окружающих условиях в ситуации ограниченного времени (темп задается ;. Наблюдая за выполнением упражнения, можно выделить лидеров группы, « компаньонов », « отверженных ». Интересно также проследить за интонациями, с которыми называются номера, и за установлением контакта между членами группы.

Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается номер « ноль ». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет « раз » — удар ладонями обеих рук по коленям, на счет « два » — удар правой ладонью, на счет « три » — удар левой ладонью и т. д. Одновременно с ударом правой ладонью ведущий начинает игру, произнося свой номер: « Ноль ». На удар левой ладонью он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. (При этом участники, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.) Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако, сидеть в полу круге и отстукивая ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует: « Третьего нет » — и продолжает игру.

Ошибками считаются: сбой темпа; неправильное называние своего номера или номера партнера; приглашение к игре выбывшего участника или ведущего. (если он не играет); приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом. Возможные пути усложнения игры: убыстрение темпа, изменение направления расчета участников, расчет нечетными числами или буквами.

Развитию внимания, памяти и произвольности способствуют также игры, происходящие во внутреннем плане действия.

40. « Муха ». Играть может любое количество людей. Каждый представляет себе поле, как для « крестиков-ноликов », размером 3x3, в середине которого сидит муха. Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный предыдущему. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле. Важно, чтобы участники игры были заинтересованы в победе, например, проигравший должен выполнить какое-либо задание, а выигравший получает приз.

41. « Фокус ». По команде « Начали » каждый мысленно « уходит » внутрь себя, в свое тело, так, как будто ничего больше на свете не существует. Затем с периодичностью от 5 до 30 с психолог подает команды: « Правая кисть », « Мизинец левой ноги », « Левое колено » и т. д. После определенной команды каждый должен сосредоточиться на той части тела, которая указана.

Более сложная задача услышать свой пульс, а затем услышать его в соответствующей части тела. Другим вариантом упражнения является восприятие указанной части тела как максимально разогретой.

Синестезии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.064 с.)