Взгляд на юных через призму их статей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляд на юных через призму их статей



Юмор, насмешка, потребность в разнообразной информации, поиск идентичности является характерными тематическими элементами для газет, издаваемых юными.

ЮМОР, НАСМЕШКА,/p> Юмор, часто близкий к насмешке, даже издевке, является, безусловно, одной из самых постоянных характеристик юношеских газет, и еще более типичным для лицейских газет. Он может принимать самые разнообразные формы. Мы коснемся, в большей степени тех ситуаций, в которых встречается передразнивание взрослых, пародия, ирония по отношению к разным табу.

ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ СИТУАЦИИ

Школьный возраст - это такой возраст, когда учителя судят о тебе, не давая права на ответ. Об этом не стоило бы и говорить, считают юные журналисты из "Ошалелой макаки":
"После "Цезарей" и "Оскаров" новая престижная награда учреждена учениками коллежа имени Пьера Ронсара из города Монморанси. Речь идет о "Золотом мелке" - специальном призе для учителей. Результаты этого года следующие.

Три претендента на приз "Золотой мелок" в номинации "элегантность": мадам Коше, мсье Пенсон и мсье Потье. < преподавателю Пенсону, мсье присужден мелок??Золотой>Три претендента на приз "Золотой мелок" в номинации "лучшая запись на доске": мсье Потье, мадам Пурьель, мадам Дирсон.

"Золотой мелок" присужден мадам Дирсон, преподавателю биологии.

Три претендента на приз "Золотой мелок" в номинации "куртуазность по отношению к ученикам": мадам Борд, мадмуазель Жоб, мсье Венсан.

"Золотой мелок" присужден мадам Борд, преподавателю французского языка".
Другие "Золотые мелки" присуждены в номинациям: "самый ярый гнев", "скорость исправления ошибок", "чувство юмора", "самый интересный учебный предмет", "самая лучезарная улыбка", "самый мускулистый учитель", "самый изысканный стиль речи"… Переворачивание ситуации иной раз доходит до того, что учителям даются педагогические советы, как, например, в газете "Сатирикс", где в своих "Двенадцати уроках" юные журналисты сводят счеты с преподавателями. Вот четыре первых урока:
"УРОК № 1. Никогда не поощряйте своих учеников, даже если они исключительно талантливы. Если же случится так, что вы не сможете поступить иначе, найдите все же какой-нибудь предлог и воспользуйтесь какой-нибудь профессиональной уловкой, хорошо известной в вашем учительском братстве, чтобы выйти из этого скверного положения.

УРОК № 2. Если ваша жена/ваш муж или ваши дети доставляют вам неприятности, постоянно вводят в нервическое состояние, если вы постоянно в глубоком стрессе, то, не колеблясь, сорвите зло на учениках - именно для этого они и находятся рядом. И вот увидите - вам тут же станет легче.

УРОК № 3. Никогда не позволяйте ученикам возражать вам: ведь в таком случае на карту поставлена честь профессии. И вы всегда - командир корабля, поэтому без колебаний используйте любые средства, чтобы заставить их усвоить это и уважать вас. Это и есть та единственная награда, которой вы можете быть удостоены - полное превосходство над классом. УРОК № 4. Выберите среди учеников любимчика, у которого родители:

- либо административные работники лицея, где вы преподаете;
- либо руководители наиболее значимых предприятий города, где вы преподаете; - либо члены родительского комитета.
Эта хитроумная система позволит вам избежать сложных ситуаций, благодаря подобному сотрудничеству".
Другой пример переворачивания ситуации - материал о том, "как стать заядлым курильщиком". В газете "Лапша на уши" некто Ален помещает статью, озаглавленную "Переходите на плутоний… гашиш уже вышел из моды", где даются объяснения, как помочь "тем, кто не курит, стать такими, как все…".

"Переходите на плутоний…

Всем давайте советы, как бросить курить - это отлично! Но также помогайте и тем, кто не курит, стать такими, как все - это тоже неплохо.

Вот например, как, при желании, вы сможете выкуривать по 3-4 пачки в день. Первая неделя: решительно и бесповоротно отрывайте фильтр от любых сигарет, попадающих к вам в руки - как от тех, которыми вас угостили, так и от тех, которые вам удалось поиметь, благодаря ловкости ваших рук!

Вторая неделя: переходите к 10 сигаретам в день, и приучайте себя задерживать дым в легких как можно дольше.

Третья неделя: теперь переходите к 20 сигаретам в день, из которых 2-3 выкуривайте утром натощак.

Четвертая неделя: не ешьте больше ничего, пейте алкогольные напитки, и каждую ночь посещайте самые прокуренные места. Вам теперь не обойтись без двух пачек в день. Наконец, на пятой неделе, если вы прикуриваете следующую сигарету от предыдущей, то вам уже требуется в день не менее трех-четырех пачек.

Удачи вам! И немедленно приступайте к делу: хирургические операции теперь делают великолепно, и вы, конечно, слышали об этих туристических клубах Средиземноморья для туберкулезников и больных раком легких".

ПАРОДИИ

Они служат для того, чтобы высмеять абсурдность, показав при этом, что лицеисты хорошо усвоили урок. Пародия на известное стихотворение Бодлера "Альбатрос" является, безусловно хорошей моделью этого жанра, где через юмор одновременно оценивается степень людского безумия и бессилие молодежи по отношению к очень близкой для них теме - экологии.

Порой, шуткуя, танкеры, везущие мазут,
Красавцев-альбатросов отлавливают стаи.
Плененные бедняги пронзительно орут
В вонючей липкой жиже, корабль провожая.
На доски их кладут. Беснуясь от бессилья,
Лазури короли в мазуте, как в дерьме,
Ползут и, неуклюже влача большие крылья,
След грязный оставляют повсюду на корме.
Крылатый путешественник, он боле не летает -
Со слипшимися перьями какой уж тут полет!
Один козел-матрос цыгаркой поджигает
Его залипший клюв, другой при этом ржет.
Бедняга-альбатрос стал жертвой идиотов,
Загадивших планету на долгие века.
И обречен он жить на нефтяных болотах,
На свалках и помойках, заложник бардака!32

ИРОНИЯ НАД ТАБУ

Часто она проявляется в том, что читателям предлагается неожиданный взгляд на серьезные проблемы. Кроме того, это прекрасная возможность передразнить мании журналистов. Посмотрите, как это сделано в газете "Богос"33, где напечатано "сенсационное интервью" с Иисусом Христом:

"Иисус: Прежде всего, заткнитесь и зашейте рот! И никому не говорите, как вы меня нашли. О-кей? Договорились?

Корреспондент: Ну, разумеется! Мы никому ничего не скажем. Могу ли я задать тебе первый вопрос? Читая писание, которое нам рассказывает о тебе, Евангелие, мы заметили, что, по сути дела, в твоем отрочестве и в твоей юности ничего такого особенного не было. Между твоим бегством в 12 лет и моментом, когда ты стал заниматься делом - большой пробел… Иисус: Прежде всего, по поводу вышесказанного бегства. Дело в том, что мы со всей семьей и кучей другого народа из Назарета, моей деревушки, пришли в Иерусалим. Чтобы отпраздновать Пасху. Это был суперпраздник, я бы даже сказал, это был Праздник с большой буквы. Полно народу, окружение, обстановочка - супер! Мы с приятелями остались в Иерусалиме, в иерусалимском храме, чтобы немного подзаработать. Они в момент догадались, что я и не думал возвращаться. Паника. Они быстренько назад - и опять ко мне. Классическая разборка. Я им говорю: "Да все нормально! Просто у меня своя дорога". Они ничего не поняли, я думаю. Ведь родители, естественно, вообразили, что ты им принадлежишь полностью до того момента, когда начинаешь говорить: "Я хочу жить своей жизнью и делать так, как я это понимаю". На этом инцидент был исчерпан. И мы без проблем вернулись в Назарет".

Корреспондент: Ты был хорошим учеником?

Иисус: Я был ни то, ни се. Просто знал то, что требовалось. Но и учителя у меня были такие, которых ничего не интересовало, кроме успеваемости. Честно говоря, это всегда мне действовало на нервы. Но этим я не хочу дискредитировать учение, учиться - это важно, и особенно важно - учиться думать. Ведь я всегда выступал за преподавание, основанное на повседневном жизненном опыте. И я часто говорил: "Жизнь не ограничивается лишь одной математикой".

ДИАЛОГ СО ВЗРОСЛЫМИ

Газета делает возможным диалог с людьми, которые часто недоступны для лицеистов. Это, в первую очередь, разного рода руководители системы образования, преподаватели, родители. Большинство газет, издаваемых подростками, содержат материалы, которые в дальнейшем помогают установить более доверительные взаимоотношения. Отметим, что эти новые отношения могут также исходить из "права ответа" от ответственного руководителя, как например, от директора коллежа в следующем отрывке.

"Право на ответ, предоставленное господину директору

Я знаю, подавляющему большинству учеников коллежа не нравится, что помещения и мебель часто находятся в ужасном состоянии. Но при этом они не могут понять, что есть ребята, которые получают удовольствие, когда разрушают и портят все вокруг, другие делают это безо всякой причины. Не стоило бы и говорить о том, что меня тоже не устраивает такое положение вещей, и что я был бы вполне удовлетворен, если бы чистота стала делом каждого, ибо каждый должен нести ответственность за то, что его окружает, так же, полагаю, как он делает это у себя дома.

Но для этого надо дозреть до понимания того, что коллеж - это немного ваш дом, что здесь вы проводите 8-10 часов каждый день. И что всё-таки интереснее жить и работать в приятной обстановке, а это, кстати, не требует слишком больших усилий, нужно всего лишь следовать простым правилам: не расписывать стены и столы, бросать бумаги только в корзины для мусора…

Следующее, о чем следовало бы сказать, это - о желании некоторых из вас организовать "тусовку", вечеринку в коллеже. Мой ответ: вам не следует и мечтать об этом, поскольку такого рода праздник можно провести и в другом месте, а вовсе не в стенах учебного заведения. С другой стороны, то, что происходит на подобных мероприятиях - с трудом поддается контролю, и я не смог бы взять на себя ответственность за происходящее. Напротив, если бы речь шла о вечерах с участием учителей или родителей, проводимых с целью собрать финансовые средства на путешествие или еще на какое-нибудь важное для коллежа дело, то мое отношение к этому было бы иным.

Директор коллежа г-н Бежо".

В основном, молодые журналисты представляют материалы с участием провизора лицея или директора коллежа в форме беседы с ними. Часто речь идет о яркой "личности" этого заведения, как в следующем примере, где, видимо, заместитель заведующего учебной частью привлекает своей сильной индивидуальностью.

"Интервью с г-ном Декире,

заместителем заведующего учебной частью

г-н М.: С какого времени вы работаете в лицее Мальро?

г-н Д.: С 1971-го.

г-н М.: И чем вы, в основном, занимаетесь?

г-н Д.: Я занимаюсь составлением расписания. Ну, а еще что… Ну, хорошо, помнишь, недавно один из наших учеников попал в аварию? И я должен был отправиться на место происшествия. Это также входит в мои обязанности. Я бы обошелся и без этого, но здесь я именно ради всего, что происходит в школьной жизни, в жизни коллектива нашего лицея. Как только возникает проблема, нужно ее решить, вот и все. Это к вопросу об ответственности.

г-н М.: А вам нравится ваша профессия?

г-н Д.: Если бы она мне не нравилась, меня бы здесь не было…

г-н М.: Вы не могли бы рассказать нам о своем детстве? Как вы прожили свои школьные годы? г-н Д.: У меня есть желание написать книгу про свою школьную жизнь. Этот период жизни кажется мне очень близким, я помню все, даже запахи. Мне сейчас 59 лет, а в школу я пошел в возрасте 6 лет. Это была школа-пансионат Ордена иезуитов. До третьего класса34 мы жили, в общем-то, тихо. То есть, мы мило говорили и обо всем, но никогда не предпринимали каких-либо действий. Это было время бездействия, униформы, ежедневной утренней мессы. Мы вставали в 5.30 каждое утро как летом, так и зимой. В 1933-35 годах мы жили в огромных дортуарах35, по 90 человек в каждом. На ночь все надевали ночные рубашки, но не пижаму. И у каждого был свой ночной горшок, "ночная ваза". Не знаю, в состоянии ли вы себе представить, как 90 обормотов одновременно писают в свои горшочки. Я вас умоляю - этот запах по утрам! У нас не было умывальников с кранами. У каждого имелся ночной столик с кувшином и тазиком. Не знаю, то ли нас хотели закалить духом и телом в суровых условиях, то ли это делалось в целях экономии, но мы никогда не могли согреться зимой. Нужно было разбить лед в тазу, чтобы умыться утром. А после мы шли на мессу…".

От беседы с директором до интервью с премьер-министром для журналистов из "Сатирикса" всего один шаг. Вот несколько отрывков.

"Беседа с Пьером Мессмером

Мы решили с первого захода преодолеть высокую планку. И потому наше первое интервью - это серьезный и решительный шаг. Мы попросили ответить на наши вопросы депутата и мэра города Сарбура, Премьер-министра с 1972 года по 1974 год

г-на Пьера Мессмера.

Важно подчеркнуть, что наш выбор никоим образом не связан с политикой, и кстати, мы всегда готовы пойти навстречу любым просьбам и откликнуться каждому, кто захочет высказать свое мнение на любом уровне, каким бы он ни был.

Но вернемся к беседе, которая состоялась прямо в кабинете г-на Мессмера. Вот вопросы, которые были заданы ему после того, как он признался в том, что имеет очень слабое представление о газете "Сатирикс", хотя и слышал о ней.

- Г-н Премьер-министр, не могли бы вы рассказать о самых забавных эпизодах из вашей школьной или студенческой жизни?

- Прежде всего, следует различать жизнь школьную и жизнь студенческую, которая была куда более свободной. Но я помню, как в лицее Карла Великого в Париже основное наше развлечение состояло в том, чтобы пошуметь на занятиях, поиздеваться над учителями. Мы издевались над ними хотя и вежливо, но сильно.

Так, у нас был один учитель математики, которому кто-то из наших прицепил на спину картонную куклу. Этот пример быстро был подхвачен и породил целый ряд соревнований в этом роде. Их особенность, с одной стороны, заключалась в особой сложности и высокой степени риска, а с другой стороны - в изощренности и изобретательности, доказательством которых такие действия и являлись.

- А вы-то сами принимали в них участие?

- Пару раз я попытался: первый раз удачно, а на второй раз провалился, в результате чего был наказан - оставлен без прогулки в четверг после обеда.

- Если бы вы были министром народного образования, какие бы шаги вы предприняли бы в первую очередь?

- Одно скажу точно: за последние 20 лет было проведено такое количество реформ, что самым мудрым будет тот министр, который будет меньше всего заниматься реформаторством. Ведь это же абсурд - все менять в таком бешенном ритме. Это приводит к глубокой дестабилизации, которая в последнее время, видимо, только начинает осознаваться" (выдержки из интервью). За неимением премьер-министра юные журналисты, очевидно, пытаются разыскать других известных людей, которые могли бы рассказать что-то интересное, сделать какое-нибудь сообщение, привести любопытные примеры. Так, например, профессор Леон Шварценберг был проинтервьюирован юными журналистами из газеты "Анаколуф".

"Вам слово, Леон А.: Что вы думаете о школе?

Л.Ш.: Меня всегда поражали как преимущества, так и недостатки школы. Достоинства, которые мне казались очевидными, это смесь типов, смесь различных социальных слоев, смесь разных религий, рас, происхождений, политических ориентаций, географической принадлежности (вкратце), то есть весь этот экстраординарный кипящий котел, каким всегда была публичная школа. Меня также всегда удивлял тот факт, что школа - это не только место превосходной культуры, позволяющее заняться самообразованием и самовоспитанием, но в то же время и место, где готовят противостоять трудным задачам бытия, то есть, где дают некоторые представления, формируют некую культуру и обучают некоторым техническим знаниям. Но одна вещь, как мне казалось, плохо соотносится с современной цивилизацией: чем лучше кто-либо из учеников владеет определенной дисциплиной, тем больше его по этой дисциплине пытаются продвинуть, тогда, как мне представляется, чем хуже ученик умеет бегать, тем больше его следует заставлять этим заниматься; чем меньше он понимает математику, тем больше надо заставлять его разбираться в ней; чем меньше он одарен в поэзии, тем больше надо побуждать его обучаться чувствовать ее; в то время, как сегодня стремятся развивать способности у тех, кто и так одарен в той или иной области. Иначе говоря, интерес образования заключается в том, чтобы развить способности, которыми вы не обладаете, и таким образом умножить знания в той сфере, к которой вы не имеете особой привязанности. Хорошо бы тем, кто ничего не знает о музыке, дать представление о великих композиторах, а вовсе не пытаться сделать из ребенка "пианистического акробата", который и так с рождения одарен" (выдержки из интервью).

ДИАЛОГ МЕЖДУ ЮНЫМИ

Если возможен такого рода диалог со взрослыми, то вполне естественно использовать такую возможность во взаимодействии между собой, особенно по вопросам, касающимся самой газеты:
"Дефис" № 436 - не понравился никому (что, впрочем, совершенно невозможно!) Разочарование в шестых классах

В конце последнего триместра в холле коллежа мы увидели большие плакаты, призывающие учеников 6-го раздобыть себе "Дефис" № 4, так как этот номер посвящен именно нам. Будучи глупыми и дисциплинированными, мы его купили. И каков сюрприз! Прочитав номер вдоль и поперек, мы заметили, что там нет ни единой статьи о шестых классах. Не было там и комиксов, которые мы нарисовали для газеты. Мы были абсолютно неудовлетворены, мы ожидали другого.

Е.Бийон - 6 "С" класс.

Разочарование в третьих классах

Пару дней назад стены коллежа были залеплены плакатами, заявлявшими, что вот-вот должен увидеть свет "Дефис" № 4. Все очень обрадовались, потому что своя газета в коллеже - это действительно событие! Итак, все поспешили приобрести свежий номер газеты, которая претендует на освещение жизни коллежа, так же как и жизни в коллеже, касающейся именно нас, и т.д. и т.п.! Итак, мы покупаем газету, держим ее в руках. Читаем, ищем, вновь читаем и перечитываем. И что же мы находим там о жизни коллежа? Ничего! Там нет ничего!.. Только лишь отражение зависимости учеников от учителей, чтобы написать свои статьи. Всего лишь лицемерие, ограничивающее свободу самовыражения. Тогда зачем такая газета? До каких пор наши статьи будут появляться там в невинном виде? Для чего тогда независимость, как не для того, чтобы говорить то, что мы считаем нужным сказать?

Ж.Франзен, З "А" класс.

Ответ редакции газеты

Ученикам 6-го класса:

Нет возможности публиковать все комиксы, которые нам были предложены. Следует их отбирать.

Ученику 3-го класса:

Публикация твоей статьи доказывает, что если у тебя есть необходимость, ты имеешь полную свободу для самовыражения. Но когда ты начнешь писать статьи вместо критических заметок? Когда ты примешь участие в верстке, тиражировании…?"

Трудность, таким образом, заключается в том, чтобы одним принять верную позицию по отношению к другим в таком сложном деле, как газета. Она и, в самом деле, предоставляет возможности для выражения самых разнообразных чувств. В особенности, когда затрагивается все то, что связано с любовными делами, как например, в следующем отрывке, где, кажется, противостоят друг другу понятия "нежность и секс":

"Довольно секса! Да здравствует нежность!

Просим прощения за обращение в такой форме, но, признайтесь, вас тоже раздражает это выставление напоказ интимной жизни в кино (я имею в виду фильм, который непосредственно нас затрагивает - "О нашей любви", режиссер М.Пиала) и обнаженные тела на афишах. Но мы, подростки, просто проповедуем нежность, ибо что есть любовь без нежности?

Карту Страны Нежности в корзину? После большой метлы 1968 года романтизм становится не более, чем странной манией старых "чувственных" поэтов. Действительно, теперь больше не говорят: "Я люблю тебя", вместо этого: "Я хочу тебя". Итак, с точки зрения телесной, возможно, наступило освобождение, но с точки зрения духа - так ли это на самом деле? Быть сентиментальным, влюбленным - такое, пожалуй, еще случается иногда, но об этом не принято говорить вслух из страха прослыть "бронтозавром", заблудившимся в войне звезд! Неужели мы и в самом деле лишь пленники, зажатые в тисках, именуемых обществом, охваченные все возрастающим желанием соперничества? Сможем ли мы сказать "стоп" этому призраку и вновь открыть для себя наши чувства?"
Статья, которая и, в самом деле, провоцирует дебаты!
"Ответ автору статьи "Довольно секса! Да здравствует нежность"

С огромным удовольствием прочитал твою статью, дорогой аноним: я оценил в ней ту трогательную нежность и некоторую простодушность, которых, к моему сожалению, я не нахожу больше у большинства моих друзей. Когда я говорю о простодушии, то это слово следует воспринимать в самом широком смысле. Уверяю тебя - не в целях критики, а скорее наоборот - что заголовок "Довольно секса" мне кажется слишком ребяческим, поскольку совершенно очевидно, (и я вовсе не боюсь ошибиться), что в этой области ты никогда не испытывал ничего, кроме онанизма сознания и оргазма рассудка. Это как если бы я, мужчина, стал рассуждать о страданиях во время родов - тогда, скорее всего, создалось бы впечатление, что мне не хватает жизненного опыта, истинно пережитого". Подобный диалог между подростками приводит к осознанию ролей, которые может играть каждый, прежде всего, внутри школьного сообщества, а это дает возможность развивать права учащихся. В газете шестиклассников, например, два юных журналиста так описывают функции классных делегатов:

"Делегаты от классов и их роль:

Как выбирают делегатов?

В коллеже от каждого класса выбирают делегатов. Для этого нужно голосовать. Поэтому ученики, желающие стать делегатом, как я, должны поднять руку. Учитель записывает их фамилии на доске, после этого ученики класса на листках отмечают фамилии тех, за кого голосуют. Затем два ученика собирают эти листки, произносят имя того, за кого проголосовали, и отмечают на доске, сколько голосов досталось каждому. Когда листков больше не остается, они смотрят, кому досталось больше всего голосов. Чтобы выбрать заместителей, надо проголосовать еще раз. Ну вот и два делегата от 6 "Е". Итак, если ребята хотят что-то изменить, то они сами должны сорганизоваться для этого дела. Таков смысл большинства статей: прежде всего - констатация, затем поиск необходимых средств для реализации своих замыслов, своих прав. В качестве примера выберем статью Оливье о наказании учеников:

"Нас наказывают, оставляя после уроков! Это правда?

Да, это существует. Вы прекрасно представляете себе, что такого рода наказание являлось частью репрессивной системы в начальной школе, а теперь перешло и в лицей. И в этом - ничего выдающегося. И в самом деле, согласно внутреннему распорядку лицея, администрация и воспитатели могут воспользоваться по своему усмотрению "временным задержанием". И ясно, что учителя не стесняются применять такое наказание через администрацию. Смешно задерживать учеников после уроков - это уменьшает наше время досуга, которое и так ограничено, поскольку распорядок дня довольно напряженный. К тому же, работа, которую заставляют делать (ведь совершенно исключено, чтобы мы могли работать для себя), совершенно бесполезна - она не проверяется и, как я предполагаю, лишь заполняет административную корзину…"

Но после констатации факта находятся и элементы решения проблемы:

"И все-таки нам есть, что сказать. Внутренний распорядок должен утверждаться голосованием на общем совете учреждения (конечно же, мы опасаемся сказать об этом вслух). Хотя мы и представляем в нем абсолютное меньшинство, тем не менее, мы можем предложить такие правила внутреннего распорядка, которые бы устраивали учеников (что не было сделано в прошлом году). Было бы интересно, если бы делегаты провели опрос в своих классах для того, чтобы предложить новые правила внутреннего распорядка на следующем административном совете. Возможно, это позволило бы уменьшить репрессии, свирепствующие сейчас в лицее. Давайте докажем, что мы не какая-то "безответственная молодежь" и что мы хотим жить своей собственной жизнью".

Таким образом, газета является средством, которое делает возможным диалог между подростками или со взрослыми.

Важной частью возникающего разговора становятся проблемы информации, журналистики, цензуры.

ИНФОРМАЦИЯ

По этому поводу существуют многочисленные статьи, обличающие "взрослую модель". В них часто констатируется факт манипуляции, например: "Право получать информацию или право передавать информацию? В настоящее время масс-медиа представляют собой мощную силу, оказывающую значительное влияние, однако эта сила часто используется не самым лучшим образом. Журналисты как щитом прикрываются этим пресловутым "правом на информацию", которое позволяет им открыть многие двери. Любой отказ перед лицом посланника прессы объявляется простым и абсолютным нарушением этого элементарного законного права, а следующим за этим вопль возмущения всех масс-медиа создает впечатление нарушения законности и может либо дискредитировать, либо поставить на место "отказника". Что же это - диктатура информации? Но не будем столь поспешны с выводами. Ведь французские масс-медиа предоставляют редкую для средств информации возможность одновременно объединять множественность (мнений, раскрываемых тем и т.п.) и единство вокруг потребности в информации; тем не менее можно лишь сожалеть об отсутствии четкой границы между правом на информацию, праздным любопытством и средством оказывать давление. Что можно подумать о манерах телевизионной съемочной группы, приехавшей к овдовевшей женщине спустя буквально несколько часов после смерти ее мужа, чтобы взять интервью по этому поводу и расспросить, какие чувства она испытывает? В данном случае за свое "право на информацию" сама информация расплачивается нарушением других прав. Конечно, это позволило обострить чувства людей по поводу некоторых проблем, таких, как например, проблема стран третьего мира, пролить свет на некоторые темные делишки или прийти на помощь обездоленным, но в этом все же было злоупотребление. Но настоящая опасность доведенной до крайности информации заключается в том, что она точно попадает в цель, в общество: и если статья "Я обвиняю" в газете "Орор" в конечном итоге привела к частичному пересмотру дела Дрейфуса37, то как оценить роль тех газет, которые вначале бросали, как камни, обвинения в адрес общественного мнения, вызвая тем самым настоящий шквал?" [7]. И эта тема ответственности появляется очень часто.

"Могут ли журналисты говорить абсолютно все?" - вопрошают юные журналисты из "Ланжевенской Газеты" [8]:

"Это была основная тема пресс-клуба, организованного нашим классом совместно с журналистами из газет "Ла Вуа дю Нор", "Нор Матэн", "Фреканс Нор" и "Реле". Тема широкая, но она имеет первостепенное значение как для нас, читателей, так и для журналистов, которые ежедневно пытаются найти ответ на этот вопрос. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание хотя бы на то, насколько охотно представители региональной прессы откликнулись на наш призыв. И мы очень благодарны им за это. "Хорошо ли говорить всю правду? Обладает ли журналист всеми правами, включая право на ошибку?"

Прежде всего, журналисты выполняют свои профессиональные обязанности: они должны информировать читателя. Но в то же время, считают юные журналисты, есть правила, которые нельзя нарушать: уважение свободы личности, защита собственных источников информации.

Но после того, как трудности информирования обозначены, приступают к осмыслению ситуации в школе. Как можно организовать информирование в школе? Почему там существует цензура? Разве взрослые в самом деле боятся детей? Вот ответ газеты "Взорвем-ка!": "Таков первый весенний цветок, который боится последних холодов и кажется таким хрупким. И, тем не менее, о нем говорят, его воспевают, из него делают зрелище. Свобода самовыражения, самовыражение свободы: для достижения цели требуются средства. Когда ничтожное меньшинство монополизирует слово и каналы его распространения, когда это меньшинство берет в свои руки и удерживает власть, свобода выражения в опасности! Лицеисты и лицеистки прекрасно понимают это. Почему занятия в 99% случаев монологичны? Почему в большинстве лицеев нет доски объявлений? Почему нужно ждать, пока станешь "взрослым" (это слово заставляет меня содрогнуться), чтобы воспользоваться своими правами? Молодежью манипулируют и в коммерческих, и в политических целях. Все больше и больше говорят о ее месте в обществе. Все больше и больше, так как боятся ее страхов, надежд, реакций, ее протестов и бунтов. И это общая тенденция: обо всем этом говорят в школе, но также на работе и в семьях…

Мы юные - и нас опоясывают условности общества.

Мы юные - и мы заключены в распускающийся бутон. Мы юные - и часто непонимаемые в своей семье. Мы юные - измордованные Школой, больные от болтовни, больные от этой пропасти между Школой и настоящей жизнью" (приведены фрагменты материала). И неизбежно разговор заходит о цензуре.

"Поговорим о цензуре

Есть ли такой лицеист, которому не расхваливали бы все добродетели демократических законов, управляющих нашим достопочтенным учебным заведением? В этой миссии сегодня, похоже, тщеславие администрации нашего коллежа не соответствует уровню этих законов. Прежде, чем дать разъяснения, позволим себе процитировать статью 19 Всеобщей Декларации прав человека, принятой в 1948 году: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ". Таким образом, некоторые лицеисты, охваченные добрым желанием (и оно действительно необходимо!), решили по-своему распорядиться этой свободой, предоставляя слово тем ученикам или сотрудникам лицея, кто пожелал бы им воспользоваться: в такой манере и действует газета "Металауга".

Но возникают законы и распоряжения, ограничивающие эту свободу и дающие право нашей администрации на цензуру в отношение всего, что должно появиться в недрах заведения. И в самом деле, предоставить слово учащимся, значит, идти на риск, риск внезапно увидеть рождение разрушительных идей, что возникают в маленьких, еще не сформировавшихся головках, которые не могут привести доказательства своей зрелости (будем брать пример с тех, кто старше нас: они считают разумным все то, что говорят и делают. Разве не так?)" ("Металауга"). Так, через дискуссии, через диалоги между подростками, через расспросы о праве на информацию, через этот иронический взгляд на мир взрослых постепенно вырисовывается обобщенный портрет юных журналистов: обеспокоенные тем, как включиться в сложный мир человеческих отношений, они прибегают к совершенно различной логике - главное, не делать так, как делают старшие, странности которых, часто в тактичной форме, юные осуждают. Итак, как же жить? Это вопрос, этот поиск своей идентичности присутствует во всех газетах. Его можно найти в разнообразных видах, в изучении юными самих себя, в их стихах, в их попытках выяснить, что же такое молодежь.

ИДЕНТИЧНОСТЬ

Прежде всего, что есть переходный подростковый возраст?

"Прочитав одну книгу, в которой обсуждались проблемы подросткового кризиса, и после того, как я сам испытал на себе этот кризис (как и все ребята моего возраста), мне захотелось описать этот период, представив себя подростком, столкнувшимся лицом к лицу со своими проблемами, попробовать воссоздать диалог ребенка со своей матерью.

Во время этой метаморфозы ребенок подвергается изменениям как физиологическим, так и психологическим; это наиважнейший этап жизни, когда созревает характер. И потому семейный климат отвергается подростком.

Он стоял перед зеркалом в растерянности. Он с тревогой вглядывался в свое лицо. Его черты искажены, а пушок над верхней губой и на щеках ввергал его в смущение. Он больше не решался смотреть на себя в зеркало, не решался больше говорить из страха, что будут посмеиваться над его слишком низким голосом. Он был недоволен собой, он не мог сразу привыкнуть к своему новому взрослому облику. Все дни напролет он рассматривал себя, обнаруживая ужасные недостатки в своей внешности, но старался успокоить себя, понимая, что переходит к новой стадии жизни. Он желал стать взрослым, мужчиной, сохранив при этом свою детскую внешность. Он не мог больше выносить это детское состояние и хотел бы перестать быть послушным и покорным как маленький, следуя выбору и морали родителей. Он отказывался от воскресных прогулок с мамой и папой, отстаивая право гулять вечером с друзьями. Все это уже надоело, и ему не терпелось самостоятельно отвечать за свои поступки, в полной мере прочувствовать те опасности, которыми полна жизнь, говорить со своим отцом, как мужчина с мужчиной, решать семейные проблемы и интересоваться политикой - поступать так, как делают взрослые" ("Сквозняк").

Это время потрясений, а иногда бегства, подобного тому, которое описала Сильви, возможно, для того, чтобы изгнать демона:

"Это сваливается на нас просто так, непонятно как: вдруг тебя одолевает желание бросить все. И вот приходит день, и ты уходишь. Куда? Никто в общем-то не понимает - там видно будет. Почему? Это еще непонятнее. Можешь по этому поводу найти массу объяснений, но чаще всего, все равно не знаешь - почему. В самом деле, зачем убегать? Дома, даже если и есть проблемы понимания с родителями, большие или меньшие - это зависит от семьи - все равно можно быть уверенным, что у тебя есть все. Тогда зачем убегать? Из желания начать новую жизнь, из-за необходимости утвердить свою независимость?

Ох уж эта независимость! Ведь нужно понять, какую цену придется заплатить за нее в конце. Первые дни после побега все прекрасно, ты, наконец, свободен, свободен вести такую жизнь, какую хочешь. Больше нет семейных противоречий. А потом, если тебя еще не вернули домой, дни проходят, и вместе с ними проходит первое очарование. Очень скоро необходимость кушать становится первейшей заботой. Можно дойти до того, что почти ни о чем больше и не думать, настолько все твое нутро кричит о голоде - ведь раньше ты привык получать такое количество пищи, которое было необходимо. А потом, когда уходят, то только с решением никогда больше не возвращаться. Одиночество становиться в тягость, контакт с встречающимися людьми установить очень трудно, так как они часто боятся неприятностей, которые может навлечь беглец. И необходимость вновь увидеть людей знакомых и любимых становится все сильнее" ("Сквозняк").

Но идентичность это также исследование традиций, особенно для молодых лицеисток из арабской общины:

"Статья "Быть женщиной в мусульманском мире", появившаяся в газете "Юный араб" № 2, нам показалась слишком категоричной и поверхностной в своем стремлении ограничить положение арабской женщины…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.057 с.)