Народный фронт и фронт детства (1936) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народный фронт и фронт детства (1936)



С 1925 года одной из ключевых идей движения "Современная школа" становится идея "самовыражения ребенка". Что же скрывается за словами "позволить детям самовыражаться"? Для педагогов это означало, прежде всего, очевидность того, что у детей и подростков есть потребность высказать что-то нам, взрослым. Самовыражение пробуждает движение, приводящее человека к самоосознанию, к раскрытию своей сущности в процессе высказывания. Именно в свободных текстах и рисунках и проявляется самовыражение ребенка, благодаря которому он познает себя. Легко предвидеть: логика такого открытия заметно продвигает мышление ребенка, поскольку он уже не просто собственность родителей и не просто маленькое существо, которое покорно заучивает и повторяет то, что объясняет учитель - ребенок мыслит и открывает себя себе. Фактически он становится в позицию равенства со взрослыми, и лишь власть, которой обладают родители, их стремление не допустить разделения этой власти не позволяют признать такое равенство. Отсюда поощрение свободного самовыражения ребенка, подростка, повышение его самоценности неизбежно ведет, раньше или позже, к пересмотру статуса детства и отрочества в обществе. Этот тезис, который мы находим уже в 1926 году в статье, опубликованной в газете "Ле Там" (от 4 июля 1926 г.), получит особый общественный резонанс в 1935-1936 гг. Френе представляет себе ребенка, пользующегося этим массовым порывом для того, чтобы бороться в рядах Народного Фронта. Народному Фронту должен соответствовать Фронт Детства.

Ромен Роллан, предполагаемый в роли почетного президента учредительного собрания Фронта Детства, Анри Барбюс, Ж.-Р.Блох [41] приветствуют инициативу Френе. Многочисленные организации, молодежные и профсоюзные, Лига прав человека принимают участие в разработке Хартии Фронта Детства. Однако Фронт Детства потерпел полный провал. Крупнейшие профсоюзы и политические партии фактически уклонились от поддержки Фронта. Но ведь то время являло бурные политические баталии, и на их фоне этот Фронт казался слишком малозначимым. Два соображения приходят на ум в связи с этими фактами.

Первое. В 1936 г. еще сложно было внедрить идею создания Фронта Детства в общественное сознание. Однако, даже если оставить в стороне профсоюзы и партии, идея могла бы быть реализована через широкие массы учителей. Но этого не произошло.

Второе. Если внимательно проследить изменения в содержании текстов учредительного собрания Фронта Детства, можно заметить, что требование признать статус детства и отрочества постепенно растворяется с каждой новой редакцией и подменяется требованием более сильной, более организованной власти взрослых педагогов, которые должны, по их мнению, представлять интересы детей. Окончательная редакция особенно интересна, поскольку она утверждает чрезвычайное усиление власти взрослых (в данном случае других партнеров движения Френе, которые участвовали в разработке Хартии).

В действительности все происходит так, как если бы самые богатые инновационные идеи Френе наталкивались бы на табу, часто неосознанное - власть взрослого.

Итак, идея самовыражения ребенка логически приводит к пересмотру его социального статуса. Иначе как объяснить практическое исчезновение этого требования в документах Фронта Детства? Несомненно, провал Фронта Детства находит свое объяснение в свете корпоративных интересов групп и ассоциаций, которые отнюдь не желали следовать примеру Френе и учителей Кооператива светского обучения15 в их слишком уж революционном стремлении изменить статус детства.

Значит, сверхзадача типографии в школе - изменение статуса детства и отрочества в обществе. Чтобы этого достичь, необходима поддержка родителей. Рассматривать типографию в школе как уникальную революционную методику - такая оценка может показаться, по крайней мере, сильно преувеличенной. В самом деле, можно оценить вклад этого средства лишь переходя в иное, магическое, мифическое измерение. В Испании, на арагонском фронте 20 августа 1937 года, в разгар войны несколько товарищей пишут Френе так: "Мы, учителя, последователи великого педагогического изобретения, каковым является Типография в школе, здесь, на арагонском фронте, боремся с фашистским врагом. Мы принадлежим к группе, которая основала Испанский Кооператив Методики Френе, и мы использовали эту методику в наших школах.

Мы уверяем Вас в том, что когда мы победим фашизм, все наше внимание будет обращено к школе, чтобы работать в полной безопасности, инициируя школьное творчество, которое предоставляет наша методика.

Мы убеждены, что Типография в школе - уникальная, революционная педагогическая техника, поскольку это единственное средство реализации активной школы труда".

Это, может быть, единственное свидетельство такого рода, написанное при трагических обстоятельствах (в тот же самый момент другой товарищ, Антонио Бенайгес был убит в своем классе), позволяет оценить то значение, которое придавалось типографии в школе, осмыслению целей, интуитивному ощущению возможности раскрепостить ребенка и, как следствие, раскрепостить человека.

Однако есть одна опасность: то, что еще вчера было запрещено, не должно стать сегодня, строго говоря, обязательным или даже настоятельно рекомендуемым. Ничто не может помешать неофиту, обращенному в новую веру, предать дух типографии в школе - в силу недопонимания или чрезмерного усердия. Здесь мы лишний раз обнаруживаем двойственность газеты в школе. Она может причиной или поводом для радикального изменения взгляда на ребенка, если деятельность учителя не направлена лишь на имитацию, на восторженное копирование взрослых газет. Последнее сродни обряду инициации, не лишенному, однако, привлекательности, где изобретательность ребенка, его возможности мыслить и действовать в рамках коллективно распределенной деятельности в классе заметно уменьшаются. И чтобы избежать подобных ошибок, Френе предлагает разворачивать процесс поэтапно.

МЕСТО ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ

"…Нельзя насильно и резко менять методику работы в школе - так можно наделать много грубых ошибок. Лучше вводить новые элементы постепенно.

Например, мы не ставим целью исключить из употребления учебники. Поскольку, если в ваших руках еще нет методики, которая позволит заменить их, в классе начнется неразбериха, бесполезная для учеников, да и для всего нашего движения. Но мы говорим: используйте печатный станок в школе, создавайте и пополняйте школьную картотеку, попробуйте использовать метод конференций. Постепенно вы почувствуете преимущества нашей живой методики над методикой использования учебников, а затем и их бесполезность… Вы будете использовать их все реже и реже, и в один прекрасный день заметите, что и вовсе перестали ими пользоваться…

…Итак, придерживайтесь правила: не разрушать имеющееся до того, как построите новое. Вводите в класс новые средства постепенно. И затем, шаг за шагом, следуйте нашим методическим указаниям. Желаемая революция совершится так, что ученики и школа пострадают в наименьшей степени от этих изменений" [42].

Для Френе очевидно, что рекомендации, разработанные в порядке эксперимента, должны превратиться в новые обязательные инструкции: "Министерские инструкции для нас больше, чем просто поддержка. Они имеют право быть, они должны быть нашей настольной книгой.

Они дают разъяснения как целиком, так и по отдельным пунктам программы о той деятельности, которую мы настойчиво, с упорством вели в течение вот уже 15 лет. Тем, кто иногда сомневается в искренности нашего порыва, они доказывают, что мы на верном пути, что мы не свернем с него, и что будущее покажет справедливость наших концепций. Несомненно одно: всегда нелегко быть первопроходцем" [43].

Несколько странная аргументация, поскольку Френе, считая себя "на верном пути", приводит в качестве доказательства тот факт, что министерские инструкции дают ему разъяснения!.. Вся эта противоречивость движения Френе заключается в стремлении, с одной стороны, "быть первопроходцем", а с другой - быть признанным официальными структурами управления образованием. Вторая мировая война приостановила все эти дебаты. Проведя некоторое время в заключении, Френе с 1941 г. начинает участвовать в подпольном движении. Всех учителей, так или иначе связанных с Френе, ждала суровая участь. Элиз Френе в своей книге "Рождение народной педагогики" (E.Freinet. Naissance d'une pйdagogie populaire) рассказывает о депортации, об исчезновении учителей на общем фоне "охоты на ведьм", поскольку все, имевшие отношение к печатному станку, типографии, по природе своей вызывали подозрение. В журнале "Л'Едюкатер" от 15 октября 1945 г. в статье, озаглавленной "Приспособиться или умереть", Френе постарается преодолеть весь этот упадок духа, начав заново всю организационную работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.005 с.)