Конец эпохи школьных типографий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конец эпохи школьных типографий



Пыл нескольких сот учителей, использующих печатный станок в школе, мало что меняет: на фоне профессиональных изменений, связанных с технологическим прогрессом, школьная газета, выпущенная в школьной типографии, выглядит сегодня безнадежно устаревшим средством. В ноябре 1975 г. Мишель-Эдуар Бертран подвел итог в специальном номере журнала движения Френе "Текник де ви", посвященном школьным газетам. Будучи ответственным за публикацию "Рабочих библиотек" - брошюрок объемом примерно в 30 страниц, затрагивающих разнообразные темы современного движения и полученных на основе анкет, проводимых ребятами в своих школьных газетах - М.-Э.Бертран высказывает следующее суждение: "Принимая 500-600 газет в год, невозможно запомнить каждую! Среди них примерно треть представляет собой нечто совершенно обыденное, посредственное, преходящее, скорее, обрядовое, банальное. В этой части имеется множество "аббераций", дефектов, т.е. газет, которые практически невозможно прочесть из-за технического брака, выпускаемых на листах разного формата (один лист - одного размера, другой из той же газеты - совершенно другого), иллюстрированных "рисунками различных марок шоколада или картинок нравоучительного, катехизисного порядка… Все это - результат использования плохой техники печати и наивное пренебрежение, несомненно, благими пожеланиями учителя" [47].

Среди остальных двух третей, более или менее достойных упоминания, можно заметить, что некоторые, "очень красивые", сделаны с помощью лимографа. Подборка позволяет проследить довольно часто встречающийся вариант эволюции газеты, выпускаемой сначала с помощью влажного камня, затем лимографа ("Изображение хотя и черно-белое, зато "читабельное"), и наконец, типографского станка с различными типографическими экспериментами. Тенденция использовать большой формат (21х29,7 см) подтверждает, что те, кто осмелился перейти к нему от меньшего (13,5х21 см), "несомненно были чувствительны к проблемам школьной газеты, ибо они заранее продумывали единство формы, содержания, способа подачи и роли этого средства" (Techniques de vie, № 17, novembre 1975, p.8, ed.CEL).

Но что касается четкости изображения, складывается впечатление, что эпоха печатного станка заканчивается.

В качестве примера возьмем проблему нанесения типографской краски: М.-Э.Бертран рекомендует всем уменьшить вдвое расход типографской краски. Почему? "В печатной, или точнее, в типографской мастерской - и это что-то вроде приобретенного рефлекса - всегда кладут краску в избытке (при офсетном способе, напротив, краску разводят водой). Другая серьезная проблема: выбор бумаги. Бумага не подходит - добавляют краски!"

Сегодня существуют другие способы печати: офсет, гелиография, ротапринт и т.д. Собственно типографский способ - теперь наименее употребляемый в профессиональной сфере: потому производители бумаги больше не продают или почти не продают бумагу для печатания типографским способом. Теперь поставляют тонкую, гладкую бумагу в рулонах, которая пригодна и для скоростной ротапринтной печати, и для офсета.

И лишь с большим трудом сейчас можно разыскать бумагу, пригодную для типографского способа печати. Конечно, Кооператив светского обучения (КСО) предлагает эту бумагу в своих каталогах. Но что можно сказать о способе печати, инфраструктура которого, в целом, достаточно слаба? Бумагу эту можно найти редко. КСО заказывает ее специально в подходящем формате. Но как только она исчезнет, эпоха школьных типографий закончится. Ей на смену приходят другие технические средства, в частности, "Макинтош"16 и телематические газеты17 или еще школьные радиостудии (как вариант газеты устной).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.005 с.)