Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материалы урока «суд праведный судите»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(По роману Альберта Лиханова «Непрощённая») О формулировке темы урока. Название пришло очень трудно: после прочтения книги несколько дней никак не могла определиться с ним, и помочь никто не мог (роман-то ещё не вышел!). Помогла герменевтика и строчка из романа: «Она лежала посреди кровати в чёрном платье, и в скрещённых руках была зажата маленькая картонная иконка Богородицы, именуемая «Утоли моя печали…». Больше об иконке ни слова не сказано. Вот здесь и явилась моя «точка непонимания», так важная для понимания всего текста! Человек я (наверное, к сожалению) невоцерквлённый и многих концептов, связанных с Церковью, тоже, к сожалению, не знаю и не понимаю. Вот и возник вопрос: «Почему именно эта икона выбрана писателем»? А следом – второй, уже закономерный вопрос: «Каково значение этой иконы?». Интернет дал ответ: молитва, слова которой написаны на свитке младенца Иисуса, которого бережно держит в своих ласковых руках Богородица, начинается словами: «Суд праведный судите…». Название урока найдено! А о самой иконе поговорим на уроке… http://www.myshared.ru/slide/493329/ http://www.openlesson.ru/?p=1705 таблица-бабочка Букатов (к вопросу о герменевтике). Образовательное пространство урока: условия прекрасно оборудованной библиотеки им. А. Лиханова – это возможность использования информационных технологий; сложность и спорность аргументации, присутствие автора произведения, людей разного возраста и статуса, диалоговый характер отношений, уважение собеседников, эстетика оформления урока, различные формы деятельности – всё способствовало самоопределению участников урока, эмоциональному и нравственному саморазвитию, возможности активного участия каждого в обсуждении проблемы.
О выборе технологии и формы урока: это публичный урок, то есть урок, главным содержанием которого являются важные для его участников темы, отвечающие вызовам времени. Технология интересна своим полилогом и теми личностными результатами, которые становятся руководством в будущем. Технология доступна всем педагогам, но требует полной душевной отдачи. Публика, как всегда, была весьма разнообразна – и по возрасту, и по социальному статусу (студенты, общественность, педагоги, родители, автор обсуждаемой книги, сотрудники библиотек и т.д.). Технология публичного урока описана в статьях авторского коллектива гимназии и авторских работах Бузанаковой Г.В. (с конкретными примерами, фактами, заданиями). Этапы работы с содержанием его книг нам кажутся сегодня уже закономерными. Предисловие (примерно за полгода до урока):разговор о важности глубокого прочтения книги – в среднем звене обязательна помощь родителей. Наедине с Книгой: проживание содержания книги – самостоятельное прочтение с выписками цитат, дневниковыми записями, составлением вопросов к тексту. Осмысление содержания – иллюстрирование, формулировка к урокам проблемных вопросов, вопрос – автору, создание электронных презентаций, других творческих работ (по выбору). Помощь учителя и родителей приветствуется. Активное участие в уроке. Послесловие ( продолжительность этого периода от года – до пяти лет)– создание рефлексивных отзывов об уроке, сочинения-отзывы о книге, исследовательские работы, выступления с ними перед различными аудиториями, дискуссии, дебаты (класс отлично владеет технологией проведения дебатов), написание статей в газеты, на гимназический сайт; участие в социально значимых акциях, конкурсах. (Так, урок «Будем милосердны» по повестям «Благие намерения» и «Никто» проводился в выпускном классе, поэтому его осмысление проходило в течение года, а с романом «Непрощённая» активная работа продолжалась четыре года). Наши публичные уроки нельзя измерить какой-то одной технологией: они включают элементы дебатов (очень интересная технология!), дискуссий, фронтальных беседы, проектной деятельности, творческих мастерских, элементы технологий критического мышления (методика «шести шляп»). Уроки носят исключительно интегративный характер. Конечно, это был и урок-диалог, и урок-дискуссия, так как слишком неоднозначно отношение к содержанию произведения и самим жизненным обстоятельствам, в которых довелось сделать сложный выбор (и не один) героине. Кроме того, была использована полюбившаяся нам методика «шести шляп», являющаяся одним из инструментов развития творческого мышления и удобным способом управлять мышлением и переключать его. Данная методика позволяет контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем. В процессе урока участники, выбирая определённого цвета шляпу, принимают на себя определённую роль, на которую данная шляпа указывает. Метод шести шляп – это попытка научиться уделять внимание разным аспектам мышления. В результате сочетание этих различных аспектов позволяет представить предмет обсуждения в полном объеме. Описание методики можно найти в разных профессиональных источниках, например, здесь: http://producm.ru/methods-of-searching-for-new-ideas/psychological-methods-of-activation-of-thinking/the-method-of-six-thinking-hats/: Образовательные результаты. Публичные (в нашем случае Лихановские уроки) - это всегда уроки жизни (проблематика предполагает это априори). Кроме того каждый получает опыт самоопределения, самоуважения, самооценки, самоидентификации, расширяет границы собственного знания, углубляет ценностную и морально-этическую сферы личности, ориентацию на выполнение морально-нравственных норм (личностные результаты). Умение сотрудничать с представителями разных поколений, социальных групп, работа с различными видами информации, аргументированно выстраивать собственное выступление, делать логические выводы… – весь набор метапредметных характеристик предоставляет данный урок. Предметные и метапредметные действия выполняются в гармонии.
Оформление урока 1. Музыкальное оформление: «Молитва старого монаха» в исполнении Юлии Славянской. Очень долго искала подходящую песню – и вдруг: …Помоги нам, Господь, веру вновь обрести, Слепоту побороть, свою душу спасти. Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти, Ты прости нас, Господь, ты прости… (Понравившийся клип можно выбрать в youtube. соm или создать собственный)
2. Эмоционально-образное оформление урока – «Дом духовных совершенств»: заполняется в конце урока: каждый участник урока создаёт собственный рефлексивный отклик и собственное видение, связанное с поступками героини.
3. Набор цитат о прощении (распечатаны)
ЦИТАТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Задание выбрать понравившуюся цитату, прокомментировать свой выбор · Все грешны, все прощения ждут. Да будет милостив ваш суд… · Простить – значит двигаться дальше. · Ошибается человек, а прощает лишь Бог. · Какое страдание сравнишь с этим: хочешь простить, стремишься простить – и знаешь, что это безнадежно, что простить нельзя, простить не смеешь. · А я пытаюсь понять (…) Понять и простить, или хотя бы понять, или хотя бы простить. Последнее – труднее всего. Иногда простить – вообще труднее всего на свете. · Если есть что-то непростительное на свете, так это неумение прощать. · Можно долго злиться на то, как все сложилось, можно ругаться и проклинать судьбу, но в конце пути нужно простить… · Есть грехи, которые Господь простить не захочет, но нет грехов, которых он не может простить. А значит, чего бы ты ни натворил, не строй на грехе гордыню, мол, – все равно мне прощения нет. Проси о нем. Не тебе судить, что будет прощено, а что – нет. · Уметь прощать – значит быть милосердным. · Любить – это значит прощать, · Простить – это дать надежду другому изменить положение вещей. · В словаре В. Даля «простить – сделать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать». · Прощение – примирение сердцем (В. Даль). · Евангелие призывает: «Бывайте же друг другу благи, прощающе друг другу, яко же и Бог во Христе простил есть вам». Примечание: данная работа может быть проделана как на этапе подхода к теме урока, так и на этапе рефлексии (можно предложить в качестве послесловия к уроку – домашнее сочинение-рассуждение по выбранной цитате)
Опорный конспект «Суд праведный судите» (заполняется в процессе дискуссии).
ТЕМА УРОКА «СУД ПРАВЕДНЫЙ СУДИТЕ…»
Ключевой вопрос ПРОСТИТЬ ИЛИ НЕ ПРОСТИТЬ (формулируется на уроке)
Вступительное слово учителя. Добрый день всем участникам встречи, которая проходит в рамках XXII общественно-педагогических Лихановских чтений «Духовный выбор в жизни и литературе». Ежегодные областные Лихановские чтения – это большое событие в общественной и культурной жизни города Кирова и всей области. Большое – потому что много людей участвует (вот здесь собрались и учащиеся, и педагоги, и общественность, и сотрудники библиотек, писатели). Большое – потому что на разных площадках: в библиотеках, школах, вузах обсуждаются важнейшие – большие – проблемы, которые касаются Детства. Какие это проблемы? (Детского чтения, взаимоотношения детей и взрослых, милосердного отношения к окружающим, проблемы социального сиротства). Я напомню названия прошлых Чтений, участниками которых мы с вами были: «Забота о семье – гарантия будущего» (2008 год) «Дети риска. Как им помочь?!» (2009 год) «Творческая судьба А. Лиханова: гражданина, писателя, защитника Детства» (2010 год) «Чтение как труд и как творчество» (2011год) «Дети Детского фонда» (2012 г од) Каждый год мы открываем для себя новые книги, новых собеседников – знакомимся с их мыслями, чувствами, суждениями, сравниваем со своими чувствами и мыслями – обогащаемся, растём… И вот новая встреча – и с новыми людьми, и с автором нового произведения, и, конечно, с новой книгой… Эмоциональный настрой задаёт «Молитва старого монаха» в исполнении Юлии Славянской (первый куплет) – См. видеоролик «Молитва старого монаха». Итак, роман, о котором пойдёт сегодня речь, называется «Непрощённая». Сегодня много гостей на уроке, и мой вопрос обращён ко всем: к тем, кто незнаком с содержанием, и к тем, кто уже прочитал роман:
– Когда вы услышали впервые название романа «Непрощённая», какие мысли, возникли у вас? О ком должна идти речь в произведении с таким названием?
Задание: В опорном конспекте запишите несколько основных вопросов, возникших при знакомстве с названием книги. (1-2 минуты). Проверим вместе. (ИТОГ - СЛАЙД С ВОПРОСАМИ)
Итак, кого-то за что-то когда-то почему-то не простили. Окончание – ая помогает нам понять, что это может быть девочка, девушка, женщина, старушка. Пожалуйста, выскажите свои предположения. Ответы участников. – Явно это кто-то женского рода: женщина, девушка. – Может быть, даже школьница – не прощена своими подругами за что-то. – Да, пожалуй, это может быть девочка-подросток, так как героями произведений Альберта Лиханова в основном являются дети и подростки. Это основная тема его творчества. – Итак, не прощена девочка (девушка, женщина, старушка). Возникает вопрос: какой нужно совершить грех, чтобы остаться без прощения? – Ну если речь идёт о подростках, то они достаточно часто могут быть жестоки и могут не простить даже какой-то нелепой случайности. – Это может быть измена, предательство любимого человека. – А одинаково ли вы спросите за одно и то же прегрешение с девочки и, к примеру, тридцатилетней женщины? – Смотря за что. – Конечно же, нет: взрослая женщина иначе оценивать должна свои поступки. Ребёнок многого не знает о тех трудностях, которые ему встречаются, и в силу этого незнания не всегда может правильно оценить ситуацию и принять правильное решение. – Что значит, по-вашему, простить? Ответьте на этот вопрос в ваших конспектах (одно предложение).
Наша героиня – девочка, Алёнушка. Что мы о ней знаем? (Кластер «АЛЁНУШКА»)
Индивидуальное задание и ответ на него: «Как автор относится к своей героине?» БРЫЗГАЛОВА КАТЯ И ОГОРЕЛЬЦЕВА ПОЛИНА (Автор А.А. Лиханов находится среди участников урока)
Нам предложили поразмышлять над вопросом: «Как автор относится к своей героине?» Ну, во-первых, начинается произведение с посвящения: «Посвящаю малолетним узникам фашистских концлагерей - погибшим и живым-тем, кто, не сумев противиться силе, одолел испытания, вынес неимоверное и остался Человеком. Посвящаю памяти Алены Сергеевны Никишиной, одной из них, судьба которой легла в основу этой истории». Он не просто рассказывает о судьбе малолетней узницы фашистского концлагеря, а посвящает повествование ее памяти; посвящать - имеет корень «свящ» («свят») – то есть, нам кажется, он очень сострадает её судьбе: конечно, она не святая, но то, что она пережила, заслуживает огромного внимания и осмысления. Во-вторых, автор оставляет своей героине имя прототипа, и не случайно. Это художественное произведение, автор может поменять имя, но он оставляет имя Алена. Аленушка звучит, как-то беззащитно, сразу сказка вспоминается. Но здесь далеко не сказка. Автор плачет над судьбой героини и всех детей, через чьи судьбы прошла война. У войны не женское, и уж тем более не детское имя. Хоть название романа «Непрощенная», автор, нам кажется, все равно прощает Алену за все: за то, что она оставила мертвую мать где-то на дороге, за то, что она вступила в связь с немцем, за то, что родила от него дочь, за то, что оставила дочь в Германии, оставила маленькую без матери. Автор на протяжении всего романа относится к Алене, как к маленькой девочке. Это выражается в обращении автора к героине: «Аленушка, девочка…». И даже то, что она пережила многое, в свои нежные годы стала женщиной, рано повзрослела, не повлияло на отношение автор к ней, он по-прежнему называет её «Аленушка». «Посторонним кажется, что красивому человеку все как будто бы легче делается: и жить, и пробиться к другим людям – с просьбой ли, с защитой ли от бедствия какого то, если требуется», - вообще-то можно сказать, что автор доказывает совершенно другое. Можно сказать, что автор восхищается любознательностью Аленушки: «Совсем не понимая музыку, Аленушка с восторгом слушала эти незнамо откуда являвшиеся звуки, и сердечко ее трепетало от неясного волнения». И даже под конец жизни её автор по-прежнему называет ласково - «Аленушка». В конце романа автор мудро замечает: «Вот только горе человеческое затушевать нельзя…». Мы согласны с ним. Горе Аленушки будет жить всегда, и даже после её смерти, и будет оно запечатлено в романе «Непрощённая», и каждый сможет ощутить, перенести в себе это горе».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.011 с.) |