Деятельность детско-взрослого сообщества в течение четырёх лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность детско-взрослого сообщества в течение четырёх лет



Истина – это не Знание,

а полнота видения мира и себя в мире

 Автору урока близка мысль, что нужно познать себя посредством взгляда на себя из внешнего мира: познай себя как участника мир, себя в мире, какие требования к тебе предъявляет мир. У нас часто однобоко идёт познания себя в мире: из двух направлений самопознания практикуется психофизическое - тесты, тесты, тесты…   

     Самоопределение, по мнению, Щедровицкого, внутри школы бесполезно, если нет социальной базы. И самоопределение – это не только и не столько выбор предметов по направлениям, сколько поиск себя вне учебного заведения

 

***

С «маленьким романом» А.А. Лиханова, имеющим документальную основу, у нас сложились особые отношения.

Во-первых, девятиклассники стали действительно первыми читателями этого небольшого по объёму, но очень серьёзного и трудного по содержанию произведения: мы вместе с родителями читали его в распечатках, так как книга в Кирове (и вообще в печати) появилась лишь непосредственно в дни Лихановских чтений «Духовный выбор в литературе и в жизни» (2013 год).

Во-вторых, что было важно, значимо и ответственно для всех: на уроке присутствовал автор произведения Альберт Анатольевич Лиханов, и мы имели возможность соотнести наше прочтение романа с авторским замыслом, узнав о нём непосредственно от писателя, имели возможность задать ему вопросы, услышать его комментарий к нашему видению замысла.

В-третьих, к моменту знакомства с романом, класс отлично владел методикой проведения дебатов и участия в городских, российских и международных форумах и турнирах, поэтому помимо урока «Суд праведный судите», состоявшегося во время Чтений, через год был проведён урок-дебаты «Простить или не простить?» для учителей литературы, участников всероссийского семинара «Реализация антропологического подхода к духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности».

В-четвёртых, была выполнена серьёзная исследовательская работа «Простить значит понять, или Герменевтика как способ чтения для себя», которая автором исследования Корчёмкиной Елизаветой представлялась и на родительских собраниях, и в работе гимназической королевской академии наук, и на городских, областных, всероссийских конкурсах юных исследователей, что явилось пропагандой для подростков Кирова, области и других регионов страны этого сложного произведения и вообще творчества А. Лиханова. Был выполнен прекрасный вариант стендового доклада в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к данному виду работы.

В-пятых, отзывы гимназистов о романе и уроке «Суд праведный судите» опубликованы в гимназической газете «На улице свободы», а затем – в журнале «Путеводная звезда», издаваемом Российским детским фондом.

В-шестых, уже в выпускном классе были написаны творческие работы высоко уровня, демонстрирующие понимание сложных жизненных явлений и ставшие победителями всероссийского конкура сочинений «Читаем Альберта Лиханова: книги об истинах, честности и победах».

И наконец, на финальных для нашего сообщества Лихановских чтениях «Русские мальчики» Альберта Лиханова: дни войны и дни мира», участниками которых мы стали уже одиннадцатиклассниками, произошла потрясающая встреча с бывшими малолетними узниками фашистских концлагерей, которая практически поставила точку в больном вопросе, простить или не простить героиню романа «Непрощённая».

 

Оформление урока

1. Музыкальное оформление: «Молитва старого монаха» в исполнении Юлии Славянской.

Очень долго искала подходящую песню – и вдруг:

…Помоги нам, Господь, веру вновь обрести,

Слепоту побороть, свою душу спасти.

Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти,

Ты прости нас, Господь, ты прости… 

 (Понравившийся клип можно выбрать в youtube. соm  или создать собственный)

 

2. Эмоционально-образное оформление урока – «Дом духовных совершенств»: заполняется в конце урока: каждый участник урока создаёт собственный рефлексивный отклик и собственное видение, связанное с поступками героини.

 

3. Набор цитат о прощении (распечатаны)

 

ЦИТАТЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Задание выбрать понравившуюся цитату, прокомментировать свой выбор

· Все грешны, все прощения ждут. Да будет милостив ваш суд…

· Простить – значит двигаться дальше.

· Ошибается человек, а прощает лишь Бог.

· Какое страдание сравнишь с этим: хочешь простить, стремишься простить – и знаешь, что это безнадежно, что простить нельзя, простить не смеешь.

·  А я пытаюсь понять (…) Понять и простить, или хотя бы понять, или хотя бы простить. Последнее – труднее всего. Иногда простить – вообще труднее всего на свете.

· Если есть что-то непростительное на свете, так это неумение прощать.

· Можно долго злиться на то, как все сложилось, можно ругаться и проклинать судьбу, но в конце пути нужно простить…

· Есть грехи, которые Господь простить не захочет, но нет грехов, которых он не может простить. А значит, чего бы ты ни натворил, не строй на грехе гордыню, мол, – все равно мне прощения нет. Проси о нем. Не тебе судить, что будет прощено, а что – нет.

· Уметь прощать – значит быть милосердным.

· Любить – это значит прощать,
Прощать – это понять,
Понять – это значит знать,
Знать – значит приблизиться к порогу мудрости. (Николай Рерих)

· Простить – это дать надежду другому изменить положение вещей.

· В словаре В. Даля «простить – сделать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».

· Прощение – примирение сердцем (В. Даль).

· Евангелие призывает: «Бывайте же друг другу благи, прощающе друг другу, яко же и Бог во Христе простил есть вам».

Примечание: данная работа может быть проделана как на этапе подхода к теме урока, так и на этапе рефлексии (можно предложить в качестве послесловия к уроку – домашнее сочинение-рассуждение по выбранной цитате)

 

Опорный конспект «Суд праведный судите» (заполняется в процессе дискуссии).

 

 

ТЕМА УРОКА «СУД ПРАВЕДНЫЙ СУДИТЕ…»

 

Ключевой вопрос

ПРОСТИТЬ ИЛИ НЕ ПРОСТИТЬ

(формулируется на уроке)

     
1. Вопросы, которые возникли (возникают) при чтении названия «маленького романа» А. Лиханова «Непрощённая». 1. 2. 3. 4. 5. 6.
2. Закончите предложение Простить –  
  3.     Кластер «Жизненный путь Алёнушки»
АЛЁНУШКА  

4. Работа с содержанием иконы «Утоли моя печали» и соотнесение содержания с судьбой героини.    
5. Как построить такой дом внутри себя, который бы стал домом совершенства? Что для этого необходимо человеку?      
6. Какие жизненные уроки  вынес из сегодняшней встречи?  
     

 

Вступительное слово учителя. Добрый день всем участникам встречи, которая проходит в рамках XXII общественно-педагогических Лихановских чтений «Духовный выбор в жизни и литературе». Ежегодные областные Лихановские чтения – это большое событие в общественной и культурной жизни города Кирова и всей области. Большое – потому что много людей участвует (вот здесь собрались и учащиеся, и педагоги, и общественность, и сотрудники библиотек, писатели). Большое – потому что на разных площадках:  в библиотеках, школах, вузах обсуждаются важнейшие – большие – проблемы, которые касаются Детства. Какие это проблемы? (Детского чтения, взаимоотношения детей и взрослых, милосердного отношения к окружающим, проблемы социального сиротства). Я напомню названия прошлых Чтений, участниками которых мы с вами были:

 «Забота о семье – гарантия будущего» (2008 год)

«Дети риска. Как им помочь?!» (2009 год)

 «Творческая судьба А. Лиханова: гражданина, писателя, защитника Детства» (2010 год)

 «Чтение как труд и как творчество» (2011год)

 «Дети Детского фонда» (2012 г од)

Каждый год мы открываем для себя новые книги, новых собеседников – знакомимся с их мыслями, чувствами, суждениями, сравниваем со своими чувствами и мыслями – обогащаемся, растём…

И вот новая встреча – и с новыми людьми, и с автором нового произведения, и, конечно, с новой книгой…

Эмоциональный настрой задаёт «Молитва старого монаха» в исполнении Юлии Славянской (первый куплет) – См. видеоролик «Молитва старого монаха».

Итак, роман, о котором пойдёт сегодня речь, называется «Непрощённая». Сегодня много гостей на уроке, и мой вопрос обращён ко всем: к тем, кто незнаком с содержанием, и к тем, кто уже прочитал роман:

 

  – Когда вы услышали впервые название романа «Непрощённая», какие мысли, возникли у вас? О ком должна идти речь в произведении с таким названием?

 

  Задание: В опорном конспекте запишите несколько основных вопросов, возникших при знакомстве с названием книги. (1-2 минуты). Проверим вместе. (ИТОГ - СЛАЙД С ВОПРОСАМИ)

 

 

 

Итак, кого-то за что-то когда-то почему-то не простили. Окончание – ая помогает нам понять, что это может быть девочка, девушка, женщина, старушка. Пожалуйста, выскажите свои предположения.

Ответы участников.

– Явно это кто-то женского рода: женщина, девушка.

– Может быть, даже школьница – не прощена своими подругами за что-то.

– Да, пожалуй, это может быть девочка-подросток, так как героями произведений Альберта Лиханова в основном являются дети и подростки. Это основная тема его творчества.

– Итак, не прощена девочка (девушка, женщина, старушка). Возникает вопрос: какой нужно совершить грех, чтобы остаться без прощения?

– Ну если речь идёт о подростках, то они достаточно часто могут быть жестоки и могут не простить даже какой-то нелепой случайности.

– Это может быть измена, предательство любимого человека.

 – А одинаково ли вы спросите за одно и то же прегрешение с девочки и, к примеру, тридцатилетней женщины?

– Смотря за что.

– Конечно же, нет: взрослая женщина иначе оценивать должна свои поступки. Ребёнок многого не знает о тех трудностях, которые ему встречаются, и в силу этого незнания не всегда может правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.

Что значит, по-вашему, простить? Ответьте на этот вопрос в ваших конспектах (одно предложение).

 

Наша героиня – девочка, Алёнушка. Что мы о ней знаем? (Кластер «АЛЁНУШКА»)

 

  3.     Кластер «Жизненный путь Алёнушки»
АЛЁНУШКА  


Индивидуальное задание и ответ на него: «Как автор относится к своей героине?»

БРЫЗГАЛОВА КАТЯ И ОГОРЕЛЬЦЕВА ПОЛИНА

(Автор А.А. Лиханов находится среди участников урока)

 

Нам предложили поразмышлять над вопросом: «Как автор относится к своей героине?»

Ну, во-первых, начинается произведение с посвящения: «Посвящаю малолетним узникам фашистских концлагерей - погибшим и живым-тем, кто, не сумев противиться силе, одолел испытания, вынес неимоверное и остался Человеком. Посвящаю памяти Алены Сергеевны Никишиной, одной из них, судьба которой легла в основу этой истории».

Он не просто рассказывает о судьбе малолетней узницы фашистского концлагеря, а посвящает повествование ее памяти; посвящать - имеет корень «свящ» («свят») – то есть, нам кажется, он очень сострадает её судьбе: конечно, она не святая, но то, что она пережила, заслуживает огромного внимания и осмысления. 

Во-вторых, автор оставляет своей героине имя прототипа, и не случайно. Это художественное произведение, автор может поменять имя, но он оставляет имя Алена. Аленушка звучит, как-то беззащитно, сразу сказка вспоминается. Но здесь далеко не сказка.

Автор плачет над судьбой героини и всех детей, через чьи судьбы прошла война. У войны не женское, и уж тем более не детское имя.

Хоть название романа «Непрощенная», автор, нам кажется, все равно прощает Алену за все: за то, что она оставила мертвую мать где-то на дороге, за то, что она вступила в связь с немцем, за то, что родила от него дочь, за то, что оставила дочь в Германии, оставила маленькую без матери.

Автор на протяжении всего романа относится к Алене, как к маленькой девочке. Это выражается в обращении автора к героине: «Аленушка, девочка…». И даже то, что она пережила многое, в свои нежные годы стала женщиной, рано повзрослела, не повлияло на отношение автор к ней, он по-прежнему называет её «Аленушка».

«Посторонним кажется, что красивому человеку все как будто бы легче делается: и жить, и пробиться к другим людям – с просьбой ли, с защитой ли от бедствия какого то, если требуется», - вообще-то можно сказать, что автор доказывает совершенно другое.

Можно сказать, что автор восхищается любознательностью Аленушки: «Совсем не понимая музыку, Аленушка с восторгом слушала эти незнамо откуда являвшиеся звуки, и сердечко ее трепетало от неясного волнения».

И даже под конец жизни её автор по-прежнему называет ласково - «Аленушка».

В конце романа автор мудро замечает: «Вот только горе человеческое затушевать нельзя…». Мы согласны с ним. Горе Аленушки будет жить всегда, и даже после её смерти, и будет оно запечатлено в романе «Непрощённая», и каждый сможет ощутить, перенести в себе это горе».

Афиширование

 Нагорную проповедь Господь заканчивает сравнением жизни человека с построением дома. В жизни человеческой разные бури совершенно неизбежны. Под ними надо понимать пожары, землетрясения, войны, неизлечимые болезни, смерть близкого человека. Они приходят неожиданно и сотрясают человеческую жизнь до основания. В один миг можно потерять всё: веру, семью, душевное равновесие. Как устоять во время испытаний? Как не предаться скорби, не впасть в отчаяние, в затворничество (так поступила Алёна)? Как остаться жить среди людей? В основе нашего разговора – судьба героини, Алёнушки. Но, знакомясь с её печальной судьбой, я думаю, каждый ставил перед собой свои вопросы, соотносил выбор героини с возможным собственным выбором – и не обязательно в таких жутких обстоятельствах. Книга написана, как мне кажется, ведь не только и не столько поведать о судьбе этой девочки, сколько заставить задуматься нас с вами - о наших поступках, о нашем умении прощать, о нашем понимании «Не суди – судим не будешь».

  Какие жизненные уроки вынес каждый из сегодняшней встречи?

Я подготовила несколько высказываний о прощении, которые, возможно, помогут вам в вашем размышлении – безусловно, в контексте сегодняшнего разговора.

Как построить такой дом внутри себя, который бы стал домом совершенства? Что для этого необходимо человеку? Две-три минутки на размышление.

Афиширование…

ГИМНАЗИСТЫ 9 «А» КЛАССА

БРЫЗГАЛОВА ЕКАТЕРИНА

«…С творчеством А.А. Лиханова наш класс знаком очень хорошо. Мы неоднократно участвовали в Лихановских чтениях. С «Непрощённой» я познакомилась совсем недавно, поэтому мне была интересна дискуссия, связанная с проблемами, поставленными писателем в новом его произведении: я могла выражать свою точку зрения и знакомиться с точкой зрения моих одноклассников.

… Алёнушка не смогла в течение всей дальнейшей (после войны) жизни обрести гармонию в своей душе. Научиться прощать окружающих можно только тогда, когда научился прощать себя. Мне понравилась мысль, прозвучавшая на уроке: «Нет такой вины, чтоб не было малейшего прощения».

Альберту Анатольевичу – огромное спасибо за творчество, за то, что он даёт нам почву для размышлений!

МАЛЫХ РОМАН

«…Книга заставила меня задуматься о судьбах тех людей, которые прошли через немецкие концлагеря. Книга меня затянула с первых страниц. Я вместе с героиней переживал каждый её нелёгкий выбор. Я не понимаю тех людей, которые были с Алёнушкой в одном бараке и осуждали её: если у неё был шанс выжить, а у других не было этого шанса, то почему девочку осуждать за то, что этот шанс у неё появился? Зависть? Обида?

А ещё я понял, что и среди немцев не все были фашистами... Мой прадед во время войны тоже попал в концлагерь, где у него случился аппендицит. Среди немцев оказался врач, который без обезболивания с помощью простых ниток и иголки и ножа сделал прадеду операцию и удалил аппендикс – спасибо ему, что мой прадед вернулся и дожил жизнь в мирное время. Я не считаю, что прадед должен был отказаться от помощи немца…».

ВИНОГОРОВА КСЕНИЯ

«…Читая роман «Непрощённая», я проживала всю историю вместе с героиней, я её прощала, потому что она моя ровесница. Ей выпала жестокая судьба, она делала вынужденный выбор. Я не представляю, что бы я делала в подобной ситуации. Но она выжила, хотя не нашла в себе сил простить себя.

 Альберт Анатольевич, мне нравятся Ваши книги, потому что Вы пишете о подростках, оказавшихся в трудных обстоятельствах, учите нас делать свой выбор».

 

КОРЧЁМКИНА ЕЛИЗАВЕТА

…При чтении произведения у меня возникло множество вопросов, на которые помог мне ответить наш урок.

На протяжении всей дискуссии мы искали ответ на вопрос: простить или не простить? С каждой минутой мы подбирались ближе к истине, скрытой между строчками книги. Главная ошибка Алёны, мне кажется, в том, что она ушла в себя, в затворничество. Трудно ответить на вопрос – почему: сама она виновата, время ли, в которое ей довелось жить. Вообще-то от самого человека, конечно, многое зависит, но ведь она ещё девочка, а спросить совета не у кого, опереться не на кого…

Из нашего обсуждения я извлекла несколько уроков… Это был очередной урок милосердия, где мы учились понимать других и прощать. Прощать – это значить двигаться вперёд».

КОНОВАЛОВА ВАЛЕРИЯ

  «Уважаемый Альберт Анатольевич, спасибо Вам за Ваше творчество! Я была рада с Вами познакомиться, спасибо за этот урок! Когда я читала книгу, меня одолевали разные чувства, как будто я была Алёнушкой: я переживала всё, что происходило с Алёнушкой и жила бок-о-бок с главной героиней. Честно признаюсь, читала «Непрощённую» очень долго, потому что на каждом важном моменте я останавливалась и думала, как бы я поступила в данной ситуации. Безусловно, «Непрощённая» оставила неизгладимый отпечаток в моём сознании.

   После прочтения книги я даже пересмотрела свои взгляды на некоторые вещи… Много интересных книг, но полезные книги нужно долго искать. Я такую книгу нашла».

ТЕСТОЕДОВА АНАСТАСИЯ

 «Уважаемый Альберт Анатольевич! Спасибо Вам за книгу, которая мне открыла новые жизненные правила, стала духовным уроком, заставила ещё раз задуматься о тех ужасах, которые происходили во время второй мировой войны, о милосердии и прощении, о совести и выборе. Кажется, «Непрощённая – это безграничная книга: сколько ни задумываешься, всё приходишь к чему-то новому.

Спасибо за Ваши книги, помогающие нам духовно самосовершенствоваться, касающиеся таких важных на сегодняшний момент тем, как сострадание и милосердие. Спасибо за то, что вы понятным слогом задеваете важные струны моей души и душ моих сверстников.

И отдельное спасибо за подробный рассказ на нашем уроке – о фактах, которые легли в основу повествования».

 

ПАЛЕЙ МИЛАНА

 «Книги можно обсуждать бесконечно. Рассматривать до мельчайшей детали, чуть ли не под микроскопом изучая структуру и слог, рассматривая персонажей и с этой, и с другой стороны, делая всё новые и новые выводы, «вычитывая» новые и новые конфликтные ситуации…

К сожалению, наша «бесконечность» на Лихановских чтениях, уже двенадцатых, прошу заметить, была ограничена всего-то двумя часами, посвящёнными новому «маленькому роману» писателя А.А. Лиханова, который называется «Непрощённая». Однако какими двумя часами! Мы анализировали, сопоставляли факты и наше личное мнение, делали общие выводы, спорили, но именно в спорах рождается истина. А самое главное то, что мы услышали и авторские мысли, и его мнение, приближаясь к пониманию произведения ещё чуть ближе.

К примеру, лично мне запомнилась мысль А. Лиханова о том, что, собственно говоря, выбор хоть и был, но вела эта альтернатива лишь к смерти. Да и на эти развилки вставала не она сама – её к ним приводили обстоятельства. Действительно, хоть мы и можем рассуждать о том, что выбор есть всегда, выход есть из любой ситуации, в данном случаи в этой, «книге о смерти», выход только один – в то, что выше жизни, но не дороже её…

Перед нами стояло целое множество вопросов, на которые даже не все зрелые и видавшие многое в жизни люди смогли дать точный ответ, а то и вовсе затруднялись с ним. Что такое прощение? Всегда ли есть выход? Как бы мы поступили на месте главной героини произведения? Кем же не прощена Алёнушка? И конечно же, самый главный: «Простить или не простить?» Вокруг этого вопроса, в общем-то, и выстраивалась вся структура урока. Внимательно наблюдая за жизнью героини, за её отношениями с встретившимися ей на жизненном пути людьми, за тем, как не по годам быстро взрослеет юная Никишина, мы постоянно встречались с переломными моментами в её судьбе, своеобразными развилками. Пойдёшь туда – то узнаешь, а пойдёшь в другую сторону – этого отведаешь.

В конечном итоге, все мы пришли к разным заключениям: ведь сколько людей, столько и мнений. Некоторые сочли её непрощённой обществом, в котором она находилась. Другие посчитали, что не простила её жизнь. Третьи – что не простила война. И ко всем этим выводам есть неоспоримые факты, взятые из текста, но, всё же, мне, кажется, как и подавляющему большинству, что в первую очередь Непрощённая не простила сама себя, что и стало ключевым решением в её жизни.

Вообще после этого урока, я не только увидела в произведении А.Лиханова многое, чего раньше не замечала, но и стала относиться к уже знакомому тексту иначе.

Прощать или не прощать Алёнушку – пожалуй, это вопрос, на который нет             определённого ответа. Если мы встанем на позицию главной героини, – несомненно.         Если мы встанем на позицию узников концлагеря, – противоречиво. Так пускай же этот вопрос так и останется открытым для прочих читателей, пусть натолкнёт их на рассуждения и подтолкнёт к мышлению. Ведь в этом состоит основная роль литературы: задевать за живое, за что-то такое, за что необходимо разуму человеческому.

ВОРОНОВА РОССА

«Уважаемый Альберт Анатольевич! Большое Вам спасибо за Ваши книги! Признаюсь честно, что вообще чтение любить я начала после того, как мне в руки попалась Ваша книга «Мальчик и девочка». А вот сейчас – новая книга – «Непрощённая». Первое время я не могла найти подходящих слов, чтобы передать свои чувства.

Так получилось, что я читала эту книгу в поезде, и я представила себе, что этот поезд везёт нас в концлагерь… Я понимаю, что мне незнакомы и неведомы многие чувства, которые терзали людей во время войны, крошили душу выжившим. И именно за это я хочу Вам сказать спасибо – за то, что Вы открыли мне эти чувства, таким понятным языком рассказав о событиях, которые можно с уверенностью назвать самыми тяжёлыми в жизни человека.

Спасибо Вам за те мои слёзы сострадания, которые текли из моих глаз, когда я читала о сложнейшем выборе, который сделала Алёнушка… Спасибо, что Вы заставляете наши сердца плакать и учите быть милосердными…»

КОРЧЁМКИНА ЕЛИЗАВЕТА

 Уметь понять человека и простить его – очень важное качество человека. Жестокосердие не способствует улучшению жизни. Относиться к людям нужно так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе: понимать, прощать, сострадать, быть милосердным. Помнить, что жизнь может поставить любого в такие условия, когда и ему потребуются и сострадание, и милосердие, и понимание.

Я хочу поблагодарить А. А. Лиханова за книгу, которая заставляет мыслить, искать пути выхода из сложных жизненных ситуаций, не быть равнодушным.

 

 

Истина – это не Знание,

а полнота видения мира и себя в мире

 Автору урока близка мысль, что нужно познать себя посредством взгляда на себя из внешнего мира: познай себя как участника мир, себя в мире, какие требования к тебе предъявляет мир. У нас часто однобоко идёт познания себя в мире: из двух направлений самопознания практикуется психофизическое - тесты, тесты, тесты…   

     Самоопределение, по мнению, Щедровицкого, внутри школы бесполезно, если нет социальной базы. И самоопределение – это не только и не столько выбор предметов по направлениям, сколько поиск себя вне учебного заведения

 

***

С «маленьким романом» А.А. Лиханова, имеющим документальную основу, у нас сложились особые отношения.

Во-первых, девятиклассники стали действительно первыми читателями этого небольшого по объёму, но очень серьёзного и трудного по содержанию произведения: мы вместе с родителями читали его в распечатках, так как книга в Кирове (и вообще в печати) появилась лишь непосредственно в дни Лихановских чтений «Духовный выбор в литературе и в жизни» (2013 год).

Во-вторых, что было важно, значимо и ответственно для всех: на уроке присутствовал автор произведения Альберт Анатольевич Лиханов, и мы имели возможность соотнести наше прочтение романа с авторским замыслом, узнав о нём непосредственно от писателя, имели возможность задать ему вопросы, услышать его комментарий к нашему видению замысла.

В-третьих, к моменту знакомства с романом, класс отлично владел методикой проведения дебатов и участия в городских, российских и международных форумах и турнирах, поэтому помимо урока «Суд праведный судите», состоявшегося во время Чтений, через год был проведён урок-дебаты «Простить или не простить?» для учителей литературы, участников всероссийского семинара «Реализация антропологического подхода к духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности».

В-четвёртых, была выполнена серьёзная исследовательская работа «Простить значит понять, или Герменевтика как способ чтения для себя», которая автором исследования Корчёмкиной Елизаветой представлялась и на родительских собраниях, и в работе гимназической королевской академии наук, и на городских, областных, всероссийских конкурсах юных исследователей, что явилось пропагандой для подростков Кирова, области и других регионов страны этого сложного произведения и вообще творчества А. Лиханова. Был выполнен прекрасный вариант стендового доклада в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к данному виду работы.

В-пятых, отзывы гимназистов о романе и уроке «Суд праведный судите» опубликованы в гимназической газете «На улице свободы», а затем – в журнале «Путеводная звезда», издаваемом Российским детским фондом.

В-шестых, уже в выпускном классе были написаны творческие работы высоко уровня, демонстрирующие понимание сложных жизненных явлений и ставшие победителями всероссийского конкура сочинений «Читаем Альберта Лиханова: книги об истинах, честности и победах».

И наконец, на финальных для нашего сообщества Лихановских чтениях «Русские мальчики» Альберта Лиханова: дни войны и дни мира», участниками которых мы стали уже одиннадцатиклассниками, произошла потрясающая встреча с бывшими малолетними узниками фашистских концлагерей, которая практически поставила точку в больном вопросе, простить или не простить героиню романа «Непрощённая».

 

Деятельность детско-взрослого сообщества в течение четырёх лет

1. Родительское собрание: беседа с родителями об участии класса в областных общественно-педагогических чтениях, важности организации прочтения книги, помощи подросткам и учителю.

2. Распечатка романа и чтение его детьми и родителями.

3. Урок «Суд праведный судите»

4. Создание электронных презентаций-размышлений (авторская методика, описана в ряде педагогических изданий)..

5. Создание рефлексивных отзывов-впечатлений о романе и уроке.

6. Подготовка материалов к публикации впечатлений-размышлений на страницах гимназической газеты «На улице Свободы», на официальном сайте гимназии, в журнале «Путевая звезда», издаваемом Российским детским фондом.

7. Выполнение исследовательской работы «Простить - значит понять, или герменевтика как способ чтения для себя» и представление её на конкурсах всех уровней (Золотая медаль на Всероссийской научной конференции школьников «Открытие» в Ярославле)

8. Написание сочинений в рамках Всероссийского конкурса «Читаем А. Лиханова вместе: книги о честности….» - восемь победителей из класса.

9. Встреча с бывшими малолетними узниками фашистских концлагерей «Выжившие без всякой надежды» (См. фрагметны видеоматериалов).

10.  Уро –дебаты «Простить или не простить?» всероссийского семинара «Реализация антропологического подхода к духовно-нравственному воспитанию во внеурочной деятельности».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.107 с.)